Философия Аврелия Августина

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 08:13, контрольная работа

Описание работы

Аврелий Августин - бесспорно один из самых блистательных умов того недолгого периода в истории европейской культуры, который можно назвать христианской античностью. Примерными хронологическими границами этого полуторавекового периода являются издание Миланского эдикта в 313 г. и падение Западной Римской империи в 476 г. Миланский эдикт императора Константина Великого по существу превратил христианство в государственную религию Римской империи, и с момента его издания начинается ассимиляция христианства в мир европейской античной культуры, в частности работа по осмыслению христианского мироощущения в контексте классической античной философии. Одним из главных исполнителей этой работы был Августин.

Содержание

Аврелий Августин и его «Исповедь»……………………………………..3
Учение Августина о сотворении мира. Проблема пространства, времени, вечности………………………………………………………….5
Учение о свободе воли…………………………………………………..…7
Учение Августина о человеке. Проблема души и тела………………….8
Философия истории Августина. Учение о двух градах: божьем и земном………………………………………………………………………8
Литература……………………………………………………………………12

Работа содержит 1 файл

Контрольная по философии.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРОИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ 
 
 

           Шифр:

      ЭАСХП, ССО, 2 курс 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  ПО ФИЛОСОФИИ 
 

     По  теме №4: «Философия Аврелия Августина» 
 
 

        Выполнил:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Челябинск - 2011 
 
 
 
 

   План

  1. Аврелий Августин и его «Исповедь»……………………………………..3
  2. Учение Августина о сотворении мира. Проблема пространства, времени, вечности………………………………………………………….5
  3. Учение о свободе воли…………………………………………………..…7
  4. Учение Августина о человеке. Проблема души и тела………………….8
  5. Философия истории Августина. Учение о двух градах: божьем и земном………………………………………………………………………8

    Литература……………………………………………………………………12 

 

  1. Аврелий Августин и его  «Исповедь».
 

      Аврелий Августин - бесспорно один из самых блистательных умов того недолгого периода в истории европейской культуры, который можно назвать христианской античностью. Примерными хронологическими границами этого полуторавекового периода являются издание Миланского эдикта в           313 г. и падение Западной Римской империи в 476 г. Миланский эдикт императора Константина Великого по существу превратил христианство в государственную религию Римской империи, и с момента его издания начинается ассимиляция христианства в мир европейской античной культуры, в частности работа по осмыслению христианского мироощущения в контексте классической античной философии. Одним из главных исполнителей этой работы был Августин. Причисленный Церковью к лику святых с постоянным присоединением к имени эпитета "блаженный" (как живший до разделения Церквей Августин почитается и православными, и католиками, хотя католиками, конечно, в большей степени), он по существу явился отцом всей западной средневековой философии: помимо того, что он был для неё высшим авторитетом и примером для подражания, можно сказать, что весьма значительную часть её содержания составляют комментарии на его сочинения. Почти целое тысячелетие, до появления таких соизмеримых с Августином по масштабам интеллекта фигур как Фома Аквинский и Дунс Скот, Западная Европа жила его наследием, да и в позднем Средневековье это наследие продолжало играть заметную, хотя, может быть, уже не доминирующую роль.

      Биография Августина известна достаточно хорошо благодаря одному из самых знаменитых его сочинений, которое называется "Исповедь" и имеет автобиографический характер. Кстати, это произведение послужило основой для возникновения целого литературного жанра и многие "Исповеди" более поздних авторов вплоть до Ж.-Ж. Руссо и Л. Н. Толстого написаны в подражание ему.

