Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:07, контрольная работа
Философия Нового времени охватывает период XVII – первой половины XIX века и делится на несколько этапов: Просвещение XVII – начало XVIII веков, рассматриваемое в этом учебном пособии, и Немецкую классическую философию XVIII – первая половина XIX века. В это время человечество шагнуло в новый период своей истории, отмеченный мощным цивилизационным рывком. За три столетия изменились экономические, политические, общекультурные формы человеческого бытия.
Вступление 2
1.Рене Декарт. Принцип “cogito”. Учение о врождённых идеях. Психофизический параллелизм ( дуализм ). Правила метода. 2
2. Основные идеи «Этики» Б.Спинозы: Бог, субстанция, природа; разум и аффект, свобода и необходимость. 6
3. Г.В. Лейбниц: Монадология и рационализм в гносеологии. 8
Заключение 13
Список литературы 14
Содержание
Вступление 2
1.Рене Декарт. Принцип “cogito”. Учение о врождённых идеях. Психофизический параллелизм ( дуализм ). Правила метода. 2
2. Основные идеи «Этики» Б.Спинозы: Бог, субстанция, природа; разум и аффект, свобода и необходимость. 6
3. Г.В. Лейбниц: Монадология и рационализм в гносеологии. 8
Заключение 13
Список
литературы 14
Философия Нового времени
Рене Декарта один из родоначальников новой философии, выступивший с требованием пересмотра всей предшествующей традиции. Нужна философия, опирающаяся на такие предпосылки, которые нельзя было бы опровергнуть и из которых можно вывести всю систему наук. Для отыскания абсолютного основоположения предлагаются принципы сомнения и непосредственной очевидности. Только разум есть средоточие истины, которая выводится из него дедуктивным методом.
Картезианство - термин, используемый для обозначения учения самого Декарта и учений его последователей - как в области философии, так и в области естествознания 17-18 вв. "Тремя великими картезианцами" традиционно именуют Лейбница, Спинозу и Мальбранша.
Смысл картезианского сомнения. В морали, как и в теоретическом познании, Декарт рекомендует исходить не из опыта, а из непосредственной достоверности, открывающейся человеку благодаря естественному свету разума. Человек изначально обладает свободой, и от его решения зависит, будет ли он ориентироваться на кажущееся истинным или на истину, будет ли опираться на чужое мнение и веру или на достоверности собственного ума. Главное в познании это преодолеть сомнения и опереться на несомненное. Единственное, в чем человек не может сомневаться, так это в факте своего собственного мышления. На этом основан знаменитый принцип Декарта - Cogito ergo sum (Мыслю, следовательно, существую). Это положение, согласно Декарту, является первичным и достовернейшим из всех, какие могут представиться кому-либо в ходе философствования.
Декарт полагал, что люди появляются на свет с врожденными идеями, и в этом он следовал Платону. В нас есть представление о Боге, но мы никогда не воспринимали Бога органами чувств. Мы имеем представление об идеальной окружности, но в окружающем мире мы ее никогда не встречали; то есть мы рождаемся с определенными идеями внутри нас, которые мы способны распознать с помощью разума: «Безусловно, понятие о Боге, до конца совершенном Существе, я обнаружил внутри себя так же, как понятие о форме или числе».
