Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:08, реферат
Цель реферативного исследования:
Существовал ли мир до моего рождения? Странный вопрос, естественно существовал, ведь до моего рождения уже были в нем, хотя бы, мои родители. А иначе от кого бы я родился, и где проходит моя жизнь, как не внутри объективной реальности, которая окружает меня каждое мгновение?
По определению, объективной считается реальность, существующая независимо от нас, на которую мы не можем влиять или влияние ограниченно, а субъективная - это, то как нам представлен окружающий нас мир. Правда, в последнее столетие уверенность в том, что реальность можно разделять на две категории, сильно пошатнулась, и виною тому исследования ученых в области квантовой физики. Цель данного реферата – это изучение процесса восприятии реальности, как объективной так и субъективной, а так же обоснование их свойств и закономерностей.
Введение 3-4
2. Основная часть
2.1. Что такое реальность 4
2.2. О восприятии реальности 5-6
2.3. Уровни бытия 6
2.4. Объективная реальность 7-9
2.5. Существует ли объективная реальность? 9-14
2.6. Субъективная реальность: мир души 14-17
2.7. Субъективность как предмет психологии человека 18-20
2.8. Характеристические признаки объективной и субъективной реальности 20-23
3. Заключение 24
4. Список литературы 25
Разумеется,
психология не отождествляет субъективный
образ с тем объективным
"Всякий
психический факт, - писал отечественный
психолог С. Л. Рубинштейн, - это
и кусок реальной действительности
и отражение действительности, не либо
одно, либо другое, а и одно и другое; именно
в том и заключается своеобразие психического,
что оно является и реальной стороной
бытия и его отражением - единством реального
и идеального". Психические явления
двойственны по своей природе, с одной
стороны, они присущи данному телесному
субъекту, имеют органическую основу,
есть продукт и компонент органической
жизни; с другой - есть активное отражение
и результат преобразования окружающей
действительности и самого субъекта.
Первичным
является реальная, объективная форма
существования психического. Психические
процессы и явления - это прежде всего
реальные свойства человека, включенные
в действительные процессы его жизни,
выполняющие реальные функции в его
жизнедеятельности. Вторичным является
субъективная форма существования психического,
его существование в форме переживания,
самосознания. Только на определенном
этапе своего развития человек становится
способным к восприятию и осознанию своего
собственного психического мира. Психологический,
внутренний мир человека, мир его сознания
есть одновременное выражение субъекта
и отражение объекта.
Человеческая
психика имеет сугубо свою специфику;
ее природа целиком и полностью
определяется характером собственно человеческого
способа существования в мире. Поэтому
ее понимание и возможности изучения требуют
особого понятийного оформления. В качестве
исходной категории, которую необходимо
положить в основание психологии человека,
выступает субъективность.
Субъективность
- это категория в психологии, которая
выражает сущность внутреннего мира человека.
Близкими по своему содержанию и смыслу
являются понятия "субъективный дух",
"индивидуальный дух", "душа",
"человеческое в человеке", "внутренний
мир" и др.
Субъективный
- подлежащий, т.е. лежащий в основе. Субъективность
- это исходное начало в человеке, то, что
лежит в основе его бытия. Субъективность
составляет родовую специфику человека,
то, что отличает его способ жизни от всякого
другого. Субъективность есть форма бытия
человека, форма психического и общее
обозначение внутреннего мира. Конкретным,
видимым в реальности способом существования
психического в человеке является его
субъективность.
В
специальных словарях "субъективность"
определяется двояко - негативно и позитивно.
Субъективность (субъективное) - это личное
отношение к чему-либо, свойственное данному
лицу; и в то же время - это отсутствие объективности,
односторонность, пристрастность. Очевидно,
что в этих двух определениях субъективности
неявным образом отразились естественнонаучная
и общегуманитарная установки в понимании
человеческой субъективности. Причем
в традиционной научной психологии была
сохранена только негативная характеристика
субъективности, подчеркивающая ее своеобразную
ущербность в сравнении с объективностью.
Наша задача - в преодолении двойственного
позитивно-негативного понимания субъективности,
в преодолении ее ущербности.
Прежде
всего, еще раз подчеркнем, что
субъективность есть факт объективной
реальности, она входит в состав
реальных жизненных процессов человека,
а потому субъективное само и есть объективное.
Внутренний мир человека, его сознание,
его субъективность исходно выступает
не как отношение к действительности,
а как отношение в самой действительности.
Разум,
желание, чувства, воля реализуют практические
отношения человека в мире, обеспечивают
ему возможность постановки и достижения
сознательно поставленных целей. Человеческая
субъективность есть форма практического
освоения мира. Само возникновение и существование
субъективности обусловлено реализацией
именно практических отношений человека
к другому человеку, миру, обществу, истории,
самому себе, овладением и сознательной
регуляцией этих отношений.
