Понятие картины мира. Философская, религиозная и научная картины мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:46, реферат

Описание работы

Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.

Работа содержит 5 файлов

Документ Microsoft Word.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

Понятие картины мира. Мифологическая, религиозная, научная и философская картины мира.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

Истина и её критерии..doc

— 55.50 Кб (Скачать)

Тема: "Истина и её критерии. Знание и вера." 

  Проблема  истины является  ведущей  в   философии  познания.  Все   проблемы

теории познания, изучение которой мы начали на прошлой  лекции касаются  либо

средств и путей  достижения истины (чувственных и  рациональных,  дискурсивных

и интуитивных), либо форм существования  истины  (понятие  факта,  гипотезы,

теории), либо методов  её познания, форм ее реализации.

  Проблемы  истины, её понимание, аспекты,  формы, критерии мы  рассмотрим  в

лекции: 

       Истина и её критерии. Знание и вера. Основные вопросы которой:

  1. Проблема  истины и её место в гносеологии.

  2. Проблема  критерия истины.

  3. Проблема  соотношения знания и веры.

  В ходе  рассмотрения первого вопроса  мы изучим разные походы к  определению

истины,  рассмотрим  понятие  объективности,  конкретности,  абсолютности  и

относительности истины. Особенности познания истины в военном деле.

  Во - втором  увидим многообразие подходов  к  критерию  истины,  рассмотрим

критерий практики, её структуру, социальные формы, формы военной практики.

  В  третьем   вопросе  определим  границы   научного  познания,   рассмотрим

диалектику веры и знания. 

  Понятие  истины относится к важнейшим  в  общей  системе  мировоззренческих

проблем.  Оно   находится   в   одном   ряду   с   такими   понятиями,   как

"справедливость", "добро", "смысл жизни", а  также  позволяет  оптимистически

смотреть на возможность познания мира, общества, военного дела,  человека  и

его мышления. В  этом актуальность сегодняшней темы лекции, и  её  значимость

для формирования инженерного мышления, мировоззрения  офицера РВСН. 
 
 

                                  1 вопрос. 

  Можно сказать,  что вопрос, что такое истина  относится к одному из  вечных

вопросов  гносеологии.  Имеются  разные  понимания  истины  "Истина  -  есть

соответствие   знания   действительности",    "Истина    -    это    опытная

подтверждаемость", "Истина  -  это  свойство  самоорганизованности  знаний",

"Истина  -  это  соглашение",  "Истина  -   это   полезность   знания,   его

эффективность".

  Первое положение,  согласно которому Истина - есть  знание, соответствующее

своему предмету,

совпадающее с  ним, - есть соответствие знания действительности.

   Шляется  главным в  классической  концепции   истины.  Такое  её  понимание

разделяли Платон и Аристотель, ФомаАквинский и Г.В. Гегель,  Л.  Фейербах  и

Маркс, мноте  философы XX Века.

  Ей придерживаются  и материалисты, и идеалисты, метафизики  и диалектики  и

даже  агностики.  Различия  внутри  её  проходят   по   вопросу   отражаемой

действительности и по вопросу о механизме соответствия.

  Современная   трактовка  истины  включает   в   себя   следующие   моменты

характеристики:

  1) Объективность,  она - в обусловленности реальной  действительности в

которую входит -объективная  реальность,  субъективная реальность она - в

связи с предметно^чувственной  деятельностью человека, с практикой

она - в независимости  содержания истины от отдельных людей

  2) Субъективность, поскольку истину познают   люди  она  субъективна    по

своим     внутренним   идеальным     содержанию     и     форме   (например,

всемирное     тяготение изначально присуще миру, но истиной стала  благодаря

Ньютону)

  3) Истина  есть процесс,  она  не  постигается   сразу,  целиком  в  полном

объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна.

  Для  характеристики   объективной   истины   как   процесса   применяются

категории   абсолютного   (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях)  и

относительного (отражающей изменчивое, преходящее).

  Абсолютная  истина  (абсолютное  в объективной истине)   -это   полное,

исчерпывающее знание о  действительности,  которое  в  границах  конкретного

этапа развития науки не уточняется и не дополняется, это идеал,  который  не

может быть достигнут, хотя познание  и  приближается  к  нему,  это  элемент

знаний, который  не может быть опровергнут в будущем: "люди смертны"  и  т.д.

- это вечные  истины.

  Движение  к   абсолютной   истине   идёт   через   нахождение   множества

относительных истин.

  Относительная  истина (относительное в объективной истине) - это неполное,

приблизительное,   незавершённое   знание   о   действительности,    которое

углубляется и  уточняется по мере развития практики и познания.

  При этом  старые истины либо заменяются  новыми (как классическая  механика

квантовой), либо опровергаются  и  становятся  заблуждением  (как  истины  о

флогистоне, теплороде, эфире, вечном двигателе).

