Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:08, реферат
Цель реферативного исследования:
Существовал ли мир до моего рождения? Странный вопрос, естественно существовал, ведь до моего рождения уже были в нем, хотя бы, мои родители. А иначе от кого бы я родился, и где проходит моя жизнь, как не внутри объективной реальности, которая окружает меня каждое мгновение?
По определению, объективной считается реальность, существующая независимо от нас, на которую мы не можем влиять или влияние ограниченно, а субъективная - это, то как нам представлен окружающий нас мир. Правда, в последнее столетие уверенность в том, что реальность можно разделять на две категории, сильно пошатнулась, и виною тому исследования ученых в области квантовой физики. Цель данного реферата – это изучение процесса восприятии реальности, как объективной так и субъективной, а так же обоснование их свойств и закономерностей.
Введение 3-4
2. Основная часть
2.1. Что такое реальность 4
2.2. О восприятии реальности 5-6
2.3. Уровни бытия 6
2.4. Объективная реальность 7-9
2.5. Существует ли объективная реальность? 9-14
2.6. Субъективная реальность: мир души 14-17
2.7. Субъективность как предмет психологии человека 18-20
2.8. Характеристические признаки объективной и субъективной реальности 20-23
3. Заключение 24
4. Список литературы 25
Белгородский Государственный Технологический Университет имени В.Г. Шухова
Кафедра
теории и методологической науки
Реферат
по курсу «Проблема человека в философии»
на тему:
«Объективная
и субъективная реальность».
Выполнила:
Ст.гр. ПЗ-41
Антюфеева Мария
Проверил:
Ломако
Л.Л.
Белгород 2010
| ||
1. | Введение | 3-4 |
2. | Основная часть | |
2.1. | Что такое реальность | 4 |
2.2. | О восприятии реальности | 5-6 |
2.3. | Уровни бытия | 6 |
2.4. | Объективная реальность | 7-9 |
2.5. | Существует ли объективная реальность? | 9-14 |
2.6. | Субъективная реальность: мир души | 14-17 |
2.7. | Субъективность как предмет психологии человека | 18-20 |
2.8. | Характеристические признаки объективной и субъективной реальности | 20-23 |
3. | Заключение | 24 |
4. | Список литературы | 25 |
Введение
Цитата:
«Перейдем к обсуждению самой
запутанной и самой величественной
философской проблемы — гносеологической.
Очевидная парадоксальность одновременно
делает эту проблему и одной из самых
изящных. Вот суть проблемы. Содержание
сознания — это единственное, что нам
известно и в чем мы можем быть уверены.
Только благодаря этому содержанию мы
знаем о существовании вещей. Но как мы
можем узнать, каковы вещи на самом деле,
если мы знаем о них только то, что известно
нашему сознанию?»
Все
люди без серьезных психических
отклонений без затруднений разграничивают
мир внешний по отношению к
себе и мир собственных ощущений.
Но когда они же начинают философствовать,
то причудливая тропа размышлений подчас
приводит к парадоксальным выводам.
Вопрос
есть ли вообще внешний мир - чисто
философский и более, чем в
философских спорах нигде не возникает.
Однако, это дает основание многим
мыслителям воспринимать его всерьез
и строить предположения, которые
проверить практически невозможно, но
в которые они же сами начинают верить.
В большинстве случаев не возникает сомнений,
насколько вообще реально наблюдаемое,
просто потому, что оно достаточно очевидно
проявляет себя как в отношении нас, так
и в отношении других, что мы тоже наблюдаем.
Вопрос
насколько наблюдаемое
В
теории познания материя тесно увязывается
с проблемой истины: существует ли
в мире нечто такое, что не зависит от нашего
сознания и чему должны соответствовать
истинные знания. В случае положительного
ответа это нечто и называется объективной
реальностью, которая существует независимо
от человеческого сознания и отражается
им. Именно так определил материю В.И. Ленин.
Онтологический подход хочет определить
место материи в системе онтологических
характеристик бытия, что в идеале должно
было бы обосновать и соответствующие
гносеологические представления.
Цель реферативного исследования:
Существовал
ли мир до моего рождения? Странный
вопрос, естественно существовал, ведь
до моего рождения уже были в нем,
хотя бы, мои родители. А иначе
от кого бы я родился, и где проходит
моя жизнь, как не внутри объективной
реальности, которая окружает меня каждое
мгновение?
По
определению, объективной считается
реальность, существующая независимо
от нас, на которую мы не можем влиять
или влияние ограниченно, а субъективная
- это, то как нам представлен окружающий
нас мир. Правда, в последнее столетие
уверенность в том, что реальность можно
разделять на две категории, сильно пошатнулась,
и виною тому исследования ученых в области
квантовой физики. Цель данного реферата
– это изучение процесса восприятии реальности,
как объективной так и субъективной, а
так же обоснование их свойств и закономерностей.
Задачи
реферата:
В
данном реферате предстоить разобраться
– что такое реальность, в существовании
объективной и субъективной реальности,
доказать или опровергнуть их существование,
а так же привести научные факты и заключения.
Актуальность
выбранной темы:
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что с давних времен в философии стояла проблема реальности. Человек понял что тот мир представлен ему в мнениях. И что существует как бы два мира, две реальности - объективная и субъективная.
Объективная реальность - действительность; вообще всё то, что существует. Окружающий нас мир, мир сам по себе.
