Основные законы диалектики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:07, реферат

Описание работы

Разpаботанные в философии наиболее общие закономеpности, описывающие источник и движущую силу всякого pазвития, его механизм, общий pезультат и напpавленность, называют основными законами диалектики.

Содержание

. Введение ………………………………………………………………………. 3
2. Основные законы диалектики ……………………………………………….. 4
2.1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений .. 4
2.2 Закон единства и борьбы противоположностей …………………………. 10
1.3 Закон отрицания отрицания ………………………………………………. 16
Заключение …………………………………………………………………….. 22
Список использованной литературы …………………………………………. 23

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 44.77 Кб (Скачать)

Деструкция  обеспечивает почву для следующей  фазы того или иного процесса. Без  кумуляции процесс всякий раз  возвращался бы к исходной точке. Нарастание же процесса требует конструкции.

Поиски  наглядной модели развития вели многие философы. Наиболее известно образное описание развития в форме раскручивающейся по вертикали спирали, которое давали Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Последний  о содержании закона отрицания отрицания  писал: «Развитие, как бы повторяющее  пройденные уже ступени, но повторяющее  их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие... по спирали, а  не по прямой линии», «...повторение в  высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому».

Спиралевидная форма развития означает сочетание  цикличности (циклов формирования и  гибели, обновления и старения и  т.д.), относительной повторяемости  и поступательности.

Преемственность, сохранение старого в новом и  поступательность выражаются в следующем.

Старое  качество продолжает существовать наряду с новым, более высоким по своему типу, как необходимое условие  его бытия. Так, появление живых  организмов не исключает неживую  природу, животный мир не предполагает гибель растительности.

Непосредственное  сохранение низших форм организации  материи в высших. Например, в  живой клетке главным является обмен  веществ, но сохраняют значение физические и химические закономерности.

Отрицание отрицания осуществляется как трансформация, переход от одной стадии эволюции вещи, какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы. Примеры: стадии в развитии человека от эмбрионального существования детеныша до старости; ступени в развитии орудий труда: костяные, каменные, металлические, инструменты, машины и т.д.

Сохранение  приобретений предшествующего периода  в «снятом», т.е. преобразованном, виде. Гегель писал, что снятие имеет двоякий  смысл: означает сберечь, сохранить  и вместе с тем прекратить, положить конец. С точки зрения диалектического  материализма отрицание-синтез означает «прибавление». Например, для античного  искусства был характерен культ  человеческого тела, в нем доминировало земное начало. Средневековое искусство  отрицает этот эстетический идеал, возвеличивает  духовное начало в человеке. Искусство  эпохи Возрождения восстанавливает  античный идеал (повторение в высшей стадии некоторых черт низших), но в  обогащенной форме, учитывающей  и внешнюю красоту тела, и внутреннюю одухотворенность человека (отрицание-синтез). Другой пример: практика показывает, что  к успеху ведет на определенном промежуточном, достаточно длительном отрезке истории  образование не одной (общественной либо частной), а системы всех выработанных историей форм, где совмещены частная, акционерная, кооперативная, коллективная, государственная, или общенародная, фор-' мы собственности. Сосуществуя  и взаимодействуя, эти формы подавляют  друг у друга негативные черты  и тенденции и развивают позитивные. Развитие науки есть не возврат якобы  к старому, а больше похоже на «ветвящееся  древо» обогащающихся и усложняющихся  знаний - ветвей в множащихся направлениях.

