Религиозная идеология

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 01:28, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что, в современном мире существует очень большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Возникновение християнства 6

1.1 Исторические условия становлення христианства 6

1.2 Религиозные истоки христианства 12

1.3 Влияние религий и различных мировоззрений на мир 21

Глава 2. Гендерный аспект религиозной идеологии и мифологии в христианстве 32

2.1 Статус женщины и мужчины в религиозной идеологии 32

2.2 Гендерный анализ национальных религий 41

2.3 Гендерный анализ античной мифологии 50

Заключение 54

Список литературы 57

Работа содержит 1 файл

Диплом Религиозная идеология и мифология в хрестьянстве.docx

— 110.52 Кб (Скачать)

     Цинтия  Эллер в работе "Жизнь в лоне богинь: феминистское спиритуальное  движение в Америке” перечисляет  принципы поклонения богиням, разработанные  в женском сообществе. Создатели  новой феминистской религии принимают  в арсенал новой веры все, что, по их мнению, является безвредным для  душевного самочувствия женщин и, напротив, способствует духовному исцелению. Одним из важных положений их этики  является обожествление и одушевление  природы, персонифицируемой в фигурах Матери-Земли, Матери Природы, Геи. Отсюда, одним из важных принципов новой религии, выступает экологичность сознания, призыв к здоровому образу жизни как следствию "оздоровления” мышления, синтезу духовного-душевного-телесного благополучия. В ряде случаев, акцент на экологии и "возвращении к природным ценностям” приводит к тому, что представительниц "новой феминистской религии” идентифицируют как участниц экологического движения, "религии экологии” или "экофеминизма”.

     Одним из главных принципов неоязычества в женской спиритуальности является "религиозная терпимость”, которая  означает признание права каждого  человека (или группы) формировать  свою духовную идентичность собственным, возможно, отличным от традиционного, путем.

     Кэрол Крист в статье "Символы Богинь и Боги в феминистской теологии”  объясняет, что женщины нуждаются  в широком функционировании феминистской символики и ее легитимация потому, что это пробуждает в женщинах ощущение собственной силы и независимости; утверждает право на экспрессию женского тела и жизненного цикла; репрезентирует в качестве позитивных ценностей  желание и волю феминно-центрированной культуры. Кэрол Крист говорит  о том, что, каждая из тех, кто желает поклоняться богиням, может избрать  для себя одну из них, которая, по ее мнению, воплощает качество женской  сущности, наиболее близкое ее самоощущению, и установить с Ней (Богиней) особенные, "личные” отношения41.

     Одним из главных положений феминистского  нео-язычества является децентрализация  Абсолюта и передание важных функций "периферии”: богини не имеют иерархии, подобно ступеням социального мироустройства в греко-римской мифологии, следовательно, группы поклоняющихся богиням, которые  обычно маленькие и независимые, также избавлены от этого..

     Различные взгляды существуют и на отношения  феминистской теологии с официальной  властью: часть феминисток оценивает  создание новой религии как политическую акцию в контексте расширения других демократических прав и свобод, тогда как другие уверены, что  вера должна быть отделена от политики. Большинство практикующих склоняется к мысли, что "женское спиритуальное  движение”, не является "гендерно адресованным”, оно должно принимать на равных условиях всех представителей человеческой расы.

     Феминистские  ритуалы достаточно эклектичны, что  рассматривается как их ценность, творческая и инновационная особенность. В таких группах религиозный  лидер часто отсутствует, либо лидерство  является сменным42. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Современный человек окружен большим количеством  разнообразных вер и идеологий, но все они могут быть объединены вокруг двух основных мировоззрений: религии  и атеизма. Третье, часто называемое агностицизмом, по существу не может  претендовать на мировоззренческий  статус, поскольку в принципе отрицает за человеком возможность познания таких мировоззренческих реалий, как бытие Бога, души, бессмертие личности, природы добра и зла, истины и др.

     Как мы видим, христианство впитало в  себя множество древних религий, при этом родилась новая универсальная  религия для всех слоев населения. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что  не могло не сказаться на всей европейской  истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовалась главным  образом в духовно-нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения, и стало выражаться в образовании  природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы  и человеческого бытия, которые  стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного  и гуманитарного познания. Мы не имели бы знакомо нам европейского искусства без характерного для  христианства внимания к человеческой душе, ее самых сокровенных внутренних переживаний. «Исповедальность» европейского искусства есть качество, сформированное христианкой духовностью. Без этого  обостренного внимания человека к своей  личности не было бы знакомых нам гуманитарных наук. Сама идея о том, что существование  мира и человека есть восходящий исторический процесс (а не просто чередование космических циклов) пришла к нам от христианства43.

