Период патристики. Аврелий Августин

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:18, доклад

Описание работы

Патристика (от лат. pater - отец) - общее название литературы, написанной так называемыми отцами церкви. В теологии патристика является частью догматики, с которой она по преимуществу отождествляется. В истории философии это понятие используется для обозначения христианской теологии и философии I-VIII вв., когда ее представители защищали христианскую доктрину от "язычников", евреев, государственной власти и античной философии. Начиная с III столетия патристика, наоборот, стремится приспособиться к неоплатонизму и использовать его философские основы для обоснования христианства.

Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные и светские позиции христианства могли расчитывать на известность и признание. Этим четко определенным содержанием и направленностью средневековая философия отличается от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса.

Работа содержит 1 файл

ПЕРИОД ПАТРИСТИКИ.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

 Важной проблемой  гностицизма была теодицея, т.е. доктрина, стремящаяся решить вопрос о происхождении и значении зла в мире, объяснить, почему существует в мире зло, если бог добр и справедлив. В христианстве она имеет особую роль и вес, ибо эта вера воспринимает, с одной стороны, иудейское представление о мировом творце, а с другой стороны, мир для нее является местонахождением греха, спастись от которого можно лишь верой в Христа. Здесь с необходимостью встает вопрос, почему всемогущий бог создал мир зла, выход из которого для человека заключается лишь в искуплении.

 Гностики  решают проблему так: различают бога-творца и бога-искупителя. Таким образом, существуют два божества: бог как  всеблагой искупитель и подчиненый ему, даже враждебный, творец (демиург) мира.

 Гностическое  понимание божества обусловлено специфическим представлением о месте человека в мире и о его искуплении. Грешность - это не вина человека, так как душа индивидуального человека является лишь полем боя, на котором происходит вечный спор между добрым и злым принципами. Согласно гностикам, эту борьбу между добром и злом человек наблюдает и познает.

 Существенной  чертой гностицизма была мистика. Превращение  бога в человека и соединение с  ним являются великим таинством  христианского учения. Мистичсская  направленность этого учения отвергает логику разума и основывается на неописуемом, бессознательном, экстатическом соединении с богом и другими сверхъестественными силами и явлениями. Познание бога у гностиков не рационально, а имеет сверхъестественное содержание.

 К концу II столетия формирующаяся официальная церковь начинает вести борьбу с гностицизмом. Причиной этого был прежде всего недоступный большинству верующих уровень его суждений. Гностики, как правило, весьма сложно, в аллегорической форме интерпретировали Библию, а это открывало путь к ереси. Неприемлемыми были также их туманные, псевдофилософские и мифологические объяснения. Крайний дуализм этого учения был основан на полной независимости материи от бога, ограничивал божественное всемогущество и тем самым подрывал монотеистическую сущность христианства.

          МАНИХЕЙСТВО

Манихейство относится  к еретическим учениям близким  к гностицизму.

Его основателем  был персидский мыслитель Мани (лат. Манихеус), который жил примерно в 216- 270 гг. и происходил из царского рода. В Индии его считали автором новой религии.

 В манихействе  зороастрийский дуализм был доведен  до классического вида. Свет и тьма суть двойное начало одновременно божественного  и дьявольского происхождения, между  ними происходит постоянная борьба. Человеческая душа также понимается дуалистически, одна ее часть произошла из света, другаяиз тьмы. Там, где есть красота, душа побеждает материю, и, наоборот, в безобразном одерживает верх материя.

 Манихейство указывает и путь преодоления  зла. Человек может быть спасен, но для этого необходимо, чтобы он отдался наистрожайшему аскетизму, напоминающему буддийский. "Ведающему" человеку предписаны многие строжайшие запреты (запрет употреблять мясо, запрет сексуальных удовольствий, занятий обычным физическим трудом), в то же время лишь "слушающему" (послушнику) эти запреты смягчены, что напоминает буддийское деление на монахов и светских последователей.

 От учения христианской церкви манихейство основательно отличается отбрасыванием Ветхого  завета, дуалистическим учением о  двух царствах и особой идеей искупления, которая предписывает человеку, согласно указанию Иисуса, самому реализовать свое искупление. Манихейское учение распространилось прежде всего на Востоке, в Южной Европе и Северной Африке, где оно образовало самостоятельную религиозную общину и одно время было опасным для христианства. Манихейские общины удерживались почти в течение всего средневековья.

