Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 01:28, дипломная работа
Описание работы
Актуальность выбранной темы заключается в том, что, в современном мире существует очень большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Возникновение християнства 6
1.1 Исторические условия становлення христианства 6
1.2 Религиозные истоки христианства 12
1.3 Влияние религий и различных мировоззрений на мир 21
Глава 2. Гендерный аспект религиозной идеологии и мифологии в христианстве 32
2.1 Статус женщины и мужчины в религиозной идеологии 32
В
античном христианстве верующие должны
были почитать пророков. Пророками назывались
люди, которым Бог дал задание и возможности
возвещать людям истину. А истина, которую
они возвещали, имела две основные части:
истина о правильной религии и истина
о правильной жизни . В истине о правильной
религии особо важным элементом был рассказ
о том, что ждёт людей в будущем. Христиане,
как и иудеи, почитали всех пророков, упоминаемых
в Танахе (Ветхом Завете), но в дополнение
к ним они почитали и пророков Нового Завета:
Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова.
Почитание пророков, как и в иудаизме,
выражалось у них в форме уважительного
разговора о пророках в проповедях и в
быту. Но никакого особого ритуального
почитания Ильи и Моисея у античных христиан,
в отличие от иудеев, не было. Античные
христиане дополнили почитание пророков
почитанием апостолов и евангелистов
(авторов Евангелий). Причём два евангелиста
(Матфей и Иоанн) были одновременно и апостолами.
Иоанн, к тому же, по взглядам античных
христиан, считался одновременно и пророком15.
Главной
идеей учения о загробной жизни
в христианстве является идея о существовании
рая и ада. Рай - это место блаженства,
ад - место мучений. Слово “рай” взято
из персидского языка. В первом, буквальном
значении оно означало “богатство”, “счастье”.
Слово “ад” взято из греческого языка
(по-гречески оно звучит как “адэс”) и
в первом, буквальном значении означало
“невидимое”. Этим словом древние греки
назвали царство мёртвых. Поскольку, по
их представлениям, это царство находилось
под землёй, постольку слово “адэс” во
втором значении стало означать “подземное
царство”. Античные христиане считали,
что рай находится на небе (отсюда синонимом
рая стало выражение “царство небесное”),
а ад - во внутренностях земли. Современные
христианские служители культа добавляют
к этому, что и рай, и ад находятся в особом
сверхъестественном пространстве: они
недоступны людям при земной жизни. В литературе
обычно пишут, что, по христианскому учению,
Бог праведников направляет в рай, а грешников
- в ад. Строго говоря, по христианскому
учению, из-за первородного греха Адама
и Евы грешниками являются все люди (за
исключением Марии, матери Иисуса Христа).
Поэтому, по представлениям христиан,
праведники - это не противоположность
грешникам, а их особая часть. Поскольку
праведники отличаются друг от друга по
степени праведности, а закоренелые грешники
отличаются друг от друга по глубине греховности,
то и участь всех праведников (в степени
и формах блаженства) и всех грешников
(в степени и формах мучений) не одинаковы.
По
канонам христианства загробная
жизнь имеет два этапа. Первый:
от смерти тела до второго пришествия
Иисуса Христа. Второй этап начнётся со
вторым пришествием Иисуса Христа, а конца
он не имеет. На первом этапе в раю и аду
находятся только души людей, на втором
души соединятся с воскресшими телами.
Ад на обоих этапах находится на одном
и том же месте, а рай на втором этапе переместится
с неба на землю.
Античной
христианство было колыбелью главной
мировой религии нашего времени.
В дальнейшем своем развитии христианство
разделилось на множество конфессий, но
каждая из них опирается на наследство,
полученное от античного христианства16.
1.3
Влияние религий и различных
мировоззрений на мир
Всякий
живущий религиозной жизнью, особенно
если он христианин, сознает или по крайней
мере интуитивно чувствует, что религия
претендует на тотальный охват всей его
духовной жизнедеятельности, на руководство
его мыслями, словами и делами, на прямое
проникновение в глубину его духовной
личности. Ведь религия, как мы знаем, есть
связь, контакт, сопряжение человека с
Богом, и так как одной из сторон этого
сопряжения, притом доминирующей, является
Бог, то оно не может не быть тотальным,
охватывающим человека целиком. «Сын мой,
отдай сердце твое мне» (Притч 23:26), — таково
обращение, таков призыв Бога к каждому
из Его детей: «Кто хочет идти за Мною,
Отвергнись себя» (Мф 16:24; ср. Лк 12:26). Это
самоотвержение, сопровождаемое облечением
во Христа (Гал 3:27), достигало у апостола
Павла и у многих других такой силы, что
они могли о себе сказать: «Уже не я живу,
но живет во мне Христос» (Гал 2:20). Это Обожение
(θεόσις), о котором так много писали богословы
древнего и нашего времени, ярко раскрыл
вдохновенными пророческими словами Иезекииль:
«Возьму из плоти вашей сердце каменное,
и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь
вас дух Мой и сделаю то, что вы будете
ходить в заповедях Моих и уставы Мои
будете соблюдать и выполнять» (Иез 36:26-27,
ср. Иер 31:33-34). Подобная тотальная сопряженность
с Богом представляется каждому из нас
таким же идеалом, как и богоподобное совершенство,
к которому призывает Христос (Мф 5:48); как
и это превосходящее даже наше разумение
совершенство, сопряженность с Богом,
достигнутая слиянием с Ним, представляется
нам одновременно недостижимой и доступной;
недостижимой по бесконечности расстояния,
отделяющего нас от Бога и от Его совершенства,
доступной, ибо любовь Божья делает для
нас возможным восхождение на пути к этому
совершенству, реализацию вполне конкретных
ощутимых этапов в процессе совершенствования,
приближения к Богу, богопознания, богоуподобления,
Обожения.
