Природа сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:03, контрольная работа

Описание работы

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных) , а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 55.77 Кб (Скачать)

Кроме того, каждое общество всегда заинтересовано в подготовке и воспитании подрастающих поколений. Важнейшей проблемой в этом процессе является формирование определенных личностных характеристик, формирование личности с определенными мировоззренческими установками, с определенной политической и нравственной ориентацией. Тем  самым общество вынуждено целенаправленно  создавать предпосылки формирования у подрастающих поколений мировоззренческих  установок, определяющих их отношение  к общественному строю, к действительности в целом, к себе. Отношение к  проблемам формирования, воспитания личности приобретает определенный идеологический аспект. Отсюда пятый  вывод: идеология есть осознание  социальными субъектами своего отношения  к проблемам формирования, воспитания личности, ее мировоззренческих установок  через призму отношения к общественному  строю, т.е. с позиций их коренных интересов.

Идеология есть осознание социальными субъектами своего отношения к окружающей действительности через призму отношения к общественному  строю, т.е. с позиций их коренных интересов. Идеология, будучи осознанием коренных интересов, приобретает субъективное бытие в лице тех социальных сил, социальных субъектов, чьи коренные интересы в ней выражены.

Идеология пронизывает  все формы общественного сознания, но не сводится к их сумме и не растворяется в них. Она приобретает  относительную самостоятельность  и играет важную роль в осознании  социальными субъектами своего отношения  к себе и к действительности в  целом. Концентрированным выражением идеологии является представление  об общественном строе, который обеспечивает для того или иного социального  субъекта необходимые условия его  жизнедеятельности. Это представление  об общественном строе, соответствующем  потребностям и интересам того или  иного социального субъекта, приобретает  для него значение общественного  идеала. Осознание значимости общественного  идеала для обеспечения жизнедеятельности  социальных субъектов превращает это  представление в высшую цель их жизни, цель, для реализации которой используются самые различные средства, вплоть до вооруженной борьбы. Осознание необходимости реализации этой цели определяет, составляет смысл жизни социальных субъектов. Тем самым общественный идеал в качестве высшей цели жизни становится главным мировоззренческим ориентиром, определяющим общую социальную направленность деятельности людей.

Идеология находит  свое отражение во всех формах общественного  сознания, не лишая их своей собственной  специфики, относительной самостоятельности. В то же время, идеология опирается  на содержание других форм общественного  сознания.

Роль идеологии  в жизнедеятельности общества и  личности в значительной степени  зависит от взаимосвязи ее с общественной психологией. Это значит, что идеологические концепции могут выполнять свои функции только тогда, когда они  восприняты и закреплены в чувствах, настроениях и превращены в веру или убеждения людей.

Общественное  сознание, возникнув, сформировавшись  как результат реального процесса жизни, оказывает активное воздействие  на общественное бытие. Воплощаясь в  целях, оно становится фактором, повелевающим человеку как нужно поступать  в жизни. По мере развития общества относительная самостоятельность  общественного сознания возрастает. Если общественное сознание первоначально  было вплетено в непосредственную практическую деятельность, то в процессе становления  и развития человека оно приобрело  значение особой сферы жизнедеятельности  людей, превратилось в особую силу, активно воздействующую на все стороны  деятельности его как социального  субъекта, особым образом организованную действительность, характеризующуюся  своей внутренней структурой. Овладевая  массами, идеи превращаются в силу, используя которую люди преобразуют  мир и самих себя.

Идеи способны поднимать огромные массы людей, воодушевлять их на активные действия, они могут вызвать оптимизм и  уверенность в положительных  результатах своей деятельности, веру в осуществимость идеалов социальной справедливости, свободы. Но идеи могут  породить в человеке пессимизм, неверие  в смысл своего бытия, могут привести к трагическому завершению своей  жизни и не только своей. Поэтому, говоря об общественном сознании, нельзя ограничиться только раскрытием механизма  детерминации его содержания и структуры. Необходимо посмотреть на общественное сознание под углом зрения его места и роли в духовной жизни общества. 

4. Сознание и язык.

