Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 01:28, дипломная работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что, в современном мире существует очень большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов.
Введение 3
Глава 1. Возникновение християнства 6
1.1 Исторические условия становлення христианства 6
1.2 Религиозные истоки христианства 12
1.3 Влияние религий и различных мировоззрений на мир 21
Глава 2. Гендерный аспект религиозной идеологии и мифологии в христианстве 32
2.1 Статус женщины и мужчины в религиозной идеологии 32
2.2 Гендерный анализ национальных религий 41
2.3 Гендерный анализ античной мифологии 50
Заключение 54
Список литературы 57
Цинтия Эллер в работе "Жизнь в лоне богинь: феминистское спиритуальное движение в Америке” перечисляет принципы поклонения богиням, разработанные в женском сообществе. Создатели новой феминистской религии принимают в арсенал новой веры все, что, по их мнению, является безвредным для душевного самочувствия женщин и, напротив, способствует духовному исцелению. Одним из важных положений их этики является обожествление и одушевление природы, персонифицируемой в фигурах Матери-Земли, Матери Природы, Геи. Отсюда, одним из важных принципов новой религии, выступает экологичность сознания, призыв к здоровому образу жизни как следствию "оздоровления” мышления, синтезу духовного-душевного-телесного благополучия. В ряде случаев, акцент на экологии и "возвращении к природным ценностям” приводит к тому, что представительниц "новой феминистской религии” идентифицируют как участниц экологического движения, "религии экологии” или "экофеминизма”.
Одним
из главных принципов неоязычества
в женской спиритуальности
Кэрол Крист в статье "Символы Богинь и Боги в феминистской теологии” объясняет, что женщины нуждаются в широком функционировании феминистской символики и ее легитимация потому, что это пробуждает в женщинах ощущение собственной силы и независимости; утверждает право на экспрессию женского тела и жизненного цикла; репрезентирует в качестве позитивных ценностей желание и волю феминно-центрированной культуры. Кэрол Крист говорит о том, что, каждая из тех, кто желает поклоняться богиням, может избрать для себя одну из них, которая, по ее мнению, воплощает качество женской сущности, наиболее близкое ее самоощущению, и установить с Ней (Богиней) особенные, "личные” отношения41.
Одним
из главных положений
Различные взгляды существуют и на отношения феминистской теологии с официальной властью: часть феминисток оценивает создание новой религии как политическую акцию в контексте расширения других демократических прав и свобод, тогда как другие уверены, что вера должна быть отделена от политики. Большинство практикующих склоняется к мысли, что "женское спиритуальное движение”, не является "гендерно адресованным”, оно должно принимать на равных условиях всех представителей человеческой расы.
Феминистские
ритуалы достаточно эклектичны, что
рассматривается как их ценность,
творческая и инновационная особенность.
В таких группах религиозный
лидер часто отсутствует, либо лидерство
является сменным42.
Современный
человек окружен большим
Как
мы видим, христианство впитало в
себя множество древних религий,
при этом родилась новая универсальная
религия для всех слоев населения.
Христианство сформировало новые смыслы
природы и человеческого бытия.
В основе этих смыслов лежало оправдание
творчества и свободы человека, что
не могло не сказаться на всей европейской
истории. Конечно, вначале христианская
свобода реализовалась главным
образом в духовно-нравственной
сфере. Но затем она нашла себе
практическое поле для своего воплощения,
и стало выражаться в образовании
природы и общества, в построении
основ правового государства, уважающего
права и свободы человека. Сама
идея о неотъемлемых правах и свободах
человека могла появиться только
в христианской культуре. Христианство
сформировало новые смыслы природы
и человеческого бытия, которые
стимулировали развитие нового искусства,
стали основой
Феминистские
исследования религии убедительно
показывают, что гендерные конструкции,
существующие в культуре, выражаются
и сохраняются благодаря
Феминистские
теологи стремятся изменить традиционную
точку зрения на женский духовный
опыт в фундаментальных религиях
в сторону меньшего сексизма и
большей толерантности. Феминистки
настаивают на необходимости гендерного
эгалитаризма в области религиозного
опыта, и на легализации таких
женских форм духовности, как поклонение
богиням, лесбийский иудаизм, христианские
практики черных "вуменисток", спиритуализме
и даже ведьмовстве, которые могут
выглядеть достаточно революционными
в глазах обывателя, однако представляются
необходимым этапом в развитие женского
самосознания. Феминистская теология
не является чем-то единым, она находится
в процессе формирования и во внутренней
дискуссии, претерпевая нападки со стороны
ортодоксальных приверженцев религии
и феминистского наиболее радикального
крыла, требующего создания принципиально
новой женской религии, "женской спиритуальности",
так как патриархатный монотеизм не способен
удовлетворять потребности женщин. Развитие
феминистской критики религии находится
в тесной связи с ростом общественной
демократии в отношении прав и свобод
личности, и, следовательно, гендерной
комплиментарности в духовной сфере. Реабилитация
чувственности, телесности, полилогизма
желания и наслаждения способно расширить
не только возможности женской экспрессии,
но предложить и мужчинам, сторонникам
традиционной веры, пути более глубокого
понимания себя, своей роли в обществе
и установления более тесных контактов
как с Высшим Духовным Абсолютом, Космическим
Универсумом, Природной Духовностью, так
и собственной анимой мужчины, определяющей
гармонию внутреннего, духовно-душевно-телесного
самочувствия в мире44.