      Духовный  путь Августина - это путь преодоления  сомнения. В его творческой биографии довольно чётко выделяется два этапа, разделённые переходом в христианство. Первый из них был периодом напряжённых исканий, философской неудовлетворённости и сомнений. В этот период Августин преимущественно ставит вопросы, причём больше всего его волнует собственное "я", своя собственная судьба. Мысль его ориентирована, главным образом, на философию, работает аналитически и рефлексивно. Литературным итогом этого периода, несомненно, является "Исповедь". На втором этапе Августин успокаивается на обретённой истине и переходит к широкомасштабному синтезу, который носит более теологический, чем философский характер. «На первый план в его сочинениях выходит историческая и эсхатологическая судьба всего человечества. Этот период тоже имеет свой литературный итог - сочинение "Поправки", написанное Августином за три года до смерти, в котором он подвергает критическому пересмотру всё, созданное им ранее, и вносит уточнения и исправления в те места, которые, по его мнению, могут быть превратно истолкованы в разрез с установленным учением Церкви»1.

      Между двумя основными этапами есть и сравнительно кратковременный  переходный период, падающий на последние  десятилетия IV века. Все дошедшие до нас сочинения Августина написаны после его обращения в христианство. И однако многие из них (особенно ранние) носят ещё исследовательский и аналитический характер. Именно они и позволяют нам видеть в Августине не только богослова, но также и философа, основоположника того направления мысли, которое можно назвать христианской философией и из которого много веков спустя непосредственно родится философия и наука Нового Времени.

      Философию Августина можно назвать христианским платонизмом. Рассматривая историю  античной философии (главным образом, в труде "О граде Божием"), он признаёт платонизм величайшим её достижением. О Платоне и неоплатониках (Плотине, Порфирии) он говорит как о "видевших" теологическую истину, но "не знавших пути к ней". Платоновские идеи рассматривались им как "божественные замыслы" - прообразы вещей, содержащиеся в уме Бога, а истинное бытие Плотина отождествлялось с Самим Богом. По существу Августин сделал с философией Платона то же, что почти тысячу лет спустя Фома Аквинский сделает с философией Аристотеля: превратил её в фундамент христианской догматики. 

  1. Учение  Августина о сотворении мира. Проблема пространства, времени, вечности.

      Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее  в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может. Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место.

   В "Исповеди" Августина, немало и с непревзойденной интеллектуальной изобретательностью рассуждает о проблемах времени и пространства. Он  ставит перед собой смелые богословские вопросы: мог ли Бог создать этот мир раньше или позже, чем создал? что делал Бог до того, как создал мир? Как соотносится Бог с понятиями времени и вечности? В решении их  Августин примыкает к платоновскому истолкования времени, то есть считает время сотворенной субстанцией. Мир создан не в текущем времени, утверждает Августин, но время начинает идти от сотворения мира. Бог находится в вечности, и потому к ней неприменимы временные понятия: "раньше", "позже", неправомерно спрашивать Бога, что он делал тогда, когда мира не было. "Когда не было времени, не было и "тогда"... Всякое время создал Ты, и до всякого времени был Ты, и не было времени, когда времени вовсе не было" (Антология мировой философии: В 4 т. Т.1 / Под ред. В.В.Соколова и др. М., 1996, С.326). Следовательно, Бог не мог создать мир ни раньше ни позже, чем создал, то есть время начинает идти только и сразу с сотворением мира.

      Размышляя о времени, Августин приходит к концепции  психологического восприятия времени. Ни прошлое, ни будущее не имеют реального  существования — действительное существование присуще только настоящему. Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее — нашей надежде.

          Таким образом, прошлое — это воспоминание, настоящее — созерцание, будущее  — ожидание или надежда.

      При этом, как все люди помнят прошлое, так некоторые способны «помнить» будущее, чем и объясняется способность ясновидения. Как следствие, раз время существует только потому, что о нём помнят, значит для его существования необходимы вещи, а до сотворения мира, когда ничего не было, не было и времени. Начало творения мира — вместе с тем и начало времени.

          Время обладает длительностью, которая характеризует  продолжительность всякого движения и изменения.