Материалисты обычно представляют объективную реальность как некий механизм, который работает в соответствии со своим устройством и на который люди могут оказывать лишь ограниченное влияние. С точки зрения современных естественных наук «объективная реальность» является принципиально непознаваемой (в полном объёме, до мельчайших деталей), так как квантовая теория доказывает, что наличие наблюдателя изменяет наблюдаемое (парадокс наблюдателя).
Субъективная
реальность - это, то как нам представлен
окружающий нас мир, через органы
чувств и восприятия, наше представление
о мире. И в этом смысле, у каждого
человека складывается своё представление
о мире, о реальности.
Что
такое реальность?
Все
люди без серьезных психических
отклонений без затруднений разграничивают
мир внешний по отношению к
себе и мир собственных ощущений.
Но когда они же начинают философствовать,
то причудливая тропа размышлений подчас
приводит к парадоксальным выводам.
Вопрос
есть ли вообще внешний мир - чисто
философский и более, чем в
философских спорах нигде не возникает.
Однако, это дает основание многим мыслителям
воспринимать его всерьез и строить предположения,
которые проверить практически невозможно,
но в которые они же сами начинают верить.
В
большинстве случаев не возникает
сомнений, насколько вообще реально
наблюдаемое, просто потому, что оно достаточно
очевидно проявляет себя как в отношении
нас, так и в отношении других, что мы тоже
наблюдаем.
Вопрос
насколько наблюдаемое
Наши
чувства существуют объективно по отношению
к другим людям и обеспечиваются
вполне тоже объективными органами восприятия.
И если кислота жжет металл, то она
за счет точно тех же своих свойств
будет жечь кожу или язык, что
очень даже достоверно воспримется.
Поэтому, поняв, что это причиняет боль,
совершенно обоснованно поймешь, что это
причинит боль и другому человеку, т.е.
вполне объективно.
О
восприятии реальности
Во
времена Ньютона считалось, что
мир такой, каким мы его воспринимаем.
Есть человек - наблюдатель, и то, что он
наблюдает, находится перед ним. Человек
существует, умирает, а картина мира остается
постоянной. Она естественным образом
изменяется сама по себе, так как вселенная
развивается, но человек никак не влияет
на эту картину. Это взгляд науки согласно
Ньютону.
Затем
появляется другой взгляд. Существует
человек, который наблюдает мир,
но это не та картина, которая видится
извне. Она является совокупностью
свойств человека и того, что он
наблюдает. Человечество пришло к этому,
исходя из изучения себя. Мы начали изучать
свою физиологию и увидели, что в зависимости
от наших способностей, органов чувств,
от их расширения приборами и т.д., мы видим
другую картину. Значит, мы не просто объективно
наблюдаем нечто, существующее, а одновременно
участвуем в процессе наблюдения. Это
уже близко к точке зрения знаменитого
ученого Хью Эверетта.
Согласно
науке Каббала картина представляется
совершенно иной. Существует человек,
который ощущает что-то в себе. Что же?
Он чувствует равномерное поле, в котором
он находится, а все остальное, то есть
образы, представления о внешнем и внутреннем
мире образуются внутри человека. Внутри
него существуют миры, а вне него нет ничего.
Сегодня
мы подходим к этому и с точки
зрения науки. С этим начинают соглашаться
исследователи в области квантовой физики,
и основные, естественные науки уже приближаются
к такому взгляду. Наука Каббала говорит
об этом в течение тысячи лет. Она давно
указывала на различные ступени постижения
мира человеком, на то, как он будет определять
мир, в котором существует. До тех пор,
пока он не выйдет на такой уровень постижения,
что поймет: все зависит только от его
внутренних свойств.
Когда
человек начинает понимать, что на
самом деле он не знает, что находится
вокруг, что все существует только внутри
него, то это приводит его к выводу о том,
что, изменив свои свойства, он мог бы изменить
и свое впечатление о мире. То, что сегодня
кажется твердым, жидким, газообразным,
изменило бы свои параметры и пределы.
Он бы проходил сквозь стену, а воздух,
который сейчас прозрачный, сквозной,
может быть, стал бы для него совершенно
не прозрачным. В зависимости от того,
какие свойства он имел бы.
Наука
Каббала ставит человека в такое положение,
из которого заставляет взглянуть на мир
по-другому, выводит его из себя настолько,
что человек входит в совершенно иное
измерение.
Уровни
бытия
Принято
считать, что реальность есть нечто
объективное, принесённое извне
или возникшее само по себе неизвестно
каким способом. Нечто неизменное,
так или иначе влияющее на жизнь человека.
В
истории философии выработаны различные
понятия для осмысления триады типов
реальности. Под реальностью понимается
все существующее в действительности.
Самые древние из них — это тело, душа
и дух. В экзистенциалистской философии
говорят об экзистенции и трансценденции.
М. Бубер видит суть отношений (между душами,
экзистенциями) в связке «Я — Ты», а объект
обозначает как «Оно» (вещь, лишенная неповторимого
лица). С.Л. Франк вводит в дополнение к
этой связке понятие «Мы», которое не есть
совокупность отдельных «Я», но выражает
собой исходную целостность духа. Материалисты
обобщают понятие тела до уровня категории
материи, но утрачивают измерение духа
и сводят душу к сознанию как функции и
отражению материи. Выстроим ряд этих
понятий, чтобы затем увидеть в них категориальную
инварианту и эксплицировать (уточнить,
сделать отчетливее) её: