Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:46, реферат
Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.
Ценности составляют
особый раздел философии – аксиологии
(учение о ценностях). Со времен античности
ведутся споры о том, является
ли ценность атрибутом вещи или же
она результат оценивания, продиктованные
потребностями личности и общества.
В 1 случае ценность трактуется как нечто
объективное, существующее независимо
от человека, в 2 сводится к субъективным
оценочным суждениям произвольность характера
сущность ценностей выводится из потребностей
человека, а не из объектов. Если согласится
с тем, что ценность – лишь свойство явлений
природы и общества, неизбежно отожествление
истины и ценности. Однако еще Сократ спрашивал
«Что есть благо?» (аксиология) Знание
является важным, но не единость – цель
достижения блага. Ценность, как истина,
но является свойством самой действительности.
Она возникает как отношение между миром
природы и общества и динамически применяется
потребности человека. Ценностью является
то, что обладает положительными значениями
для человека ценности, такой вариант
осознания ценностей выступает в форме
оценки. В отличии от истины оценка состоит
не в достижении соответствия познания
действительности веществ, а устанавливает
значимость вещей для человека. Между
истиной и ценностью существует связь,
не смотря на их различия истинное знание
может быть предметом оценивания, характеризуется
как ценность. В свою очередь установить
значимость мира явлений для человека
можно лишь благодаря знанию о них. Судить
о значимости вещей, значит иметь представление
о том, что она обладает необходимых субъекту
качествами.
Нередко можно
слышать, что ценности не имеют принципиально
никакого отношения к истине: желаемому
нет до нее дела, истине – до наших
желаний. Это как будто правда,
но на самом деле, напротив, именно прямое
отношение к Истине – моральной
истине – и делает желаемое Ценностью.
Ценность и
Истина не имеют друг к другу отношения:
Ценность, как
ни мудри, есть не что иное, как желаемое
– а желания наши ничего не ведают
об истинах, как теоретических, так
и моральных. Аппетит ведь не пропадет
от того, что не будет объективной возможности
насытиться, или от того, что кто-то, может
быть, вообще гибнет с голоду и ему еда
была бы нужнее. То есть ни правда, ни справедливость
(моральная правда) на него не влияют. И
вообще, не будь в мире живого (способного
иметь аппетиты) – мир существовал бы,
а ценности – нет; природе вещей они не
принадлежат.
Ценность есть
частное воплощение Истины (моральная
истина):
Конечно, не будь в этом мире феномена жизни, то не было бы и ценностей. Ценности не предметны. Впрочем, если бы мир не был оживлен нашим сознанием, некому было бы и выносить суждений – не было бы и «истин» (а лучше сказать, не было бы и заблуждений). Но главное в другом. Все-таки ценность отличает от любого желаемого та устойчивость и автономия от наших настроений и аппетитов, которая роднит ее с объективностью, и которую иначе как истинностью не назовешь. Говоря языком не строгим, а скорее патетическим, ценность – это желаемое поистине.
Информация о работе Понятие картины мира. Философская, религиозная и научная картины мира