  В любой  абсолютной  истине  мы  находим   элементы  относительности,  а   в

относительной  черты  абсолютности.  Признание  только   относительного   в

объективной истине грозит релятивизмом, преувеличение  устойчивого момента  -

есть догматизм.

  Диалектика  абсолютной и относительной истин  ставит вопрос о  конкретности

истины. Это означает, что любое истинное знание определяется

  1) характером  объекта к которому относится,

  2) условиями  места, времени;

  3) ситуации, историческими рамками. Распространение  истинного  знания  за

пределами его  действительной  применимости  превращает  его  в  заблуждение.

Даже 2+2=4 является истиной только в десятичной системе исчисления.

  Таким образом,  объективная, абсолютная, относительная  и конкретная истина

- это не разные "сорта" истин,  а  одно  и  тоже  истинное  знание  с  этими

свойствами.

  Кроме названных  выделяются и другие свойства  истины:  непротиворечивость

(с точки зрения  формальной логики), когерентность  (согласованность знания  с

фундаментальными  идеями),  простота,  красота,  эвристичность,   плюрализм,

антиконьюктурность, способность к самокритичной  рефлексии (В.И.Ленин).

  Существуют и разные формы истины: экзистенциальная (понимание   духовного

мира),  предметная  (знание  о  материальных  системах),  концептуальная,  а

также истины  обусловленные  видами  познавательной  деятельности:  научная,

обыденная, нравственная.

         При этом постоянный спутник истины в любой её форме -заблуждение.

И истина  и  заблуждение  -  две  противоположные,  но  неразрывные  стороны

единого процесса познания.

   Заблуждение  - знание, не соответствующее своему  предмету, несовпадающее с

ним.  Это  неадекватная  форма  знания,  возникает   непреднамеренно   из-за

ограниченности, неразвитости или  ущербности  практики  и  самого  познания.

Заблуждения  неизбежны,  но  они  необходимый   предмет   познания   истины.

Заблуждения многообразны по своим формам: научные и  ненаучные,  религиозные

и философские, эмпирические и теоретические.

  Заблуждение  следует отличать от лжи - преднамеренного  искажения истины  в

корыстных целях  и дезинформации -передачи  ложного  знания  (как  истинного)

или истинного знания как ложного.

  Все  эти   явления  имеют  место   в  научном  знании,  но  встречается   и

мошенничество,  и  подлог.  Чаще  встречаются   ошибки   -   как   результат

неправильных  действий  в  вычислениях,  в  политике,  в  жизни.  Они  бывают

логическими и  фактическими.

  Заблуждения  рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены  (учение

о "вечном  двигателе"),  либо  становятся  истиной  (превращение  алхимии  в

химию, астрологии в астрономию),

  Познание  истины  в  военном  деле  имеет  свои  особенности  связанные  с

многоплановостью, динамичностью объектов исследования. Это - и  технические,

и  организационные,  и  учебно-воспитательные  системы,  виды  деятельностей

разного характера.

  Объекты  познания сложны сами по себе, и усложняются ещё  более  условиями

противоборства.

  Обстановка  опасности снижает возможность  правильного познания, ещё  более

осложняется  познание  с  применением  маскировки,  дезинформации,  то   что

называется - военной  хитростью.

  Военное   познание  отражает  действительность  и   в  чувственных   и   в

логических формах, но значительное место отводится  -   интуиции.   Развитая

интуиция  отличала выдающихся полководцев прошлого и  настоящего века.

  Вопрос о  том, можно ли ограничить истину  от заблуждения, и каким образом,

есть вопрос о критерии истины.

                                  2 вопрос.

  В истории  науки и философии высказывались  разные точки зрения на критерий

истины (критерий - это средство проверки достоверности  знания). Так,  Декарт

критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность. Фейербах  такой

критерий искал  в чувственных данных. Но оказалось  -  никаких  самоочевидных

положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный,  а  чувства  -

зачастую нас  обманывают (ложка в стакане воды изломана...).

  Коренным  пророком этих критериев то, что  они находятся в самом знании,  в

его особых привилегированных  частях. Необходим критерий, который  был  бы  и

теоретическим (для  отражения  объекта)  и  внетеоретическим  (для  проверки

знаний), отличался бы от субъективных процессов познания  и  от  объективных

естественных  процессов.

   Такими  свойствами  обладает  практика,  но   во   всём   её   объёме   и

историческом  развитии. При этом практику,  дополняют  и  другие  критерии  -

общезначимость (то, что признаётся многими людьми), -  прагматизм  (то,  что

признают   полезным,   что   приводит    к    успеху);    -    когерентность

(взаимосоответствие  суждений);  -  конвенционализм  (то,  что  соответствует

истина и ее критерии2.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

истина как ценность.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Понятие картины мира. Философская, религиозная и научная картины мира