Существуют, полагал он, идеи трех видов:
Врожденное понятие дает нам:
Врожденные идеи - это мыслительные очевидности, в которых мы не сомневаемся, настолько естественными они нам представляются: идеи Бога, собственного существования («я»), свободы, причинности, протяженности, математических истин. Они вложены в нас до рождения Богом, и они же могут быть фундаментом единой, всеобщей философии. Второй вид идей одинаков с внешними объектами. Мы предполагаем это частично потому, что так думать учит нас природа, частично потому, что такие идеи приходят независимо от воли, и поэтому кажется разумным предположить, что посторонняя вещь запечатлевает свой образ во мне. То, что усматривается посредством естественного света моего ума, нельзя отрицать, но простая склонность может быть направлена к тому, что ложно. А что касается чувственных, которые являются непроизвольными, это не является аргументом, так как сны тоже непроизвольны, хотя они и не приходят извне. Основания для предположения о том, что чувственные идеи приходят извне, поэтому неубедительны. Более того, иногда есть две различные идеи одного и того же внешнего объекта, например: солнце как оно является органом чувств и солнце, в которое верят астрономы. Оба этих восприятия не могут быть одинаково похожими на солнце, и разум показывает, что одно из них, которое приходит прямо из опыта, должно быть наименее похожим на солнце из этих двух восприятий. Полностью сомнения в отношении существования внешнего мира могут быть опровергнуты только при помощи доказательства существования Бога. Врожденность идеи Бога, по убеждению Декарта, осознается легче всех других
Доказательства существования Бога взяты Декартом из схоластической философии. Когда существование Бога доказано, все остальное может быть легко выведено. Так как Бог добр, он не будет действовать подобно обманчивому демону, которого Декарт вообразил как основу для сомнения. Значит, Бог дал нам такую сильную склонность верить в существование тел, что он стал бы обманщиком, если бы ничего не существовало; следовательно, тела существуют.
Именуя бесконечную и совершеннейшую вещь в духе своего времени «Богом», Декарт констатирует: «Во мне некоторым образом более первично восприятие бесконечного, нежели конечного, или, иначе говоря, мое восприятие Бога более первично, нежели восприятие самого себя». Здесь выясняется, что достоверность положения «я существую» непосредственным образом зависит от достоверности восприятия Бога. Знание о существовании «я» поэтому не есть абсолютная истина! До тех пор пока не доказана истинность идеи Бога, мы не вправе однозначно утверждать, что идея существования «я» истинна, несмотря даже на ее несомненную достоверность для моего «я». Свое существование я, существо конечное, получаю не от себя - «если бы я происходил от самого себя, я не испытывал бы ни сомнений, ни желаний, и вообще я был бы самодовлеющим существом..., был бы Богом» - поэтому метод обязывает Декарта искать основание существования конечного духа вне «я».
Существует общераспространенное мнение, что понятие Бога служит Декарту просто вспомогательной конструкцией, к которой он прибегает в тех случаях, когда оказывается не в состоянии предложить естественное объяснение какой-либо вещи. Отчасти это верно, однако, кроме того, Декартово понятие Бога, особенно в отношении к существованию «я», заключает в себе новый и чрезвычайно важный смысл, предопределивший последующую историю науки логики.
Философия Декарта дуалистична. Его решение вопроса о соотношении души и тела называют психофизическим параллелизмом. Телесная и духовная субстанции взаимно несводимы друг к другу и несоизмеримы. Тело не может воздействовать на душу, а душа не в состоянии влиять на тело. Между протяженной субстанцией и мыслящей субстанцией нет точек соприкосновения. Однако распространение психофизического дуализма на объяснение человека привело к трудностям. Декарт пытался разрешить их механически, предположив наличие у человека шишковидной железы, служащей вместилищем души.
Раз установлено, что существует мысль, можно доказать также и существование тела. Тело - это протяжение, фигура, нахождение в каком-либо месте. Душа - это мысль. Наше понятие о нашей душе или нашей мысли предшествует тому, которое мы имеем о теле, и понятие это достовернее, так как мы еще сомневаемся в том, имеются ли в мире тела, но с несомненностью знаем, что мыслим.
Под словом «мышление» Декарт предлагает понимать все то, что человек разумеет. Все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить. Мышление - это действие моей мысли, моего внутреннего сознания. Заключение, произведенное мысленно настолько правильно, что я в нем не могу сомневаться, ибо оно относится к душе, которая одна лишь способна чувствовать и мыслить каким бы то ни было образом.
