Проблема телесности в современном научном знании (философско-психологический аспект)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 02:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть основные философско-психологические концепции телесности в современном научном знании.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- выяснить значение понятий «телесность» и «тело»;
- представить психологическую экспозицию проблемы телесности;
- проанализировать основные философские модели телесности в западной философской литературе;
- выявить этапы осмысления проблемы телесности в русской философской традиции

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1.Психологические и культурные обоснования феномена телесности..............................................................................................................10
«Телесность» как научная категория…….………………………………..10
Подходы к пониманию телесности в психологических исследованиях........................................................................................................14
Глава 2. Феномен телесности в философии……………………………………19
2.1 Телесность в философии Запада: от истоков до наших дней………….....19
2.2 Понятие «телесности» в русской философской традиции ……………….35
Заключение……………………………………………………………………….41
Библиографический список……………………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

kursovaya_primer.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

Наиболее глубоко учение о человеческой телесности разработано      Н. О. Лосским. Им было введено понятие индивидуального и коллективного тела, причем «индивидуальное тело неотчуждаемо, оно не может быть разрушено даже смертью: смерть есть распад только коллективного тела, обособление действований низших субстанциальных деятелей от человеческого я». 60 Получается, что смерть коллективного тела возникает в процессе деятельности и общения людей между собой, и такое истолкование приводит к пониманию нашего индивидуального тела как нечто отличного от тела данного нам эмпирически, которое уже является коллективным и составным.

В целом, восприятие человеческой телесности в русской религиозной  философской мысли характеризуется  осознанием его единства с телом  Мира и Духа. Тело человека не рассматривается как препятствие для его духовности, а его центр – сердце – является духовным центром человека. Это сближает взгляды русских мыслителей с концепциями древнекитайских философов. Восприятие человека через душу и «сердце» как воплощение его телесности составляет существенную особенность русского менталитета. Кроме того, символом России является, как известно, «София», мудрость, а ее покровительницей – Богоматерь. Эта женская «ипостась» русской культуры сформировалась как парадигма особого типа мышления, в центре которого находится идея страдания за грехи всего мира. Исторический путь России дает основания для такого понимания особенностей русской Культуры. Понятие «соборности» означает не только духовное единение народа вокруг основной идеи, но и возникновение единого «тела» народа. Все великие гуманисты и деятели культуры России отличались глубоким интересом к человеческой плоти, особенно в периоды ее страданий.61

Понимание тела в православной традиции, оказавшей большое влияние  на философскую мысль, исходит из определенного единства Тела и Духа. Они не могут быть ни уничтожены, ни предоставлены самим себе, а преображены в Боге. Поэтому человеческое в целом, также как и его части, не могут в принципе быть объектом отношений стоимости. В этом смысле тело человека, попавшее в орбиту этих отношений, пребывает во зле, но зло коренится не в самой природе тела, а в его качествах, возникающих вследствие того, что: человек отвернулся от Бога Тело должно быть душой, душа – духом, а дух – Богом. Однако, находясь во власти зла, тело становится своеобразным паразитом и для поддержания своего существования начинает жить за счет других и, тем самым, обретает смерть. Продавая себя целиком или частично, человек, тем самым, приближается к смерти, а отвергая это, подходит к единению с Богом.

Точно отметил отечественный мыслитель А.Ф.Лосев, «...по манере говорить, по взгляду глаз, по складкам на лбу, по держанию рук и ног, по цвету кожи, по голосу, по форме ушей, не говоря уже о цельных поступках, я всегда могу узнать, что за личность передо мной. По одному уже рукопожатию я догадываюсь обычно об очень многом. Мне иной раз страшно бывает взглянуть в лицо нового человека и жутко бывает всматриваться в его почерк: его судьба, прошлая и будущая, встает неизменно и неизбежно».62 Такие представления о телесности человека, как оказалось, являются очень устойчивыми и воспроизводятся в разные эпохи эволюции отечественной культуры. Это, в частности, сказывается и на национальных стереотипах отношения к стоимостным характеристикам человеческого тела, к таким феноменам, как проституция, торговля органами человеческого тела, суррогатная беременность и пр.

