Природа сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:03, контрольная работа

Описание работы

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных) , а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 55.77 Кб (Скачать)

                     ПРИРОДА СОЗНАНИЯ. 

1.Проблемы  сознания в истории  философии.

Сознание - это  высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных) , а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею. Человек познает себя в сравнении с другими живыми организмами. Но сравнить феномен своей психики и, особенно сознания, человеку не с чем, ибо сознание - уникальная способность, присущая только человеку. В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем. На философском языке - это описание феномена (греч. phainomenon - являющееся) сознания. Второй - ставит цель объяснить, как сознание возможно. "Cознание" - это фундаментальное философское понятие, характеризующее сложный и многомерный феномен, представляющий собой системный компонент человеческой психики и включающий в себя мир человеческих чувств, мыслей, переживаний и других духовно-эмоциональных состояний человека. Уже в античной философии выделились две линии исследования сознания. Одна из них восходит к Сократу, другая связана с именем его ученика - Платона. С точки зрения Сократа сознание человека не тождественно материальному бытию вещей, более того, сознание может на основе присущей ему диалектики дать противоречивое представление об изучаемых вещах. Отсюда знаменитый вывод Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю". Платон считал, что помимо мира вещей существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает самого себя и этим активно воздействует на жизнь человека. Душа бессмертна и имеет способность, по возвращении на землю в человеческом теле, вспоминать то, что она видела "там". Таким образом уж античность поставила вопрос о том, откуда взялось сознание, - принадлежит ли оно конкретному человеку, являясь именно его достоянием, или же сознание человека является частью мирового разума. Декарт - яркий представитель рационализм обращает внимание на потенциальные возможности человека, подчеркивая, что главным в сознании является внутренний анализ собственного "Я", именно самосознание Человека. По мнению Декарта душа человека только мыслит и это составляет основу всей жизни. "Мыслю, следовательно существую", - так определяет Декарт главный смысл своей философии. Философия Декарта дает основание для рационалистической традиции рассмотрения сознания, той традиция, которая продуктивно разрабатывается философами до настоящего времени. Важным для понимания проблем сознания и особенно познания были работы Канта, в которых исследовались особенности познания мира человеком, давалась критика познавательных способностей человека как субъекта познания (его чистого разума, практического разума, способностей к суждению, умозаключению). С точки зрения Канта три основные способности познания - чувственность, рассудок и разум не могут дать истину человеку, потому что взаимодействие человека с миром вещем, окружающих его, позволяет понять только явление (феномен), а не сами вещи. "Вещи в себе", как называл их Кант, существуют объективно, независимо от воли и сознания людей. В процессе познания человек выявляет их особенности с помощью созерцания, априорных категорий рассудка или при помощи построения системы суждений, основанных на разуме человека.

          Сознание как философская проблема. Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.

В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана  необходимостью общения с Богом  через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знание, прежде всего, о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и, наконец, слиянием с Богом. Сознание – это центр между первым и вторым. Т. е. сознание - это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрение эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим.

В Новое время  человек отказывается от Бога, сам  захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало  о формировании нового духовного  опыта людей, в котором человек  освобождается от власти сверхчувственного, о согласии принять свое происхождение  только через природную эволюцию. По сути, это начало антропоцентристского мировоззрения. Человек был объявлен началом и причиной всего, что  с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и действовать  в нем. Человек своей деятельностью  творит мир, Р.Декарт объявил, что акт  «я мыслю» есть основание существования  человека и мира. Во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что  я мыслю, значит – существую. Поэтому  сознание представляется как некий  сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы того, с чем предстоит  столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опыт обращения  к внутреннему миру был использован  в утверждении, что сознание открыто  самому себе, т.е. является самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, т.е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир  по правилам логики, т.к. сознание тождественно предметному миру.

Философов и  естествоиспытателей всегда волновал вопрос об источниках сознания. Сложились  разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, феноменологическая, вульгарно-материалистическая и др. Вульгарно-материалистическое направление сводит сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые  его представители Фогт, Молешотт указывают на подобие мышления желчи, вырабатываемой печенью) в конечном счете характер мышления, оказывается, определяется пищей, влияющей через  химизм крови на мозг и его работу. Противоположный этому - объетивно-идеалистический  подход определяет сознание как независящее  от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей).  

Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы:

1.      Внешний предметный и духовный  мир; природное, социальные и  духовные явления отражаются  в сознании в виде конкретных  чувственно-понятийных образов.  Такая информация есть результат  взаимодействия человека с наличной  ситуацией, обеспечивающей постоянный  контакт с нею. 

2.      Социокультурная среда, идеи, социальные  идеалы, этические и эстетические  установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы познавательной  деятельности. Это позволяет отдельному  человеку смотреть на мир глазами  общества.

3.      Духовный мир индивида, его собственный  уникальный опыт жизни и переживаний.  Человек и при отсутствии внешних  взаимодействий способен переосмысливать  прошлое, строить планы и т.д. 