Первой и основной причиной наших заблуждений являются предубеждения нашего детства. Отсюда мы и получили большую часть наших ошибок, а именно: в раннем возрасте душа наша была столь тесно связана с телом, что особенное внимание уделяла лишь тому, что вызывало в ней некоторые впечатления; она при этом не задавалась вопросом, вызывались ли эти впечатления чем-либо, находящимся вне ее, а только чувствовала. А так как душа находилась еще в такой зависимости от тела, что все остальные вещи рассматривала лишь с точки зрения его пользы, то она и находила в каждом предмете больше или меньше реальности в зависимости от того, казались ли ей впечатления более или менее сильными. Следовательно детские представления об окружающих вещах были неверными.
Вторая причина та, что мы не можем забыть эти предубеждения. Когда же с возрастом человек вполне владеет своим разумом он ищет правильного суждения о вещах и познания их природы, однако он не так легко освобождается от неверных суждений детства. Если от неверных суждений не освободиться полностью, то можно иметь на всю жизнь ложное предубеждение о вещах.
Третья причина - наш ум утомляется, внимательно относясь ко всем вещам, о которых мы судим. Сверх того наша душа только с известным трудом и напряжением может в течение долгого времени вникать в одну и ту же вещь; всего же труднее ей приходится тогда, когда она занята чисто интеллигибельными вещами, не представляемыми ни чувством, ни воображением… Большинство людей убеждено, что не может существовать ничего, что не было бы телом, и что нет даже тела, которое не было бы чувственным. А так как в действительности ни одну вещь в ее сущности мы не воспринимаем при помощи наших чувств, а только посредством нашего разума, когда он вступает в действие, то не следует и удивляться, если большинство людей все воспринимает весьма смутно, так как лишь очень немногие стремятся надлежащим образом управлять им.
Четвертая причина заключается в том,
что наши мысли мы связываем со словами,
которые их точно не выражают. Внимание
почти всех людей сосредоточивается на
словах, чем на вещах, вследствие чего
они часто пользуются непонятными для
них терминами и не стараются их понять,
ибо полагают, что некогда понимали их,
или же им кажется, будто они их получили
от тех, кто понимал значение этих слов,
и тем самым они тоже его узнали.
Правила метода: картезианский,сомнение ,декарт, познание, страсть. Картезий впервые сформулировал общие правила рационалистического познания, сохранившие свою актуальность и в наши дни. Это знаменитые четыре правила дедуктивного метода:
Правило первое: «никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости...». Это правило имеет значение и для повседневной жизни. Каждому из нас и в любом деле полезно им руководствоваться. Однако если в обычной жизни мы еще можем действовать на основе смутных, путаных или предвзятых идей (хотя за них приходится в конце концов расплачиваться), то в науке соблюдать данное правило особенно существенно. Всякая наука, считает Декарт, заключается в ясном и очевидном познании.
Правило второе: «делить каждое
из исследуемых мною
Правило третье: «придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи».
Правило четвертое: «составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений».
Таким образом, дедукция - это определение неизвестного через ранее познанное и известное.
Бенедикт Спиноза (1632-1677) был самым значительным философом ХVII в. Главные интересы Спинозы были направлены на изучение и разработку философских проблем, хотя он также интересовался и вопросами математики. Спиноза, подобно другому крупнейшему философу XVII в. Декарту, стремился построить философию на достоверных началах. Достоверность и строгую доказательность, как считалось в то время, давала математика, поэтому Спиноза берет геометрию с ее аксиомами в качестве формы, в которой можно обосновать философскую систему. Главный свой труд "Этику" он изложил геометрическим способом. Все пять основных частей "Этики" начинаются с дефиниций - наиболее простых определений основных понятий. За дефинициями даются аксиомы, которые излагают интуитивно очевидные ясные идеи, не требующие никакого обоснования в свое подтверждение. За дефинициями и аксиомами следуют утверждения, которые выводятся из дефиниций и аксиом, поэтому для них требуются доказательства, опирающиеся или на дефиницию, или на аксиому. После этого Спиноза приводит свои замечания, или примечания, в которых собственно и содержится философская аргументация, обнимающая все предшествующие положения, выраженные в дефинициях и аксиомах.