Чтобы
назвать человека религиозным, тем
более чтобы он сам признал
себя таковым, нельзя ожидать или
требовать от него достижения какой-то
более или менее высокой ступени
на пути к Обожению, тем более
что судить о продвижении по этому
пути может только Сам Бог. Духовному
же взору человека, идущего этим
путем, как правило, раскрывается лишь
захватывающая дух предлежащая
ему перспектива, по сравнению с
коей любой, даже в сравнении с
другими весьма значительный, уже
пройденный отрезок пути представляется
ничтожным. Так, один авва, посвятивший
всю жизнь подвигам молитвы и доброделания,
умирая, на вопросы братии о том, сознает
ли он себя достигшим спасения, ответил:
«А мне, братья, кажется, что я и не начинал
еще идти по пути спасения!»17.
Объективным
показателем религиозности человека
может служить его становление на путь
к Богу, внутренняя обращенность к Нему.
В субъективном самоощущении эта обращенность
выявляется как устремленность к Богу,
желание Его близости, радостное переживание
Его любви; отсюда весь бесконечно богатый
комплекс религиозных переживаний: радость
ощущения спасающей благодати Божьей
наряду со скорбным сознанием собственной,
отдаляющей от Бога греховности, надежда
на помощь Божью в будущем наряду с благодарностью
за прошлое и настоящее, радость общения
с другими детьми Божьими наряду с озабоченностью
их спасением. Устремленность к Богу, может
быть, в действительности и имеет место
в нехристианских религиях, особенно в
монотеистических. Нет сомнения, что даже
язычники, убежденные в реальном существовании
объектов своего почитания, верят в обоюдный
двусторонний контакт, нормальный для
религии контакт с божествами. Однако
мы знаем, что если одной из вступающих
в религиозный контакт сторон являются
люди, то другой стороной в этом контакте
может быть только единый истинный Бог,
Творец неба и земли, в частности всего
человечества, в частности и тех самых
язычников, Его не знающих, а простирающих
молитвенно руки к самым всевозможным
обожествляемым ими объектам, будь то
священная гора тотемистов, будь то снабженные
сложной мифологией и нашедшие себе более
или менее художественное символическое
или претендующее на реализм воплощение
божества Египта, Вавилона, Греции и Рима.
Нам
неизвестно, получают ли не знающие
истины, пребывающие «во тьме и сени смертной»
язычники какой-либо отклик со стороны
Того, Кто единственно может отозваться
на их мольбы, однако Слово Божье дает
нам основания утверждать, что даже такая
ложно направленная устремленность имеет
свое значение перед очами Божьими.
Разве
не удостоен был великого Откровения
Валаам, не принадлежавший к избранному
народу? Разве не сподобились чудодейственной
помощи от Христа также язычники, тоже
далекие от истинного богопознания?
Разве не писал апостол Павел к Тимофею,
«что уповаем на Бога живого, Который есть
Спаситель всех человеков, а наипаче верных»
(1 Тим 4:10). Все эти примеры позволяют надеяться,
что и ложно направленные молитвы не знающего
истины, не просвещенного светом истинной
веры язычника Всемилостивым Богом приемлются
и, может быть, даже исполняются. Во всяком
случае, они имеют свою религиозную значимость
и ценность, и говорить о полной односторонности
соответствующих религиозных обращений
и переживаний означало бы брать на себя
смелость чрезмерную, было бы равносильно
отрицанию милости и любви к своему творению
со стороны Того, Кто «повелевает солнцу
Своему восходить над злыми и добрыми
и посылает дождь на праведных и неправедных»
(Мф 5:45), Кто «благ и к неблагодарным и злым»
(Лк 6:35).
