Аврелий Августин

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Аврелий Августин - один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви, значение творений которого для последующего палитико-правового развития Запада очень велико. Это обусловлено прежде всего тем, что он создал целостную и завершенную картину мироздания, картину до такой степени законченную, что на протяжении восьми с лишним веков латинский Запад не мог создать чего-либо подобного. Влияние Августина на становление и развитие средневековой мысли было столь же универсально, как и его учение.

Содержание

Введение 3
Христианская концепция истории человечества 4
Взаимоотношения церкви и государства. Учение о Граде Божьем 8
Представления Августина о праве 11
Заключение 14
Список использованной литературы: 15

Работа содержит 1 файл

Готовая.docx

— 46.92 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

Христианская  концепция истории  человечества 4

Взаимоотношения церкви и государства. Учение о Граде  Божьем 8

Представления Августина о праве 11

Заключение 14

Список  использованной литературы: 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Аврелий Августин - один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви, значение творений которого для последующего палитико-правового развития Запада очень велико. Это обусловлено прежде всего тем, что он создал целостную и завершенную картину мироздания, картину до такой степени законченную, что на протяжении восьми с лишним веков латинский Запад не мог создать чего-либо подобного. Влияние Августина на становление и развитие средневековой мысли было столь же универсально, как и его учение.

     В произведении «О Граде Божием» Августин разрабатывает собственное видение  истории и учение о «Двух градах» («Царствах») – Граде Земном и  Граде Божием. 

     Философское обоснование христианства он пытался  найти в философии Платона, отмечая, что идеи Платона — «это мысли  творца перед актом творения». Бог  создал мир из ничего. Спасение человека, прежде всего, в принадлежности к  христианской церкви, которая является представителем «града божьего» на Земле.

     Таким образом, целью данной работы является анализ общественно-политических и  правовых взглядов Аврелия Августина. Задачи соответствуют цели:

     - изучить христианскую концепцию истории человечества;

рассмотреть взаимоотношения церкви и государства  данного периода;

     - изучить структуру и основные положения трактата «О Граде Божием»;

     - охарактеризовать представления Августина о праве.

     В ходе написания работы была проанализирована масса источников, в том числе и фундаментальный труд Августина «О граде Божьем», выдержки из печатных изданий известных авторов, таких как: В. С. Нерсесянц, О. Э. Лейст, И.Ф. Мачин и другие.

Христианская  концепция истории  человечества

     В развиваемой Августином христианской концепции истории человечества, опирающейся на библейские положения, все социальные, государственные  и правовые учреждения и установления предстают как следствие греховности  человека. В работе «О граде Божием»  он отмечает, что «великое преступление»  Адама и Евы, от которых происходит весь человеческий род, привело к тому, что изменилась в худшую самая природа человеческая и передана потомству повинная греху и неизбежной смерти.

Сама  эта греховность предопределена замыслом Бога-Творца, наделившего  человека свободной волей, т. е. способностью жить по-своему, по-человечьи, а не по-Божьи. «Не тем человек сделался похожим на дьявола, — поясняет Августин, — что имеет плоть, которой дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, т. е. по человеку... Итак, когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу» [1, c. 661]. При этом само пожелание человека жить не «по человеку», а «по Богу» порождается лишь Божией благодатью, которая ниспосылается только «избранным».

     Разделяя  человеческий род во все времена  его существования на два разряда (живущих по человеку и живущих  по Богу), Августин замечает: «Эти разряды  мы символически назвали двумя градами, т. е. двумя обществами людей, из которых  одному предназначено вечно царствовать с Богом, а другому подвергнуться вечному наказанию с дьяволом».[1, c. 683]

     Августин  подчеркивает, что при всем многообразии и различии народов, каждый из которых  жил и живет «по особым уставам  и обычаям», всегда существовало «не  более как два рода человеческого  общения», «два града», состоящих соответственно из людей, живущих по плоти или  также и по духу. «Мы, — писал  он, — находим в земном граде два вида: один — представляющий самую действительность этого града, а другой — служащий посредством этой действительности для предизображения небесного града. Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха; почему те называются сосудами гнева Божия, а эти — сосудами милосердия».[1, c. 655]

     В этом августиновском различении в рамках человеческого общежития двух противоположных типов общения в специфически христианизированной форме проявляется определенное влияние на него предшествующих концепций, в частности: положения Платона о наличии в каждом государстве, по существу, двух государств (государства богатых и государства бедных); представлений стоиков о двух полисах (отдельном полисе-государстве и мировом, космическом полисе); манихейских идей о борьбе двух начал (дьявольского и божественного).

