Природа сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:03, контрольная работа

Описание работы

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных) , а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 55.77 Кб (Скачать)

Эмпирический  и рациональный уровни осознания  отношения к действительности взаимосвязаны, но вместе с тем они относительно самостоятельны. Эмпирическое осознание  действительности связано непосредственным чувственным взаимодействием человека с миром. Особую роль здесь играет чувственно - эмоциональное восприятие действительности. Чувства и эмоции выступают как специфические  показатели наличия тех или иных потребностей, необходимости их удовлетворения, а также степени удовлетворения или неудовлетворения потребностей. В зависимости от характера реакции  человека на его взаимодействие с  окружающей действительностью формируются  две основные группы эмоций - положительные  и отрицательные. Многообразие потребностей и форм связей человека с внешним  миром находит свое проявление во множестве конкретных форм эмоций. Эмоции, как звенья, опосредующие связь  человека с внешним миром, выражают личностное оценочное отношение  к действительности. Они выполняют  очень важную регулятивную функцию, направленную на обеспечение жизнедеятельности.

С возникновением общества происходит не только значительное усложнение системы эмоций и чувств, но и подъем их на качественно новый  уровень развития. У человека естественные эмоции, унаследованные от животного, приобретают очеловеченный характер. Качественное изменение эмоций и  чувств у человека связано с возникновением социальных условий жизни и нового, деятельностно - преобразовательного  отношения человека к действительности.

В чувственно - эмоциональном  взаимодействии человека и условий  его бытия формируется эмпирический уровень сознания, который, возникнув  как результат непосредственного, чувственного воздействия предметов  внешнего мира на органы чувств человека, чувственного взаимодействия с окружающей его действительностью, выступает  как специфический способ оценки этого взаимодействия, его результатов, роли этих результатов в его жизнедеятельности. Эмпирическому уровню осознания  соответствует чувственно - образный способ мышления.

Рациональный  уровень осознания бытия выступает  в форме абстрактного, логического  мышления, выраженного в понятиях, категориях, теориях, системах идей закрепленного  в языке. Логическое мышление приобретает  относительную самостоятельность  по отношению к предметам, явлениям, процессам, отражением которых является, оно объективируется, становится неким  внешним феноменом по отношению  к тому или иному индивиду, может  передаваться от человека к человеку, от поколения к поколению, от одной  исторической эпохи к другой.

Рациональный  уровень сознания, в свою очередь, включает в себя два уровня: обыденное  и теоретическое сознание. Обыденное  сознание представляет собой выраженное в логической форме и закрепленное в языке осознание ближайших  потребностей и интересов, сферу  житейских взаимоотношений между  людьми и их отношения к действительности. Теоретический уровень представляет собой результат познавательной и практически - преобразующей деятельности, характеризующейся проникновением в глубинные связи и отношения, в сущность вещей. Теоретическое  мышление находит свое выражение  в логически обоснованных идеях, концепциях, теориях.

Рациональный  уровень осознания человеком  своего отношения к миру, к себе также связан с чувственно - эмоциональным  восприятием действительности. Но если на эмпирическом уровне взаимосвязь  проявляется как результат непосредственного  взаимодействия с предметами внешнего мира, то на рациональном - как результат  воздействия слова, мысли.

Эмпирический  и рациональный уровни сознания неразрывно связаны между собой, взаимообусловливают  и взаимодополняют друг друга. Преломление  эмпирического и рационального  через чувственно - эмоциональное  находит свое выражение в общественной психологии, которая представляет собой  систему чувств, настроений, переживаний, обусловленных степенью эмпирического  и рационального освоения действительности и представляющих собой субъективную оценку человеком результатов осознания его отношения к действительности и к себе. Эмпирическое, обыденное и теоретическое сознание приобретает для человека значение личностного отношения к действительности только тогда, когда находит свое выражение в чувствах, эмоциях, т.е. когда переживается им.

