Понятие картины мира. Философская, религиозная и научная картины мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:46, реферат

Описание работы

Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.

Работа содержит 5 файлов

Документ Microsoft Word.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

Понятие картины мира. Мифологическая, религиозная, научная и философская картины мира.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

Истина и её критерии..doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

истина и ее критерии2.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

истина как ценность.doc

— 25.00 Кб (Скачать)

Ценности составляют особый раздел философии – аксиологии (учение о ценностях). Со времен античности ведутся споры о том, является ли ценность атрибутом вещи или же она результат оценивания, продиктованные потребностями личности и общества. В 1 случае ценность трактуется как нечто объективное, существующее независимо от человека, в 2 сводится к субъективным оценочным суждениям произвольность характера сущность ценностей выводится из потребностей человека, а не из объектов. Если согласится с тем, что ценность – лишь свойство явлений природы и общества, неизбежно отожествление истины и ценности. Однако еще Сократ спрашивал «Что есть благо?» (аксиология) Знание является важным, но не единость – цель достижения блага. Ценность, как истина, но является свойством самой действительности. Она возникает как отношение между миром природы и общества и динамически применяется потребности человека. Ценностью является то, что обладает положительными значениями для человека ценности, такой вариант осознания ценностей выступает в форме оценки. В отличии от истины оценка состоит не в достижении соответствия познания действительности веществ, а устанавливает значимость вещей для человека. Между истиной и ценностью существует связь, не смотря на их различия истинное знание может быть предметом оценивания, характеризуется как ценность. В свою очередь установить значимость мира явлений для человека можно лишь благодаря знанию о них. Судить о значимости вещей, значит иметь представление о том, что она обладает необходимых субъекту качествами. 

Нередко можно  слышать, что ценности не имеют принципиально  никакого отношения к истине: желаемому  нет до нее дела, истине – до наших  желаний. Это как будто правда, но на самом деле, напротив, именно прямое отношение к Истине – моральной  истине – и делает желаемое Ценностью. 

Ценность и  Истина не имеют друг к другу отношения: 

Ценность, как  ни мудри, есть не что иное, как желаемое – а желания наши ничего не ведают об истинах, как теоретических, так  и моральных. Аппетит ведь не пропадет от того, что не будет объективной возможности насытиться, или от того, что кто-то, может быть, вообще гибнет с голоду и ему еда была бы нужнее. То есть ни правда, ни справедливость (моральная правда) на него не влияют. И вообще, не будь в мире живого (способного иметь аппетиты) – мир существовал бы, а ценности – нет; природе вещей они не принадлежат. 

Ценность есть частное воплощение Истины (моральная  истина): 

Конечно, не будь в этом мире феномена жизни, то не было бы и ценностей. Ценности не предметны. Впрочем, если бы мир не был оживлен нашим сознанием, некому было бы и выносить суждений – не было бы и «истин» (а лучше сказать, не было бы и заблуждений). Но главное в другом. Все-таки ценность отличает от любого желаемого та устойчивость и автономия от наших настроений и аппетитов, которая роднит ее с объективностью, и которую иначе как истинностью не назовешь. Говоря языком не строгим, а скорее патетическим, ценность – это желаемое поистине.

Информация о работе Понятие картины мира. Философская, религиозная и научная картины мира