Чем бы ни занимался  человек, он непрерывно говорит и  даже тогда, когда работает или отдыхает, слушает или думает. Человеку свойственно  говорить точно так же, как ходить или дышать. Мы очень редко задумываемся над тем, что такое язык и как  возможно общение с другими людьми? Воздействие языка на нас настолько  универсально, что трудно с уверенностью и однозначностью сказать, является ли он врожденной способностью или  мы научаемся говорить, постепенно овладевая им. Ясно одно, что осознание  человеком собственного бытия в  разнообразии своих отношений к  миру, к другому и к самому себе в значительной мере определяется возможностями  его языка. Язык предоставляет ему  необходимые условия и средства преодолеть ограничения своего психосоматического опыта, выйти за его пределы и  удовлетворить свои жизненные, познавательные и коммуникативные потребности.

Столь принципиальная роль языка в сознательной деятельности определяется естественной (психической  и телесной) и культурно-исторической природой человека. Человек создавал язык как средство своей жизнедеятельности, с помощью которого он мог, как  приспосабливаться к окружающей среде, раскрывать тайны природы  и воздействовать на нее, так и  выражать собственные состояния  сознания и мысли, переживания, желания, воспоминания, сообщать что-либо другим людям.

Каждый из нас  с момента рождения получает язык как уже готовую, существующую совокупность средств, правил, норм общения людей. Он использует их в целях передачи своих мыслей другому в форме  письменной или устной речи. Когда  речь построена по правилам языка, то она становится понятной другому  человеку. Наша речь — это наша индивидуальная способность употребления языка  как связной совокупности социально-значимых средств общения. «Дар речи» (выражение  выдающегося ученого-языковеда Ф. Соссюра) — это способность, «произрастающая» из психических и телесных глубин человека, имеющая выраженную биогенетическую  зависимость и использующая язык. Не вдаваясь в подробности различения речи и языка, укажем на общность их связей, укорененных в истории, культуре, обществе, общении людей, в человеческой психике и теле. Сопряженность языка и сознания, его роль в актах сознания заставляет нас, скорее, говорить о речесознательной деятельности человека. Воплощенный в речи, язык функционирует в сознании сообразно потребностям и целям человека в повседневной жизни и общении, в познании и оценке, в принятии решений, хранении, воспроизведении и передаче своего опыта другим поколениям людей. Тело, его органы, психика и сознание «пропитаны» свойствами речи.

Знаком называют взаимосвязь означающего (в форме  письма, рисунка или звука) и означаемого (значения слова или понятия). Языковой знак соотносится, как правило, со словом, в форме которого усматривают  минимальную единицу языка. Способность  любого знака обозначать какое-то явление, свойство, отношение обычно называют его значением, или понятием. Например, с понятием о камне ассоциируется  предмет со свойствами твердости, тяжести, формы и др. Совокупность свойств, образующих понятие о камне или  значение слова «камень», никак не связана с произвольной последовательностью  буквенных знаков или произносимых звуков к-а-м-е-н-ь, которые его выражают. Это понятие могло быть выражено каким угодно знаком — означающим, о чем свидетельствуют его  написания и произношения в различных  языках. Тем самым мы замечаем, что  связь между знаком и значением, означающим и означаемым произвольна, т.е. она ничем не детерминирована  ни со стороны знака, ни стороны значения. Знак и значение взаимно определимы: знак — всегда то, что имеет значение, а значение — это то, что обозначается знаком, выражается в его письменной, изображаемой или звуковой форме.

Надо заметить, что сам термин «знак» имеет длинную  историю от античной философии до сегодняшнего компьютерного моделирования.

Уже Платон отличает способность языка представлять предметы через отношение подобия  между означающим и означаемым от способности языка действовать  на основе соглашения, договоренности. Произвольность знака отчетливее намечается у стоиков. Под означающим они  подразумевали то, что воспринимается, а под означаемым — то, что  понимается. Семиотические свойства языка, выражавшие его способности  обозначения явлений, стали предметом  философских исканий средневековых  мыслителей от Ав­густина до Фомы Аквинского. Свойства знака привлекают своей  искомостью, универсальностью и разнообразием  возможностей его употребления. Одни знаки отличаются от других по тому, как они обозначают предметы. Поэтому  знаки всегда пытались расклассифицировать. С каждым видом знака ассоциировалась та роль, которую он играл в жизнедеятельности человека.

Одной из первых современных классификаций знаков считается разделение знаков на три  основных вида, предложенное Ч. Пирсом.

