Понятие картины мира. Философская, религиозная и научная картины мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:46, реферат

Описание работы

Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.

Работа содержит 5 файлов

Документ Microsoft Word.doc

— 29.00 Кб (Скачать)

Понятие картины  мира. Философская, религиозная и  научная картины мира.

 Категория:  Ответы к вступительному экзамену  по философии  

Картина мира —  система интуитивных представлений  о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у  любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов. 

Философская картина  мира осмысливает мироздание в плане  взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах  онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот  почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему. 

Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а»вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. 

Отдельные вещи, процессы, явления возникают и  исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование. 

Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу. 

Религиозная картина  мира обобщает религиозный опыт людей  и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу. 

Научная картина  мира складывается в результате синтеза  знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления  о мире, вырабатываемые на соответствующих  стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира. 

Научная картина  мира (НКМ) — целостная система  представлений об общих свойствах  и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения  и синтеза фундаментальных научных  понятий и принципов, а также  методология получения научного знания. 

В процессе развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций, более ранние представления  становятся частными случаями новых  теорий. Таким образом, научная картина  мира — не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии — суть научного метода. 

Научная картина  мира существенно отличается от религиозных представлений о мире, которые основаны не столько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции. Религиозные интерпретации концепции мироздания постоянно изменяются, чтобы приблизить их к современным научным трактовкам. Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным путём).

Понятие картины мира. Мифологическая, религиозная, научная и философская картины мира.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

Истина и её критерии..doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

истина и ее критерии2.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

истина как ценность.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Понятие картины мира. Философская, религиозная и научная картины мира