Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 01:28, дипломная работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что, в современном мире существует очень большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов.
Введение 3
Глава 1. Возникновение християнства 6
1.1 Исторические условия становлення христианства 6
1.2 Религиозные истоки христианства 12
1.3 Влияние религий и различных мировоззрений на мир 21
Глава 2. Гендерный аспект религиозной идеологии и мифологии в христианстве 32
2.1 Статус женщины и мужчины в религиозной идеологии 32
2.2 Гендерный анализ национальных религий 41
2.3 Гендерный анализ античной мифологии 50
Заключение 54
Список литературы 57
Сати-ритуальное
самосожжение индийских вдов после
смерти мужа – является наряду с
харакири одним из самых распространенных
и широко известных видов религиозного
самоубийства. Хотя сати юридически были
запрещены в 1829 году, они продолжали
осуществляться вплоть до последнего
времени. Происхождение сати связывают
с мифом о гибели первой жены Шивы,
Сати, которая согласно Вайяпуране,
ради чести мужа бросилась в жертвенный
костер и возродилась затем как
Парвати, вторая жена Шивы. В действительности,
современные исследователи
На протяжении тысячелетий религия играла существенную роль в мировом общественном развитии. Значительное влияние мировых и национальных религий на воспроизводство духовной сферы человечества сохраняется и сегодня. Но развивающийся процесс секуляризации общества способствует возникновению напряжения между теми, кто верит в Традицию и отстаивает Предание (ортодоксы), теми, кто пытается реформировать религиозные институции внутри самих институций (реформаторы) и теми, кто стремится изменить саму сущность религии (революционеры).
Гендерология
рассматривает религию в ее отношении
к полоролевой дифференциации общества.
Религия выступает одной из культурных
практик, которая трансформирует биологический
пол, в культурные конструкты «мужественности»
и «женственности». И они для
адептов религиозного сознания наделяются
значением сакральности, непогрешимости.
В этом смысле, религиозные институты
оформляют неравномерное
Несмотря
на огромную разницу в культурных
смыслах «интуитивистского
С
феминистской точки зрения исламский
мир жестко гендеризирован на мужской
и женский. Коран артикулирует свое
отношение к женщине наиболее
категорично, исчерпывающе, всесторонне
вторгаясь в семейно-брачные
Для
мусульманина и мусульманки боговдохновенные
книги являются источником представлений
о гендерном равенстве, о браке
и разводе, наследовании имущества,
семье и продолжении рода. Для
мусульманки Коран остается священным
текстом, и она не может выступать
против полигамии, например, так как
это явление освящено авторитетом
Аллаха. Положение мусульманки в
общинах Северной Америки, Германии
и других индустриальных стран отличается
от положения ее сестер в Афганистане,
Индонезии или Иране. В 70-х годах
на третьей волне феминизма
Большинство
мусульманских феминисток не подвергают
критике священные тексты, а ищут
новые пути их прочтения. Это необходимо
для того, чтобы бороться с восточными
узаконенными сексистскими традициями.
Одна из них, женское половое обрезание,
практикуется в странах с исламским
большинством населения таких как,
Египет, Судан, Сомали, Эфиопия, Кения,
Чад, Африка в районе Сахары. Данная
процедура заключается в
Феминизм чужд традиционным ролям и функциям женщины так же и в православии. Женщины активны в организации благотворительности, религиозного образования и хозяйственных вопросах церкви. Большинство православных женщин принимает свое положение в церкви как предназначение воли свыше. Стремления к священству, столь ярко выраженное в движении женщин за «истинную природу» церкви на Западе, часто удивляют православных женщин. Это признак клерикализма и непонимания универсального священства, считают они, которое состоит в духовном приношении своих помыслов и деятельности Отцу через участие в Жертве, которую принёс Ему Сын. Возможно поэтому проблема рукоположения женщин в православной церкви не столь актуальна. Более актуальным является вопрос о восстановлении женского диаконата, который существовал в первые века христианства. Существуют чины рукоположения в диакониссы. Например, в Сирии в III веке, как об этом повествуют Апостольские наставления. В эпоху расцвета женского диаконата (IV-V век) рукоположение включало в себя и благословение (cheirothesis, хиротесия), и ординацию (cheirotonia, хиротония). Наиболее активны в этом вопросе сестры из греческой ортодоксальной церкви К. Фицжеральд (K. Fitzgerald), Т. Хопко (T. Hopko) и др.
