Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 02:47, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть основные философско-психологические концепции телесности в современном научном знании.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- выяснить значение понятий «телесность» и «тело»;
- представить психологическую экспозицию проблемы телесности;
- проанализировать основные философские модели телесности в западной философской литературе;
- выявить этапы осмысления проблемы телесности в русской философской традиции
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1.Психологические и культурные обоснования феномена телесности..............................................................................................................10
«Телесность» как научная категория…….………………………………..10
Подходы к пониманию телесности в психологических исследованиях........................................................................................................14
Глава 2. Феномен телесности в философии……………………………………19
2.1 Телесность в философии Запада: от истоков до наших дней………….....19
2.2 Понятие «телесности» в русской философской традиции ……………….35
Заключение……………………………………………………………………….41
Библиографический список……………………………………………………..44
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пермский государственный педагогический университет»
кафедра культурологии
Курсовая работа
ПРОБЛЕМА ТЕЛЕСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ НАУЧНОМ ЗНАНИИ
(ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Работу выполнила:
студентка 922 группы
исторического факультета
Хасбатова Ильнара Наилевна
___________________
(подпись)
«Допущена к защите» Руководитель: _________________ «____» ___________ 2012 г.
Дата защиты: «___» ________ 2012 г. Оценка:______________________ Руководитель: ________________ |
Руководитель: кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии Сидорчукова Любовь Георгиевна
|
Пермь
2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Психологические и культурные
обоснования феномена телесности....................
Глава 2. Феномен телесности в философии……………………………………19
2.1 Телесность в философии Запада: от истоков до наших дней………….....19
2.2 Понятие «телесности» в русской философской традиции ……………….35
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..44
Введение
Актуальность работы. Новейшие достижения науки и техники, новый образ жизненного пространства информационного общества изменяют социальные отношения производства, потребления и коммуникации, остро ставят проблемы духовных ценностей и развития телесной организации человека. Изменения в культуре, связанные с коммерческим и потребительским отношением к человеческому телу, развитие высокотехнологичной научной медицины и генетики порождают сложные философские, правовые и нравственные вопросы о статусе человеческого тела. Сущность, существование и самоидентификация человека все чаще рассматриваются, принимая во внимание человеческое тело. Изменения в отношениях между полами, феминистская критика подчиненного положения женщины в обществе способствуют повышению интереса к социокультурным аспектам человеческой телесности. А также тема телесности человека является значимой на сегодняшний день, потому как резко возросло число экологических проблем. Необходимо осмысление человечеством своего места в общей системе мироздания, определение своей позиции (восстановление в несколько видоизмененной форме прежнего порядка или осмысленное формирование нового) в отношениях с планетой, осознание степени ответственности за свое существование и осознанное сотворчество мира вокруг и внутри нас.
Актуальность темы еще более усиливают стремительные изменения во всех сферах личной жизненной деятельности человека как бытовой, профессиональной, интеллектуальной, так и духовной. Действительность предъявляет все более высокие требования к каждому индивиду. Каждый день ставит человека перед выбором личностного развития, что обусловлено непрерывными преобразованиями во всех сферах общественного и личного бытия. Активизировались попытки теоретических и практических разработок (в том числе и телесно-ориентированных) в силу усложнения и многообразия проявлений процесса социальной адаптации, как зрелых людей, так и нового поколения.
Интерес различных сфер гуманитарного знания к телесной проблематике находит свое выражение в самых разнородных концепциях и идеях, освещенных в научной литературе.
В истории философии и культуры вопрос взаимоотношения тела и души остается наиболее актуальным и противоречивым. Принцип дихотомии души и тела был главной темой в философии Платона, а у Аристотеля тело и душа были неотделимы друг от друга. Средневековая традиция (Августин Блаженный, Фома Аквинский) вводит понятия плоть и плотский грех, а в эпоху Возрождения проблеме тела уделяли внимание Н. Кузанский, Леонардо да Винчи, Пико дела Мирандолла, Дж. Бруно и многие другие мыслители.
В период Нового времени значительный вклад в понимании проблемы взаимоотношения тела и души внесли Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.О. Ламетри, Дж. Беркли. После зарождения философской антропологии как области философского знания (И. Кант) появляются новые оригинальные концепции рассмотрения человеческой телесности (Ф. Ницше). Психоаналитический переворот, совершенный 3. Фрейдом, во многом и надолго изменил направление в исследовании тела человека.
Работы отечественных и зарубежных философов по проблемам человеческой телесности довольно многочисленны. В соотношении с сознанием проблема телесности рассматривается в различных ракурсах A. Бергсоном, Э. Гуссерлем, М. Мерло-Понти, Ж. П. Сартром, М. Хайдеггером, Г. Марселем, Ж.-Л. Нанси, С. Пристом. В феноменологическом подходе, представленном в работах Э. Гуссерля и М. Мерло-Понти, тело выступает носителем смысла, субъективности, условием семиотизации пространства. Из современных исследователей этой проблемой занимаются В. Подорога, B.И. Красиков, Г.Т. Хант.
Существенное значение в исследовании феномена телесности имеют работы философов французского постмодернизма: Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, М.Фуко. Телесность в работах этих ученых является средством «создания себя», причем произвольными средствами. Постмодернистская парадигма, используемая в данной работе, позволяет рассматривать телесность как выражение знаков, символов, текста, связать понятие "телесность" с такими явлениями как одежда, мода, сексуальность, вещное окружение.