Эмпирический  и рациональный уровни сознания охватывают весь процесс отражения действительности в сознании человека. Они характеризуют  степень проникновения человека в сущность действительности, а также  выражают оценочное отношение человека к миру и к себе. Однако эмпирический и рациональный уровни осознания  действительности еще не раскрывают содержательной стороны общественного  сознания.

Чтобы раскрыть содержательную сторону отражения  действительности человека, необходимо раскрыть механизм детерминации отражения  мира в сознании человека.

Удовлетворение  потребностей человека осуществляется в сложном процессе его взаимодействия с природой и социальной средой. Зависимость удовлетворения потребностей от социальных условий жизни находит  свое отражение в системе интересов. Среди множества интересов можно  выделить несколько групп, играющих определенную роль в отношениях человека с действительностью. Среди них  особое место занимают:

1. интересы, выражающие зависимость, жизнедеятельности людей от степени осознания свойств, связей, законов действительности, без которых невозможно создать орудия труда и преобразовывать предметы природы в средства удовлетворения потребностей;

2. интересы, выражающие  зависимость жизнедеятельности  людей от характера их отношения  к средствам производства, от  всей системы общественных отношений;

3. интересы, выражающие  зависимость жизнедеятельности  людей от характера их взаимного  отношения друг к другу и  к обществу во всех сферах  жизни;

4. интересы, выражающие  зависимость жизнедеятельности  людей от уровня развития, характера  эстетических потребностей и  степени эстетического освоения  действительности;

5. интересы, выражающие  зависимость жизнедеятельности  людей от стихийных сил природы  и общества, оказывающих влияние  ни их отношение к действительности, друг к другу, к себе;

6. интересы, выражающие  зависимость жизнедеятельности  людей от степени осознания  сущности мира и совей сущности  в их взаимосвязи.

Первая группа интересов

ориентирует человека на необходимость познания, раскрытия, исследования свойств, связей законов  объективного мира, на приобретение достоверных  знаний о мире и о человеке, использование  которых обеспечивает удовлетворение потребностей людей. Обобщение, систематизация приобретаемых человеком знаний находит свое выражение в науке  как форме общественного сознания.

Первоначально наука представляла собой преимущественно  систему знаний о природе. Различные  теоретические построения, социологические  концепции, пытавшиеся раскрыть специфику  общества и тенденции его развития, вскрыть сущность исторического  процесса, носили ненаучный характер. Дело в том, что отношение к  обществу более сложно опосредовано, чем отношение к природе. Если природа противостоит человеку как  некое наличное бытие вне человека, то общество всегда выступает, как система  связей, совокупность форм общения, в  которых и посредством которых  осуществляется жизнедеятельность  людей. Кроме того, каким бы ни было общество, познание природы являлось важнейшей всеобщей потребностью, без  удовлетворения которой невозможно само существование человека. Познание же общества и его законов зависело в значительной степени от ориентации, направленности интересов социальных субъектов на сохранение или свержение  существующих общественных отношений, существующего общественного строя. Поскольку социальные силы, господствующие в сфере экономики, как правило, господствуют и в сфере духовной жизни, то их стремление к сохранению своего господства и существующей системы  общественных отношений в значительной степени затрудняло или даже делало в принципе невозможным познание объективных законов развития общества. Поэтому вопросы о природе  природы и природе общества в  истории общественной мысли длительное время решались неоднозначно и зачастую независимо друг от друга.

Таким образом, наука как форма общественно  сознания имеет объектом своего отражения  объективный мир, рассматриваемый  с точки зрения его свойств, связей, законов развития. Ее объектом является и сфера мышления, сфера осознания человеком своего отношения к действительности и к себе. Вооружая людей знанием законов природы, общества, мышления, наука позволяет человеку сознательно их использовать в целях обеспечения условий своего существования, функционирования, развития.

По аналогии с первой группой интересов можно  определить специфику других форм общественного  сознания, их содержание. Так, вторая группа интересов находит свое выражение  в такой форме общественного  сознанияё как политическое и  правовое сознание. Третья группа интересов  реализуется в нравственном сознании. Четвертая послужила основой  формирования эстетического сознания. Пятая нашла свое воплощение в  религиозном сознании. И, наконец, шестая группа интересов обусловила возникновение  философии как формы общественного  сознания.

