Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:46, реферат
Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.
Истина есть
процесс адекватного (верного, правильного)
отражения действительности в сознании
человека. Истина едина, но в ней
выделяются объективный, абсолютный и
относительный аспекты, которые
в свою очередь можно рассматривать
как относительно самостоятельные
истины.
В объективной
истине отражается реальное положение
вещей, мир, как он существует вне
и независимо от нашего сознания. В
этом смысле можно сказать, что объективная
истина не зависит ни от человека, ни
от человечества. Но в самой по себе
действительности истин нет. Истиной характеризуется
лишь наши познавательные образы, наше
знание о действительности. Поэтому истина
и субъективна.
Абсолютная истина
– это полное, исчерпывающее, точное
знание об объекте исследования, знание,
не опровергаемое, а только дополняемое
и развиваемое, последующим развитием
науки. Такие истины нам, естественно,
недоступны. Абсолютная истина – это только
регулятивная идея, т. е. некоторый идеал,
к которому безусловно нужно стремиться,
но достичь и удостовериться в котором
невозможно. В реальном своем выражении
абсолютная истина есть понятие потенциальной
бесконечности человеческого познания
мира, предел, к которому стремится наше
знание. К абсолютным истинам нередко
относят «вечные» или «окончательные»
истины, истины факта (даты рождения, смерти
и т.п.). Хотя и здесь есть относительный
момент – само летосчисление. Наиболее
корректным можно считать определение
абсолютной истины как совокупности моментов
завершенного, непреходящего знания в
составе истин относительных.
Понятие «относительная
истина» служит для обозначения конечных,
ограниченных моментов человеческого
познания мира, приблизительности и несовершенства
наших знаний о действительности, определенных
ступеней или порядков углубления в ее
неисчерпаемую сущность. Относительная
истина зависит от реальных исторических
условий своего времени. Разница между
абсолютной и относительной истиной –
лишь в степени точности и полноты отражения
действительности. Абсолютная и относительная
истины на самом деле – неразрывные аспекты
истины объективной.
Современная трактовка
истины включает следующие моменты.
1) действительность
– объективная реальность из
явлений и сущностей;
2) в понятие
действительности входит и
3) познание, его
результат – истина и объект познания
понимаются как неразрывно связанные
с практикой, истина воспроизводима на
практике;
4) истина не
только статичное, но и
Объективная истина
имеет три аспекта:
1) бытийственный
– фиксация в ней бытия, предметно -
субстрактного и духовного; при этом истина
обретает собственное бытие;
2) аксиологический
– нравственно - этическая ее
наполненность, ее ценность
3) праксеологический
– истина связана с практикой.
Важно обратить
внимание на конкретность истины. Абстрактной
истина не бывает. Истина всегда «приписана»
к определенному месту и времени. Конкретность
истины следует понимать также и как нарастание
ее единства за счет выявления и синтеза
все новых и новых (многочисленных и разнообразных)
ее сторон .
Критерий истины
– средство проверки истинности или
ложности того или иного утверждения,
гипотезы, теоретического построения
и т. п. Проблема критерия истины до
конца не разрешена.
Критерии истины
делятся на внешние и внутренние.
В качестве внешних
критериев выделяют практику (диалектический
материализм), полезность (прагматизм),
самосогласованность (или когеренцию).
Критерием истины
не может быть публичное или всеобщее
признание. Если какую - то информацию
разделяет большинство, то это не значит,
что на их стороне истина (предрассудки).
Как показывает история, истина поначалу
является достоянием либо одного человека,
либо небольшого круга единомышленников,
но рано или поздно становится достоянием
большинства.
Не являются критерием
истинности знания и благоприятные или
полезные последствия его применения
(прагматизм). Прагматизм чаще всего выступает
в индивидуалистической форме. Это весьма
сомнительный критерий, хотя истина, если
это действительно истина, так или иначе
общественно полезна.
Не годится
на роль критерия истины и когеренция,
т. е. самосогласованность, знания. Если
к уже существующей, наличной системе
знания непротиворечивым образом присоединяется
новое знание, то это еще не знак
того, что оно истинно. У когеренции
как критерия истины, конечно, есть рациональное
зерно: мир – единое целое; знание об отдельной
вещи или единичном явлении должно соответствовать
и согласовываться с системой знаний о
мире в целом. Рано или поздно истина обнаруживает,
раскрывает свой системный характер, свою
открытость и внутреннюю пригнанность
к другим истинам.
Но главным, решающим
критерием истины (впервые введенным
в таком качестве марксизмом) является
практика, т. е. материальная предметно
- чувственная деятельность человека,
направленная на реальное преобразование
мира – природного и социального. Истинность
научных теорий окончательно проверяется
на практике теми или иными способами
(непосредственно с помощью эксперимента
или опосредованно – путем логического
доказательства на основе практической
проверки исходных положений данной теории).
Развивающаяся общественная практика
может полностью подтвердить или опровергнуть
то или иное человеческое представление.
Разумеется, этот
критерий тоже не абсолютен. Практика
носит всегда конкретно - исторический
характер, развивается, совершенствуется,
конкретизируется. И то, что недоступно
ей сегодня, может стать доступным завтра.
Кроме того, практика может быть искаженной.
Кроме того, неясен пока сам механизм работы
практического критерия истины. Однако
более точного и надежного критерия, чем
практика, у людей просто нет.
Если внешних критериев недостаточно, говорят о внутренних критериях. 1) критерий логики: по свойству непротиворечивости; 2) эстетический критерий; 3) критерий экономности мыслей; 4) симметричности; 5) научной рациональности.
Информация о работе Понятие картины мира. Философская, религиозная и научная картины мира