Новое время (ХVII век)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:28, реферат

Описание работы

Автором этой идеи является французский философ, математик, физик и физиолог Рене Декарт (1596-1650). Он родился во Франции, но в 1629 году переехал жить и работать в Нидерланды.
Рене Декарт заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменных величины и функции, ввел многие алгебраические значения.

Работа содержит 1 файл

5- НОВОЕ ВРЕМЯ.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

Следует указать на то, что изображенный Декартом моральный разум не представляет ту или иную личность как общественное существо. Функция разума состоит в том, чтобы придать этой изолированности человека некое морально совершенное качество. Разум призван способствовать тому, чтобы субъект в своей внутренней, духовной жизни преодолел напор внешней, практической жизни.

Вместе с другим философом  – Ф. Бэконом – Декарт видел  конечную задачу своего знания в господстве личности над силами природы, в открытии и изобретении супертехнических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании природы самого человека. Для достижения этой задачи Декарт считал необходимым предварительно усомниться во всем имеющемся существовании. Это сомнение не выглядело как неверие в непознаваемость всего существующего, а являлось приемом для нахождения безусловно достоверного начала знания. Если мы обнаружим такое начало, такую мысль, на которую могут опереться все другие человеческие суждения, то все наше последующее знание будет абсолютно достоверным. Таким началом и послужило утверждение Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую».

Таким образом, контроль над своими чувствами, который Декарт выставляет в качестве предпосылки  свободы воли и объективности  суждения, несет в себе скрытый  просветительский смысл – о самовоспитании каждой отдельной личности путем прояснения ее душевных движений, так как наши чувства испытывают воздействие внешних предметов и возбуждаются в душе без участия воли и проистекающей от нее деятельности. Моральный рост человека с этой точки зрения состоит в том, чтобы осознавать свои бессознательные чувственные процессы и подчинять их разуму. Мораль у Декарта является выражением рационального суждения. Он полагает, что для адекватного, нормального, разумного поведения индивида нужны две вещи – познание истины, а также привычка, причем ему необходимо каждый раз, когда это требуется, вспоминать об этом знании и действовать в соответствии с ним.

Таким образом, Декарт видит  важнейшую цель знания в господстве человека над силами природы и  в его усовершенствовании самой своей природы. Он ищет безусловно достоверный тезис для своего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное знание всей науки. Искомая достоверная опора знания была найдена им и определена в положении «Я мыслю, следовательно, существую».

Идеальный взгляд Декарта  усугубляется религиозными предпосылками  установленной им философской системы: для доказательства реального существования  мира необходимо доказать существование  Бога. Так как мы существуем и  являемся действием некоей первопричины, то существует и сама первопричина – Бог. Правдивостью Бога, по Декарту, обусловлена сама возможность познания: при правильном употреблении своей познавательной способности мы никогда не могли бы заблуждаться и ошибаться. Заблуждение возникает вследствие неправильного употребления этой способности и особенно вследствие того, что свободная воля выбирает, руководствуясь не истиной (тем, что нам разумно необходимо), а предпочтением (тем, что мы хотим). Декарт напоминает о том, что у каждого человека имеются врожденные идеи, или истины, которым он порой бессознательно подчиняется в жизни, руководствуясь чувствами (страстями).

В познании же человеком  самого себя и окружающего мира главную  роль играют не ощущения (страсти), а  разум. Таким образом, Декарт бы сторонником рационализма – учения, утверждающего первенство разума в познании, независимость разума от чувственных восприятий. В процессе познания человеком себя и мира исключительную роль Декарт отвел дедукции (движению от общего к частному), то есть полученные объективные знания индивид должен постепенно относить применительно к самому себе. В логической цепи метода дедукции каждое отдельное звено достоверно. Однако для ясного представления всей цепи звеньев дедуктивного познания нужна сила памяти. Поэтому очевидные исходные положения, или интуиция, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции.

Вооруженный достоверными средствами мышления, выдвинутыми Декартом, – интуицией и дедукцией, разум может достигнуть достоверного знания во всех областях только в том случае, если он будет руководствоваться истинным методом. На этих предпосылках рационализма Декарт строит свое учение о методе, с помощью которого можно получить достоверные знания об окружающем мире. Метод Декарта исходит из 4 требований:

1. Допускать в качестве  истинных, необходимых только такие  жизненные положения, которые  представляются уму ясно и  четко, не могут вызывать никаких  сомнений в их истинности.

2. Расчленять каждую  сложную проблему или задачу  на составляющие ее проблемы или задачи.

3. Методически переходить  от известного и доказанного  к неизвестному и недоказанному.

4. Не делать никаких пропусков  в логических звеньях исследования.

