Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:03, контрольная работа
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных) , а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.
Речь является
индивидуальным актом обращения
человека к языку как социальному
и культурному явлению. Она предполагает
комбинаторную способность
Владея языком,
человек удваивает свои возможности
сознательного отношения к
Затрагивая вопрос
о характере влияния языка
и речи на наше сознание о мире, целесообразно
вторгнуться в современную
Аналогичные затруднения возникают, если буквально принять разделение сознания и языка. С одной стороны, кажется разумным, например, что прежде чем говорить или писать, надо подумать. С другой стороны, как можно думать, не прибегая к языковым формам и средствам? Когда кто-то говорит, что он должен обдумать какую-то мысль, то он осознанно или не осознано делает это, находясь в пределах языковых требований. Мысль становится мыслью по мере того, как она оформляется в речи в соответствии с требованиями языка. Во всех случаях мысль должна найти выражение в языке и только тогда она будет считаться мыслью, доступной для другого человека и понятной ему. Не только мысль, но и переживания, эмоциональные состояния, волеизъявления наталкиваются на сопротивление языка, который оказывается то послушным, то враждебным средством для их выражения.
Автономия «царства
сознания» и «царства языка», закрепившаяся
в традиционной философии, сегодня
представляется наивной и прямолинейной.
Соотносить мысль с формой предложения
и называть предложение законченной
формой выражения мысли можно, если
мы отдаем себе отчет в том, что
сознание и язык тесно взаимосвязаны.
Другими словами, мысль и язык
связаны не просто формальным образом
средствами речи. Язык проникает через
речевую способность человека в
самые глубинные, базальтовые уровни
его телесной, психической, бессознательной
организации и превращается в
естественный механизм сознания. Если
человек что-то не может проговорить
в речи, то, по-видимому, это и не
осознается им, и наоборот, то, что
не осознается им, о том трудно что-либо
сказать членораздельное и тем
более сказать так, чтобы это
было понято другим.
Сознание использует
язык в качестве инструмента выражения
бытия. Язык имеет строение, отличное
от строения сознания. Но каждому слову
языка, каждому предложению
Чем больше мы размышляем
о природе языка, тем сильнее
проникаемся убеждением, что близость
языка к сознанию и бытию настолько
велика, что трудно переоценить его
роль в их выражении и обозначении.
Именно поэтому разные философские
позиции соглашались по поводу роли
языка в жизнедеятельности
Сегодня исследование роли языка в познании и общении считается, пожалуй, одним из самых продуктивных подходов, дающих достаточно полное представление о его природе. С одной стороны, язык есть органическая способность сознания, связанная со всеми его структурами, а также с психикой, бессознательным, телом. С другой — язык рассматривается в качестве универсального средства общения со всеми вытекающими отсюда социальными и культурно-историческим следствиями. Преимущества такого подхода к языку заключаются в его междисциплинарных возможностях, которые соединяют в себе универсальность философских наблюдений и конкретные значения целого ряда специализированных областей знания (лингвистики, психолингвистики, психологии, дисциплин исторического, социального и культурологического циклов). Обсуждение функциональных назначений языка в рамках этой парадигмы проливает свет на разнообразные механизмы и структуры сознания. Благодаря фонологическим, синтаксическим, семантическим и прагматическим особенностям языка создаются необходимые условия его функционирования в сознании. Функции языка реализуют творческий потенциал сознания на продуцирование новых знаний, делают доступным для другого содержание нашего сознания, а содержание сознания другого — доступным для нас. Подобные когнитивные и коммуникативные акты сознания особенно важны, когда познание и общение становятся способами совместной деятельности людей.
Выражая акты и
состояния сознания, слово «живет»
в самом языковой сознании насыщенной
жизнью. Смысловой облик слов складывается,
изменяется и обогащается на протяжении
всей их истории и культуры употребления
в различных обществах. Участвуя
в речеоформлении сознания, слово
«тащит» за собой весь груз своих
прошлых значений. В познавательных
возможностях слова пересекаются, сходятся
все его прошлые и настоящие
свойства. На подобном пересечении
где-то умещаются новые возможности
значения слова, в форме которых
реализуются конкретные чувственные
образы, мыслительные операции, эмоции,
волеизъявления, любые другие процессы,
состояния или структуры
5.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Бехтерева Н.П. и др. Нейрофизиологические механизмы мышления. – М.: Медицина, 1985.
2. Будагов Г.А. Язык – реальность - язык. – М.: Наука, 1983.
3.
Гуревич П.С. Философия.
4.
Ильенков Э.В. Философия и
5.
Кучевский В.Б. Философия:
6. Караваев Э.Ф. «Философия». М.: Юрайт-Издат, 2004.-520с.
7.Мигалатьев А.А. «Философия». – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 639с.
8. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. – М.: Республика, 2000. – Ч.2, гл. 1.
9.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, 1972.
10. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М.: Прогресс, 1989.
11. Фролов И.Т. «Введение
в философию». М.: Республика, 2003.-653с.