Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:07, реферат
Разpаботанные в философии наиболее общие закономеpности, описывающие источник и движущую силу всякого pазвития, его механизм, общий pезультат и напpавленность, называют основными законами диалектики.
. Введение ………………………………………………………………………. 3
2. Основные законы диалектики ……………………………………………….. 4
2.1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений .. 4
2.2 Закон единства и борьбы противоположностей …………………………. 10
1.3 Закон отрицания отрицания ………………………………………………. 16
Заключение …………………………………………………………………….. 22
Список использованной литературы …………………………………………. 23
Наличие противоположностей в объектах и их отражение в сознании нашло свое выражение в апориях и антиномиях. Аристотель характеризовал апории как равнозначность противоположных заключений. Антиномии, по Канту, - это противоположения, которые могут быть аргументированы с одинаковой степенью логической доказательности. Это: 1) мир имеет начало во времени и пространстве; мир безграничен; 2) все в мире состоит из простого; нет ничего простого, все сложно; 3) в мире существует свобода; никакой свободы нет, все совершается по законам природы; 4) Бог есть необходимость, первопричина мира; Бога в мире нет. Примером казуистического вопроса у Канта явился также следующий: самоубийство аморально; самоубийство воина, не желающего попасть в плен, оправданно. Примерами преобразования антиномий в диалектические выводы могут быть афоризм Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю», вывод Гегеля о том, что движущееся тело одновременно находится и не находится в одном и том же месте, вывод Маркса, характеризующий возникновение капитала (в обращении и в то же время не в обращении).
Фиксация
противоположных черт бытия на уровне
обыденного сознания (белое — черное,
правое — левое, верх — низ, красивое
- безобразное и т.д.) еще не позволяет
постичь сущность диалектической противоречивости
мира и его фрагментов. В научном
познании мира и человека выделяются
ключевые противоположности (основные
стороны, тенденции, силы предмета, явления,
процесса), взаимодействие которых
выражает глубинную суть предметов
и является источником развития. В
неорганической природе - это отношение
вещества и поля, частиц и античастиц,
положительных и отрицательных
зарядов, притяжения и отталкивания,
действия и противодействия, соединения
и диссоциации атомов и др. В
живой природе - ассимиляция и
диссимиляция, наследственность и изменчивость,
возбуждение и торможение в физиологических
процессах и т.д. В обществе противоречия
выражаются между производительными
силами и производственными
Нередко
исходная реальность раздваивается
на самое себя и собственную
Часто противоположности взаимопогружены друг в друга. Это проявляется в противоречиях, возникающих при поисках оптимального сочетания свободы личности и потребностей общества, материальных и культурно-моральных стимулов к труду, жизненно необходимых и творческих мотивов деятельности, конкурентности и коллективистской солидарности, социального равенства и различий в доходах и т.п.
Подвижное
отношение между
Социальные
противоречия имеют субъект-субъектный
(между людьми, различными их общностями)
и субъект- объектный характер (по
поводу таких объектов, как техника,
собственность, власть и т.д.). Диалектика
требует мыслить и на базе ценностей
(оценок) действовать, разрешая противоречия,
в соответствии с всеобщими закономерностями
материального и духовного
Противоречивое
отношение между
Начальный
этап развертывания взаимодействия
противоположных сторон единого
обозначает категория «тождество».
Относительное тождество
Этапы взаимодействия
сторон целого вызывают состояние гармонии,
дисгармонии и конфликта
В состоянии
гармонии каждая из сторон содействует
более полному раскрытию
В истории
философии нередко
Точка зрения, обращающая внимание на единство противоположностей, исходит из принципа дополнительности. Д. Бруно писал: «Одна противоположность является началом другой... Уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение: любовь есть ненависть; ненависть есть любовь». В лоне русской философии и культуры XIX — начала XX в. обосновывалась концепция всечеловеческого единства, объединения народов мира в нерасчлененное целое (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). На базе духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей развивалась идея соборности (А.С. Хомяков, Е.Н. и С.Н. Трубецкие), где подчеркивалась значимость человеческого коллективизма. Под эту идею есть солидный опыт вечевого народного собрания, общинного самоуправления, казачьего круга, земства.
Одним из проявлений принципа дополнительности выступает содействие противоположностей. Например, в результате действия закона всемирного тяготения планеты Солнечной системы притягиваются Солнцем. Вращение планет в то же время совершается в силу действия центробежных сил. Взаимодействие (содействие, взаимодополнение) центростремительных и центробежных сил создает определенное равновесие. Или, живой организм сохраняет себя, пока находится в пределах меры, где ассимиляция и диссимиляция сбалансированы, дополняют друг друга.
Наука XX в. обнаружила, что элементарные частицы есть одновременно волны. В них выражено сочетание (взаимодополнение) сосредоточенности в точке (частица) и протяженности в пространстве (волна). В социуме принцип дополнительности выражается через консенсус, консолидацию, компромисс, конвергенцию, что нацеливает на нахождение взаимоуравновешенности, определенного баланса противоположных сил.
Вместе
с тем недопустимо
Классическая диалектика гласит, что борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно. Между тем, в борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа ее устойчивости. Изменчивость и устойчивость бытия и его фрагментов одинаково объективны и значимы. Поэтому, как показал предыдущий анализ, резко разводить моменты «единства» и «борьбы» противоположностей ошибочно.
В рамках синергетики закон единства и борьбы противоположностей в одном из аспектов проявляется во взаимодействии конкуренции и кооперации. Внутреннее взаимодействие между элементами системы представляет собой столкновение причин, часть из которых находится в состоянии конкуренции (деятельности в различных, даже противоположных направлениях), а другая — кооперации (деятельности в одном направлении). Конечный результат развития (отбора) определяется равнодействующей всех взаимодействующих причин.
Результат
развития (отбора) обладает свойствами
интеграции (объединения) и ветвистости
(дифференциации, многообразия). Если в
биологическом отборе идет борьба за
приспособление, существование организмов
в среде, то в социальном с его
объективной и субъективной (общезначимые
желания людей) составляющими —
за преобразование, трансформацию человека
и социума. В социальном отборе присутствуют
естественная (природная) и социальная
(общественная) стороны, которые, переплетаясь,
взаимодействуя, определяют развитие
и связи общества. В социуме
проявляются две
1) стремление
социальных систем к
2) стремление к изменчивости (нарушение равновесия).
В целом,
закон взаимопроникновения
1.3 Закон отрицания отрицания
Рассматриваемый
закон характеризует
Ряд философских
направлений упрощенно
Реально отрицание носит всеобщий характер. «Для диалектической философии, — отмечал Ф. Энгельс, - нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения».
Противоречивость
явлений предполагает скачкообразный
переход от одного качества к другому,
что со стороны взаимоотношения
старого и нового выступает процессом
отрицания. Воздействие на предмет
(например, размалывание зерна) может
привести к гибели этого предмета,
что, однако, не означает остановки
развития, ведь полученный от размалывания
продукт, употребляемый в пищу, способствует
развитию человека или животного. Любое
действие представляет собой не изолированный
акт, а находится в системе
объективных взаимосвязей вещей. Например,
хищники, истребляя менее
В обществе
не всякое отрицание - диалектическое,
существует и метафизическое. Метафизичность
отрицания проявляется в
Метафизическое
отрицание признает лишь внешнее
отрицание, абсолютизирует уничтожение,
рассматривает соотношение
Названные
моменты отрицания представлены
как идеал, цель и в определенной
степени как реальная практика в
обновлении общества в СНГ, особенно
в Беларуси. Разрушается командно-