Рассмотрение телесной организации человека в структуре социального пространства представлены работами М. Мосса, К. Леви-Стросса, Э.Б. Тайлора. Теоретико - методологическое значение в осмыслении проблемы данного исследования имеют работы Ю.М. Лотмана, А.А. Пелипенко, Г.Фреге, М.Н. Щербинина. Эти труды дают возможность оценить необходимость смыслогенетического подхода в исследовании культуры, когда смысл выступает условием ее существования и развития, а телесность есть способ передачи смыслов. Работы Ю.М. Лотмана важны также при анализе специфики традиционной культуры, в особенности те, где автор «Семиосферы» обращает внимание на механизм образования смыслов в культуре, на прочтение одежды и телесности как текста.
Над проблемой осмысления телесности работали и русские философы такие как Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, С.Л. Франк, А.Ф. Лосев, П.А. Сорокин, П.А. Флоренский.
П.А. Флоренский обсуждает в своих сочинениях проблему «зеркальности» тела, открывая, по сути дела, виртуалистику. При этом наши отечественные философы делают акцент на метафизике пола, осмысливая феномен человеческого тела, как например, В.В. Розанов.
Прикладные аспекты изучения тела человека в пространстве русской народной культуры опубликованы в сборнике статей «Тело в русской культуре», где затронуты темы наготы в изобразительной культуре, символики тела в русских заговорах, отношение к себе и своему телу в русской модели мира, язык тела и кинесика, тело и душа в славянских народных представлениях. Над этим работали И. Кон, Г. Крейдлин, С. Толстая, А. Топорков, Т. Цивьян. Феномен телесности как соединения «внутреннего» и «внешнего» стал предметом анализа Ж. Делеза, Ф. Гватари.
Следует также отметить и ряд этнокультурных исследований, где в той или иной степени затрагивается вопрос о смысле и сущности человеческой телесности, прежде всего ее знаковой и символической роли - А.А. Потебня, В. Тэрнер, М. Мид, О. Фрейденберг, А. Афанасьев, М. Торэн, Г. Кабакова, А. Байбурин, М.В. Добровольская, Н.Ф. Сумцов, В.Я. Пропп, А. Шмеман и др.
В отечественной телесно-
Медицинскому направлению
в исследовании человеческой телесности
в философско-
Музыкальным аспектам в контексте проблемы телесности уделяется внимание в работах В.К. Суханцевой, Т.В.Чередниченко, А.С.Клюева, B. Медушевского, Е. Назайкинского, Р.Л. Тельчаровой, В. Холоповой. Отдельным аспектам проблемы телесности в культуре были посвящены работы О. Шпенглера, А.Я. Гуревича, М. Бахтина, Ф. Арьеса, Ж.. Ле Гоффа, Дж. Фрезера, М. Элиаде, М.С. Кагана, А. Михайлова, C.С. Хоружего, М. Ямпольского и других исследователей.
Онтология человека в современной российской культурологии отражена в работах И.М. Быховской, П.С. Гуревича, М.С. Кагана, И.С. Кона, Ю.В. Ларина, Ю.В. Рождественского. В данных исследованиях человек представлен как биосоциокультурное существо, а его тело функционирует на разных уровнях бытия, следуя законам природы, общества, культуры. Таким образом, тело рассматривается как природное тело, социальное тело и культурное.
Проблема телесности с позиции физической культуры решается в работах следующих российских ученых: И.М. Быховской, Н.Н. Визитей, В.И.Столярова, Ю.В. Рождественского. Физическая культура в данных исследованиях рассматривается как способ воздействия на телесную природу человека и ее модификацию.
Несмотря на результаты многовекового осмысления телесности человека и огромные научно-практические наработанные материалы о теле, обзор современной литературы дает основания утверждать, что в характеристике явления присутствует многообразие концептов телесности человека, нет четкого единого определения самого термина «телесность». Этими обстоятельствами и обусловлен наш интерес к теме настоящей курсовой работы.
Целью данной работы является рассмотреть основные философско-психологические концепции телесности в современном научном знании.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- выяснить значение понятий «телесность» и «тело»;
- представить психологическую
экспозицию проблемы
- проанализировать основные философские модели телесности в западной философской литературе;
- выявить этапы осмысления проблемы телесности в русской философской традиции;
Предмет исследования — философско-психологический аспект эволюции взглядов на телесность человека.
Объект исследования - концепты телесности в науке.
Для успешного выполнения задач по написанию курсовой работы были применены следующие методы исследования:
- проблемно-поисковый, так как исследование включает постановку и решение ряда проблем;
- сравнительно - исторический, который
позволяет исследовать
- диалектический, с помощью которого стало возможно понять становление и внутреннюю взаимосвязь рассматриваемых философских категорий «тело» и «телесность».
В работе использованы общенаучные методы анализа и синтеза, метод систематизации при обработке современных теоретических междисциплинарных исследований.
В данной работе делается опора на
теоретическую базу: изучение и анализ
научно-теоретических работ
Источниками работы являются труды классиков философской и психологической мысли.
Хронологические границы исследовательской работы. Разнообразные философские концепции телесности рассматриваются подробно с древности до настоящего времени. Психологический аспект телесности рассматривается применительно к XX веку и к первой половине XXI века.
Цели и задачи курсовой работы определили ее структуру. Исследование состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи исследования, определяется объект и предмет исследования.
В первой главе работы раскрываются понятия «тело» и «телесность» и показано развитие представлений о телесности в психологических исследованиях.
Во второй главе изучается феномен телесности в философии, а именно в западноевропейской и русской традициях.
В заключении даются общие выводы по всей исследовательской работе.
Глава 1. Психологические и культурные обоснования феномена телесности
1.1. «Телесность» как научная категория
Новейшие достижения науки и техники, новый образ жизни информационного общества изменяют социальные отношения, остро ставят проблемы духовных ценностей. Коммерческое и потребительское отношение к культуре и человеку, развитие высоких технологий в науке порождают сложные философско-нравственные вопросы о статусе человеческой телесности.