Можно сказать, что многообразие форм общественного  сознания связана, во - первых, с тем, какую роль играет та или иная сторона  действительности в жизнедеятельности  человека, а, во - вторых, с характером и направленностью интересов, выражающих зависимость удовлетворения потребностей от этих сфер объективной действительности. Все формы общественного сознания взаимосвязаны друг с другом. Все  они представляют собой только различные  аспекты осознания единой объективной  действительности. Но отражая различные  ее стороны, они сохраняют свою относительную  самостоятельность.

Общественное  сознание, возникнув как результат  опосредования удовлетворения жизненных  потребностей человека социальными  условиями бытия, приобретает значение относительно самостоятельной сферы  жизнедеятельности людей. Выражаясь  в целеполагании, оно превращается в предпосылку возможности реализации человеком своей жизнедеятельности.

Интегрированным выражением содержания всего общественного  сознанияявляется идеология. Специфическим  объектом идеологического осмысления человеком своего отношения к  действительности выступает общественный строй, представляющий собой интегрированное, целостное выражение всей системы  общественных отношений. Так как  общественный строй обусловливает  общий способ, степень и характер удовлетворения потребностей социальных субъектов, то он предстает в качестве фактора, определяющего между социальными  субъектами, а также между обществом  м природой. Поэтому через отношение  к общественному строю определяется отношение к другим сферам жизнедеятельности.

Осознание социальными  субъектами своих коренных интересов  обусловливает и составляет основное содержание идеологии. Поэтому можно  сделать первый вывод: идеология  есть осознание социальными субъектами своего отношения к общественному  строю, в рамках которого протекает  их жизнедеятельность и который  определяет общий способ, степень  и характер удовлетворения потребностей.

Общественный  строй возникает и уходит с  исторической арены не по прихоти  людей, а по мере создания необходимых  для этого объективных предпосылок, обусловленных действиями объективных  законов общественного прогресса. Поэтому отношение к общественному  строю находит свое выражение  в определенном отношении к этим объективным законам. Характер этого  отношения зависит от того, в какой  мере действие объективных законов, влияя на общественный строй, оказывает  воздействие, затрагивает коренные интересы социальных субъектов. Отношение  к объективной обусловленности  преобразований общественной жизни  найдет свое отражение в идеологии. На этой основе можно сделать второй вывод: идеология есть осознание  социальными субъектами своего отношения  к объективным законам общественного  развития через призму отношения  к общественному строю, т.е. с позиций  их коренных интересов.

Ход истории  осуществляется через решение конкретных социальных задач, выдвигаемых самой  жизнью на каждом конкретном этапе  истории. Отношение к решению  задач, которые оказывают воздействие  на общественный строй, находит свое отражение в идеологии. Поэтому  можно сделать третий вывод: идеология  есть осознание социальными субъектами своего отношения к необходимости  решения конкретных социальных задач  через призму отношения к общественному  строю, т.е. с позиций их коренных интересов.

Фактором, оказывающим  влияние на процесс утверждения  или свержения общественного  строя, является познание и сознательное использование свойств, законов  природы. Знание о природе используется прежде всего для создания оружия, средств, необходимых для защиты или свержения строя. Известно, например, что в ХХ веке во всех странах  мира лучшие научные силы, технические  средства, новейшие открытия в области  науки стали использоваться для  создания средств массового уничтожения  людей. гонка вооружений достигла такого уровня, что возникла угроза уничтожения  не только людей, но и всего живого на земле. Эта гонка вооружений всячески обосновывалась как необходимое  условие борьбы социальных субъектов  за сохранение каждым из них соответствующего ему общественного строя. Отсюда четвертый вывод: идеология есть осознание социальными субъектами своего отношения к природе, к возможностям познания и использования ее свойств, связей, законов через призму отношения к общественному строю, т.е. с позиций их коренных интересов.

Информация о работе Природа сознания