Следует отметить, что философия  Декарта и его научные идеи оказали значительное влияние на последующее развитие философии. Основные сочинения – «Рассуждение о методе» (1637), «Начала философии» (1644), «Страсти души» (1649).

«ГОСУДАРСТВО – ЕСТЬ ПРОДУКТ ДОГОВОРА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ» (ГОББС)

 

Эту мысль выразил  английский философ-материалист Томас Гоббс, родившийся в 1588 году. В своей жизни он стал современником английской буржуазной революции, из-за которой ему пришлось эмигрировать во Францию. В годы своей эмиграции он проживал в Париже, и именно в этот период написал труды, заслужившие ему большую популярность как философу. В 1652 году Томас Гоббс вернулся на свою родину в Англию и скончался в 1679-м.

Самыми главными сочинениями  в его жизни стали «Философские элементы учения о гражданине», написанные в 1642 году, и «Левиафан» – в 1651 году.

Годы восстановления после революции натолкнули Гоббса на мысль проанализировать существующий государственный строй и понять, в чем заключается его суть. Философское значение данной проблемы могло объяснить порядок формирования государства.

Поскольку государство  является основным, можно сказать, главным  институтом политической системы любого общества, в котором заключаются  многообразные формы совместной деятельности людей, Гоббс сделал вывод, что подобные вещи не появляются в одно мгновение: следовательно, они складываются постепенно, в течение всей истории человечества. Чтобы лучше понять суть проблемы, в ходе исследований философ подробно изучил основные функции государства, к которым относятся осуществление управления обществом, а затем охрана экономической и социальной структуры этого самого общества.

Рассуждать над данной проблемой Гоббс начал издалека, с того, что мир является совокупностью  тел, которые подчиняются законам механического движения. К механическим движениям и предпринимаемым усилиям (каждый субъект занимается этим на протяжении всей своей жизни) философ относил также и духовную жизнь – как человека, так и животных. Тем самым он заключил, что и животных, и людей можно отнести к группе весьма сложных «механизмов», чьи жизненные функции определяются воздействием на них различных внешних факторов. Хотя, учитывая тот факт, что животные, как таковые, не составляют основного интереса, философ проигнорировал их при обсуждении проблемы. Но сие умозаключение все же дает небольшой намек на логичное стремление к объединению, так как даже животные не живут поодиночке (не подразумевая, естественно, разного рода исключений). И тут Гоббса стал волновать вопрос: каким образом образовалось государство?

У Томаса Гоббса возникла идея объяснить образование государства  как следствие общественного  договора между людьми. Эта теория оправдывает себя логичностью его (государства) возникновения, в то же время полностью исключает вероятность Божественного установления общества, посредством вмешательства которого могло образоваться государство. При этом философ посчитал просто несущественным придавать своей теории религиозный характер – тем более, что лично для него церковь потеряла актуальность и причастность ко всему существующему в этом мире. К тому же, вообще, сомнительно присутствие чего-то Божественного в государственной структуре, поэтому столь пессимистическое отношение Гоббса здесь вполне объяснимо.

Так что же стало побудительным мотивом к созданию государства? На этот вопрос отвечают несколько предположений, выдвинутых философом. За основу своих рассуждений Томас Гоббс взял само понятие общества, в котором и было заключено решение волнующей его проблемы. В частности, опорной точкой рассуждений стала мысль, что сперва люди начали объединяться скорее всего по определенному признаку (народность, сфера трудовой деятельности). Но жизнь полна различных неприятных неожиданностей, частое возникновение которых приводит к «истощению» оборонительных средств и прочих источников выживания. Отсюда, по прошествии некоторого времени, люди приходят к пониманию, что нуждаются в деятеле, способном решить насущные проблемы, отвлекающие от не менее важных составляющих повседневной жизни (к примеру, вовремя собрать урожай, в противном случае семья останется без пропитания). После долгих размышлений самые уважаемые члены общества выдвинули предложение создать орган, который осуществлял бы управление обществом и занимался внутренней и внешней защитой. С этой целью группа людей собиралась и обсуждала различные идеи, в результате чего в конце концов и была предложена идея сделать одного избранного индивида (а в каких-то странах группу людей) ответственным за установление порядка и слежение за его соблюдением.

Поскольку такое решение  было принято через договор многих людей, то таким образом Гоббс  заключил, что его рассуждения  вполне логичны и взаимосвязаны, а следовательно, их действительно  можно причислить к основным гипотезам  происхождения государства. В своей работе философ не преминул охарактеризовать известные из истории основные социально-классовые типы: он выделяет первобытный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный типы обществ. Отличительные черты перечисленных государственных устройств состояли лишь в форме правления и системе осуществления политической власти.