Именно
тотальность религии в ее экзистенциальной
претенциозности и признание обоснованности,
можно сказать, естественности этой тотальности
со стороны обладающих религиозной устремленностью
людей убеждает в том, что религия не есть
плод самодеятельности человеческого
духа, не есть результат каких-то биологических,
социальных, экономических или иных факторов,
коренящихся в человеческой жизнедеятельности;
Источник и Причина религии есть благая
воля Божья, которой угодно было создать
человека по образу и подобию Божьему,
которой угодно было согрешившее и удалившееся
от Своего Творца человечество спасти,
даровав Ему Свое Откровение, кое свою
вершину и полноту нашло в воплощении
Бога — Слова, в богочеловеческой Личности
Иисуса Христа18.
Сам
акт творения человека сопровождался
дарованием ему заповеди, предписывавшей
размножение, расселения по земле и
обладание ею (Быт 1:28). Принятие этой
заповеди — первый известный нам религиозный
акт, реализация контакта между Богом
и богоподобным творением — человеком.
Бог преподает заповедь — один из элементов
Откровения — и человек ее воспринимает
и усваивает. Совершение этого двустороннего
акта говорит о том, что человек был уже
к нему способен. Очевидно, способность
к религиозной жизнедеятельности, иначе
— к богообщению, свойственна человеку
с момента его сотворения, с того момента,
когда в «прах земной» была вдунута «душа
живая» (Быт 2:7). Это не значит, что знание
Бога, религиозность свойственна с рождения
каждому из потомков Адама: грехопадение
с его последствиями помрачило в человеке
(в первом и его потомках) непосредственность
боговедения, но способность к нему осталась;
при наличии соответствующих условий,
в частности — побуждающих факторов —
эта способность реализуется и развивается.
Итак,
не страх, не доверчивость, не восприятие
жреческих фантазий, не потребность
в самоутешении и не сновидения или
призраки следует считать причиной
возникновения религиозных представлений
и переживаний, а богоподобие
человеческого духа, одним из важнейших
свойств коего есть способность
к богообщению. В восприятии Откровения
и в ответной реакции на него, а именно
— в богопочитании, в богопрославлении
и состоит реализация религиозной жизни,
самой религии как таковой.
Многие
утверждают, что если человека с
детства воспитывать в полном
неведении о Боге, то у него не
возникнут религиозные представления,
чувства и т.п. Отсюда делают вывод,
что у человека нет врожденной способности
к религии, что она является чем-то по отношению
к человеку внешним. Такой вывод аналогичен
утверждению об отсутствии способности
к мускульным сокращениям у человека с
атрофированными в результате бездействия
мускулами или утверждение об отсутствии
способности видеть у субъекта, зрение
коего атрофировалось в результате постоянного
пребывания в темноте.
Никто
не рождается религиозным, но человеческая
душа от рождения, по своей природе
способна к восприятию религиозной
истины, т.е. Откровения так же, как
тело способно к перемещению, а разум
к логическому мышлению; и то и
другое реализуется в результате
естественного развития, и то и
другое может быть предотвращено созданием
искусственных условий, обеспечивающих
в одном случае — физическую неподвижность
и атрофию, в другом — идиотизм или по
крайней мере — дебильность.
Аналогично
человек, воспитанный в условиях
полного отсутствия религиозной информации,
тем более в условиях дезинформации о
сущности религии, о реальности ее объекта,
о воздействии на человечество в историческом
и современном аспектах, не может сколько-нибудь
существенно реализовать свои религиозные
способности; они неизбежно атрофируются,
и их регенерация оказывается возможной
только в результате непреодолимого воздействия
благодати Святого Духа , что в каждом
из таких, нередко имеющих место случаев
может рассматриваться как преодоление
естественного хода вещей, т.е. как чудо.
Видимо, именно естественную необходимость
проповеди для внедрения христианской
истины имел в виду апостол Павел, когда
спрашивал: «Как веровать в Того, о Ком
не слышали? Как слышать без проповедующего?
... итак вера от слышания, а слышание от
Слова Божия» (Рим 10:14,17). О том же мы слышим
из уст Самого Христа: «Если бы Я не пришел
и не говорил им, то не имели бы греха; а
теперь не имеют извинения во грехе своем»
(Ин 15:22).
Произведенный
в древности индийским правителем
Ашокой опыт с целой группой детей
показал, что даже такая, казалось бы
органично присущая человеку способность,
как членораздельная речь, совершенно
не реализуется в условиях полной
изоляции ребенка с момента его
рождения от языковой среды: нескольких
детей со дня рождения держали
в изоляции; ухаживавшим за ними
лицам было под страхом смерти
запрещено разговаривать не только
с ними, но и друг с другом в
их присутствии. В результате дети,
достигнув сознательного возраста,
не произносили ничего, кроме нечленораздельных
возгласов и крика19.
Не
лишены интереса и имевшие место
случаи выживания и развития человеческих
детенышей среди зверей (случаи,
аналогичные описанной в известном произведении
Р. Киплинга «Книга джунглей» истории
Маугли): достигая даже совершеннолетия,
эти существа не обнаруживали никаких
признаков, даже зачатков понимания или
произнесения членораздельных слов, тем
менее — связной речи.