Помимо  многоступенчатой цепочки отрицаний (трансформация), общий ритм развития может быть представлен, по Гегелю, в схеме триады «тезис-антитезис-синтез» (пример: почка-цветок-плод). Зачатки представлений о тройственном цикле развития наметились еще у Платона и Прокла. На этот счет приведем другие примеры из истории философии. Это взгляд Руссо на историю: первоначальное равенство - порча, вызванная неравенством, - установление равенства на более высокой ступени (в современной интерпретации - равенство всех людей перед законом в правовом государстве, но отнюдь не равенство в способностях людей. - В. К.). Или ячменное зерно, попавшее на благоприятную почву, переходит в стебель и далее в колос с множеством изменившихся в большей или меньшей степени зерен (Энгельс). Гегель предупреждал, что принцип триад - поверхностная, лишь внешняя сторона способа познания, однако сам часто злоупотреблял схематизмом триад. Необходимо в познании выводить закон отрицания отрицания из самих явлений, находить его в них (если он там имеется), а не навязывать его (в форме схем, априорий) любому развивающемуся предмету.

С позиций  синергетики закон отрицания  отрицания в первом приближении  может быть выражен в законе чередования  порядка и хаоса. Когда структура  того или иного объекта, имеющего начало и конец, в основном определяется и наступает насыщение информацией, спираль принимает как бы форму  сходящейся. При этом уменьшается  неопределенность и возрастает уровень  организации объекта.

В синергетике  порядок и беспорядок - две стороны  одного и того же мира, причем беспорядок выступает как первичное состояние, из которого в любой, непредсказуемой  заранее точке может возникнуть нечто новое. В точках бифуркации возможны самые различные флуктуации (колебания) процесса. В социуме бифуркационный скачок может направить систему  в любом направлении. Поэтому  возрастает значение ответственного и  обоснованного выбора людьми своих  действий, так как в современном  обществе малые воздействия на входе (например, на некоторые региональные, национальные или религиозные явления) могут вызвать сколь угодно сильный отклик (результат) на выходе. Следовательно, необходимо обязательное осмысление последствий вмешательства человека в характер развития социальных процессов. Когда тот или иной, во многом случайный, выбор (социальная мутация) произойдет и утвердится новый порядок, тогда на передний план выходит необходимость событий.

Исходя  из теорий цивилизационных кризисов П.А. Сорокина, экономических циклов Н.Д. Кондратьева, циклов развития мировой  культуры О. Шпенглера и А. Тойнби, кризис стал интерпретироваться не как  отрицание предшествующей стадии развития, а как движущая сила и форма  проявления самого этого развития, различные фазы которого выражают преемственность  мирового процесса. Кризис в обществе рассматривается также как революционная  ситуация, когда возникает несоответствие старой социальной структуры (главным  образом формы власти и собственности) новым социальным элементам (новые  люди и новые корпорации), что  порождает в общественном сознании представления о возможных вариантах  иного структурирования общества.

Реализуясь  во взаимодействии противоположностей и переходе количественных и качественных изменений, развитие содержит в себе преодоление старого, преемственность  и утверждение нового, что определяется законом отрицания отрицания.

закон диалектика развитие противоположность

 

 

 

Заключение

 

Выражая объективно существующие процессы развития в их определенном аспекте, закон  взаимного перехода количественных и качественных изменений, описывая механизм саморазвития, имеет важный методологический смысл, как в теории, так и на практике. Его действие обнаруживается не только в природе, в исследованиях природных объектов, но и в области общественной жизни, изменение которой происходит благодаря качественным изменением совокупностей жизненных факторов.

Количественные изменения на известной ступени скачком переходят в качественные различия с возникновением обладающего новой мерой свойств предмета. Вновь образованное качество, имея новые количественные параметры, делает возможным новый виток развития. Отсюда я считаю что именно эти противоположности количество и качество только в симбиозе дают толчок развитию новых технологий и возможностей, позволяют человеку совершенствоваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Демидов, А. Б. Философия  и методология науки: курс лекций / А.Б.Демидов., 2009 - 102 с.

2. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия:  Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина - М.: Юриспруденция, 2001. - 272 с.

3. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.

4. В. И. Стрюковский Основы  философии: Учебное пособие / В.  И. Стрюковский - Ростов-на-Дону, 2005

 

 




Информация о работе Основные законы диалектики