Как
таковое субъективное не противостоит
объективному, оно принадлежит объективному,
реально-практическому способу жизни
человека. Человеческая субъективность
противоположна объектности, овеществленности;
субъективность (личностность, индивидуальность)
исчезает в случае, когда мир, в том числе
и сам человек, рассматриваются только
в качестве предметов, вещей, объектов.
Поэтому субъективность не разделяет,
не противопоставляет, а связывает человека
и мир; она отделяет человека как субъекта
жизни, от него же - человека - как объекта
внешних отношений и манипуляций.
Приведенные
выше теоретические положения о человеческой
субъективности имеют и научный, и конкретно-практический
смысл: человеческая психология пронизывает
всю нашу реальную жизнь, все наше бытие;
живые человеческие связи и отношения
наполнены психологическим содержанием.
И поэтому человеческая субъективность
- как объективная реальность (а не только
феномен нашего сознания) - становится
подлинным предметом психологии человека.
Такие
символы человеческой реальности, как
внутренний мир, индивидуальность, субъективность,
самость являются ключом в поиске оснований
и условий духовного становления человека
в пределах его индивидуальной жизни.
Именно поэтому феномен субъективности
поставлен в самый центр всей психологической
проблематики человека. Субъективность
в природе человека есть настоящий факт,
а не умозрительная конструкция. Это действительно
реальность, а не иллюзия человеческих
представлений о себе.
Более
того, из всех фактов, с какими имеет
дело человекознание, ни один не является
столь кардинальным для понимания
сути человека. Категория субъективности
- это та основа, которая позволяет развернуть
и панораму, и перспективу наших представлений
о человеке, становящемся и определяющемся
в мире; о человеке, обретающем образ человеческий
во времени не только личной биографии,
но и мировой истории, в пространстве не
только наличной цивилизации, но и универсального
мира культуры.
Субъективность,
являясь внутренним, сущностным свойством
реально-практического способа
Субъективность
составляет родовую специфику человека
и принципиально отличает собственно
человеческий способ жизни от всякого
другого.
Субъективность
принципиально отличает человеческий
способ существования от всякого другого.
Развиваясь и преобразуясь в процессе
становления человека, субъективность
оформляется и дифференцируется на многообразные
человеческие способности. Интегральным
способом бытия субъективности выступает
сознание, развивающееся по ступеням:
бытийное сознание - самосознание - рефлексивное
сознание - трансцендирующее сознание.
Субъективность
оживляет телесное бытие индивида,
одушевляет человека и превращает его
в субъекта действия, одухотворяет
личную, индивидуальную и универсальную
жизнь человека в мире. Во всех помыслах,
чувствах, поступках человека мы находим
проявление человеческой субъективность.
Характеристические
признаки объективной
и субъективной реальности.
Изначально,
объективное – это то, что от
меня не зависит, а субъективное – то,
причина чего лежит во мне самом, чем я
в состоянии управлять. Важно также и то,
что человек в самом себе, в составе своего
собственного бытия обнаруживает (разграничивает)
два компонента Я, объективно и субъективно
данные типы реальности. Одно Я, обусловленное
тем, что от меня не зависит, и другое Я,
которое, наоборот, автономно по отношению
к тому, что от меня не зависит, Я как таковое.
Экстраполируя эту структуру собственного
бытия на весь мир в целом, мы представляем
его как единство материального и идеального,
внешнего и внутреннего в их взаимообусловленности.
Если от одного из этих компонентов (аспектов)
мы абстрагируемся, или попытаемся представить
его несуществующим, или считаем один
из них производным другого, мы тем самым
примыкаем к одной из философских партий:
материалистической или идеалистической,
необходимость самого существования которых
еще раз демонстрирует неразрывность
тех же самых компонентов мира. Субстанция
как единая и единственная основа мира
существует как тождество противоположностей.
Материальный
мир существует как единство вещества
и полей, безграничного единства
множества дискретных в пространстве
и времени вещей и многообразия
связывающих их континуальных полей.
Идеальный мир существует как
соответствующая материальному миру целостность
отображения материальных вещей, процессов,
их объединяющих, самоотображений некоторых
его ингредиентов. Но любое единство существует
как единство различного и различенного.
Для того чтобы мы могли говорить о единстве
материального и идеального, объективного
и субъективного, внешнего и внутреннего,
мы должны уметь их между собой дифференцировать.
Для того же чтобы суметь это сделать,
нужно сопоставить и противопоставить
свойства, которые присущи любой вещи,
с одной стороны, и свойства, которые присущи
психическому образу вещи, с другой.
Вещь
существует как единство ее свойств.
Психический образ вещи также
может быть охарактеризован через
спектр его свойств. Поэтому различие
между вещью и ее образом не
в наличии у них свойств как таковых,
а в характере самих свойств. В противном
случае они были бы неразличимы. Попробуем
разобраться в этом вопросе конкретнее.
