Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:08, реферат
Цель реферативного исследования:
Существовал ли мир до моего рождения? Странный вопрос, естественно существовал, ведь до моего рождения уже были в нем, хотя бы, мои родители. А иначе от кого бы я родился, и где проходит моя жизнь, как не внутри объективной реальности, которая окружает меня каждое мгновение?
По определению, объективной считается реальность, существующая независимо от нас, на которую мы не можем влиять или влияние ограниченно, а субъективная - это, то как нам представлен окружающий нас мир. Правда, в последнее столетие уверенность в том, что реальность можно разделять на две категории, сильно пошатнулась, и виною тому исследования ученых в области квантовой физики. Цель данного реферата – это изучение процесса восприятии реальности, как объективной так и субъективной, а так же обоснование их свойств и закономерностей.
Введение 3-4
2. Основная часть
2.1. Что такое реальность 4
2.2. О восприятии реальности 5-6
2.3. Уровни бытия 6
2.4. Объективная реальность 7-9
2.5. Существует ли объективная реальность? 9-14
2.6. Субъективная реальность: мир души 14-17
2.7. Субъективность как предмет психологии человека 18-20
2.8. Характеристические признаки объективной и субъективной реальности 20-23
3. Заключение 24
4. Список литературы 25
Объективная реальность — тело, материя, Оно.
Субъективная реальность — душа, экзистенция, Я и Ты.
Трансцендентная
реальность — дух, трансценденция,
Мы.
ЭКЗИСТЕНЦИЯ
(существование, лат. exsistentia, от глагола
ex-sisto, ex-sistere — выступать, выходить,
обнаруживать себя, существовать, возникать,
показываться, становиться, делаться)
— философская категория, используемая
для обозначения конкретного бытия.
ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ
(лат. transcendens — прешагивающий, выходящий
за пределы) — философский термин,
означающий высший род интеллигибельных
объектов, принципиально не представимых
в качестве возможного объекта чувственного
опыта. Таким образом, не всякий интеллигибельный
объект является Т., а только тот, который
относится к другим интеллигибельным
объектам как к чему-то сенсибельному.
Например, Т. может называться Бог.
Объективная
реальность
Есть
такой уровень бытия любого сущего, на
котором его существование задано повторяющимися
внешними отношениями с другими сущими:
если прикоснуться пальцем к двум проводам,
по которым пропущено электричество, то
имеет место удар током. Внутренняя природа
сущего остается здесь константной: пока
тело является проводником, замыкание
тока неизбежно; если его свойства изменятся,
то оно будет подчиняться другим, опять-таки
внешним закономерностям. Используя классическую
философскую терминологию, можно сказать,
что объективная реальность есть такой
способ бытия, на котором оно выступает
как бытие-для-другого.
Для
определения объективной
Для
описания материи выделяют три объективные
формы ее существования: движение,
пространство, время.
Здесь
под движением понимается не только
механическое перемещение тел, но и
любое взаимодействие, любое изменение
состояний объектов - формы движения
многообразны и могут переходить из одной
в другую. Очень часто мы говорим о движении,
противопоставляемую покой, считая их
равноправными. Между тем, это глубокое
заблуждение: покой носит относительный
характер, в то время как движение абсолютно.
Пространство
и время - это формы бытия материи. Термином
пространство в философии обозначают
структуру объектов, их свойство быть
протяженными, занимать место среди других.
При характеристике пространства употребляют
термин бесконечность. Термином врем обозначают
длительность существования объектов,
направленность их изменения. Две последние
категории: пространство и время являются
одновременно и относительными, и абсолютными.
Они относительны, так как их свойства
постоянно меняются, и они абсолютны, так
как ни один объект не может существовать
вне пространства и времени.
Философская
категория материи, трактуемой как
объективная реальность, очень долго
вырастала из частных одежд
В
теории познания материя тесно увязывается
с проблемой истины: существует ли в мире
нечто такое, что не зависит от нашего
сознания и чему должны соответствовать
истинные знания. В случае положительного
ответа это нечто и называется объективной
реальностью, которая существует независимо
от человеческого сознания и отражается
им. Именно так определил материю В.И. Ленин.
Онтологический подход хочет определить
место материи в системе онтологических
характеристик бытия, что в идеале должно
было бы обосновать и соответствующие
гносеологические представления.
Аристотель
противопоставил материю как
пассивный материал активной форме
— творческому началу, организующему
материю. Классический пример: мрамор
и статуя из мрамора. Форма здесь
понимается не просто как структура,
соотношение между элементами состава,
но именно как нечто формообразующее.
В таком подходе уже заложено противопоставление
материи как объекта воздействия активному
субъективному началу. Современное понятие
информации в свете этого может восприниматься
как введение аристотелевской формы внутрь
материала, упорядочиваемого информацией.
Другая онтологическая линия, идущая от
Декарта, связывает материю с атрибутом
протяженности. У Декарта ещё нет четкого
различения физической и философской
трактовки данного свойства. Но в ХХ столетии
Тейяр де Шарден вполне определенно противопоставляет
материальное, как направленное во вне,
идеальному, стремящемуся к внутреннему
сосредоточению («сокровенное внутренне
вещей»), полагая, что и то и другое существует
на любых уровнях развития универсума.
