Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:07, реферат
Разpаботанные в философии наиболее общие закономеpности, описывающие источник и движущую силу всякого pазвития, его механизм, общий pезультат и напpавленность, называют основными законами диалектики.
. Введение ………………………………………………………………………. 3
2. Основные законы диалектики ……………………………………………….. 4
2.1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений .. 4
2.2 Закон единства и борьбы противоположностей …………………………. 10
1.3 Закон отрицания отрицания ………………………………………………. 16
Заключение …………………………………………………………………….. 22
Список использованной литературы …………………………………………. 23
Деструкция обеспечивает почву для следующей фазы того или иного процесса. Без кумуляции процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке. Нарастание же процесса требует конструкции.
Поиски наглядной модели развития вели многие философы. Наиболее известно образное описание развития в форме раскручивающейся по вертикали спирали, которое давали Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Последний о содержании закона отрицания отрицания писал: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие... по спирали, а не по прямой линии», «...повторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому».
Спиралевидная форма развития означает сочетание цикличности (циклов формирования и гибели, обновления и старения и т.д.), относительной повторяемости и поступательности.
Преемственность, сохранение старого в новом и поступательность выражаются в следующем.
Старое качество продолжает существовать наряду с новым, более высоким по своему типу, как необходимое условие его бытия. Так, появление живых организмов не исключает неживую природу, животный мир не предполагает гибель растительности.
Непосредственное сохранение низших форм организации материи в высших. Например, в живой клетке главным является обмен веществ, но сохраняют значение физические и химические закономерности.
Отрицание отрицания осуществляется как трансформация, переход от одной стадии эволюции вещи, какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы. Примеры: стадии в развитии человека от эмбрионального существования детеныша до старости; ступени в развитии орудий труда: костяные, каменные, металлические, инструменты, машины и т.д.
Сохранение
приобретений предшествующего периода
в «снятом», т.е. преобразованном, виде.
Гегель писал, что снятие имеет двоякий
смысл: означает сберечь, сохранить
и вместе с тем прекратить, положить
конец. С точки зрения диалектического
материализма отрицание-синтез означает
«прибавление». Например, для античного
искусства был характерен культ
человеческого тела, в нем доминировало
земное начало. Средневековое искусство
отрицает этот эстетический идеал, возвеличивает
духовное начало в человеке. Искусство
эпохи Возрождения
Помимо многоступенчатой цепочки отрицаний (трансформация), общий ритм развития может быть представлен, по Гегелю, в схеме триады «тезис-антитезис-синтез» (пример: почка-цветок-плод). Зачатки представлений о тройственном цикле развития наметились еще у Платона и Прокла. На этот счет приведем другие примеры из истории философии. Это взгляд Руссо на историю: первоначальное равенство - порча, вызванная неравенством, - установление равенства на более высокой ступени (в современной интерпретации - равенство всех людей перед законом в правовом государстве, но отнюдь не равенство в способностях людей. - В. К.). Или ячменное зерно, попавшее на благоприятную почву, переходит в стебель и далее в колос с множеством изменившихся в большей или меньшей степени зерен (Энгельс). Гегель предупреждал, что принцип триад - поверхностная, лишь внешняя сторона способа познания, однако сам часто злоупотреблял схематизмом триад. Необходимо в познании выводить закон отрицания отрицания из самих явлений, находить его в них (если он там имеется), а не навязывать его (в форме схем, априорий) любому развивающемуся предмету.
С позиций
синергетики закон отрицания
отрицания в первом приближении
может быть выражен в законе чередования
порядка и хаоса. Когда структура
того или иного объекта, имеющего
начало и конец, в основном определяется
и наступает насыщение
В синергетике
порядок и беспорядок - две стороны
одного и того же мира, причем беспорядок
выступает как первичное
Исходя
из теорий цивилизационных кризисов
П.А. Сорокина, экономических циклов
Н.Д. Кондратьева, циклов развития мировой
культуры О. Шпенглера и А. Тойнби,
кризис стал интерпретироваться не как
отрицание предшествующей стадии развития,
а как движущая сила и форма
проявления самого этого развития,
различные фазы которого выражают преемственность
мирового процесса. Кризис в обществе
рассматривается также как
Реализуясь во взаимодействии противоположностей и переходе количественных и качественных изменений, развитие содержит в себе преодоление старого, преемственность и утверждение нового, что определяется законом отрицания отрицания.
закон диалектика развитие противоположность
Заключение
Выражая объективно существующие процессы развития в их определенном аспекте, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, описывая механизм саморазвития, имеет важный методологический смысл, как в теории, так и на практике. Его действие обнаруживается не только в природе, в исследованиях природных объектов, но и в области общественной жизни, изменение которой происходит благодаря качественным изменением совокупностей жизненных факторов.
Количественные изменения на известной ступени скачком переходят в качественные различия с возникновением обладающего новой мерой свойств предмета. Вновь образованное качество, имея новые количественные параметры, делает возможным новый виток развития. Отсюда я считаю что именно эти противоположности количество и качество только в симбиозе дают толчок развитию новых технологий и возможностей, позволяют человеку совершенствоваться.
Список использованной литературы
1. Демидов, А. Б. Философия
и методология науки: курс
2. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина - М.: Юриспруденция, 2001. - 272 с.
3. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.
4. В. И. Стрюковский Основы философии: Учебное пособие / В. И. Стрюковский - Ростов-на-Дону, 2005