Если
несомненно присущая каждому человеку
способность говорить реализуется
только в условиях слуховых впечатлений
извне, то нет ничего удивительного
в том, что и природная способность
к религиозной жизнедеятельности
тоже реализуется только в условиях
восприятия извне соответствующих
впечатлений и идей, в том числе словесной
информации, зрительных образов, примеров
для подражания и т.п.
Все
эти виды религиозного воздействия
могут быть результативными для человека
в любом возрасте, однако наиболее эффективными
(как и всякие другие психологические
воздействия и влияния) они оказываются
в применении к детям: как известно, именно
в детском возрасте, буквально с первых
месяцев жизни человек усваивает наибольшее
количество информации, и именно в детском
возрасте формируются рациональные, эмоциональные
и волевые стороны личности.
Итак,
исходной причиной существования религии
следует признать волю Божью к
сотворению человека по образу и подобию
Божьему, что сделало его способным как
к восприятию и усвоению даруемого Богом
Откровения, так и активной реализации
Откровения в своей жизни, точнее в богопочитании
во всей его многогранности.
По
вхождении в этот мир у человека
уже в раннем детстве представления
об окружающих его предметах и
явлениях формируются в некоторую систему,
включающую множество взаимосвязей, подчиняющихся
основным закономерностям.
Из
этих взаимосвязей первично воспринимаются
и усваиваются (преимущественно на
подсознательном уровне) те, кои влияют
на самочувствие ребенка, способствуют
им или, наоборот, мешают удовлетворению
его потребностей, его насыщению, его потребности
в тепле. Как известно, наиболее ярко воспринимаются
негативные ощущения, боль, дискомфорт.
Голод, жажда, холод, сырость — вызывают,
как правило, реакцию ребенка в виде плача,
беспокойных, рефлекторных телодвижений.
Первая
закономерность, которую он очень
быстро интуитивно усваивает, это законы
ассоциативности и причинности.
Так, приближение к материнской груди
вызывает представление об удовольствии,
получаемом от процесса еды, а заунывная
колыбельная, повторение которой совпадает
с состоянием утомленности, ассоциируется
с рефлексом сна. Устранение дискомфорта
после плача вызывает подсознательное
усвоение, а потом запоминание причинной
связи между громким плачем и его позитивно
переживаемым следствием, будь то насыщение,
смена пеленок, возможность получить свободу
телодвижений или удовлетворение других
физиологических потребностей20.
Осознание
реальных взаимосвязей между впечатлениями,
являющимися результатом событий в среде
обитания, происходит много позднее и
нередко носит единично-случайный характер.
Так, если с действием силы земного притяжения
ребенок практически знакомится, впервые
уронив на пол игрушку, и продолжает испытывать
ее действие на себе при падениях, то свойство
огня причинять боль познается обычно
в результате личного опыта, однако случайного,
как правило, единичного и притом много
более позднего.
С
развитием ребенка у него создается
устойчивая презумпция причинности: сначала
интуитивно, а потом все более
осознанно он не только связывает
явления и факты с какими-то
причинами, следствием коих они в его сознании
являются, но и приобретает уверенность,
что определенные действия, поведут к
определенным результатам. Эта уверенность
лежит в основе собственной целесообразной
деятельности ребенка, способность к которой
возникает очень рано на инстинктивно-рефлекторном
уровне и которая, однако, с развитием
интеллекта все более осмысливается.
Имея
опыт болевого ощущения в результате
материнского шлепка, ребенок легко
усваивает причинно-следственную связь
между ударом и болевым ощущением, возникающим
как его следствие. Испытывая недовольство
поведением матери (которая, скажем, недостаточно
быстро реагирует на жалобы ребенка, не
устраняя его дискомфорта) и в какой-то
степени копируя действия матери, ребенок
«наказывает» ее, хлопая руками по лицу,
по рукам и как придется.
В
дальнейшем такое активное проявление
недовольства закрепляется как навык,
и ребенок, если со стороны родителей не
будут приняты меры, может вырасти драчуном,
а в перспективе и хулиганом. Подобных
примеров можно привести множество21.
Естественный,
можно сказать, насущный интерес
к причинно-следственным связям, наличие
коих обусловливает жизнеотправления
и условия существования ребенка,
к трех-четырехлетнему возрасту (а иногда
и раньше) перерастает в здоровую любознательность.
