Основные законы диалектики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:07, реферат

Описание работы

Разpаботанные в философии наиболее общие закономеpности, описывающие источник и движущую силу всякого pазвития, его механизм, общий pезультат и напpавленность, называют основными законами диалектики.

Содержание

. Введение ………………………………………………………………………. 3
2. Основные законы диалектики ……………………………………………….. 4
2.1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений .. 4
2.2 Закон единства и борьбы противоположностей …………………………. 10
1.3 Закон отрицания отрицания ………………………………………………. 16
Заключение …………………………………………………………………….. 22
Список использованной литературы …………………………………………. 23

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 44.77 Кб (Скачать)

Наличие противоположностей в объектах и  их отражение в сознании нашло  свое выражение в апориях и  антиномиях. Аристотель характеризовал апории как равнозначность противоположных  заключений. Антиномии, по Канту, - это  противоположения, которые могут  быть аргументированы с одинаковой степенью логической доказательности. Это: 1) мир имеет начало во времени  и пространстве; мир безграничен; 2) все в мире состоит из простого; нет ничего простого, все сложно; 3) в мире существует свобода; никакой  свободы нет, все совершается  по законам природы; 4) Бог есть необходимость, первопричина мира; Бога в мире нет. Примером казуистического вопроса  у Канта явился также следующий: самоубийство аморально; самоубийство воина, не желающего попасть в  плен, оправданно. Примерами преобразования антиномий в диалектические выводы могут быть афоризм Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю», вывод  Гегеля о том, что движущееся тело одновременно находится и не находится  в одном и том же месте, вывод Маркса, характеризующий возникновение капитала (в обращении и в то же время не в обращении).

Фиксация  противоположных черт бытия на уровне обыденного сознания (белое — черное, правое — левое, верх — низ, красивое - безобразное и т.д.) еще не позволяет  постичь сущность диалектической противоречивости мира и его фрагментов. В научном  познании мира и человека выделяются ключевые противоположности (основные стороны, тенденции, силы предмета, явления, процесса), взаимодействие которых  выражает глубинную суть предметов  и является источником развития. В  неорганической природе - это отношение  вещества и поля, частиц и античастиц, положительных и отрицательных  зарядов, притяжения и отталкивания, действия и противодействия, соединения и диссоциации атомов и др. В  живой природе - ассимиляция и  диссимиляция, наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение в физиологических  процессах и т.д. В обществе противоречия выражаются между производительными  силами и производственными отношениями, базисом и надстройкой, целеполаганием и стихийностью и пр. В математике, с количественной стороны отражающей мир, противоположностями выступают  плюс и минус, возведение в степень  и извлечение корня, дифференцирование  и интегрирование. В познании взаимодействуют  анализ и синтез, индукция и дедукция, чувства и мышления. Тот или  иной природный, социальный или духовный объект или процесс представляет собой не только взаимоотношение  двух противоположностей, а целостную  систему с присущей ей гаммой взаимосвязанных  противоположностей.

Нередко исходная реальность раздваивается  на самое себя и собственную противоположность. Так, природа как бессознательно осуществляющийся процесс на определенном этапе породила из себя свою противоположность - общество, т.е. сферу человеческой жизнедеятельности, осуществляемой с  участием сознания.

Часто противоположности  взаимопогружены друг в друга. Это  проявляется в противоречиях, возникающих  при поисках оптимального сочетания  свободы личности и потребностей общества, материальных и культурно-моральных  стимулов к труду, жизненно необходимых  и творческих мотивов деятельности, конкурентности и коллективистской солидарности, социального равенства  и различий в доходах и т.п.

Подвижное отношение между противоположностями  есть диалектическое противоречие. Противоречие в своем изначальном смысле означает рассогласование в речи, высказываниях  о некотором предмете пары суждений, из которых одно отрицает другое, что  является результатом нечеткости, нелогичности. Многие философы допускали противоречия в качестве феномена мышления, возникающего из-за нарушения требований формальной логики, отвергая противоречивость бытия. Противоречия в силу всеобщности  развития присущи не только познанию, но и всем формам бытия мира.

Социальные  противоречия имеют субъект-субъектный (между людьми, различными их общностями) и субъект- объектный характер (по поводу таких объектов, как техника, собственность, власть и т.д.). Диалектика требует мыслить и на базе ценностей (оценок) действовать, разрешая противоречия, в соответствии с всеобщими закономерностями материального и духовного бытия.

Противоречивое  отношение между противоположными сторонами, тенденциями, взятое в движении, есть борьба противоположностей, их «взаимоотрицание». Применительно к обществу борьба может быть в буквальном смысле (социальных, политических сил за свои интересы). В целом же слово «борьба» употребляется  метафорически.