Женщина в современной православной мысли – редкое явление. Феминистские богословы ортодоксальной церкви разрознены и больше участвуют в экуменическом международном движении, нежели отстаивают свои позиции внутри своих церквей37.
Специфично положение женщины в иудаизме. Ортодоксальный иудаизм, лагерь «еврейства Торы» видит в феминизме религиозную проблему, вызванную проникновением в традиционную систему ценностей идей из чуждых ей источников, что во многом расходится с требованиями Галахи (Закона). Но иудаизм далеко не однороден. И в мире неортодоксального иудаизма женщины могут быть равинами и участвовать в общественном управлении. Кроме того, существует мощное движение лесбийского иудаизма. Н. Голденберг, Р. Гросс и другие теологи и практики возрождают символику и культ матриархатных богинь. Революционное течение разрабатывает пантеистическую концепцию безличного Бога. Феминистские теологи-реформисты пересматривают «женские истории» Ветхого завета, создавая историю безымянных женщин. В талмудической традиции, особенно в Каббале, значительна роль образа Шехины, связанной с Хокмой-Софией. Шехина, тождественная с библейским Величием и Славой Божией, является свободным творением Бога, рассматривается как Мать мира и всех тварей, как «мудрость Соломона», «дом Божий», «собор Израиля», «небесная Донна», «Дева Света», одним словом – Вечноженственное. Каббала использует «женские» метафоры для описания Божественной сущности как рождающей, кормящей и растящей мир.
Буддизм в отличие от ближневосточных патриархальных религий не дискриминировал женскую природу относительно высшей религиозной перспективы. Светское положение женщины в буддизме качественно отличается от положения в христианстве или индуизме. Так как буддизм является религией индивидуального духовного совершенства, а выход из колеса перерождений (Сансары) связан с прекращением активной деятельности в миру, то в таких вопросах как брак, развод, политические предпочтения буддисты имеют мнение, основанное на Каноне, но оно не имеет вида обязательной силы или закона. Будда объявил универсальное учение, разработанное без учета кастовости или пола. Позднее был поднят вопрос, может ли женщина стать Буддой или Бодхисаттвой. Философская школа махаяны (широкий путь освобождения) ответила утвердительно. Правда, согласно учению абхидхармистов женщине требовалось вдвое больше усилий для обуздания аффективных проявлений. Учение предписывало монаху 250 правил, а монахине 500. А один из обетов явно дискриминировал женщину – о безукоснительном подчинении мужчине монаху независимо от его возраста и духовного авторитета. В современном мире наметилась тенденция к восстановлению древней традиции женского монашества. Считается, что бхикшу/бхикшуни (монашеская дисциплина) мужчины и женщины дает возможность гендерно не обусловленного контроля над сознанием, открывая тем самым в своей психике единое человеческое духовное качество. Однако в учении тхеравады считается, что отрицательная судьба человека имеет следствие следующего рождения его в виде женщины, поэтому, что бы достичь просветления сначала необходимо перерождение в теле мужчины.
Итак,
проанализировав гендерные
Феминистские
исследовательницы приводят античную
мифологию в ряду важнейших источников
развития новой женской спиритуальности
и понимания гендерного конструирования
в традиционных религиях. Люс Иригарей
считает, что в истоках многих
мифов лежит проблема любви между
матерью и дочерью, и потеря дочери
через ее уход к мужчине. История
о Деметре и Коре /Персефоне
демонстрирует, по мнению Иригарей, как
патриархальная эра пришедшая на
смену матриархатным культам, стремится
сделать женщину ответственной
за соблазн мужчины, если он приводит
к преступлению. Другой известный
миф повествует о наказании Антигоны
за ее приверженность материнскому праву
и древним матриархатным
Феминистские
исследовательницы сегодня
В
1971 году вышла книга Элизабет Голд
Девис "Первый пол”, в которой
она впервые сформулировала идею
феминистской спиритуальности как
позволяющей женщинам осознать свою
силу и создать собственные правила.
Девис определила существующую историю
как "двести лет пропаганды” женской
недостаточности и, проанализировав
мифологию, археологию, литературу древности,
показала, что все они "скрывают”
в своих недрах феминоцентрированное
прошлое, которое она назвала "потерянной
цивилизацией” человечества.