Природа сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:03, контрольная работа

Описание работы

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных) , а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 55.77 Кб (Скачать)

Речь является индивидуальным актом обращения  человека к языку как социальному  и культурному явлению. Она предполагает комбинаторную способность говорящего человека, его умение пользоваться языком для выражения чувственных  образов, мыслей, эмоций, воли, памяти. Речь обеспечивается ресурсами органов  речи человека, позволяющими артикулировать и произносить звуки и звукосочетания. Свободное комбинирование знаков и  выстраивание их в нужные последовательности — высказывания, сделанные в устной или письменной форме, — есть основное назначение речи. Именно поэтому говорят, что без речи нет языка, хотя справедливо  и обратное: без языка невозможно судить о речевой способности  человека. Потребности общения людей  диктуют соблюдение в речи формальных и нормативных предписаний языка: орфографических (написание), фонологических (произношение), синтаксических (орга­низация предложения), семантических (значения слов и других элементов языка) и  прагматических (особенности использования  языка в конкретных ситуациях). Речеоформление актов или процессов сознания осуществляется средствами фонологии, синтаксиса, семантики и прагматики языка. Язык и речь обеспечивают выразительность  сознания совместными усилиями.

Владея языком, человек удваивает свои возможности  сознательного отношения к миру, раскрывая его средствами чувственного и языкового опыта. Язык оказывается  в роли универсального посредника в  отношениях сознания и бытия. Сознание человека может иметь дело с самим  языком точно так же, как и предполагать существование внешнего мира. Из этого  вовсе не следует, что язык тождественен бытию и сознанию.

Затрагивая вопрос о характере влияния языка  и речи на наше сознание о мире, целесообразно  вторгнуться в современную философию  языка. Формирование в XX в. философии  языка вызвало интерес к его  природе, породило разногласия во взглядах и усилило конкуренцию между  ними. Но в отличие от эмпирических и рационалистических парадигм традиционной онтологии и теории познания новые  модели языка объединил общий  тезис, согласно которому отношение  сознания к бытию является языковым. Язык пронизывает все структуры  бытия и сознания. Конечно, необходимо отличать существование внешнего мира от языка так же, как и отделять от языка сознание. Однако осознание  внешнего мира человеком настолько  тесно связано с языком, что  стремление отдельных философов  отделить сознание и бытие от языка  — это проти­воестественный акт  и по сути дела это невозможно. Ведь сознание бытия становится по необходимости полным лишь в языковых формах и с помощью языковых средств, а выражение актов сознания и обмен ими (общение) без языка трудно представить. Например, согласно Гадамеру язык превращает сознание в разговор и тем самым — в общение. Законы, причины, явления, свойства, отношения предопределяются значениями языка. Их нельзя понять иначе, чем через язык. Тот факт, что в мире существуют явления, свойства и отношения, ни у кого не вызывает сомнений. Но они конструируются с помощью языка и являются его конструктами. Язык становится способом осознанного конструирования мира.

Аналогичные затруднения  возникают, если буквально принять  разделение сознания и языка. С одной  стороны, кажется разумным, например, что прежде чем говорить или писать, надо подумать. С другой стороны, как  можно думать, не прибегая к языковым формам и средствам? Когда кто-то говорит, что он должен обдумать какую-то мысль, то он осознанно или не осознано делает это, находясь в пределах языковых требований. Мысль становится мыслью по мере того, как она оформляется  в речи в соответствии с требованиями языка. Во всех случаях мысль должна найти выражение в языке и  только тогда она будет считаться  мыслью, доступной для другого  человека и понятной ему. Не только мысль, но и переживания, эмоциональные  состояния, волеизъявления наталкиваются  на сопротивление языка, который  оказывается то послушным, то враждебным средством для их выражения.

Автономия «царства сознания» и «царства языка», закрепившаяся  в традиционной философии, сегодня  представляется наивной и прямолинейной. Соотносить мысль с формой предложения  и называть предложение законченной  формой выражения мысли можно, если мы отдаем себе отчет в том, что  сознание и язык тесно взаимосвязаны. Другими словами, мысль и язык связаны не просто формальным образом  средствами речи. Язык проникает через  речевую способность человека в  самые глубинные, базальтовые уровни его телесной, психической, бессознательной  организации и превращается в  естественный механизм сознания. Если человек что-то не может проговорить  в речи, то, по-видимому, это и не осознается им, и наоборот, то, что  не осознается им, о том трудно что-либо сказать членораздельное и тем  более сказать так, чтобы это  было понято другим. 