Начальный этап развертывания взаимодействия противоположных сторон единого  обозначает категория «тождество». Относительное тождество перерастает  в несовпадение, несовместимость  и, наконец, во взаимоисключение противоположностей. Гегель определил следующие этапы взаимодействия сторон целого - тождество, различие, противоположность и собственно противоречие. К. Маркс на примере развертывания стоимостного отношения дополнительно поместил этап двойного существования. Переходное состояние объекта и есть его двойное существование.

Этапы взаимодействия сторон целого вызывают состояние гармонии, дисгармонии и конфликта противоположностей.

В состоянии  гармонии каждая из сторон содействует  более полному раскрытию возможностей другой стороны и системы в  целом. Увеличивается пластичность, надежность системы. Дисгармония связана  с расшатыванием общих структур, с развитием одной стороны  за счет другой. Она характеризуется  появлением, углублением и обострением  взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности  и взаимоотрицания. Конфликт (в широком  смысле столкновение, противостояние сторон) как высшая ступень противоречия свидетельствует о несовместимости  противоположностей в рамках того или  иного объекта или процесса и  ведет к отмиранию старого  и возникновению нового объекта  или процесса, к синтезу позитивных элементов старого и нового качеств.

В истории  философии нередко преувеличивается значение то ли единства, то ли борьбы противоположностей. Абсолютизация  борьбы противоположностей выражена в  формуле Гераклита: «Война - отец всех вещей». Преувеличение единства противоположностей просматривается в позитивистской теории равновесия (XIX в.), в структурно-функциональном анализе (XX в.), где общество представлено как стабильная система, стремящаяся  самоподдерживать состояние социального  порядка и гармонии.

Точка зрения, обращающая внимание на единство противоположностей, исходит из принципа дополнительности. Д. Бруно писал: «Одна противоположность  является началом другой... Уничтожение  есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение: любовь есть ненависть; ненависть есть любовь». В лоне русской философии и культуры XIX — начала XX в. обосновывалась концепция всечеловеческого единства, объединения народов мира в нерасчлененное целое (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). На базе духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей развивалась идея соборности (А.С. Хомяков, Е.Н. и С.Н. Трубецкие), где подчеркивалась значимость человеческого коллективизма. Под эту идею есть солидный опыт вечевого народного собрания, общинного самоуправления, казачьего круга, земства.

Одним из проявлений принципа дополнительности выступает содействие противоположностей. Например, в результате действия закона всемирного тяготения планеты Солнечной  системы притягиваются Солнцем. Вращение планет в то же время совершается  в силу действия центробежных сил. Взаимодействие (содействие, взаимодополнение) центростремительных  и центробежных сил создает определенное равновесие. Или, живой организм сохраняет  себя, пока находится в пределах меры, где ассимиляция и диссимиляция сбалансированы, дополняют друг друга.

Наука XX в. обнаружила, что элементарные частицы  есть одновременно волны. В них выражено сочетание (взаимодополнение) сосредоточенности  в точке (частица) и протяженности  в пространстве (волна). В социуме  принцип дополнительности выражается через консенсус, консолидацию, компромисс, конвергенцию, что нацеливает на нахождение взаимоуравновешенности, определенного  баланса противоположных сил.

Вместе  с тем недопустимо преувеличивать единство противоположностей (как и  их борьбу). Помимо линии на достижение «симфонии» (консенсуса) противоположностей, тенденция их какофонии отнюдь не исчезла, а в ряде моментов дифференциация интересов (за рынки сбыта, ресурсы  Земли) усиливает антагонизм регионов, государств, народов. Интеграционные процессы поднимают значение единства противоположностей (нарастает взаимозависимость в  едином целостном мире), а сохраняющиеся  дифференционные импульсы - борьбы противоположностей. Итак, наряду с принципом дополнительности действует принцип оппозиции, которые сосуществуют.

Классическая  диалектика гласит, что борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно. Между тем, в борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа ее устойчивости. Изменчивость и устойчивость бытия и его фрагментов одинаково  объективны и значимы. Поэтому, как  показал предыдущий анализ, резко  разводить моменты «единства» и  «борьбы» противоположностей ошибочно.

В рамках синергетики закон единства и  борьбы противоположностей в одном  из аспектов проявляется во взаимодействии конкуренции и кооперации. Внутреннее взаимодействие между элементами системы  представляет собой столкновение причин, часть из которых находится в  состоянии конкуренции (деятельности в различных, даже противоположных  направлениях), а другая — кооперации (деятельности в одном направлении). Конечный результат развития (отбора) определяется равнодействующей всех взаимодействующих  причин.

