Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:03, контрольная работа
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных) , а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.
Речь является 
индивидуальным актом обращения 
человека к языку как социальному 
и культурному явлению. Она предполагает 
комбинаторную способность 
Владея языком, 
человек удваивает свои возможности 
сознательного отношения к 
Затрагивая вопрос 
о характере влияния языка 
и речи на наше сознание о мире, целесообразно 
вторгнуться в современную 
Аналогичные затруднения возникают, если буквально принять разделение сознания и языка. С одной стороны, кажется разумным, например, что прежде чем говорить или писать, надо подумать. С другой стороны, как можно думать, не прибегая к языковым формам и средствам? Когда кто-то говорит, что он должен обдумать какую-то мысль, то он осознанно или не осознано делает это, находясь в пределах языковых требований. Мысль становится мыслью по мере того, как она оформляется в речи в соответствии с требованиями языка. Во всех случаях мысль должна найти выражение в языке и только тогда она будет считаться мыслью, доступной для другого человека и понятной ему. Не только мысль, но и переживания, эмоциональные состояния, волеизъявления наталкиваются на сопротивление языка, который оказывается то послушным, то враждебным средством для их выражения.
Автономия «царства 
сознания» и «царства языка», закрепившаяся 
в традиционной философии, сегодня 
представляется наивной и прямолинейной. 
Соотносить мысль с формой предложения 
и называть предложение законченной 
формой выражения мысли можно, если 
мы отдаем себе отчет в том, что 
сознание и язык тесно взаимосвязаны. 
Другими словами, мысль и язык 
связаны не просто формальным образом 
средствами речи. Язык проникает через 
речевую способность человека в 
самые глубинные, базальтовые уровни 
его телесной, психической, бессознательной 
организации и превращается в 
естественный механизм сознания. Если 
человек что-то не может проговорить 
в речи, то, по-видимому, это и не 
осознается им, и наоборот, то, что 
не осознается им, о том трудно что-либо 
сказать членораздельное и тем 
более сказать так, чтобы это 
было понято другим. 
Сознание использует 
язык в качестве инструмента выражения 
бытия. Язык имеет строение, отличное 
от строения сознания. Но каждому слову 
языка, каждому предложению 
Чем больше мы размышляем 
о природе языка, тем сильнее 
проникаемся убеждением, что близость 
языка к сознанию и бытию настолько 
велика, что трудно переоценить его 
роль в их выражении и обозначении. 
Именно поэтому разные философские 
позиции соглашались по поводу роли 
языка в жизнедеятельности 
Сегодня исследование роли языка в познании и общении считается, пожалуй, одним из самых продуктивных подходов, дающих достаточно полное представление о его природе. С одной стороны, язык есть органическая способность сознания, связанная со всеми его структурами, а также с психикой, бессознательным, телом. С другой — язык рассматривается в качестве универсального средства общения со всеми вытекающими отсюда социальными и культурно-историческим следствиями. Преимущества такого подхода к языку заключаются в его междисциплинарных возможностях, которые соединяют в себе универсальность философских наблюдений и конкретные значения целого ряда специализированных областей знания (лингвистики, психолингвистики, психологии, дисциплин исторического, социального и культурологического циклов). Обсуждение функциональных назначений языка в рамках этой парадигмы проливает свет на разнообразные механизмы и структуры сознания. Благодаря фонологическим, синтаксическим, семантическим и прагматическим особенностям языка создаются необходимые условия его функционирования в сознании. Функции языка реализуют творческий потенциал сознания на продуцирование новых знаний, делают доступным для другого содержание нашего сознания, а содержание сознания другого — доступным для нас. Подобные когнитивные и коммуникативные акты сознания особенно важны, когда познание и общение становятся способами совместной деятельности людей.
Выражая акты и 
состояния сознания, слово «живет» 
в самом языковой сознании насыщенной 
жизнью. Смысловой облик слов складывается, 
изменяется и обогащается на протяжении 
всей их истории и культуры употребления 
в различных обществах. Участвуя 
в речеоформлении сознания, слово 
«тащит» за собой весь груз своих 
прошлых значений. В познавательных 
возможностях слова пересекаются, сходятся 
все его прошлые и настоящие 
свойства. На подобном пересечении 
где-то умещаются новые возможности 
значения слова, в форме которых 
реализуются конкретные чувственные 
образы, мыслительные операции, эмоции, 
волеизъявления, любые другие процессы, 
состояния или структуры 
 
 
 
 
 
 
5.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Бехтерева Н.П. и др. Нейрофизиологические механизмы мышления. – М.: Медицина, 1985.
2. Будагов Г.А. Язык – реальность - язык. – М.: Наука, 1983.
3.      
Гуревич П.С. Философия. 
4.      
Ильенков Э.В. Философия и 
5.      
Кучевский В.Б. Философия: 
6. Караваев Э.Ф. «Философия». М.: Юрайт-Издат, 2004.-520с.
7.Мигалатьев А.А. «Философия». – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 639с.
8. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. – М.: Республика, 2000. – Ч.2, гл. 1.
9.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, 1972.
10. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М.: Прогресс, 1989.
11. Фролов И.Т. «Введение 
в философию». М.: Республика, 2003.-653с.