Сознание использует язык в качестве инструмента выражения  бытия. Язык имеет строение, отличное от строения сознания. Но каждому слову  языка, каждому предложению соответствуют  определенная реальность бытия, реальность внешнего мира, реальность других людей. Слово не просто сообщает нам что-то о чем-то или ком-то. С его помощью  мы удостоверяем сознание другого человека. Сознание других людей открывается  для нас в слове. Слово заключено  в культурную традицию, оно имеет  свою собственную судьбу. Через слово, через текст сам человек и  его сознание «включены» в традицию и культуру. Если один человек понимает предмет, то он это делает иначе, чем  другой. В принципе познание мира и  познание другого напоминает общение  с чем-то чужим. Чужим может быть все: другие миры, истории, культуры, общества, сознания. Чтобы распознать чужое, нужно  перевести с «чужого» языка на «свой». Механизм перевода с одного языка на другой — универсальный  механизм жизнедеятельности, познания и общения людей. Благодаря ему  достигается понимание людьми друг друга, понимание людьми современной  эпохи людей других исторических эпох, понимание людьми одной культуры и одного общества людей другой культуры и другого общества. Через язык сознание связывается с культурой, а культура влияет на сознание через  язык. Культура — это все, что  люди делали и делают, а язык, как  говорил Сепир, то, что люди думали, сознавали и то, что они думают, сознают. С культурологической точки  зрения, язык не только механизм культуры, наследования, накопления знаний, обмена знаниями и опытом, но и способ осознания  культуры.

Чем больше мы размышляем о природе языка, тем сильнее  проникаемся убеждением, что близость языка к сознанию и бытию настолько  велика, что трудно переоценить его  роль в их выражении и обозначении. Именно поэтому разные философские  позиции соглашались по поводу роли языка в жизнедеятельности человека. Как бытие не может быть предметом  постороннего рассмотрения и познания (ибо человек не в состоянии  выйти за его пределы и занять позицию стороннего наблюдателя), так  и язык неразрывно связан с человеком  и от него нельзя освободиться и  прибегнуть к каким-то другим, неязыковым средствам, нельзя, по замечанию Витгенштейна, вырваться за пределы своей «лингвистической шкуры».

Сегодня исследование роли языка в познании и общении  считается, пожалуй, одним из самых  продуктивных подходов, дающих достаточно полное представление о его природе. С одной стороны, язык есть органическая способность сознания, связанная  со всеми его структурами, а также  с психикой, бессознательным, телом. С другой — язык рассматривается  в качестве универсального средства общения со всеми вытекающими отсюда социальными и культурно-историческим следствиями. Преимущества такого подхода к языку заключаются в его междисциплинарных возможностях, которые соединяют в себе универсальность философских наблюдений и конкретные значения целого ряда специализированных областей знания (лингвистики, психолингвистики, психологии, дисциплин исторического, социального и культурологического циклов). Обсуждение функциональных назначений языка в рамках этой парадигмы проливает свет на разнообразные механизмы и структуры сознания. Благодаря фонологическим, синтаксическим, семантическим и прагматическим особенностям языка создаются необходимые условия его функционирования в сознании. Функции языка реализуют творческий потенциал сознания на продуцирование новых знаний, делают доступным для другого содержание нашего сознания, а содержание сознания другого — доступным для нас. Подобные когнитивные и коммуникативные акты сознания особенно важны, когда познание и общение становятся способами совместной деятельности людей.

Выражая акты и  состояния сознания, слово «живет»  в самом языковой сознании насыщенной жизнью. Смысловой облик слов складывается, изменяется и обогащается на протяжении всей их истории и культуры употребления в различных обществах. Участвуя в речеоформлении сознания, слово  «тащит» за собой весь груз своих  прошлых значений. В познавательных возможностях слова пересекаются, сходятся все его прошлые и настоящие  свойства. На подобном пересечении  где-то умещаются новые возможности  значения слова, в форме которых  реализуются конкретные чувственные  образы, мыслительные операции, эмоции, волеизъявления, любые другие процессы, состояния или структуры сознания. 
 
 
 
 
 
 

5.СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.      Бехтерева Н.П. и др. Нейрофизиологические  механизмы мышления. – М.: Медицина, 1985.

2.      Будагов Г.А. Язык – реальность - язык. – М.: Наука, 1983.

3.      Гуревич П.С. Философия. Учебник  для студентов вузов. – М.: Юрайт, 2005. Тема 14.

4.      Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991. Раздел 3.

5.      Кучевский В.Б. Философия: проблемы  бытия и познания. – М.: Логос, 1998. Гл. 6.

6.   Караваев Э.Ф. «Философия». М.: Юрайт-Издат, 2004.-520с.

7.Мигалатьев А.А. «Философия». – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 639с.

8. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. – М.: Республика, 2000. – Ч.2, гл. 1.

9.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, 1972.

10. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М.: Прогресс, 1989.

11. Фролов И.Т. «Введение в философию». М.: Республика, 2003.-653с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Природа сознания