Ребенок
«засыпает» взрослых вопросами, т.е., пользуясь
усвоенными речевыми навыками, стремится
ускорить начавшийся с момента рождения
процесс сначала инстинктивно-рефлекторного,
а затем и сознательного познания окружающей
действительности. Наряду с вопросами
онтологического и семиотического порядка
(« Что это такое?», «Как это называется?»)
ребенок все чаще задает вопросы, ответы
на которые должны вскрыть в его представлениях
причинно-следственные связи между воспринимаемыми
им предметами и процессами.
Усвоив
как непреложную закономерность,
что окружающие его, главным образом
бытовые, предметы кем-то изготовлены,
нередко начинают существование прямо
на его глазах (простейшие игрушки, предметы
обихода, тот же электрический свет, включаемый
воздействием на выключатель), ребенок
постепенно переходит в своих вопросах
из бытовой сферы в сферу природных явлений,
спрашивая: «Кто сделал солнце?», «Как
держатся облака на небе?», иногда даже
— «Как я появился на свет?».
Подобного
рода вопросы, как легко понять, свидетельствуют
о достижении ребенком достаточной
зрелости, позволяющей ему воспринять
и усвоить в соответствующих
ответах положения мировоззренческого
характера. Нередко эти ответы надолго,
иногда на всю жизнь, определяют представления,
а впоследствии и убежденность ребенка
в метафизической сфере, т.е. определяют
его взгляды и представления на наличие
(или отсутствие) причины бытия окружающей
природы, на реальность (или иллюзорность)
духовного начала в нем самом и во всем
мире, на выходящую за пределы возможной
опытной проверки конечность (или бесконечность)
всего космоса, входящего в объем представлений
ребенка в виде воспринимаемых им природных
объектов (небо, земля, солнце, звезды,
горы, море, реки и т.д.)
Таким
образом формируется мировоззрение
ребенка, дополняемое, развиваемое
и закрепляемое в дальнейшем процессе
изучения естественных наук, литературы,
а в условиях религиозного воспитания
также сведений вероучительного характера22.
Наряду
с восприятием и усвоением
объектов окружающего мира во всей
их взаимосвязанности, ребенок с
самого раннего возраста проявляет
способность оценки всех явлений
окружающей действительности, в первую
очередь тех, которые непосредственно
на него воздействуют, вызывают, как отмечалось
выше, комфортное или дискомфортное состояние.
На
первых порах эта оценка имеет
биологически обусловленный эгоистический
характер:
- все, что
доставляет физическое удовлетворение,
устраняет болевые или просто дискомфортные
ощущения, оценивается позитивно;
- все, что
вызывает боль или дискомфорт, —
негативно.
Блаженный
Августин рассказывает, что, по его
наблюдениям, двое близнецов, помещенных
одновременно у материнской груди,
отталкивали друг друга, и в их
взглядах можно было усмотреть недовольство
и даже озлобленность.
В
дальнейшем биологический эгоизм ребенка
подпадает под действие ряда ограничивающих
его и противодействующих ему
факторов; таковыми являются требования
со стороны окружающих людей, прежде всего
со стороны родителей, все более осознаваемые
отрицательные последствия безудержного
удовлетворения своих желаний (например,
боли в животе в результате переедания),
ограничения, связанные с необходимостью
считаться с потребностью и желаниями
других детей, что в многодетных семьях
вступает в силу с самых первых дней жизни
ребенка, наконец, восприятие и усвоение
(это на сравнительно более позднем этапе
развития) определенных нравственных
норм, не только внушаемых, но и закрепляемых
навыками соответствующего поведения
(например, совершаемое сначала по инициативе
взрослых, а потом и самостоятельно угощение
членов семьи, гостей подаренными конфетами
и другими лакомствами, совместное пользование
игрушками и т.п.)
В
дальнейшем к этому присоединяется
восприятие и усвоение тех или
иных этических норм, внушаемых в
процессе нравственного воспитания.
Таковое может и должно осуществляться
в семье, в школе при помощи
соответствующей литературы, кинофильмов,
телевизионных передач и т.п.;
«может и должно», к сожалению, не
означает, что оно осуществляется
в каждом отдельном случае или
даже в большинстве случаев23.
Глава
2. Гендерный аспект
религиозной идеологии
и мифологии в христианстве
2.1
Статус женщины и мужчины
в религиозной идеологии
Переломным
этапом в истории культуры и, следовательно,
в трансформации отношения к
женскому началу стало христианство.