Любая
вещь существует постольку, поскольку
она отличима от других вещей. Это
возможно, поскольку она обладает
качественной определенностью либо пространственно-временными
границами своего существования. Качество
вещи тождественно ее бытию, утрачивая
качество, вещь перестает существовать.
Каждая вещь имеет определенные пространственные
отношения к другим вещам, границу, отделяющую
ее от других вещей, определенные геометрические
формы и размеры, определенные длительность
своего существования и внутренний темп
своих собственных изменений. Вещь сохраняет
себя как целостность, поскольку в пространственно-временных
границах своего существования способна
вступать во взаимодействия с другими
вещами. Если одна вещь отличима от другой
вещи пространственно, то свойство вещи
от самой этой вещи пространственно неотделимо.
Свойства не могут существовать отдельно
от объекта. Но вещь может меняться во
времени, оставаясь при этом самой собой.
Изменение вещи есть изменение ее свойств.
Значит ли это, что вещь может существовать
раньше или позже своих свойств. Мы говорим
о возникновении (приобретении) и исчезновении
(утрате) свойств, которые неотторжимы
от самой вещи. Получается, что, с одной
стороны, – мы признаем неотторжимость
вещи и ее свойств, а с другой, допускаем,
что вещь может приобретать и утрачивать
хотя бы некоторые из своих свойств. Основание
создавшейся антиномии – в абсолютизации
противоположности вещи и ее свойств.
Чтобы ее избежать, мы должны допустить
возможность взаимоперехода между вещью
и свойством, возможность взаимопревращения
вещи и свойства. Свойство может рассматриваться
как вещь. При этом, естественно, мы должны
говорить о свойствах разных порядков,
о том, что сами свойства обладают свойствами.
О
существовании вещи можно говорить
лишь постольку, поскольку вещь обнаруживает
себя во взаимодействии с другими
вещами. Вещь характеризуется способностью
сохранять себя в данном взаимодействии.
Вне отношений невозможно говорить о существовании
вещи. Именно во взаимодействии вещь обнаруживает
свои свойства. Любое свойство есть отношение.
Материальный
мир состоит из вещей, те, в свою
очередь, состоят из веществ. С точки
зрения представлений классической физики
и наших повседневных представлений сущностным
признаком вещества является то, что оно
состоит из далее неделимых дискретных
частиц. В отличие от вещества структура
поля континуальна (непрерывна). В месте,
которое занимает отдельная частица (вещь),
не может находиться другая частица. Но
и поле не единственно. Полей много. Они
отличимы друг от друга. От частиц вещества
они отличаются также и тем, что в каждой
точке пространства могут находиться
несколько полей. Они взаимопроникают
друг в друга. В этом смысле они сходны
со свойствами вещи: в каждой частице вещи
ее свойства сосуществуют.
Существенные
конкретизации в содержание понятия
поля и в понимание связи вещества
и поля вносит математика. С математической
точки зрения полем является всякая
совокупность элементов, над которыми
можно производить операции сложения
и умножения.
С
точки зрения вопроса о соотношении
свойств вещества, и поля это важно,
поскольку здесь указывается
конкретный вид связи между ними.
Полем является совокупность элементов,
между которыми возможны определенные
операции, устанавливающие связи троек
элементов, позволяющие переходить от
любого элемента к любому другому. Для
любых двух элементов найдется третий
и соответствующая операция, их связывающая.
Связь
между полем и веществом
Теперь
вернемся к главному для нас вопросу:
по каким признакам психический
образ вещи отличим от самой вещи.
При ответе на него не будем ссылаться
на данные каких-либо специальных исследований.
Обратимся к нашему повседневному опыту,
но с учетом того, о чем мы только что говорили.
Когда мы смотрим на вещь, образ вещи находится
в том же самом месте, что и сама вещь. Он
пространственно от нее не отделим. Но
образ воспринимаемой нами вещи сущностно
связан и с нашим телом, он находится в
том месте, где находится наше тело. Кроме
того, мы отчетливо понимаем, что характеристики
нашего образа вещи как-то могут быть связаны
с нашими собственными особенностями,
в частности с нашим актуальным состоянием.
Я могу что-то не заметить в вещи, когда
устал, или у меня плохое зрение, или я
недостаточно опытен и т.д. Так или иначе,
образ воспринимаемой вещи находится
в том же самом месте, что и сама вещь, он
тождествен с самой этой вещью, но, с другой
стороны, он находится в другом месте,
отличается от нее по своим характеристикам.
Это не значит, что к образу вещи неприложимы
вообще пространственные характеристики.
Нет, но образ вещи находится не в объективном,
а в субъективном пространстве, отграничен
от других ингредиентов, заполняющих это
пространство. Субъективное пространство
в целом ортогонально объективному пространству.