Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:11, реферат
В наше время не возможно представить себе такую газету, теле- или радиопрограмму, в которой не было бы сообщения о каком-нибудь акте насилия или агрессии. Терракты, убийства, изнасилования, … А в основе всего – зло.
Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение все равно нередко оказывается источником физических и душевных страданий наших близких, проявлением зла.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Уникальность и реальность проблемы…………………….4
1.1. Понятие зла………………………………………………….........4
1.2. Противостояние добра и зла……………………………………..5
Глава 2. Образы зла в первобытной культуре………………… ……6
2.1. Особенности мифологического восприятия зла…………..……6
2.2. Табуация как способ избежания зла……………………………. 7
2.3. Персонификация зла в образах «колдуна» и «злого духа»…. …8
Глава 3. Добро и зло в философии средневековья………………….10
Глава 4. Позиции религиозной философии по проблеме добра и зла………………………………………………………………….....,.11
Глава 5. Происхождение зла и человеческая свобода в работах Шеллинга……………………………………………………………..13
Глава 6. Тема зла в работах Николая Онуфриевича Лосского……20
Глава 7. Психолого-философские исследования феномена: агрессия по Фромму…………………………………………………………….….23
7.1. Соотношение деструктивности и человеческой свободы…….23
7.2. «Доброкачественная» и «злокачественная» агрессивность…..27
Заключение……………………………………………………………30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Уникальность и реальность проблемы…………………….4
1.1. Понятие зла…………………………………………………........
1.2. Противостояние добра и зла……………………………………..5
Глава 2. Образы зла в первобытной культуре…………………
……6
2.1. Особенности мифологического восприятия
зла…………..……6
2.2. Табуация как способ избежания зла…………………………….
7
2.3. Персонификация зла в образах «колдуна»
и «злого духа»…. …8
Глава 3. Добро и зло в философии средневековья………………….10
Глава 4. Позиции религиозной философии
по проблеме добра и зла…………………………………………………………………..
Глава 5. Происхождение зла и человеческая
свобода в работах Шеллинга…………………………………………………………
Глава 6. Тема зла в работах Николая Онуфриевича
Лосского……20
Глава 7. Психолого-философские исследования
феномена: агрессия по Фромму…………………………………………………………….
7.1. Соотношение деструктивности и человеческой
свободы…….23
7.2. «Доброкачественная» и «злокачественная»
агрессивность…..27
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………...31
Введение.
В наше время не возможно представить себе такую газету, теле- или радиопрограмму, в которой не было бы сообщения о каком-нибудь акте насилия или агрессии. Терракты, убийства, изнасилования, … А в основе всего – зло.
Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение все равно нередко оказывается источником физических и душевных страданий наших близких, проявлением зла.
Я не исключаю, что у того,
кто прочитал первые строки моей работы,
могла возникнуть мысль о том,
что именно на современном этапе
исторического развития человечества
«темная сторона» человеческой натуры
как-то необыкновенно усилилась
и вышла из-под контроля. Однако
сведения о проявлениях насилия
в другие времена и в других
местах говорят о том, что в
жестокости и насилии, царящих в
нашем с вами мире, нет ничего
из ряда вон выходящего. Существует
ряд конкретных примеров, доказывающих
это:
• при взятии Трои в 1184 году до н.э. греки-триумфаторы
казнили всех лиц мужского пола старше
десяти лет, а оставшиеся в живых, то есть
женщин и детей продали в рабство;
• в годы наивысшего подъема испанской
инквизиции (1420—1498) многие тысячи мужчин,
женщин и детей были сожжены заживо на
кострах за ересь и другие «преступления»
против церкви и государства;
• более 45% смертей среди представителей
народности уарони, живущей на востоке
Эквадора, составляют летальные исходы
в результате копьевых ранений, полученных
в ходе внутриплеменных стычек (Collins, 1983).
Примеры, когда люди убивали и калечили друг друга с помощью стрел, луков, и примитивного оружия конечно поражают воображение. Но к счастью такое происходило на ограниченной территории и не представляло угрозы для всего человечества. В наш же век современных технологий любое мало-мальски развитое государство владеет более опасными видами вооружения…
В свете этих тенденций невозможно не признать, что проблема зла как источника (или первопричины) насилия и агрессии относится к числу наиболее серьезных. Признание этого факта самый первый, но пожалуй, и самый простой шаг. Вторым шагом должен стать поиск ответов на вопросы об истоке зла, о той роли которую оно играет в нашем мире, о необходимости или невозможности уничтожения зла. Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций — с точки зрения философии, поэзии и религии…
В своей работе я постараюсь отразить изменение взглядов на природу зла с течением времени, сравнить их, и в итоге ответить на вопросы, которые были обозначены выше.
Глава 1. Уникальность и реальность проблемы.
1.1. Понятие зла.
Какими мы бы ни были оптимистами, мир далеко не всегда кажется нам самым радостным местом для жизни. Каждый из нас, кем бы он себя ни считал — христианином, теистом, деистом, атеистом, мистиком или нигилистом, несет бремя страданий и сталкивается со злом. Бесполезно отрицать реальность зла, просто приписав его невежеству или иллюзиям. Гораздо чаще в жизни радость и добро, чем страдание и зло, являются иллюзией! Почти для всех людей существование зла не подлежит сомнению. С другой стороны, есть и такие верования, организации, оккультные и сатанинские секты, где служат, поклоняются и приносят жертвы (иногда даже человеческие!) силам зла.