Остается
уточнить, что внешнее и внутреннее разделяются
не по положению в физическом пространстве,
но по отсутствию или присутствию неповторимого
спонтанного начала, не сводимого к повторяющимся
отношениям: мрамор есть мрамор, но статуя
несёт на себе печать индивидуальности
творца. Тем самым, как отмечал молодой
К. Маркс, жестко детерминированный атом
Демокрита является материальным, в то
время как атом Эпикура с его спонтанным
«отклонением» идеален. Но такая спонтанность
по определению индивидуальна и отличает,
по Буберу (третья онтологическая линия),
имеющее лицо «Ты» от стандартного «Оно».
Таким
образом, названные онтологические
линии в трактовке материи
дополняют друг друга. Материя или
объективная реальность предстает
не только как не зависящая от человеческого
сознания (это частный случай, хотя и очень
важный для гносеологии), но как всё (сущие
любой природы) в том аспекте, в котором
оно противостоит субъективности (внутренней
устремленности, исходной интенции-направленности)
и определяется внешними повторяющимися
отношениями. В материи есть отношение
между, но нет идущего изнутри отношения
к. Можно, конечно, как это делается в диалектическом
материализме, приписывать материи внутреннюю
спонтанность, «самодвижение», но тогда
мы либо сводим эту «спонтанность» к особого
рода структуре («единству и борьбе противоположностей»),
либо просто называем материей бытие в
целом.
Материалисты
полагают, что субъективное внутреннее
отношение может быть выведено из
объективных внешних отношений («Бытие
определяет сознание»). Если встать на
такую точку зрения, то надо признать,
что когда-то существовало внешнее без
внутреннего, изначально фильтрующего
его воздействия (душа предстает как tabula
rasa — «чистая дощечка», на которой среда
оставляет свои письмена). Но это путь
к «инженерии человеческих душ», к полной
роботизации человека.
Подлинный
пафос материализма, однако, не в
этой абсолютизации роли внешней
среды, но в уважении к собственным
законам (повторяющимся регулярным
соотношениям) объективной реальности,
с которыми должен считаться субъект.
Настоящий материалист — не тот, кто считает
всё духовное производным и второстепенным
(в лучшем случае — полезным катализатором),
но тот, кто понимает, что, несмотря на
неповторимость наших внутренних субъективных
миров, мы все живем в мире объективной
реальности и должны, следовательно, вырабатывать
к ней адекватное теоретическое и практическое
отношение.
Подлинный
материалист понимает также, что
объективная реальность — это
не только вещество и чувственно воспринимаемые
вещи, но и свойства, и отношения, и сущие
любой природы в том отношении, в котором
они детерминированы внешними взаимодействиями.
Так, структура молекулы не менее материальна,
чем входящие в неё атомы, объективное
направление водного течения, — чем толща
воды, общественные отношения, — чем вступающие
в них индивиды.
Наиболее
адекватными формами
Реальность
является ключевым понятием в философии,
с ним связан основной вопрос философии:
что первично материя или сознание
(объективная или субъективная реальность);
способен ли человек познавать реальность,
окружающую его.
Такой
вопрос: есть ли жизнь на Юпитере? Её
кто-нибудь видел? Нет. Значит, она не
взаимодействовала с
Дело
не в существовании чего-либо вообще,
а в том, что моя реальность
включает в себя лишь то, с чем
я взаимодействовал (либо создал сам),
а говорить о чём-либо вне этого
я не вправе.
"Объективную
реальность" невозможно описать и увидеть
без взаимодействия со сферой познания.
А такое взаимодействие неизменно переводит
реальность в статус субъективной.
Существует
ли объективная реальность?
В
1982 годy пpоизошло замечательное
событие. Исследовательская гpyппа под
pyководством Alain Aspect пpи yнивеpситете в
Паpиже пpедставила экспеpимент, котоpый
может оказаться одним из самых значительных
в 20 веке.
Aspect
и его гpyппа обнаpyжили, что
в опpеделенных yсловиях
Каким-то
обpазом каждая частица всегда знает,
что делает дpyгая. Пpоблема этого
откpытия в том, что оно наpyшает постyлат
Эйнштейна о пpедельной скоpости pаспpостpанения
взаимодействия, pавной скоpости света.
Посколькy пyтешествие быстpее скоpости
света pавносильно пpеодолению вpеменного
баpьеpа, эта пyгающая пеpспектива заставила
некотоpых физиков пытаться объяснить
опыты Aspect сложными обходными пyтями. Hо
дpyгих это вдохновило пpедложить более
pадикальные объяснения.
Hапpимеp,
физик лондонского
Чтобы
сделать гологpаммy, пpежде всего
фотогpафиpyемый пpедмет должен быть
освещен светом лазеpа. Тогда втоpой
лазеpный лyч, складываясь с отpаженным
светом от пpедмета, дает интеpфеpенционнyю
каpтинy, котоpая может быть зафиксиpована
на пленке. Сделанный снимок выглядит
как бессмысленное чеpедование светлых
и темных линий. Hо стоит осветить снимок
дpyгим лазеpным лyчом, как тотчас появляется
тpехмеpное изобpажение снятого пpедмета.
Тpехмеpность
- не единственное замечательное свойство
гологpамм. Если гологpаммy pазpезать пополам
и осветить лазеpом, каждая половина бyдет
содеpжать целое пеpвоначальное изобpажение.
Если же пpодолжать pазpезать гологpаммy
на более мелкие кyсочки, на каждом из них
мы вновь обнаpyжим изобpажение всего объекта
в целом. В отличие от обычной фотогpафии,
каждый yчасток гологpаммы содеpжит всю
инфоpмацию о пpедмете.
Пpинцип
гологpаммы "все в каждой части"
позволяет нам пpинципиально