Он выделил  «иконические знаки», «знаки-индексы» и «знаки-символы». Иконический знак обладает сходством с тем, что  он обозначает; знак-индекс может играть роль признака (дым — признак  костра) или симптома (жар — симптом  высокой температуры); знак-символ действует  на основе договоренности о том, что  он будет обозначать.

Наиболее распространенные классификации знаков, как правило, сводятся к разделению их на неязыковые и языковые, или на естественные и искусственные. Так, Гуссерль делит  знаки на «знаки-указатели» и «знаки-выражения». Первые из них он относит к неязыковым знакам, представляющим или замещающим какие-либо предметы. Эти знаки не выражают сознание и не могут служить  средством общения. Вторые знаки  являются языковыми знаками, которые  выражают акты сознания и служат средством  общения людей. Существуют классификации  знаков более общего вида. В них  все знаки разделяются на естественные и искусственные; причем искусственные  знаки, в свою очередь, делятся на языковые и неязыковые. Кроме того, языковые знаки подразделяются на естественные языки (например, национальные) и искусственные (например, языки науки), а неязыковые знаки — на сигналы, символы и  другие знаки. Свойства искусственных  языков математики символической логики, химии и т.п. производны от знаковых особеннос­тей естественных языков человеческого общения.

Таким образом, различия знаков (с какими бы классификациями  знаков мы не сталкивались) относительны. Между знаком и тем, что он обозначает, не может быть никакой причинной  связи. Просто знак может обладать элементами сходства с обозначаемым предметом, но может и не иметь никакого сходства с ним. Отсутствие сходства с обозначаемым предметом превращает знак в незаменимое  орудие обобщения предметных свойств  и отношений. Значение любых видов  знака «прочитывается», когда сформулированы правила или условия договора относительно тех функций, которые  он должен выполнять, когда носители языка определяют характер подобия  в отношениях обозначения. Произвольность языкового знака может корректироваться желаниями людей уподобить его  свойства каким-либо предметам, и наоборот, степень сходства означающего и  означаемого уменьшается или усиливается в зависимости от того, какие правила-конвенции приняты в данном сообществе людей. Знание, закрепленное в значении слова-знака, воспринимается и расшифровывается благодаря языковым способностям человеческой памяти.

Память людей  содержит в себе элементы логических, энциклопедических, лексико-семантических  и прагматических способностей. Логические способности воплощены в особенностях дедуктивного или индуктивного вывода, а также в умении оперировать  соответствующими знаками. Энциклопедические  способности выражают наши знания языка. Лексико-семантические навыки основываются на использовании всевозможных приемов  синонимии, полисемии, омонимии, а также  на применении метафоры, метонимии  и других смысловых фигур языка. Прагматические навыки обусловлены  нашим языковым опытом, который позволяет  использовать язык данной культуры с  учетом ее исторических, социальных и  других жизненных ограничений и  в соответствии с нашими целями, потребностями, желаниями, интересами. С помощью языка мы фиксируем, запоминаем, храним, воспроизводим  и передаем из поколения в поколение  знания, приобретенные в нашей  жизни, обмениваемся знаниями, которые  накоплены в разных культурах.

Произвольные  качества языка наделяют его не только неограниченным числом степеней свободы  в общении людей, но и превращают язык в незаменимое средство выражения  разнообразных актов или состояний  нашего сознания: мыслительных, чувственных, эмоциональных, волевых, мнемических, а также производных от них  актов и состояний убежденности, веры, сомнения, страха, вины и многих других. Использование языка в  целях общения и выражения  сознания сопряжено с речью в  ее устной и письменной формах. При  этом, как мы уже отмечали в предшествующем параграфе, внутренняя форма речи существенно  отличается от внешней. Слушающий или  адресат получает речевой стимул, какой-то фрагмент знания в форме  устного, звучащего или письменного  слова. Он затрачивает усилия, необходимые  для расшифровки сообщения на фоне конкретных ситуаций общения и  бытия. Каждое слово, словосочетание или  высказывание обозначают предметы, действия, свойства, отношения. Обозначая их, язык как система знаков замещает предметный мир, его свойства и отношения. Например, слово «кошка» соотносится  с определенным видом животных. С  его же помощью мы фиксируем действие этого животного — «кошка бежит», выделяем конкретное свойство — «кошка серая», соотносим поведение кошки  в определенной ситуации — «кошка бежит по лестнице» и т.д. 

Информация о работе Природа сознания