Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:11, реферат
В наше время не возможно представить себе такую газету, теле- или радиопрограмму, в которой не было бы сообщения о каком-нибудь акте насилия или агрессии. Терракты, убийства, изнасилования, … А в основе всего – зло.
Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение все равно нередко оказывается источником физических и душевных страданий наших близких, проявлением зла.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Уникальность и реальность проблемы…………………….4
1.1. Понятие зла………………………………………………….........4
1.2. Противостояние добра и зла……………………………………..5
Глава 2. Образы зла в первобытной культуре………………… ……6
2.1. Особенности мифологического восприятия зла…………..……6
2.2. Табуация как способ избежания зла……………………………. 7
2.3. Персонификация зла в образах «колдуна» и «злого духа»…. …8
Глава 3. Добро и зло в философии средневековья………………….10
Глава 4. Позиции религиозной философии по проблеме добра и зла………………………………………………………………….....,.11
Глава 5. Происхождение зла и человеческая свобода в работах Шеллинга……………………………………………………………..13
Глава 6. Тема зла в работах Николая Онуфриевича Лосского……20
Глава 7. Психолого-философские исследования феномена: агрессия по Фромму…………………………………………………………….….23
7.1. Соотношение деструктивности и человеческой свободы…….23
7.2. «Доброкачественная» и «злокачественная» агрессивность…..27
Заключение……………………………………………………………30
Примеры "доброкачественной" агрессии[7]:
а)псевдоагрессия – действия, в результате которых может быть нанесён ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, а именно
- непреднамеренная агрессия;
- игровая агрессия;
- агрессия, как самоутверждение;
б) оборонительная агрессия – как фактор биологической адаптации:
- агрессивность, как приём вытеснения страха;
- агрессивность, как результат опасности лишения свободы;
- агрессивность, когда под угрозой оказывается нарциссизм;
- агрессивность, как реакция на попытку лишения иллюзий;
- конформистская агрессия;
- инструментальная агрессия.
в) экзистенциальные потребности человека и различные укоренившиеся в его характере страсти:
- ценностные ориентации и объект почитания;
- чувство единения;
- творческие способности;
- возбуждение и стимулирование;
- хроническая депрессия и скука;
- структура характера;
Примеры «злокачественной» агрессии[8]:
а)жестокость и деструктивность:
- кажущаяся деструктивность;
- спонтанные формы;
- деструктивность отмщения;
- деструктивность характера (садизм)
- экстатическая деструктивность;
- поклонение деструктивности;
б) некрофилия, в том числе клинические случаи;
Можно видеть, что Э.Фромм
различает два вида агрессивности:
«доброкачественную» и «злокачественную».
Первая отчасти восходит к миру человеческих
инстинктов, вторая коренится в человеческом
характере, в человеческих страстях, за
которыми стоят побуждения отнюдь не природного,
но экзистенциального свойства. По мнению
Фромма, инстинкты суть категория чисто
натуралистическая, тогда как страсти,
укорененные в характере человека, суть
категория социобиологическая и историческая.
Страсти вовсе не обеспечивают физического
выживания, но они не менее стойки и глубоки,
нежели инстинкты. Они образуют фундамент
человеческого интереса к жизни, человеческих
порывов. Страсти — это материал, из которого
формируются не только сновидения и фантазии,
но и искусство, религия, миф, драма, страсти
своими корнями уходят в самые глубинные
основы человеческого бытия.
Заключение
В своём реферате я показала
взгляды на проблему зла разных философских
школ и учений. В обосновании добра и зла
каждый мыслитель, по существу, отстаивал
нравственную позицию того или иного класса,
к которому сам принадлежал. Идеализм
искал вечные и неизменные основания добра
и зла, усматривая их в божественной воле
или абсолютном духе. Представители домарксистского
материализма чаще всего находили источник
добра и зла в абстрактной природе человека,
в его стремлении к наслаждению, к счастью.
Даже те из них, кто связывал нравственность
с условиями жизни и воспитания человека,
объявляли представления о добре и зле
вечными и неизменными.
Фактически же под «внеисторической человеческой
природой» всегда скрывались социально
обусловленные черты, свойственные представителям
определенной социальной общности. Поэтому
в обосновании добра и зла каждый мыслитель,
по существу, отстаивал нравственную позицию
того или иного класса.
«Представления о добре и зле
так сильно менялись от народа к народу,
от века к веку, что часто прямо противоречили
одно другому» (К. Маркс, Ф. Энгельс, т.20,
с.94). Но изменения эти не являются результатом
произвола, не зависят лишь от мнения субъекта.
Их источник коренится в условиях жизни
общества, и в силу этого они носят объективный
характер. Поступки людей оцениваются
как добро или зло соответственно тому,
способствуют они или препятствуют удовлетворению
исторических потребностей общества в
целом, т.е. интересам прогрессивного класса,
выражающего эти потребности.
Представления о добре и зле выражаются
через совокупность конкретных нравственных
требований, определяющих нормы поведения
людей в конкретном историческом обществе.
Что же касается вопроса о роли зла и необходимости его уничтожения, то в результате работы я сделала для себя интересные выводы: большинство современных философов, психологов и других ученых, изучающих проблему зла, говорят о категории «зло» только в связи с категорией «добро». Они представляют зло как нечто, что помагает нам понять всю «прелесть» добра. Я бы сказала, что зло у многих мыслителей выступает неким «средством измерения» добра, как бы парадоксально это не звучало. В этой связи, видна необходимость не уничтожения зла, а наоборот, его сохранения (!) Что для нас будет не так сложно, т.к. по мнению всё тех же философов, источник зла - наша свобода, а её то у нас сейчас хоть отбавляй…
Список использованной литературы
1) Скрипник А.П. Моральное
зло в истории этики и
Политиздат, 1992.
2) Лосский Н.О. Бог и мировое зло/ Сост.
А.П. Поляков, П.В. Алексеев, А.А.Яковлев.
– М.: Республика, 1994.
3) Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник.
– М.: Гардарика, 1998.
4) Философский энциклопедический словарь/
Редкол.: С.С. Аверинцев, Л.Ф.Ильичёв и др.
– 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989
5) Якобс В. Происхождение зла и человеческая
свобода / Вопросы философии –1994 – №1
6) Гусейнов А.А. Понятие насилия и ненасилия./
Вопросы философии – 1996 –№11
-----------------------
[1] См., напр.: Словарь русского языка, изд-во
АН СССР: ин-т языкознания М.,1957 - т.1; Толковый
словарь русского языка, изд-во «Советская
энциклопедия.»М.,1934 - т.3
[2] Сходную логику образования понятий
можно обнаружить у детей. Малыш, впервые
увидевший пьяного человека, называет
его быком, вероятно из-за сходства аффективных
переживаний, вызываемых этими двумя,
в общем-то очень различными, объектами
(см.: Додонов Б.И. Эмоция как ценность.
М., 1978 – 32
С.)
[3] Полинезийское слово “taboo” не имеет
точного перевода ни на русский, ни на
другие цивилизованные языки.
[4] Лосский Н.О. Бог и мировое зло/ Сост.
А.П. Поляков, П.В. Алексеев, А.А.Яковлев.
– М.: Республика, 1994. – 344 С.
[5] Подробнее этот вопрос Лосский рассматривает
в своей книге «Путь к Богу и борьба против
Бога», в главе «Нормальная сила духа»
[6] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.
М., 1994 – 164 С.
[7] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.
М., 1994 – 170-200 С.
[8] Там же, - 234 С.