Религиозная идеология

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 01:28, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что, в современном мире существует очень большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Возникновение християнства 6

1.1 Исторические условия становлення христианства 6

1.2 Религиозные истоки христианства 12

1.3 Влияние религий и различных мировоззрений на мир 21

Глава 2. Гендерный аспект религиозной идеологии и мифологии в христианстве 32

2.1 Статус женщины и мужчины в религиозной идеологии 32

2.2 Гендерный анализ национальных религий 41

2.3 Гендерный анализ античной мифологии 50

Заключение 54

Список литературы 57

Работа содержит 1 файл

Диплом Религиозная идеология и мифология в хрестьянстве.docx

— 110.52 Кб (Скачать)

     Сати-ритуальное самосожжение индийских вдов после  смерти мужа – является наряду с  харакири одним из самых распространенных и широко известных видов религиозного самоубийства. Хотя сати юридически были запрещены в 1829 году, они продолжали осуществляться вплоть до последнего времени. Происхождение сати связывают  с мифом о гибели первой жены Шивы, Сати, которая согласно Вайяпуране, ради чести мужа бросилась в жертвенный костер и возродилась затем как  Парвати, вторая жена Шивы. В действительности, современные исследователи указывают, что в текстах Вед и патриархатных  законов Ману ничего не говорится  о сожжении вдов. Процедура обсуждения сати в дискурсе феминизма была открыта  Мари Дали в книге "Гин / Экология. Метаэтика радикального феминизма”. Сати, безусловно, воспроизводит формы  мышления традиционного фаллоцентризма, направленного на виктимизацию не только женского опыта, но самого её существования; чтобы "очиститься”, она должна погибнуть  – мог ли в ответ но подобную дискриминацию не зародиться индийский  феминизм?33

     На  протяжении тысячелетий религия  играла существенную роль в мировом  общественном развитии. Значительное влияние мировых и национальных религий на воспроизводство духовной сферы человечества сохраняется  и сегодня. Но развивающийся процесс  секуляризации общества способствует возникновению напряжения между теми, кто верит в Традицию и отстаивает Предание (ортодоксы), теми, кто пытается реформировать религиозные институции внутри самих институций (реформаторы) и теми, кто стремится изменить саму сущность религии (революционеры).

     Гендерология  рассматривает религию в ее отношении  к полоролевой дифференциации общества. Религия выступает одной из культурных практик, которая трансформирует биологический  пол, в культурные конструкты «мужественности» и «женственности». И они для  адептов религиозного сознания наделяются значением сакральности, непогрешимости. В этом смысле, религиозные институты  оформляют неравномерное распределение  властных ресурсов между полами и  способствуют их удержанию в системе  властных отношений и социальной иерархии34.

     Несмотря  на огромную разницу в культурных смыслах «интуитивистского Востока» и «логически мыслящего Запада», в рамках компаративистского (сравнительного) подхода можно обозначить проблематику гендерных стереотипов в мировых  религиях. Изучая место женщины в  религиозных институциях в традиционных религиях мы должны признать, что описание результатов исследований во многом будет зависеть от того, к какой  культурной традиции принадлежит сам  исследователь.

     С феминистской точки зрения исламский  мир жестко гендеризирован на мужской  и женский. Коран артикулирует свое отношение к женщине наиболее категорично, исчерпывающе, всесторонне  вторгаясь в семейно-брачные отношения  и описывая гендерные роли. В традиционном исламе женщина дискриминирована: «менструирующая» или «беременная». От контакта с  ней, тактильного или визуального, следует воздержаться. В женской  верности можно быть уверенным только в том случае, если женщина находится  в изоляции от других мужчин.

      Для мусульманина и мусульманки боговдохновенные книги являются источником представлений  о гендерном равенстве, о браке  и разводе, наследовании имущества, семье и продолжении рода. Для  мусульманки Коран остается священным  текстом, и она не может выступать  против полигамии, например, так как  это явление освящено авторитетом  Аллаха. Положение мусульманки в  общинах Северной Америки, Германии и других индустриальных стран отличается от положения ее сестер в Афганистане, Индонезии или Иране. В 70-х годах  на третьей волне феминизма возникло исламское движение женщин, рефлектирующее сложившиеся гендерные стереотипы в исламской цивилизации на почве  культурных традиций отдельных стран35.

