Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:03, контрольная работа
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных) , а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.
Кроме того, каждое
общество всегда заинтересовано в подготовке
и воспитании подрастающих поколений.
Важнейшей проблемой в этом процессе
является формирование определенных личностных
характеристик, формирование личности
с определенными
Идеология есть
осознание социальными
Идеология пронизывает
все формы общественного
Идеология находит
свое отражение во всех формах общественного
сознания, не лишая их своей собственной
специфики, относительной
Роль идеологии в жизнедеятельности общества и личности в значительной степени зависит от взаимосвязи ее с общественной психологией. Это значит, что идеологические концепции могут выполнять свои функции только тогда, когда они восприняты и закреплены в чувствах, настроениях и превращены в веру или убеждения людей.
Общественное
сознание, возникнув, сформировавшись
как результат реального
Идеи способны
поднимать огромные массы людей,
воодушевлять их на активные действия,
они могут вызвать оптимизм и
уверенность в положительных
результатах своей
4. Сознание и язык.
Чем бы ни занимался человек, он непрерывно говорит и даже тогда, когда работает или отдыхает, слушает или думает. Человеку свойственно говорить точно так же, как ходить или дышать. Мы очень редко задумываемся над тем, что такое язык и как возможно общение с другими людьми? Воздействие языка на нас настолько универсально, что трудно с уверенностью и однозначностью сказать, является ли он врожденной способностью или мы научаемся говорить, постепенно овладевая им. Ясно одно, что осознание человеком собственного бытия в разнообразии своих отношений к миру, к другому и к самому себе в значительной мере определяется возможностями его языка. Язык предоставляет ему необходимые условия и средства преодолеть ограничения своего психосоматического опыта, выйти за его пределы и удовлетворить свои жизненные, познавательные и коммуникативные потребности.
Столь принципиальная роль языка в сознательной деятельности определяется естественной (психической и телесной) и культурно-исторической природой человека. Человек создавал язык как средство своей жизнедеятельности, с помощью которого он мог, как приспосабливаться к окружающей среде, раскрывать тайны природы и воздействовать на нее, так и выражать собственные состояния сознания и мысли, переживания, желания, воспоминания, сообщать что-либо другим людям.
Каждый из нас
с момента рождения получает язык
как уже готовую, существующую совокупность
средств, правил, норм общения людей.
Он использует их в целях передачи
своих мыслей другому в форме
письменной или устной речи. Когда
речь построена по правилам языка, то
она становится понятной другому
человеку. Наша речь — это наша индивидуальная
способность употребления языка
как связной совокупности социально-значимых
средств общения. «Дар речи» (выражение
выдающегося ученого-языковеда
Знаком называют взаимосвязь означающего (в форме письма, рисунка или звука) и означаемого (значения слова или понятия). Языковой знак соотносится, как правило, со словом, в форме которого усматривают минимальную единицу языка. Способность любого знака обозначать какое-то явление, свойство, отношение обычно называют его значением, или понятием. Например, с понятием о камне ассоциируется предмет со свойствами твердости, тяжести, формы и др. Совокупность свойств, образующих понятие о камне или значение слова «камень», никак не связана с произвольной последовательностью буквенных знаков или произносимых звуков к-а-м-е-н-ь, которые его выражают. Это понятие могло быть выражено каким угодно знаком — означающим, о чем свидетельствуют его написания и произношения в различных языках. Тем самым мы замечаем, что связь между знаком и значением, означающим и означаемым произвольна, т.е. она ничем не детерминирована ни со стороны знака, ни стороны значения. Знак и значение взаимно определимы: знак — всегда то, что имеет значение, а значение — это то, что обозначается знаком, выражается в его письменной, изображаемой или звуковой форме.
Надо заметить, что сам термин «знак» имеет длинную историю от античной философии до сегодняшнего компьютерного моделирования.
Уже Платон отличает
способность языка представлять
предметы через отношение подобия
между означающим и означаемым от
способности языка действовать
на основе соглашения, договоренности.
Произвольность знака отчетливее намечается
у стоиков. Под означающим они
подразумевали то, что воспринимается,
а под означаемым — то, что
понимается. Семиотические свойства
языка, выражавшие его способности
обозначения явлений, стали предметом
философских исканий
Одной из первых
современных классификаций
Он выделил «иконические знаки», «знаки-индексы» и «знаки-символы». Иконический знак обладает сходством с тем, что он обозначает; знак-индекс может играть роль признака (дым — признак костра) или симптома (жар — симптом высокой температуры); знак-символ действует на основе договоренности о том, что он будет обозначать.
Наиболее распространенные классификации знаков, как правило, сводятся к разделению их на неязыковые и языковые, или на естественные и искусственные. Так, Гуссерль делит знаки на «знаки-указатели» и «знаки-выражения». Первые из них он относит к неязыковым знакам, представляющим или замещающим какие-либо предметы. Эти знаки не выражают сознание и не могут служить средством общения. Вторые знаки являются языковыми знаками, которые выражают акты сознания и служат средством общения людей. Существуют классификации знаков более общего вида. В них все знаки разделяются на естественные и искусственные; причем искусственные знаки, в свою очередь, делятся на языковые и неязыковые. Кроме того, языковые знаки подразделяются на естественные языки (например, национальные) и искусственные (например, языки науки), а неязыковые знаки — на сигналы, символы и другие знаки. Свойства искусственных языков математики символической логики, химии и т.п. производны от знаковых особенностей естественных языков человеческого общения.
Таким образом,
различия знаков (с какими бы классификациями
знаков мы не сталкивались) относительны.
Между знаком и тем, что он обозначает,
не может быть никакой причинной
связи. Просто знак может обладать элементами
сходства с обозначаемым предметом,
но может и не иметь никакого сходства
с ним. Отсутствие сходства с обозначаемым
предметом превращает знак в незаменимое
орудие обобщения предметных свойств
и отношений. Значение любых видов
знака «прочитывается», когда сформулированы
правила или условия договора
относительно тех функций, которые
он должен выполнять, когда носители
языка определяют характер подобия
в отношениях обозначения. Произвольность
языкового знака может
Память людей
содержит в себе элементы логических,
энциклопедических, лексико-семантических
и прагматических способностей. Логические
способности воплощены в
Произвольные
качества языка наделяют его не только
неограниченным числом степеней свободы
в общении людей, но и превращают
язык в незаменимое средство выражения
разнообразных актов или