      Вечность  — она ни была, ни будет, она только есть. В вечном нет ни преходящего, ни будущего. В вечности нет изменчивости и нет промежутков времени, так как промежутки времени состоят из прошедших и будущих изменений предметов. Вечность — мир мыслей-идей Бога, где всё раз и навсегда.

      Более отчетливо, чем философы античности, Августин выделяет понятие пространства, которое тогда в основном называлось местом. Для него так же как и время, пространство имеет некоторую реальность независимо от наполняющих его вещей. Он называет пространство не передвигающимся сосудом, то есть не совпадающим с границами тел.

      Рассуждения Аврелия Августина  значительно  очистили от наслоений традицию Платона и Аристотеля и развили субстанциальную концепцию времени, приверженцы которой стремятся обосновать независимость течения времени и существования пространства от движения материальных тел. Логические построения и неожиданная постановка вопросов Августина  о времени и пространстве всегда вызывали философский интерес; они способны и сегодня служить источником новых образов и ассоциаций. 

  1. Учение  о свободе воли.

      Первые люди до грехопадения обладали свободной волей — свободой от внешней (в том числе сверхъестественной) причинности и способностью выбирать между добром и злом. Ограничивающим фактором в их свободе выступал нравственный закон — чувство долга перед Богом.

      После грехопадения люди лишились свободной воли, стали рабами своих желаний и уже не могли не грешить.

      Искупительная жертва Иисуса Христа помогла людям  вновь обратить свой взор к Богу. Он показал своей смертью пример послушания Отцу, повиновения Его воле («Не моя воля, но твоя да будет» Лк.22:42). Иисус искупил грех Адама, приняв волю Отца, как свою собственную.

      Каждый  человек, следующий заветам Иисуса и принимающий волю Бога как свою собственную, спасает свою душу и  допускается в Небесное царство.

      Предопределение (лат. praedeterminatio) — один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, о природе и происхождении  зла и об отношении благодати  к свободе.

      Люди  способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Однако люди — существа нравственно-свободные и могут сознательно предпочитать зло добру.

      Можно подумать, будто бы есть предопределение  ко злу со стороны Бога, — так как все существующее окончательным образом зависит от всемогущей воли всеведущего Божества. Это значит, что упорство во зле и происходящая отсюда гибель этих существ, есть произведение той же божественной воли, предопределяющей одних к добру и спасению, других — ко злу и гибели.

      Эту идею абсолютного предопределения  и развивал Августин, правда в его  учении имелись различные смягчающие оговорки. Вопрос о предопределении  был решен догматически: мы не можем  знать всего, во что верим. 

    4. Учение Августина о человеке. Проблема души и тела.

      Человек — это душа, которую вдохнул  в него Бог. Тело (плоть) презренно  и греховно. Душа есть только у людей, животные её не имеют.

      Человек создавался Богом, как свободное  существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога.

      С момента грехопадения люди предопределены ко злу и творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.

      Главная цель человека — спасение перед  Страшным Судом, искупление греховности  рода человеческого, беспрекословное  повиновение церкви. 

5. Философия истории  Августина. Учение  о двух градах: божьем и земном. 

      В 22 книгах своего главного труда «О граде Божьем» Августин делает попытку охватить всемирно-исторический процесс, связать историю человечества с планами и намерениями Божества. Им развиваются идеи линейного исторического времени и морального прогресса. Моральная история начинается с грехопадения Адама и рассматривается как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству.

      В историческом процессе Августин (18-я  книга) выделял семь главных эпох (в основе этой периодизации были положены факты из библейской истории еврейского народа):

    • первая эпоха — от Адама до Великого потопа
    • вторая — от Ноя до Авраама
    • третья — от Авраама до Давида
    • четвёртая — от Давида до вавилонского пленения
    • пятая — от вавилонского пленения до рождения Христа
    • шестая — началась с Христа и завершится вместе с концом истории вообще и со Страшным Судом.
    • седьмая — вечность

Информация о работе Философия Аврелия Августина