     Большинство мусульманских феминисток не подвергают критике священные тексты, а ищут новые пути их прочтения. Это необходимо для того, чтобы бороться с восточными узаконенными сексистскими традициями. Одна из них, женское половое обрезание, практикуется в странах с исламским  большинством населения таких как, Египет, Судан, Сомали, Эфиопия, Кения, Чад, Африка в районе Сахары. Данная процедура заключается в удалении клитора и некоторых частей наружных женских половых органов и  по времени возникновения отсылает нас к временам фараонов в Египте. В патриархальном мире сексуальность  женщины принадлежит не ей, а роду, и в конечном счете управляется  отцом ее семейства. Обрезание, как  полагают верующие,  гарантирует  чистоту, целомудрие, минимизирует «сексуальный аппетит» женщин и таким образом  уменьшает вероятность позора для  семьи через прелюбодеяние. Вероятно по этой же причине, большое внимание в исламе уделяется вопросу о  так называемом «кодексе одежды»  исламской женщины. В Коране (24:31-32) мы узнаем, что верующая женщина  должна быть скромна. Это значит, что  она не может показать свое очарование, красоту и украшения, она должна тянуть химар (полотно) по своим грудям, закрывать волосы и уши специальным платком.  Во многих странах женщина должна носить хиджаб, специальное, свободного покроя платье, закрывающее ее от шеи до ног. В некоторых странах женщина обязана покрывать лицо, например, чадрой в Иране или беркой в Афганистане. В индустриальных странах, где не существует предписаний закона о религиозной одежде, ношение традиционной мусульманской одежды может рассматриваться многими исламскими женщинами как испытание веры или как возможность выразить  идентичность восточной женщины36.

     Феминизм  чужд традиционным ролям и функциям женщины  так же и в православии. Женщины активны в организации  благотворительности, религиозного образования  и хозяйственных вопросах церкви. Большинство православных женщин принимает  свое положение в церкви как предназначение воли свыше. Стремления к священству, столь ярко выраженное в движении женщин за «истинную природу» церкви на Западе, часто удивляют православных женщин. Это признак клерикализма и непонимания универсального священства, считают они, которое состоит в духовном приношении своих помыслов и деятельности Отцу через участие в Жертве, которую принёс Ему Сын. Возможно поэтому проблема рукоположения женщин в православной церкви не столь актуальна. Более актуальным является вопрос о восстановлении женского диаконата, который существовал в первые века христианства. Существуют чины рукоположения в диакониссы. Например, в Сирии в III веке, как об этом повествуют Апостольские наставления. В эпоху расцвета женского диаконата (IV-V век) рукоположение включало в себя и благословение (cheirothesis, хиротесия), и ординацию (cheirotonia, хиротония). Наиболее активны в этом вопросе сестры из греческой ортодоксальной церкви К. Фицжеральд (K. Fitzgerald), Т. Хопко (T. Hopko) и др.

     Женщина в современной православной мысли  – редкое явление. Феминистские богословы  ортодоксальной церкви разрознены и  больше участвуют в экуменическом  международном движении, нежели отстаивают свои позиции внутри своих церквей37.

     Специфично  положение женщины в иудаизме. Ортодоксальный иудаизм, лагерь «еврейства Торы» видит в феминизме религиозную проблему, вызванную проникновением в традиционную систему ценностей идей из чуждых ей источников, что во многом расходится с требованиями Галахи (Закона). Но иудаизм далеко не однороден. И в мире неортодоксального иудаизма женщины могут быть равинами и участвовать в общественном управлении. Кроме того, существует мощное движение лесбийского иудаизма. Н. Голденберг, Р. Гросс и другие теологи и практики  возрождают символику и культ матриархатных богинь. Революционное течение разрабатывает пантеистическую концепцию безличного Бога. Феминистские теологи-реформисты  пересматривают «женские истории» Ветхого завета, создавая историю безымянных женщин. В талмудической традиции, особенно  в Каббале, значительна роль образа Шехины, связанной с Хокмой-Софией. Шехина, тождественная с библейским Величием и Славой Божией, является свободным творением Бога, рассматривается как Мать мира и всех тварей, как «мудрость Соломона», «дом Божий», «собор Израиля», «небесная Донна», «Дева Света», одним словом – Вечноженственное. Каббала использует «женские» метафоры для описания Божественной сущности как рождающей, кормящей и растящей мир.

