Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:03, контрольная работа
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных) , а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.
Сознание - высшая
форма отражения
Для возникновения
сознания необходимы были как биологические,
так и социальные предпосылки, которые
рассматриваются в
· Активная вулканическая деятельность
· Сильный радиационный фон на прародине человека – юге Африки
· Изменение климата на Земле
· Космические воздействия, «пассеонарные» толчки
Предполагается,
что один из факторов или вся их
совокупность стали причиной мутации,
которые наряду с естественным отбором
привели к появлению
1.
Тела, приспособленного для
2. Кисти, развитые для тонких манипуляций;
3. Мозга, сложного по структуре, развитого и по объему;
4. Голой кожи;
5.
Развитой первой сигнальной
6.
Стадной формы обитания пра-
Они не стали
решающими для появления
2.Сознания – функция человеческого мозга, высшая форма отражения действительности.
Человеческий
мозг - поразительно сложное образование,
тончайший нервный аппарат. Это
самостоятельная система и
Одним из доказательств
является тот факт, что от уровня
сложности организации мозга
зависит и уровень
Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.
Нормальная психика
невозможна вне нормально функционирующего
мозга. Как только нарушается и тем
более разрушается утонченная структура
организации материи мозга, разрушаются
и структуры сознания. Например,
в случае повреждения лобной доли
больные не могут продуцировать
и осуществлять сложные программы
поведения, не имеют устойчивых намерений
и легко возбуждаются побочными
раздражителями. При поражении затылочно-
Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них.
Физиологические механизмы психических явлений не тождественны содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности в виде субъективных образов. Диалектико - материалистическая концепция сознания не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов, отрицающих специфику психического.
Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное, «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней.
Духовный мир
человека невозможно ни осязать, ни видеть,
ни слышать, ни обнаружить какими-либо
приборами или химическими
Сознание принадлежит
человеку как субъекту, а не объективному
миру. Не существует «ничьих» ощущений,
мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль,
идея есть ощущение, мысль, идея конкретного
человека. Субъективность же образа - это
отнюдь не произвольное привнесение
чего-то от субъекта: объективная истина
есть тоже субъективное явление. Вместе
с тем, субъективное выступает и
в смысле неполной адекватности образа
оригиналу. Содержание мысленного образа
предмета определяется не анатомо-физиологической
организацией человека и не тем, что
познающий субъект находит
3.Социальная природа сознания.
Раскрытие сущности человека, сущности
мира и его бытия показывают,
что человек выступает как
субъект социальной
Вопрос о природе сознания и его роли в жизнедеятельности человека непосредственно связан с вопросом о природе и сущности человека, о природе и сущности мира, о предельных основаниях их бытия. С решением основного вопроса философии, как отмечалось, связано разделение философов на материалистов и идеалистов. Если идеализм исходит из признания идеального как предельного основания бытия мира и человека, то материализм, исходя из признания первичности материи, акцентирует внимание на вопросе об обусловленности сознания бытием, о происхождении сознания, о его сущности, о роли в жизнедеятельности общества и личности.
В истории философской мысли вопрос о происхождении сознания решался на разных этапах истории по - разному. Преимущественно обращалось внимание на выяснение специфики сознания как свойства материи, на естественные предпосылки его возникновения. Социальная природа сознания долгое время оставалась не раскрытой. Раскрытие социальной природы сознания стало возможным на основе раскрытия социально - деятельностной сущности человека.
Как отмечалось,
опосредование удовлетворения жизненных
потребностей человека социальными
условиями обусловило потребность
человека в новом, по сравнению с
животным, способе ориентации. И
этим способом явилось сознание. Сознание
как сознания бытия представляет
собой, с одной стороны, отражение
объективной действительности в
голове человека и объективно по своему
содержанию, а с другой - содержит
в себе момент субъективного отношения
человека к миру, оценку человеком
тех или иных явлений действительности.
Осознание, следовательно, выступает
как выражение активного
Характер и направленность отношения человека к условиям своего бытия обусловливается прежде всего характером и направленностью потребностей и интересов. Потребности, возникнув как состояние, выражающее противоречие между необходимостью существования, функционирования и ограниченностью внутренних возможностей ее обеспечения, отражается в голове человека в чувстве неудовлетворенности и обусловливает необходимость поиска объекта, средств, условий для разрешения этого противоречия.
Само проявление
и реализация, удовлетворение жизненных
потребностей человека, их воспроизводство
осуществляется в его непосредственной
взаимосвязи с условиями
Можно сказать,
что потребности и интересы определяют
характер и направленность отношения
человека к миру, и именно тот
угол зрения, под которым человека
воспринимает его. Поэтому осознание
человеком своего отношения к
миру проявляется, с одной стороны,
как осознание своих
действительности, ее сущности, роли, условия удовлетворения потребностей, условия обеспечения жизнедеятельности.
Осознание человеком
своего отношения к действительности
и к себе осуществляется на двух
уровнях: эмпирическом и рациональном,
включающем в себя обыденное и
теоретическое сознание. Способом существования
сознания является знание, которое
представляет собой систему отраженных
в голове человека и закрепленных
памятью сведений об окружающем мире
и о самом человеке. Знания - обобщение
человеческого опыта, передаваемого
от человека к человеку, от эпохи
к эпохе, результат индивидуального
жизненного опыта. В то же время знания
заключают в себе оценку человеком
результатов отражения