Поскольку под формой правления подразумевается организация  государственной власти, которая  является источником реализации государственных  функций, то для Гоббса монархическая  форма правления, имеющая в качестве источника власти одного единственного деятеля – монарха, является наилучшей формой государственного устройства. Хотя, по Гоббсу, вполне оправдано было бы существование при монархе совещательного органа, способного оказать помощь в принятии наиболее важных решений.

На самом же деле, довольно часто в его многочисленных разъяснениях и случайных оговорках проскальзывало несколько революционных требований. К тому же, порой его выводы даже близко не напоминали монархического принципа построения государства. По своей сути, его представления о государственной власти поддерживали скорее политику рвущейся к власти окрепшей буржуазии. Впоследствии Гоббс сделал окончательное заключение о том, что права государственной власти вполне закономерно совпадают с интересами тех людей, которые образовали бунтующие социальные классы и в середине XVII века осуществили буржуазную революцию.

В истории науки раскрытый  Томасом Гоббсом смысл проблемы плавно преобразовался в учение о  праве и государстве, которое  заняло достойное место и в философии, и в прочих науках (например, в одном из разделов права). В теории же Гоббса об обществе и государстве существовало несколько идей, указывающих на характерное использование людьми материальных благ в процессе возникновения разнообразных общественных явлений. В какой-то степени они получили свое выражение в реальной жизни и общества, и государства.

«ЧЕЛОВЕК – МЫСЛЯЩИЙ ТРОСТНИК» (ПАСКАЛЬ)

 

Блез Паскаль родился  в 1623 году в городе Клермон (Франция) в семье судейского дворянина (дворянство было не родовым, а купленным отцом будущего философа за некоторую сумму денег). Отец Паскаля был одним из сорока богатейших клермонцев, увлекался математикой и даже внес вклад в развитие этой науки. Мать Паскаля тяжело болела – и умерла, когда мальчику было всего около трех лет. Отец взял на себя воспитание сына – и старался как мог развивать его уже в раннем возрасте проявившиеся таланты. Паскаль-сын был не по возрасту умен, часто обращался к отцу с различными вопросами и требовал серьезных, обстоятельных ответов. Помимо этого, юный мыслитель обладал феноменальной памятью. Однако здоровье Паскаля оставалось слабым, он часто болел.

В десять лет он написал  свой первый трактат «О звуках», в  тринадцать лет получил свободный  доступ в философский кружок известного в те времена мыслителя Мерсенна, в шестнадцать же написал трактат «Опыт о конических сечениях», принесший ему известность среди ученых-современников.

Какое-то время Паскаль  находился под влиянием религиозной  секты янсенистов, в которую вступил по рекомендации своего отца в двадцатитрехлетнем возрасте. Характерным для этой секты было осуждение трех пороков человека: гордыни, любознательности и чувственности. Однако и эти три постулата впоследствии переосмыслены Паскалем и подвергнуты критике. Так, он считал, что любопытство, понимаемое как стремление к новым знаниям, вовсе не является пороком: напротив, даже похвально и вполне достойно добропорядочного субъекта.

Вскоре Паскаля постигло несчастье: из-за своей эмоциональности  и сильных переживаний он получил паралич и не мог ходить. Однако сила воли и жажда знаний заставили философа работать над собой, и спустя некоторое время он мог самостоятельно передвигаться. Умер мыслитель в 1662 году.

Основное философское  произведение Блеза Паскаля носит  название «Мысли» и представляет собой собрание коротких заметок и афоризмов, в которых он выразил свое отношение к природе и сущности человека. Однако этот знаменитый труд был издан только спустя несколько десятилетий после смерти автора, так как власть ранее вынесла приговор осуждения предыдущей книге Паскаля, направленной против иезуитов. Книга была публично сожжена, и это негативно отразилось на восприятии творчества Паскаля современниками. Этот факт позволил Ницше в середине XIX века писать о том, как христианство порой было жестоко по отношению к гениальным людям.

Для философии Паскаля  наиболее характерным мотивом является стремление поставить в центр  человека. Его чрезвычайно занимает вопрос, как мы можем получать истинное знание об окружающей нас реальности и о самих себе. Ответом на этот вопрос он считает особую возможность познания, а именно – так называемую «интуицию сердца». Именно сердце, как считает Паскаль, чувствует первичные аксиомы и термины, при помощи которых существует знание.

Интуиция сердца обладает способностью выводить человека за пределы ограниченного мира обыденности, даже за пределы его разума, проблематичного и склонного к ошибкам. У сердца свои законы, считает философ, и они не совпадают с законами разума. Этот новый вид чувственной интуиции есть исходный пункт размышления, на который следует опираться каждому, кто стремится мыслить и искать истину.

Помимо интуиции сердца, для Паскаля, как человека и как  философа, очень важной является эмоциональная  жизнь, которая, как он считает, дает истинное знание и истинное переживание происходящего.

Информация о работе Новое время (ХVII век)