В русле рассматриваемой  проблемы представляет интерес понимание  И.А. Ильиным проблемы телесности. Во всякой культуре человеческая телесность образует важную ценностную сферу. Культурные факторы во многом формируют человеческое тело и всю телесную культуру, т.е. поведение и отношения, связанные с соматическими характеристиками человека. Образ телесного «Я» соотносится с культурными ориентациями, представлениями о достоинстве, силе, красоте, физической сноровке, социальной и культурной оригинальности. По Франку, в основе двойственности между «душевным» и «телесным» бытием лежит коренное единство света и жизни, актуальности и потенциальности, или идеальности и реальности.63 Именно эту двойственность имеет в виду И.А. Ильин, когда противопоставляет внешний (телесный – с помощью зрения, обоняния и т.д.) и внутренний (духовный) опыт.64 По Ильину, духовный опыт выше внешнего (телесного), именно первый дает возможность познать истину. И.А. Ильин сетует, что в последние века человечество оскудело внутренним, духовным опытом и ориентируется на внешний чувственный опыт. Сначала ученые утвердились в том, что самое достоверное знание идет к нам от внешних, материальных вещей и приходит к нам через зрение, слух, осязание, обоняние и через их физическую или механическую проверку измерением, подсчетом, количеством и формальным, логическим рассуждением, так как добытые знания о материальной природе способствовали техническим и хозяйственным достижениям и вовлекли в них широкие слои интеллигенции. В то же время эта обращенность к чувственному, внешнему, материальному опыту и эта отвращенность от внутреннего, духовного опыта определили собою душевный и умственный уклад современного человечества.65

Итак, существуют чувствование (так называемая «жизнь сердца») –  пассивные аффекты и активные чувства, эмоции (любовь, ненависть, злоба, зависть, радость, печаль, негодование, покаяние и т.д.); далее – воля, т.е. способность решать, собирать внутренние силы, направлять их, руководить ими, воспринимать свои полномочия, обязанности и строить жизнь души и тела. Наконец, человеку дана сила мысли, и она может реализовываться не только в формах отвлеченного, формального рассудка, но имеет еще и форму разума – не только не противоречащего вере, сердцу и духовной интуиции, но творчески сочетающегося с ними и вдохновенно проникающегося их силами. Все это составляет огромную и богатую сферу внутреннего, духовного опыта, который характерен для душевно-духовного человеческого естества и открывает ему доступ к духовным предметам. Так раскрывается перед нами закон человеческого опыта, некая основная истина, согласно которой человек способен опытно воспринять предмет только тогда, если он верно к нему обратится – соответствующим органом тела или души, или же и тела, и души вместе, или же духа – так считает И.А. Ильин. 66 Итак, для И.А. Ильина важно духовное измерение, поскольку человек живет внутренним опытом, он умеет отличать приятное от того, что на самом деле истинно и прекрасно.

Таким образом, согласно русской религиозной философии, человек есть уникальное существо, возникающее на пересечении двух миров – природного и духовного. Он изначально телесен духовно.

Можно констатировать, что идея человеческой телесности обретает новые грани и привлекает внимание все большего числа исследователей. Очевидно, что ее содержание в наибольшей степени соответствует вызовам, перед которыми стоит человечество в XXI веке. Оглядываясь на предшествующий опыт формирования проблемы телесности и ее разработки можно предположить, что в дальнейшем будут продолжаться исследования по проблеме тела человека в этнокультурном аспекте, развитие  ценностных аспектов человеческой телесности в связи с проблемами глобализации экономических и социально-культурных параметров жизни современного человека, а также продолжится изучение феноменологии человеческого тела в разных структурах сознания человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Человеческая телесность как социально-философская и культурно-антропологическая проблема всегда интересовала ученых. Телесность рассматривали с различных точек зрения: как телесные силы раскрываются в жизни и  социальном бытии человека, каковы взаимосвязи тела, души и духа и есть ли пределы их развития. Данные вопросы приобретают еще большую актуальность сегодня, в условиях динамично и противоречиво функционирующего современного общества, вступившего в эпоху информационной цивилизации.

В данной курсовой работе мы рассмотрели основные философско-психологические концепции телесности в современном научном знании. В соответствии с поставленной целью и задачами  мы выяснили значение понятий «телесность» и «тело», представили психологическую экспозицию проблемы телесности, проанализировали основные философские модели телесности в западной философской литературе, выявили этапы осмысления проблемы телесности в русской философской традиции.

В ходе работы было выяснено, что существующий в обществе феномен человеческого тела изучается рядом гуманитарных и междисциплинарных наук. История развития человечества показывает нам разноликость и нестандартность подходов к рассмотрению данной проблемы, а также доказывает, что каждая культурная эпоха создает свое отношение, как к телесным практикам, так и к телу в целом. Подчеркивается, что к XX веку складывается новое видение телесности человека, где важную роль занимает культурный фактор и личностные  психические аспекты развития. Однако, несмотря на современный уровень знаний о теле и психологии человека, сама сущность телесности до сих пор не вполне прояснена.

