Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 02:47, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть основные философско-психологические концепции телесности в современном научном знании.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- выяснить значение понятий «телесность» и «тело»;
- представить психологическую экспозицию проблемы телесности;
- проанализировать основные философские модели телесности в западной философской литературе;
- выявить этапы осмысления проблемы телесности в русской философской традиции
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1.Психологические и культурные обоснования феномена телесности..............................................................................................................10
«Телесность» как научная категория…….………………………………..10
Подходы к пониманию телесности в психологических исследованиях........................................................................................................14
Глава 2. Феномен телесности в философии……………………………………19
2.1 Телесность в философии Запада: от истоков до наших дней………….....19
2.2 Понятие «телесности» в русской философской традиции ……………….35
Заключение……………………………………………………………………….41
Библиографический список……………………………………………………..44
Наиболее глубоко учение о человеческой телесности разработано Н. О. Лосским. Им было введено понятие индивидуального и коллективного тела, причем «индивидуальное тело неотчуждаемо, оно не может быть разрушено даже смертью: смерть есть распад только коллективного тела, обособление действований низших субстанциальных деятелей от человеческого я». 60 Получается, что смерть коллективного тела возникает в процессе деятельности и общения людей между собой, и такое истолкование приводит к пониманию нашего индивидуального тела как нечто отличного от тела данного нам эмпирически, которое уже является коллективным и составным.
В целом, восприятие человеческой
телесности в русской религиозной
философской мысли
Понимание тела в православной традиции, оказавшей большое влияние на философскую мысль, исходит из определенного единства Тела и Духа. Они не могут быть ни уничтожены, ни предоставлены самим себе, а преображены в Боге. Поэтому человеческое в целом, также как и его части, не могут в принципе быть объектом отношений стоимости. В этом смысле тело человека, попавшее в орбиту этих отношений, пребывает во зле, но зло коренится не в самой природе тела, а в его качествах, возникающих вследствие того, что: человек отвернулся от Бога Тело должно быть душой, душа – духом, а дух – Богом. Однако, находясь во власти зла, тело становится своеобразным паразитом и для поддержания своего существования начинает жить за счет других и, тем самым, обретает смерть. Продавая себя целиком или частично, человек, тем самым, приближается к смерти, а отвергая это, подходит к единению с Богом.
Точно отметил отечественный мыслитель А.Ф.Лосев, «...по манере говорить, по взгляду глаз, по складкам на лбу, по держанию рук и ног, по цвету кожи, по голосу, по форме ушей, не говоря уже о цельных поступках, я всегда могу узнать, что за личность передо мной. По одному уже рукопожатию я догадываюсь обычно об очень многом. Мне иной раз страшно бывает взглянуть в лицо нового человека и жутко бывает всматриваться в его почерк: его судьба, прошлая и будущая, встает неизменно и неизбежно».62 Такие представления о телесности человека, как оказалось, являются очень устойчивыми и воспроизводятся в разные эпохи эволюции отечественной культуры. Это, в частности, сказывается и на национальных стереотипах отношения к стоимостным характеристикам человеческого тела, к таким феноменам, как проституция, торговля органами человеческого тела, суррогатная беременность и пр.