          АПОЛОГЕТЫ

 В борьбе против языческой религии и философии, заблуждений еретиков и атак врагов христианства выступают христианские писатели, названные апологетами (с греческого "апология" - защита). Они обращаются со своими трактатами к правителям и слоям образованных людей, которых они призывают защищать преимущества христианского учения.

 Апологеты на основе Евангелия пытались решить философские вопросы. Они были первыми христианскими философами, которые хотели приспособить греческое философское учение к потребностям собственных концепций. Их деятельность приходится на II столетие, называемое столетием апологетов - единственно правоверных философов.

 Интересы  апологетов были разные: одни работали в теории становления христианской науки, другие осуществляли практическую деятельность (как пропагандисты). Одни полемизировали с язычниками, другие - с еретиками. Одни были приверженцами  эллинистической духовной культуры, другие - ее противниками, Некоторые предавались метафизическим спекуляциям, другие опирались на трезвые суждения здравого смысла.

 Одним из первых апологетов был Юстин Мартир (мученик), так называемый Христос в философской  ризе (ок. 100-166), который отстаивал истинность провозглашенного учения и почитал философию (платонизм), ибо направлена она ко Христу. И христианство, и философия ведут, таким образом, к богу.

 К греческим  апологетам относится его ученик Татиан, который в апологии "Речь к эллинам" фанатически осудил всю языческую культуру и с ненавистью нападал на античную культуру.

 К философствующим  апологетам, которые стремились доказать независимость христианства от античной философии, принадлежит и Теофил Антиохийский, епископ в месопотамской Антиохии.

 Одно из направлений  апологетики занималось критикой гностицизма  и стремилось придать христианству форму философско-теологической  доктрины. Представителями этой группы Эрней (конец II в.), трактат которого "Разоблачение и опровержение фальшивой гносис" важен для познания гностического учения, и его ученик Ипполит (ум. ок. 226).

 Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160-230), юрист, философ  и теософ, активно поддерживал  тезис о несоединимости философии  и религиозной веры. Его величайшие заслуги для церкви состояли главным образом в пропаганде христианства, в защите церкви от римских властей и от еретических поползновеиий. Он был первым христианским мыслителем, который писал на латыни (частично на греческом). Его главным трудом считается "Апологетикум" ("Защита"), написан где-то в 197 г.

 Непримиримо выступал против соединения философии  и христианства, утверждал, что между  верой и разумом нет никаких  точек соприкосновения. Принцип  Тертуллиана "верю потому, что нелепо" полностью выражает содержание и  смысл его учения, в котором истинность веры является совершенно иной, чем истинность разума, чем истинность материального мира. Философии он противопоставлял религию, языческой науке-христианскую веру, против разума он ставил божественное откровение. Научные исследования становятся излишними, когда известно Евангелие - единственный авторитетный источник познания бога, а тем самым и любого знания, ибо бог все определяет и правит человеческой жизнью. Философский разум ведет лишь к ереси.

 Тертуллианово понятие веры как высшей истины подготовило почву для подчинения философии теологии (науке о вере), что было характерным для всего последующего периода развития христианской философии.

        АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ШКОЛА

        И СБЛИЖЕНИЕ  ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ

        С ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ

 Тенденции сближения  христианства с эллинистической  философией усиливались с превращением христианства в религиозно-идеологическую систему, которая оправдывала эксплуататорский строй. Эта линия проявляется, в  частности, у современника Тертуллиана Тита Флавия Климента (Климент Александрийский -

- ок. 15О- 219), который  основал в Александрии в III столетии христианскую богословскую  школу. Ее целью было не только  защитить христианскую веру от  ее противников, но и победить  язычников и повлиять на них так, чтобы они сами обратились в христианство.

 Непосредственный  преемник Климента в руководстве  александрийской школы, который  еще дальше продвинулся вперед по пути соединения христианства с платонизмом, был Ориген (184-254). Он считал христианство завершением эллинистической философии, которая является наилучшим введением в христианское учение. Он требовал от теологов, чтобы они прорабатывали трактаты древних философов и обнаруживали в них правильные с точки зрения христианства моменты. В своем учении Ориген наполнил христианские элементы неоплатоническими и взятыми у Филона. Подобную операцию он считал весьма важной для церкви и христианства. В своем главном трактате "Об основных наставлениях" он объясняет отношение между богом и сыном божьим как отношение между светом и отблеском. Сын божий является образом света, стоит между богом и человеком как посредник.