     Греховность земной государственно-правовой жизни (отношений и установлений в «земном  граде») проявляется, согласно Августину, в господстве «человека над человеком», в существующих отношениях управления и повиновения, господства и рабства. Такое положение дел, сложившееся  вследствие первородного греха и  сохраняющейся греховности природы  человека, Августин называет «естественным  порядком» человеческой жизни. В  этом смысле «естественным» (для жизни «по человеку») оказывается и рабство, хотя оно и противоречит первоначально созданной Богом человеческой природе и жизни «по Богу». «Итак, — подчеркивает Августин, — грех — первая причина рабства, которому человек подчиняется человеку в силу состояния своего; и это бывает не иначе как по суду Божию, у которого нет неправды и который умеет распределять различие наказания соответственно винам согрешающих».

     Естественно сложившийся порядок земного  мира Августин критикует с религиозно-идеальных  позиций божественного порядка  и его земного прообраза, представленного  в жизни «избранных» и их общин (христианской церкви). Этот греховный  порядок мира носит временный  характер и продлится до второго  пришествия Христа и судного дня, когда будет установлено «царство небесное», благочестивые получат  «ангельскую жизнь», а нечестивые подвергнутся «вторичной смерти», ибо «все мы восстанем, но не все изменимся».

     Вместе  с тем, пока еще не наступило проектируемое  время, Августин берет под защиту земные социально-политические порядки, правда, с оговоркой, чтобы они  не чинили препятствий христианской религии и церкви; в противном  случае (т. е. при антихристианских политико-правовых порядках) власть превращается в насилие  и господство шайки разбойников. «Итак, — пишет он, — этот небесный град, пока находится в земном странствовании, призывает из всех народов и набирает странствующее общество во всех языках, не придавая значения тому, что есть различного в нравах, законах и учреждениях, которыми мир земной устанавливается или поддерживается; ничего из последнего не отменяя и не разрушая, а, напротив, сохраняя и соблюдая все, что хотя у разных народов и различно, но направляется к одной и той же цели земного мира, если только не препятствует религии, которая учит почитанию единого высочайшего и истинного Бога».[1,c. 1041]

     Причина зла, согласно Августину, в свободной  воле и ее извращенности. «Злом, —  отмечает он, — называется и то, что  человек совершает, и то, что он терпит. Первое — это грех, второе — наказание... Человек совершает  зло, которое хочет, и терпит зло, которого не хочет». Слабость воли человеческой стала наследственной после наказания  за грех Адама. Единственная надежда  человека теперь связывается с благодатью, которая не уничтожает свободную волю, а оздоровляет ее: «Благодать излечивает волю». Идея связи зла в мире и в человеческих отношениях со свободной волей человека в теологической трактовке Августина разработана таким образом, чтобы показать: Бог не отвечает за зло.

     В своей трактовке исторической эволюции Августин выделяет шесть периодов в  жизни человечества: младенческий период, детство (время, когда развивается  память), юность (зарождение «низшего разума», морального сознания), зрелость (распространение  религиозного сознания), начало старости (время, когда душа постигает Бога). Таким образом, торжество религиозного начала Августин относил к зрелому и позднему возрасту человечества, по аналогии с нравственным взрослением отдельного человека. Последний период исторического движения к торжеству христианства — это, согласно Августину, время от рождения Христа и до второго его пришествия.[2, c. 112]

     В вопросе о различных формах человеческой общности Августин с известной христианской модификацией разделяет воззрения  Цицерона о наличии таких общностей, как семья, государство, общность языка, человеческое общество и, наконец, универсальная  общность, объединяющая богов и людей. Вместе с тем у Августина встречаются  суждения о том, что было бы лучше, если бы вместо мировой римской державы, охватывающей различные народы, возникло бы множество малых по размерам «правлений народов», которые жили бы рядом друг с другом в мирном соседстве как различные семьи.