Разобрав представления  о телесности в философской традиции, мы увидели, что предпосылки осознания  проблемы телесности прослеживаются во всех периодах развития культуры и философской мысли. Так, в размышлениях философов Античности, человек - существо, имеющее материальную и духовную основы. Именно Античность впервые теоретически осмыслила сущность человеческого тела, зафиксировала ее в культе телесной и духовной красоты и гармонии. Культура и философия Средневековья обнажает проблему сущности тела с позиции воли и разума. Познание и осмысление тела интерпретируется в отношении к идеальному принципу, Абсолютному началу. Культура и философия Возрождения синтезирует антропологический принцип в отношении тела и принцип Абсолюта. Тело — гармония физического и духовного, взятого в соотношении с объективными, абстрактными представлениями о человеке, с его «человеческими качествами». Таким образом, именно данным этапом в истории культуры была актуализирована проблема телесности. Новое время продолжило разворачивание представлений телесности в контексте своей картины мира. Телесность формируется основными детерминантами человеческого бытия. Они есть: бог, природа, общество, человек. С середины XX века проблема телесности становится предметом гуманитарных исследований, и решается соответственно существующим подходам в гуманитарных науках, в частности, культурологии. Телесность в зависимости от постановки вопроса становится то объектом, то субъектом, и от этого меняется интерпретация телесности как предметного поля гуманитарных исследований.

Понятие "телесность" не отменяет существования в человеке души и тела, а выступает объединяющим фактором, как показывает, например, психология. Нельзя говорить о телесности в отрыве от исследовательского анализа феномена тела. Динамика развития представлений о нем дает возможность придти к заключению о невозможности существования тела человека в отрыве от его духовности. Телесность — это понятие культурного толка. Оно уходит от трактовки тела как физического объекта, обозначая качественные характеристики человека, создающиеся только в пространстве культуры. Таким образом, данное исследование доказывает идею о том, что культурный уровень детерминирует все указанные компоненты телесности.

Представленный в этой работе обзор далеко не исчерпывает  развивающихся  в истории подходов,  однако  свидетельствует  о  разнообразных  перспективах  применения  концепта «телесность» в исследованиях. В связи с этим хочется заключить, что обсуждение пограничных для философского и теоретико-культурного знания проблем может усилить методологические разработку, стимулировать междисциплинарные исследования, связанные с изучением трансформации телесности человека, знаково-символических характеристик телесности и ее коммуникативных функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Источники

1.1 Аквинский Ф. Сумма теологий www.philosophy.allru.net/perv18.html

1.2 Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. - М.: АСТ, 2006. - 316 c.

1.3 Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии www.lib.vsu.ru/elib/philosophy/b22055/part1.htm

1.4 Декарт Р. Сочинения: в 2-х т. Философское наследие. Сост. В.В. Соколов. - М.: Мысль, 1989. Т. 1. – 654 с.

1.5 Ильин И.А. О русской идее // Русская идея. М., 1992. – 436 с.

1.6 Ибн Сина (Авиценна). О душе (фрагмент из «Книги спасения») // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961.

1.7 Лейбниц Г.В. Монадология // Готфрид Вильгельм Лейбниц [перевод Е.Н. Боброва]. Сочинения в четырех томах. Том 1. М.: «Мысль», 1982. – 636 с.

1.8 Маркс К., Энгельс Ф.// Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 1-50. 2-е изд. М., 1955-1981. 30000 с.

1.9 Мерло-Понти М. Око и дух. Пер. с франц. A.B. Гусыря. М.: Искусство, 1992. – 63 с.

1.10 Мерло-Понти М. Феноменология восприятия./ Ред. Вдовина И.С., Фокин С.Л. - СПб., 1999. – 574 с.

1.11 Ницше Ф.Так говорил Заратустра.- М., 1990.- 281 с.

1.12 Платон. Собрание сочинений: в 4-х т.

www.sbiblio.com/biblio/archive/gurevich_misliteli/02.aspx

1.13 Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х т., ред. В.В.Соколова, -М.: Госполитиздат, 1957. Т. 1. 632с.

1.14 Спиноза Б. Основы  философии Декарта, доказанные  геометрическим способом / перевод  с латинського В.В. Соколова //Бенедикт  Спиноза. Избранные произведения  в 2 томах. Т.1 М.: Издательство политической  литературы 1957 г. 264 с.

1.15 Спиноза Б. Этика.  Краткий трактат о Боге человеке  и его счастье / перевод с  голландского под. ред. А.И.Рубина // Бенедикт Спиноза. Избранные  произведения в 2 томах. Т.1 М.: Издательство  политической литературы 1957 г. –  430 с.

1.16 Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. / Пер. с нем. М.: Республика, 1993. - 447 с.

1.17 Шопенгауэр А. Собр. соч. в 5-ти т. М., 1992. Т.1. – 207 с.

1.18 Фейербах Л. Основные  положения философии будущего // Избранные философские произведения. Т. I. М., 1955.— 636 с.

1.19 Фуко М. История  сексуальности- III: Забота о себе.- М.: Рефл-бук, 1998.- 288 с.

1.20 Фуко М. Слова и вещи.- М., 1977.

 

2. Литература

2.1. Справочные издания, словари и  учебники

2.1.1 Антология мировой  философии. Т. 1. Философия древности и средневековья./ Ред. Соколов В.,- М.: Мысль.- 1969.- 507 с.

Информация о работе Проблема телесности в современном научном знании (философско-психологический аспект)