 В некоторых  важных моментах учение Оригена было встречено церковью недружелюбно. Собор  даже осудил его, как еретическое. Несмотря на это, его учение оказало заметное влияние на философствующих "отцов церкви".

 К концу III - началу IV в. в церкви остро обозначился  вопрос о соединении божественной и  человеческой сущности в личности Иисуса Христа. В это время христианство уже было государственной религией Римской империи. Церковь стремилась к тому, чтобы все люди видели в ней единственную представительницу царства божия на Земле. Для усиления ее авторитета большое значение имела идея, согласно которой единый бог выступает в личности Иисуса Христа, роль которого воплощает церковь.

В начале IV, в. в  тогдашнем крупнейшем центре христианского  богословия -

- Александрии  выступает Арий (256- 336), который учил (в духе Оригена), что бог-сын  имеет другую сущность, чем бог-отец, он является его образом, подчинен  ему и во времени не существовал до своего рождения. Бог-сын не может быть полностью равным богу-отцу. Таким образом Христос возносится на высшую ступень нравственного качества, но не имеет божественной сущности.

 Церковь определила воззрения арианцев, которые считали Иисуса Христа подобным преходящим вещам сотворенного мира, опасными, потому что Христу терял авторитет, а значит, авторитет теряла и церковь.

 Афанасий (295- 373), первоначально диакон и тайный писарь епископа, затем преемник умершего Алксандра, патриарха в Александрии, отстаивал воззрение, согласно которому сын божий имеет извечно ту же сущность, что и бог-отец. На соборе в Никее, созванном в 325 г. императором Константином, взгляды арианцев и Афанасия столкнулись. Собор склонился к тому, что бог-отец и бог-сын имеют одну и ту же сущность. Однако сначала победа Афанасия была неполной. В Восточной церкви господствовал арианизм. Германские племена, прежде всего готты и другие (кроме франков), были также арианцами. Только после смерти Афанасия, в 380- З81 гг., синодом был подтвержден тезис о единстве бога-отца, бога-сына и святого духа, который стал твердым церковным законом. К неукоснительному исполнению был ринят догмат о триединстве бога. Этим завершается процесс формирования христианского монотеизма в борьбе с языческим политеизмом. Германские народы повернулись от арианизма к католицизму только в VI и VII столетиях.

        КАППАДОКИЙСКИЕ "ОТЦЫ ЦЕРКВИ"

 Установление  официальной догматики поставило  Перед христианскими идеологами задачу систематизировать христианство. Для ее выполнения было необходимо использовать наследие античного мышления в его идеалистической форме. Систематизация христианских воззрений была необходима для борьбы с еретическими учениями, которые выступили тогда как идеология локальных социальных движений против властвующей иерархии. Те из христианских идеологов, которые внесли наибольший вклад в борьбу против еретиков, были провозглашены святыми и названы отцами церкви.

 В IV столетии на Востоке выступают представители  каппадокийской церкви - Григорий из Назиана (Назианин) (ок. 330-390), его друг Василий Великий (ок. 330-379). Наиболее видным был Григорий из Ниссы (Нисский) (ок. 335-394), автор богословских работ, которые явились попыткой образования системы правоверного богословия. Так же как и Ориген, Григорий Нисский был убежден в возможности согласия между откровением и философией и даже определил некоторые границы этих отношений. Философия должна быть инструментом объяснения "истин" догматики, принятых официальной церковью. Разум становится орудием христианской веры.

Григорий, в частности, занимался обоснованием догмата  Святой Троицы.

При этом он опирался на принципы неоплатонизма, согласно которым  в сфере идеальной жизни существуют три основные субстанции: единое, разум  и мировая душа.

 Божественная сущность выражает единство бога и существует самостоятельно, но в то же время она содержится в каждой из своих субстанций. Божественные особы отделены друг от друга, но их соединяет божественная сущность, их божественность едина.

 Так же, в  духе платонизма, он интерпретирует и сотворение мира: род по отношению к индивидуальному первичен, первичная идея существует до единичных вещей; бог создал человека как вид, человек как вид, стало быть, не существовал реально, но лишь идеально, в божественных умыслах.

Защитой Григорием  основополагающего догмата церкви - догмата Святой

Троицы - была полемика с типичной для IV в. ересью - арианизмом, который как уже упоминалось, достиг значительного распространения (примерно как в первый период христианства - гностицизм). Однако идеи Григория отвергались некоторыми представителями церкви.

Ортодоксаяьные "отцы церкви" отстаивали в то время единство божественного

Информация о работе Период патристики. Аврелий Августин