В русле рассматриваемой проблемы представляет интерес понимание И.А. Ильиным проблемы телесности. Во всякой культуре человеческая телесность образует важную ценностную сферу. Культурные факторы во многом формируют человеческое тело и всю телесную культуру, т.е. поведение и отношения, связанные с соматическими характеристиками человека. Образ телесного «Я» соотносится с культурными ориентациями, представлениями о достоинстве, силе, красоте, физической сноровке, социальной и культурной оригинальности. По Франку, в основе двойственности между «душевным» и «телесным» бытием лежит коренное единство света и жизни, актуальности и потенциальности, или идеальности и реальности.63 Именно эту двойственность имеет в виду И.А. Ильин, когда противопоставляет внешний (телесный – с помощью зрения, обоняния и т.д.) и внутренний (духовный) опыт.64 По Ильину, духовный опыт выше внешнего (телесного), именно первый дает возможность познать истину. И.А. Ильин сетует, что в последние века человечество оскудело внутренним, духовным опытом и ориентируется на внешний чувственный опыт. Сначала ученые утвердились в том, что самое достоверное знание идет к нам от внешних, материальных вещей и приходит к нам через зрение, слух, осязание, обоняние и через их физическую или механическую проверку измерением, подсчетом, количеством и формальным, логическим рассуждением, так как добытые знания о материальной природе способствовали техническим и хозяйственным достижениям и вовлекли в них широкие слои интеллигенции. В то же время эта обращенность к чувственному, внешнему, материальному опыту и эта отвращенность от внутреннего, духовного опыта определили собою душевный и умственный уклад современного человечества.65
Итак, существуют чувствование (так называемая «жизнь сердца») – пассивные аффекты и активные чувства, эмоции (любовь, ненависть, злоба, зависть, радость, печаль, негодование, покаяние и т.д.); далее – воля, т.е. способность решать, собирать внутренние силы, направлять их, руководить ими, воспринимать свои полномочия, обязанности и строить жизнь души и тела. Наконец, человеку дана сила мысли, и она может реализовываться не только в формах отвлеченного, формального рассудка, но имеет еще и форму разума – не только не противоречащего вере, сердцу и духовной интуиции, но творчески сочетающегося с ними и вдохновенно проникающегося их силами. Все это составляет огромную и богатую сферу внутреннего, духовного опыта, который характерен для душевно-духовного человеческого естества и открывает ему доступ к духовным предметам. Так раскрывается перед нами закон человеческого опыта, некая основная истина, согласно которой человек способен опытно воспринять предмет только тогда, если он верно к нему обратится – соответствующим органом тела или души, или же и тела, и души вместе, или же духа – так считает И.А. Ильин. 66 Итак, для И.А. Ильина важно духовное измерение, поскольку человек живет внутренним опытом, он умеет отличать приятное от того, что на самом деле истинно и прекрасно.
Таким образом, согласно русской религиозной философии, человек есть уникальное существо, возникающее на пересечении двух миров – природного и духовного. Он изначально телесен духовно.
Можно констатировать, что идея человеческой телесности обретает новые грани и привлекает внимание все большего числа исследователей. Очевидно, что ее содержание в наибольшей степени соответствует вызовам, перед которыми стоит человечество в XXI веке. Оглядываясь на предшествующий опыт формирования проблемы телесности и ее разработки можно предположить, что в дальнейшем будут продолжаться исследования по проблеме тела человека в этнокультурном аспекте, развитие ценностных аспектов человеческой телесности в связи с проблемами глобализации экономических и социально-культурных параметров жизни современного человека, а также продолжится изучение феноменологии человеческого тела в разных структурах сознания человека.
Заключение
Человеческая телесность как социально-философская и культурно-антропологическая проблема всегда интересовала ученых. Телесность рассматривали с различных точек зрения: как телесные силы раскрываются в жизни и социальном бытии человека, каковы взаимосвязи тела, души и духа и есть ли пределы их развития. Данные вопросы приобретают еще большую актуальность сегодня, в условиях динамично и противоречиво функционирующего современного общества, вступившего в эпоху информационной цивилизации.
В данной курсовой работе мы рассмотрели основные философско-психологические концепции телесности в современном научном знании. В соответствии с поставленной целью и задачами мы выяснили значение понятий «телесность» и «тело», представили психологическую экспозицию проблемы телесности, проанализировали основные философские модели телесности в западной философской литературе, выявили этапы осмысления проблемы телесности в русской философской традиции.
В ходе работы было выяснено, что существующий в обществе феномен человеческого тела изучается рядом гуманитарных и междисциплинарных наук. История развития человечества показывает нам разноликость и нестандартность подходов к рассмотрению данной проблемы, а также доказывает, что каждая культурная эпоха создает свое отношение, как к телесным практикам, так и к телу в целом. Подчеркивается, что к XX веку складывается новое видение телесности человека, где важную роль занимает культурный фактор и личностные психические аспекты развития. Однако, несмотря на современный уровень знаний о теле и психологии человека, сама сущность телесности до сих пор не вполне прояснена.