В ряде толковых и энциклопедических словарей зло определяется как: 1) все дурное, плохое, вредное, греховное; 2) беда, напасть, несчастье, неприятность и т.д.[1] В «Энциклопедическом словаре» Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (С.-П.,1894, т. XIIA) приведено определение В.С.Соловьева: «Зло — в широком смысле этот термин относится ко всему, что получает от нас отрицательную оценку, или порицается нами с какой-нибудь стороны; в этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более тесном смысле зло обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка. » Беспокоит нас не только и не столько зло, сколько его масштабы. В определенном смысле можно как-то оправдать всякое зло — но уж слишком его много! Как возмущают нашу душу страдания и смерть множества невиновных, уносимых за раз войнами, массовыми репрессиями тоталитарных режимов и стихийными бедствиями. Как объяснить все это!? Иногда зло кажется нам результатом просто неправильного выбора не нас самих, а других людей. И тогда мы хотим застраховать себя от ошибок и злодеяний других, наказать их за неправильные действия. Но мы члены одной человеческой семьи, мы носим бремена друг друга. Мы не понимаем нашей связи с остальным человечеством.
Более того, с развитием цивилизации (успехов технологии, роста массовых организаций и тоталитарных политических идеологий) сейчас человеческие страдания только усугубляются все новыми возможностями приносить страдания друг другу, а также обезличиванием структуры современного общества. И реакция многих наших современников на земле — предаться циничной покорности судьбе или безнадежному отчаянию, психотерапии, наркотикам, алкоголю или простому отречению от жизни.
Уникальная значимость проблемы зла и страдания объясняется, во-первых, универсальностью зла и страдания (каждый без исключения человек на земле, и плохой и хороший, сталкивается со злом и страданием), во-вторых, их реальностью и глубоким проникновением в жизнь. Все мировоззрения и религии имеют свое объяснение наличия зла и страдания, и по любым стандартам существование зла и страдания — это проблема. Фактически эта проблема составляет две группы проблем, одна из которых теоретическая (теологическая), а другая — группа практических проблем при реальных столкновениях со злом в разных обличьях.
1.2. Противостояние добра и зла.
Противостояние добра и зла всегда интересовало мыслителей разных времён. В истолковании метафизики зла сильны христианские, философско-антропологические традиции. Существование зла, — отмечал Н.А. Бердяев, — есть величайшая тайна мировой жизни и величайшее затруднение для официальной теологической доктрины и для всякой монистической философии.
Весьма затруднительно рационалистическое решение проблемы зла, указывает русский философ. Остается лишь верить, что зло не имеет изначально самостоятельного, собственно онтологического бытия и, как таковое, не укоренено в самой реальности, а выступает фрагментом жизни, устремленной в целом к добру.
В интерпретации добра
и зла в истории этики начиная
с древности сталкивались материалистические
и идеалистические тенденции. Первая
интерпретация связывала эти
понятия с человеческими
Глава 2. Образы зла в первобытной культуре.
2.1. Особенности
мифологического восприятия
Осознание зла прошло длительный
путь развития от полуинстинктивных
реакций страха, гнева, отвращения до
отчетливых и дифференцированных понятий.
Какою- то из своих существенных сторон
первобытная культура была направлена
на концептуализацию переживаний, на рациональное
овладение непосредственно
Количественная оценка зла определялась в первую очередь интенсивностью вызываемых им отрицательных переживаний. Чем больший страх, гнев или отвращение внушал соответствующий объект, тем сильнее была реакция на него.
Первобытный человек с
трудом, да и то не всегда, мог определить
когнитивный аспект своих представлений
о мире от аффективного и постичь
вещи, как они существуют сами по
себе, т.е. объективно. Это один из характерных
моментов синкретичности древнего мышления.
Он выразился в способе
Такие понятия и представления,
объединенные в систему мифологии,
ориентировали деятельность людей
в отношении к негативным явлениям.
Совершение определенных действий мыслилось
как необходимое условие устранения какого-то
зла (врага, болезни, смерти и т.д.) и неприятного
переживания, с этим злом связанного. Однако,
соединение действия и результата очень
часто основывалось на случайных совпадениях:
на внешнем сходстве, повторении и т.п.
Поэтому многие из этих действий не давали
прямого положительного результата. Но
зато давали эффект косвенный: устранив
зло в своём воображении, люди той культуры
освобождались от страха и отрицательных
переживаний. Предлагая по большей части
иллюзорное «освобождение» от зла, мифология
тем не менее регулировала коллективную
жизнь, отношения человека к человеку.
Длинный шлейф аффективно-фантастических
наслоений тянется за понятием зла и по
сей день.
2.2. Табуация как способ избежания зла.
На основе психологической
реакции избегания и
Табуированный объект не считался
злом в собственном смысле слова.
Табу – это не болезнь, не смерть
и не стихийное бедствие. Оно является
чем-то вроде особой материальной субстанции
или силы, присутствующей в некоторых
объектах временно, а в некоторых
– постоянно, и требующей –
во избежание губительных
Об эффективности системы
табуации разные этнографы говорят
по-разному. Одни утверждают, что она
действовала практически
Табуация как древнейшая система социальных
запретов могла успешно существовать
только при осуществлении санкций по отношению
к тем, кто их нарушал. Наказание за нарушенное
табу обычно представлялось не отделимым
от самого факта нарушения. Однако если
бы практика табуации основывалась только
на вере в естественное и сверхъестественное
возмездие, то она бы очень скоро рухнула
под напором реальных потребностей и житейского
опыта.
Секретом продолжительного
существования этой системы можно
считать то, что общинное сознание
стало применять к нарушителям
собственные карательные меры, которые
подчас носили очень суровый характер:
удавление, четвертование, нанесение
тяжелых увечий.
И всё же, систему запретов табу можно
считать первой попыткой первобытного
человека (да и всего человечества) бороться
со злом в обществе и внутри себя.