4.      Мозг как макроструктурная природная  система, обеспечивающая на клеточно-тканевом  уровне организации материи осуществление  общих функций сознания.

5.      Источником сознания выступает,  вероятно, и космическое информационно-смысловое  поле, одним из звеньев которого  является сознание человека.

Таким образом  источником индивидуального сознания является не сами по себе идеи (как у  объективных идеалистов), и не сам  по себе мозг (как у вульгарных материалистов ), а реальность (объективная и  субъективная), отражаемая человеком  посредством высокоорганизованного  материального субстрата – головного  мозга в системе надличностных  форм сознания.

Раскрывая природу  сознания необходимо выяснить, является ли сознание атрибутом человека или  это явление надчеловеческое, космическое. Второй подход представлен прежде всего  в религиозных течениях (В.С.Соловьев, Д.Ландреев, Т. де Шарден), в центре которых  – божественный разум, живое тело космоса, «галактический разум» и т.д. Не отвергая этот подход, остановимся  на другом, нашедшем большее научное  объяснение, объявляющее сознание атрибутом  человека. Он разрабатывался в рамках философского реализма (диалектического  материализма). Мировоззренческим основанием его служит принцип отражения, описывающий свойства материи как субстанции.

Сознание в  контексте антропогенеза. Сознание современного человека есть продукт  всей всемирной истории, итог многовекового  развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений  людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию - развитие биологических предпосылок  в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались  условия для возникновения разумного  человека. Без этой эволюции появление  человеческого сознания было бы просто чудом. Но не меньшим чудом было бы и появление психики у живых  организмов без наличия свойства отражения у всей материи.

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся  в воспроизведении признаков, свойств  и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также  характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение  в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных  формах. Особым и неотъемлемым свойством  отражения у живого организма  являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и  ответной избирательной реакции.

Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в  процессе взаимодействия различных  систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях  выступает в виде механической деформации, в общем же случае - в виде взаимной перестройки внутреннего состояния  взаимодействующих систем: в изменении  их связей или направлений  движения, как внешняя реакция или как  взаимная передача энергии и информации. Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в  другом.

Эти изменения, запечатляемые в другом и используемые самоорганизующимися системами  называются информацией (песок и  вода, отпечатки на известняке, отражаемые зеркалом предметы).

Присущее неживой  природе свойство отражения при  определенных условиях порождает отражение  в живой природе – биологическую  форму отражения. Ее разновидности: раздражимость, чувствительность, элементарная психика высших животных. Такое отражение  связано с приспособленной жизнедеятельностью живых организмов, в чем проявляется  сущность их жизни. В этом процессе развивается нервная система.

Раздражимость – реакция живых организмов на благоприятные условия среды, вызывающая активность ( имеются уже растений ).

Чувствительность  – более высокая разновидность  биологического отражения, способность  отражать свойства вещей в виде ощущений.

Этим формам отражения присуща активность и  целесообразность. Даже растения, простейшие организмы исходя из потребностей самосохранения целесообразно реагируют на биологические  важные условия среды.

На основе этого  происходит проявление зачатков психической  формы отражения. Это свойство живых  организмов (позвоночных) целесообразно  реагировать на предметно-оформленную  среду с целью приспособительного поведения. Формы такого отражения  – восприятие и представления  имеют рефлекторную природу. Рефлекс, лежит в основе психических явлений, служит отражательным нервным механизмом. Он начинается с восприятия раздражителя, продолжается первыми процессами в  организме, заканчивается ответным движением и закрепляется как  безусловный (Р.Декарт, И.П.Павлов, И.М.Сеченов).

Следующая форма  – условный рефлекс. По своей биологической  сущности он является сигнальной деятельностью  на основе образования временных  связей сигнала и внешней и  внутренней для организма среды (условные раздражители) предвещают, сигнализируют  о предстоящем наступлении существенно  важной для организма безусловно-рефлекторной деятельности (пищевой, защитный, половой  и т.д.). Это было обусловлено усложнением  самих форм поведения, развитием  нервной системы, усложнением структуры  головного мозга. Такую форму  психологического отражения называют нервно-психологической, т.к. рефлексы имеют нервно-психологическую деятельность мозга своей основой.

На основе сигнального  характера отражательной деятельности организма возникает и развивается  опережающее отражение действительности. Такое отражение у животных осуществляется элементарными формами психики  – ощущениями, восприятиями, представлениями, конкретно образным предметным мышлением. Физический механизм его назван первой сигнальной системой (Павлов).

Психическая форма  отражения высших животных развивает  сознательную форму отражения. Сущностью  этой формы является способность  отражающего получать уже сигнал не о свойствах раздражителя, а  сигнал или образ образа объекта. Формами такого отражения становится – понятие, суждение, умозаключение. Опережающий характер отражения  дополняется признаком целенаправленности. Что позволяет человеку, прежде чем  приступить к делу, увидеть результат  и построить образ действия по его достижению. Это позволило  осуществить новый способ жизнедеятельности  человека – его предметно-практическую деятельность, которая, в свою очередь  стало необходимым условием формирования сознания.

Информация о работе Природа сознания