     Феминистские  исследования религии убедительно  показывают, что гендерные конструкции, существующие в культуре, выражаются и сохраняются благодаря культовым  мифам, системам веры и ритуальным практикам. Мифы о происхождении мира архетипизируют гендерные позиции как "изначально данные”, фиксируя "подчиненность” женщины как ее "естественное предназначение”, а не социальную обусловленность. Специфика морального поведения  и общественного сознания в современной  культуре также формируется с  учетом той гендерной этики, которая  содержится в религиозных постулатах превалирующей веры Патриархат монополизировал "право на духовность” через  внедрение в массы маскулинных  религиозных ценностей и ограничивая  доступ женщин к публичным каналам  веры. Женская активность в течение  многих лет ограничивалась, а определение  сексуального желания как "нечистого” и "опасного” выводило его за пределы культурной легитимации. Женская  духовность только в конце XX века начала осознаваться как феномен, заслуживающий признания, изучения и социализации. Ни в одной из официально функционирующих систем веры прошлого и настоящего женщины н имели достаточных возможностей самовыражения, поэтому так важен нынешний этап открытия пространств духовности, которые женщины создавали в процессе культурной эволюции.

     Феминистские  теологи стремятся изменить традиционную точку зрения на женский духовный опыт в фундаментальных религиях в сторону меньшего сексизма и  большей толерантности. Феминистки настаивают на необходимости гендерного эгалитаризма в области религиозного опыта, и на легализации таких  женских форм духовности, как поклонение богиням, лесбийский иудаизм, христианские практики черных "вуменисток", спиритуализме  и даже ведьмовстве, которые могут  выглядеть достаточно революционными в глазах обывателя, однако представляются необходимым этапом в развитие женского самосознания. Феминистская теология не является чем-то единым, она находится в процессе формирования и во внутренней дискуссии, претерпевая нападки со стороны ортодоксальных приверженцев религии и феминистского наиболее радикального крыла, требующего создания принципиально новой женской религии, "женской спиритуальности", так как патриархатный монотеизм не способен удовлетворять потребности женщин. Развитие феминистской критики религии находится в тесной связи с ростом общественной демократии в отношении прав и свобод личности, и, следовательно, гендерной комплиментарности в духовной сфере. Реабилитация чувственности, телесности, полилогизма желания и наслаждения способно расширить не только возможности женской экспрессии, но предложить и мужчинам, сторонникам традиционной веры, пути более глубокого понимания себя, своей роли в обществе и установления более тесных контактов как с Высшим Духовным Абсолютом, Космическим Универсумом, Природной Духовностью, так и собственной анимой мужчины, определяющей гармонию внутреннего, духовно-душевно-телесного самочувствия в мире44. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. К.В. Кислюк, О.Н. Кучер "Религиоведение. Христианство."2003
  2. Брошюра «Существование Бога» - Казань: Новая редакция, 2000.
  3. И.С.Свенцицкая. Раннее христианство: страницы историй - М.: Политиздат, 2007.
  4. Христианство. М.: Торг. дом “Гранд”. 2008.
  5. История религии - М.: центр «Руник», 2001
  6. История России, 20 - начала 21 века: учебник для 11 кл. / А. А. Левандовский. - М. : Просвещение, 2005.
  7. «История России» Учебник- 2е изд., перераб. И доп./А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Т.А. Сивохина- М.:ТК ВЕЛБИ, изд-во Проспект,2003г.
  8. «История России» Учебник/ Р.А. Асланов, В.В. Керров, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова; под ред. В.В. Керова,-М.:2003г.
  9. Гараджа В. И. Религиоведение: Учеб. пособие. М., 2008.
  10. Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2007.
  11. Буганов В. И., Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. М., 2009.
  12. Ранович А. Б. Христианская идеология, организация христианской церкви. -- М., 2007.
  13. Никольский Н. М. История русской церкви. М., 2006.
  14. Бородай Ю. М. Пути становления национального единства (общий теологический корень христианских национальных культур) // Наш современник. 2007. № 1.
  15. Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1993.
  16. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. – М., 2006
  17. Воронина О.А. Гендер / Воронина О.А. // Словарь гендерных терминов. – М : Информация ХХІ век, 2002. – С. 20 – 24.
  18. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. / Кун Н.А. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 1995. – 480с.
  19. Каутский К. Происхождение христианства: пер. с нем. - М.: Политиздат, 1990. - 463с.
  20. Религоведение: учебн. пособие / М.Я. Ленсу, Я.С. Яскевич, В.В Кудрявцев и др.; Под ред. М.Я. Ленсу и др. 2-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2004. - 421 с. - (Серия «Социально-гуманитарное образование»)
  21. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. - Л.: Лениздат, 1988. - 334с.
  22. Донини А. У истоков христианства. М., 1979.
  23. «Введение христианства на Руси» Институт философии АН СССР; отв. Ред. А.Д. Сухов.-М.: Мысль, 1987
  24. Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси. Киев, 1989
  25. Христианство: Словарь. М., 1994.

Информация о работе Религиозная идеология