Результат развития (отбора) обладает свойствами интеграции (объединения) и ветвистости (дифференциации, многообразия). Если в  биологическом отборе идет борьба за приспособление, существование организмов в среде, то в социальном с его  объективной и субъективной (общезначимые желания людей) составляющими —  за преобразование, трансформацию человека и социума. В социальном отборе присутствуют естественная (природная) и социальная (общественная) стороны, которые, переплетаясь, взаимодействуя, определяют развитие и связи общества. В социуме  проявляются две противоположные  тенденции:

1) стремление  социальных систем к устойчивости;

2) стремление  к изменчивости (нарушение равновесия).

В целом, закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии импульс, побудительную  силу, указывает, что основой изменений  является борьба противоположностей, а основой относительной стабильности — единство сторон, тенденций того или иного процесса, явления.

 

1.3 Закон отрицания отрицания

 

Рассматриваемый закон характеризует направление  и форму развития, поступательность и преемственность, относительную  повторяемость определенных моментов старого. Основополагающей для данного  закона является категория диалектического  отрицания.

Ряд философских  направлений упрощенно рассматривает  отрицание: как движение вспять, разрушение; имеющее место лишь в мышлении, особенно в негативных эмоциональных  состояниях сознания, либо лишь в социальных процессах.

Реально отрицание носит всеобщий характер. «Для диалектической философии, — отмечал  Ф. Энгельс, - нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто  не может устоять перед ней, кроме  непрерывного процесса возникновения  и уничтожения».

Противоречивость  явлений предполагает скачкообразный переход от одного качества к другому, что со стороны взаимоотношения  старого и нового выступает процессом  отрицания. Воздействие на предмет (например, размалывание зерна) может  привести к гибели этого предмета, что, однако, не означает остановки  развития, ведь полученный от размалывания продукт, употребляемый в пищу, способствует развитию человека или животного. Любое  действие представляет собой не изолированный  акт, а находится в системе  объективных взаимосвязей вещей. Например, хищники, истребляя менее приспособленных  особей, содействуют их естественному  отбору, т.е. прекращение индивидуального  развития отдельных особей сопровождается в целом совершенствованием вида. «Отрицательное, - писал Гегель, - равным образом и положительно..., противоречащее себе не переходит в... ничто...»

В обществе не всякое отрицание - диалектическое, существует и метафизическое. Метафизичность отрицания проявляется в преувеличении  момента разрушения (уничтожение  храмов, исторических памятников), при  абсолютизации одной из сторон противоречия. Например, попытки создать государственный  социализм как антикапитализм привели  к подавлению рынка, следствием чего стала «затратная» экономика, имитация труда и общественной активности, в целом - застой в разных сферах жизни. Ненаучно также стремление формировать  «чистый» капитализм без привнесения  положительных моментов социализма. Как отмечают некоторые исследователи, Запад умело вплел в рыночную ткань элементы мобилизационного механизма, в особенности в военной и  научно-технической областях.

Метафизическое  отрицание признает лишь внешнее  отрицание, абсолютизирует уничтожение, рассматривает соотношение старого  и нового по принципу «или-или». Диалектическое отрицание исходит из внутренней природы самоотрицания и одновременно учитывает внешние факторы отрицания (применительно к обществу), характеризует  отрицание как момент связи и  развития с удержанием положительного, соотносит старое и новое по принципу «и-и». Диалектическое отрицание применительно  к обществу включает в себя триединый  процесс: деструкции (разрушения, преодоления  прежнего), кумуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (созидания нового).

Названные моменты отрицания представлены как идеал, цель и в определенной степени как реальная практика в  обновлении общества в СНГ, особенно в Беларуси. Разрушается командно-административная система, используются некоторые позитивные элементы прошлого, опыт проводимых ранее  преобразований, профессионализм кадров, традиции патриотизма и т.д. Конструктивное начало означает соединение внедрения  передовых технологий с новым механизмом хозяйствования, экономических мотивов деятельности с социальными и экологическими регуляторами, правового государства с человеческим творчеством и т.д. Главное направление модернизации общества лежит в созидании: обеспечение правовых механизмов перехода к социально ориентированной рыночной экономике; формирование политических партий и движений, способных выражать интересы различных слоев населения; укрепление и расширение амортизаторов, облегчающих вхождение масс в рыночную экономику; обретение идеала, в основе которого - гражданское согласие.

Информация о работе Основные законы диалектики