О новом – христианстве – соотношении
мужского начала и женского писал
Вячеслав Иванов в эссе «Древний ужас»:
«Христианство дало разрешение борьбе
полов. Мужское как Сын, женское
как Невеста, каждое действие как
брак Логоса и Души Мира, Земля как
Жена, стоящая на Луне и облеченная
в Солнце при встрече Жениха, -
вот символы раскрытой в христианстве
тайны о женском и мужском…».
В полной ли мере христианство «дало разрешение
борьбе полов» сложно судить, но вплоть
до ХVIII века женщине отводилось второстепенное
месть в христианской культуре Запада.
Она была Девой Марией, к которой обращались
за заступничеством перед лицом пугающего
«мужского» Бога (культ Мадонны в католичестве
считают отголоском культа Богини). Она
была Прекрасной Дамой для трубадуров
и труверов, которые использовали ее образ
и имя как поэтическую формулу, и для рыцарей,
которые сражались в ее честь в пределах
куртуазного канона. Она была Ведьмой,
которую сжигали на кострах инквизиции
и к которой обращались для составления
приворотных зелий. Она была Мистической
Розой или Душой Мира в оккультных учениях.
Но центром христианской философии и культуры
был Бог, Логос, Христос. Мужское и женское
начала не определялись знаками «плюс»
и «минус» так явно, как в язычестве, но
зато, в отличие от язычества, эти начала
уже не были равными: к женщине появилось
снисходительное отношение превосходящего
ее мужчины24.
Представительниц
«слабого» и «прекрасного» пола
полагалось защищать, ими можно было
восхищаться и их нельзя было допускать
до серьезных «мужских» дел.
Современные
исследователи единодушны в том,
что традиционные религии нивелируют
женский опыт Веры и потребности
женщин в религиозном самовыражении.
В каждой из мировых, или национальных
религий по сей день сохраняется целая
система взглядов, принижающих роль Женского:
от менструальных табу, согласно которым
женщина считается “нечистой” в определенные
дни (вплоть до того, что изгоняется в специальную
хижину - в архаических обществах, либо
не допускается в церковь - в христианстве)
до вербальных инвектив о греховности
и “вторичности” женщины (вследствие
ее “происхождения” из ребра Адама), запретах
на изучение женщинами священных текстов,
преподавание теологии и ведение службы.
Интерпретация Женского Тела как “сосуда
греха”, осуществляемой как
бы в противовес мужской “непорочности”,
не только отчуждает женщину от легальных
каналов духовности, но и потенциально
оправдывает негласно существующую в
обществе политику женской “виктимизации”,
которую Мери Дали, классик американского
феминизма, назвала “садо-мазохистским
ритуалом”. Символику такого “культурного
садо-мазохизма”, утвердившегося на базе
религиозных императивов, в течение многих
веков воплощали индийское сати, африканская
клитероктомия, китайское уродование
ступней, японское перетягивание груди;
т.д.
Вместе
с тем, сама религиозная история
содержит указания на то, что среди
первых христиан женщины занимали значительное
место, так в сюжеты Священного писания
вошли, на пример, Мария Магдалина, которая,
как повествуют все четыре евангелиста,
стала одной из самых преданных
последовательниц Христа. Именно ей первой
явился он после воскрешения (Мф 27,28; Мк
15,16; Лк 8,24; Ин 19,20). Другая Мария, жена Клиопа
и мать Иакова, присутствовала при воскресении
Христа (Мф 27,28; Мк 15,16). А к Марии, матери
Иоанна, после спасения из темницы приходит
Петр и застает в нем людей, молящихся
о нем, что является описанием одного из
первых молитвенных собраний, зафиксированных
в тексте (Лк. 24; Ин. 19; Деян 12). Еще одна известная
из Библии женщина, это - Лидия, торговка
багряницами, по понятиям того времени,
богатая предпринимательница, самостоятельно
ведущая торговые дела после смерти мужа.
Она принимает крещение от Павла и становится
во главе одной из первых в Европе
христианских общин (Деян. 16,40).
Аналогичная
ситуация складывается и в других
институциональных религиях. Индуизм
однозначно формулирует предназначение
женщины, как супруги и матери,
даже не имеющей права изучать
Веды, главная добродетель которой
- безусловное подчинение мужу25.