     Взгляды Августина на человеческую природу  и человеческую историю отличаются заметной новизной, в целом присущей его трактовке отношений человека и христианского Бога. Человек, согласно его воззрениям, существо немощное и совершенно неспособное своими силами избежать греха и создать  на земле какое-либо совершенное  общество. В конечном счете добро и справедливость должны возобладать благодаря предустановленному вечному порядку и неодолимому авторитету божества. Божественный порядок оказывается высшей целесообразностью и благом, абсолютной нормой всего, что должно быть, т. е. внешней и принудительной силой по отношению к отдельному индивиду, грехи или добродетели которого предопределены заранее. Таким образом, отдельный индивид не цель в себе или для себя, а только средство в осуществлении божественного порядка.

     Так же, по существу, обстоит дело и с  такими божественно предусмотренными общностями, как семья, община и народ.

Взаимоотношения церкви и государства. Учение о Граде  Божьем

 

     Признание христианства государственной религией не исключало того, что между императорской  властью и церковью временами  возникали трения. С одной стороны, императоры не были чужды взгляда  на священников как на своих чиновников, обязанных исполнять императорские  веления; порой императоры притязали  на авторитарные решения даже и чисто  религиозных вопросов. С другой стороны, духовенство, сильное своей организацией и идейным влиянием, отнюдь не желало превращаться в послушных исполнителей велений светской власти. Более того, церковь притязала не только на полную независимость в религиозных  делах, но и на участие в политической власти, требуя помощи государства  в насаждении христианства, в борьбе с ересями, в умножении и охране церковных богатств.

     Несмотря  на появление христианизированных  государств, Августин не отождествляет  христианскую общину и государство. Развивая вслед за своим учителем Амвросием Медиоланским идею верховенства церкви над государством, Августин, считаясь с политической реальностью своего времени, часто именует церковь пленницей, которая вынуждена сносить несовершенство навязываемых ей человеческой властью законов, но в то же время признает право государства на поддержку церкви и вмешательство в борьбу церкви против еретиков или соперничающих религий. В обязанности христиан по отношению к христианскому правителю вменяется лояльность, а в обязанность церкви — быть наставницей в гражданских добродетелях и в проповеди духа «братства».

     В своём произведении «О граде божием" Августин писал, что в мире существует два государства: «божий град» (церковь) и «град земной» (государство). Церковь «странствует по земле, имея цель на небе», «церковь и теперь есть царствие небесное». Только к ней подходит определение государства, данное Цицероном, так как лишь в церкви — право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. К граду божию принадлежит первый праведник — Авель. Основателем града земного был братоубийца Каин; государство — создание человеческое, его цель — временная, оно создано насилием, держится принуждением: «При отсутствии справедливости что такое государства, как не большие разбойничьи шайки, так же как и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре».[3, c.50]

     Оправдание  государства в том, утверждал  Августин, что оно поддерживает земной, временный порядок, причем и тут  государства разные: есть два вида земных царств.

     Одни  — организации насилия и разбоя, они начинаются с братоубийцы  Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом, олицетворяют грех, несправедливость, насилие, «общество нечестивых». Другие царства — это «христианские государства», власть которых основана на заботе о подвластных.

     В конечном счете оправдание государства — в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа человеческих мыслей и желаний.

     Августин  — один из первых церковников, призывавших  насильственно приобщать к христианской церкви, вооруженным путем искоренять ереси. Он настаивал на присылке в  Африку войск для подавления донатистов и агонистиков: «Дерзость мужиков восстает против их владельцев».

Информация о работе Аврелий Августин