Разобрав представления о телесности в философской традиции, мы увидели, что предпосылки осознания проблемы телесности прослеживаются во всех периодах развития культуры и философской мысли. Так, в размышлениях философов Античности, человек - существо, имеющее материальную и духовную основы. Именно Античность впервые теоретически осмыслила сущность человеческого тела, зафиксировала ее в культе телесной и духовной красоты и гармонии. Культура и философия Средневековья обнажает проблему сущности тела с позиции воли и разума. Познание и осмысление тела интерпретируется в отношении к идеальному принципу, Абсолютному началу. Культура и философия Возрождения синтезирует антропологический принцип в отношении тела и принцип Абсолюта. Тело — гармония физического и духовного, взятого в соотношении с объективными, абстрактными представлениями о человеке, с его «человеческими качествами». Таким образом, именно данным этапом в истории культуры была актуализирована проблема телесности. Новое время продолжило разворачивание представлений телесности в контексте своей картины мира. Телесность формируется основными детерминантами человеческого бытия. Они есть: бог, природа, общество, человек. С середины XX века проблема телесности становится предметом гуманитарных исследований, и решается соответственно существующим подходам в гуманитарных науках, в частности, культурологии. Телесность в зависимости от постановки вопроса становится то объектом, то субъектом, и от этого меняется интерпретация телесности как предметного поля гуманитарных исследований.
Понятие "телесность" не отменяет существования в человеке души и тела, а выступает объединяющим фактором, как показывает, например, психология. Нельзя говорить о телесности в отрыве от исследовательского анализа феномена тела. Динамика развития представлений о нем дает возможность придти к заключению о невозможности существования тела человека в отрыве от его духовности. Телесность — это понятие культурного толка. Оно уходит от трактовки тела как физического объекта, обозначая качественные характеристики человека, создающиеся только в пространстве культуры. Таким образом, данное исследование доказывает идею о том, что культурный уровень детерминирует все указанные компоненты телесности.
Представленный в этой работе обзор далеко не исчерпывает развивающихся в истории подходов, однако свидетельствует о разнообразных перспективах применения концепта «телесность» в исследованиях. В связи с этим хочется заключить, что обсуждение пограничных для философского и теоретико-культурного знания проблем может усилить методологические разработку, стимулировать междисциплинарные исследования, связанные с изучением трансформации телесности человека, знаково-символических характеристик телесности и ее коммуникативных функций.
Библиографический список
1. Источники
1.1 Аквинский Ф. Сумма теологий www.philosophy.allru.net/
1.2 Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. - М.: АСТ, 2006. - 316 c.
1.3 Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии
и феноменологической философии www.lib.vsu.ru/elib/
1.4 Декарт Р. Сочинения: в 2-х т. Философское наследие. Сост. В.В. Соколов. - М.: Мысль, 1989. Т. 1. – 654 с.
1.5 Ильин И.А. О русской идее // Русская идея. М., 1992. – 436 с.
1.6 Ибн Сина (Авиценна). О душе (фрагмент из «Книги спасения») // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961.
1.7 Лейбниц Г.В. Монадология // Готфрид Вильгельм Лейбниц [перевод Е.Н. Боброва]. Сочинения в четырех томах. Том 1. М.: «Мысль», 1982. – 636 с.
1.8 Маркс К., Энгельс Ф.// Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 1-50. 2-е изд. М., 1955-1981. 30000 с.
1.9 Мерло-Понти М. Око и дух. Пер. с франц. A.B. Гусыря. М.: Искусство, 1992. – 63 с.
1.10 Мерло-Понти М. Феноменология восприятия./ Ред. Вдовина И.С., Фокин С.Л. - СПб., 1999. – 574 с.
1.11 Ницше Ф.Так говорил Заратустра.- М., 1990.- 281 с.
1.12 Платон. Собрание сочинений: в 4-х т.
www.sbiblio.com/biblio/
1.13 Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х т., ред. В.В.Соколова, -М.: Госполитиздат, 1957. Т. 1. 632с.
1.14 Спиноза Б. Основы
философии Декарта, доказанные
геометрическим способом / перевод
с латинського В.В. Соколова //Бенедикт
Спиноза. Избранные
1.15 Спиноза Б. Этика.
Краткий трактат о Боге
1.16 Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. / Пер. с нем. М.: Республика, 1993. - 447 с.
1.17 Шопенгауэр А. Собр. соч. в 5-ти т. М., 1992. Т.1. – 207 с.
1.18 Фейербах Л. Основные
положения философии будущего //
Избранные философские
1.19 Фуко М. История сексуальности- III: Забота о себе.- М.: Рефл-бук, 1998.- 288 с.
1.20 Фуко М. Слова и вещи.- М., 1977.
2. Литература
2.1. Справочные издания, словари и учебники
2.1.1 Антология мировой философии. Т. 1. Философия древности и средневековья./ Ред. Соколов В.,- М.: Мысль.- 1969.- 507 с.