     Буддизм в отличие от ближневосточных  патриархальных религий не дискриминировал  женскую природу относительно высшей религиозной перспективы. Светское положение женщины в буддизме качественно отличается от положения  в христианстве или индуизме. Так  как буддизм является религией индивидуального духовного совершенства, а выход из колеса перерождений (Сансары) связан с прекращением активной деятельности в миру, то в таких вопросах как брак, развод, политические предпочтения  буддисты имеют мнение, основанное на Каноне, но оно не имеет вида обязательной силы или закона. Будда объявил универсальное учение, разработанное без учета кастовости или пола. Позднее был поднят вопрос, может ли женщина стать Буддой или Бодхисаттвой. Философская школа махаяны (широкий путь освобождения) ответила утвердительно. Правда, согласно учению абхидхармистов женщине требовалось вдвое больше усилий для обуздания аффективных проявлений. Учение предписывало монаху 250 правил, а монахине 500. А один из обетов явно дискриминировал женщину – о безукоснительном подчинении мужчине монаху независимо от его возраста и духовного авторитета. В современном мире наметилась тенденция к восстановлению древней традиции женского монашества. Считается, что бхикшу/бхикшуни (монашеская дисциплина) мужчины и женщины дает возможность гендерно не обусловленного контроля над сознанием, открывая тем самым в своей психике единое человеческое духовное качество. Однако в учении тхеравады считается, что отрицательная судьба человека имеет следствие следующего рождения его в виде женщины, поэтому, что бы достичь просветления сначала необходимо перерождение в теле  мужчины.

     Итак, проанализировав гендерные стереотипы традиционных религий, мы можем заключить, что с одной стороны патриархальная культура продуцирует иерархичность, дуализм тела и духа, и тем самым  определяет женщину в религии  через ту же систему, что и в  обществе – систему политических практик. С другой стороны исследования религиозного социума, как имеющего свои специфические черты в сравнении со светским (религиозное сознание, религиозные действия – культ), должно осуществляться на стыке гендерологии и религиоведения. Необходимо провести анализ гендерных аспектов в лоне сектологии, магии, оккультных наук в  связи с увеличением их роли в современном российском обществе. Связано ли это с аутентичным женским опытом, с секуляризацией общества или будут обнаружены другие представления по данному вопросу, все это должно стать предметом последующих гендерных исследований38. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Гендерный анализ античной мифологии

     Феминистские  исследовательницы приводят античную мифологию в ряду важнейших источников развития новой женской спиритуальности  и понимания гендерного конструирования  в традиционных религиях. Люс Иригарей считает, что в истоках многих мифов лежит проблема любви между  матерью и дочерью, и потеря дочери через ее уход к мужчине. История  о Деметре и Коре /Персефоне  демонстрирует, по мнению Иригарей, как  патриархальная эра пришедшая на смену матриархатным культам, стремится  сделать женщину ответственной  за соблазн мужчины, если он приводит к преступлению. Другой известный  миф повествует о наказании Антигоны за ее приверженность материнскому праву  и древним матриархатным обычаям. В древней мифологии, прошедшей  через "золотой период” расцвета греческого полисного государства, женские фигуры, имеющие хтоническое  происхождение и сохранившиеся  со времен женского доминирования, приобретают  статус чудовищ или "поверженных” противников, над которыми одерживают победу герои, воплощающие идеал  греческого "мачо” - Персей, Геракл, Одиссей. В известной книге "Гин /Экология” Мари Дали анализирует  образы женских тел Сциллы, Харибды, Химеры, Сфинкса, Медузы, Сирен и  утверждает, что мифологический ужас перед их архаическим могуществом  и свирепостью и вредом, который  они якобы могут нанести мужчине, отражает древний страх перед  женской сексуальностью и необходимостью его укрощения, который вылился  в позднейший христианский миф о  нечистоте женщин39.

     Феминистские  исследовательницы сегодня стремятся  возродить дохристианские верования, в которых они видят источники  формирования новой женской спиритуальности. Языческое благоговение перед природой, по мысли Розмари Рушер, представляется экологически продуктивным типом отношений  между человеком и естественным универсумом, а древние культы женских богинь и матриархатные мифы открывают перед женщинами широкие возможности для альтернативной патриархату, более целостной самоидентичности.

     В 1971 году вышла книга Элизабет Голд Девис "Первый пол”, в которой  она впервые сформулировала идею феминистской спиритуальности как  позволяющей женщинам осознать свою силу и создать собственные правила. Девис определила существующую историю  как "двести лет пропаганды” женской  недостаточности и, проанализировав  мифологию, археологию, литературу древности, показала, что все они "скрывают”  в своих недрах феминоцентрированное прошлое, которое она назвала "потерянной цивилизацией” человечества.Продолжили этот список работы Мерлин Стоун, Райан  Эйслер, Элинор Гадон, Джулиес Кашфорд, Энн Баринг, Марии Гимбумас. Феминистская практика поклонения богиням стремилась освободиться от дробящего мир дуализма патриархатных иудео-христианских религий и изменить их целостным  восприятием универсума, на котором  базировалось раннее язычество. Так  как формы древнего язычества  были утрачены как религиозная традиция, то их реконструировали посредством  анализа иудео - христианских и античных мифов, сохранившихся ритуалов северного  шаманизма, викки, витки, древнегерманской, древнескандинавской мифологии40.

Информация о работе Религиозная идеология