Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:33, реферат
Существует несколько подходов, в соответствии с которыми истоки современной теории культуры возводятся к немецкой классической философии, как наиболее яркого и характерного явления эпохи Просвещения. Это во многом правомерно, однако необходимо помнить, что Просвещение как эпоха имела французских просветителей (Руссо, Монтескье, Гольбах, Гельвеций), итальянского философа Д. Вико, внесших вклад в становление дефиниции «культура».
Понимание культуры в новое время
Существует несколько подходов, в соответствии с которыми истоки современной теории культуры возводятся к немецкой классической философии, как наиболее яркого и характерного явления эпохи Просвещения. Это во многом правомерно, однако необходимо помнить, что Просвещение как эпоха имела французских просветителей (Руссо, Монтескье, Гольбах, Гельвеций), итальянского философа Д. Вико, внесших вклад в становление дефиниции «культура».
Просвещение по новому переосмысливает культурный опыт прошлого и настоящего. Объектом исследования ученых становится обширный материал: археологические памятники, народная культура, культуры неевропейских стран, исследования в области различных языков. Просвещение впервые сделало попытку целостного восприятия фактов, культуры всего человечества. Культура начинает выступать как продукт деятельности человеческого разума. В эпоху Просвещения мыслители столкнулись с противоречием, что в принципе не возможно гармоническое развитие человека и мира, «природы и культуры», что они противостоят друг другу (Руссо). Попытку устранить это противоречие предприняли немецкие классические философы, рассматривая культуру как исторический процесс развития духа, в котором оппозиция «природы» и «культуры» является необходимым, но преходящим моментом на пути к их синтезу.
Само слово
«культура» вошло в обиход в современном
значении в европейской мысли
во второй половине XVIII в. в Германии.
Оно имело два смысловых
– господство над природой с помощью знаний и ремесла, так как культура выступала как материальное достояние общества;
– внутренние духовные богатства личности.
В эпоху Просвещения появляются и первые сочинения, посвященные теории культуры. В 1725–44 гг. выходит 3 издания книги итальянского философа Джамбаттиста Вико (1668–1744) «Основания новой науки об общей природе наций», где впервые дан анализ истории культуры. Вико пришел к выводу, что история культуры определяется вечными объективными законами, развитие культуры идет поступательно и беспрерывно. Каждая ступень развития человеческой культуры обладает самостоятельной ценностью, своеобразием и, исходя из этого, любая ступень человеческой культуры имеет значение.
Продолжателем идей Вико явился представитель немецкого просвещения Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803). В своем труде «Идеи к философии истории человечества» он предпринял попытку охарактеризовать путь, пройденный человечеством, обосновав идею прогресса. В процессе реализации этой цели использовался конкретный материал истории культуры. Гердер как и Вико не поддерживал идеологов Просвещения, которые считали, что развитие общества совершается от хорошего к лучшему, что все, что совершается на земле, наполнено разумным смыслом. Гердер считает, что развитие культуры противоречиво. Гердер в своем сочинении ставит следующие вопросы: “Что такое культура?” “В чем специфические признаки культуры?” “В чем смысл культуры?”
Отвечая на первый вопрос, Гердер затронул вопрос о взаимосвязи биогенеза и космогенеза. Он утверждал, что существует связь между органической и неорганической природой. Существование культуры он связывал с высшим проявлением органической природы. Культура – это продукт деятельности человека. При ответе на второй вопрос он затрагивает проблему, как определить ту грань, где природные силы культуры вырываются наружу, с какого момента начинается существование человеческого сообщества. Определяющим звеном в этом процессе, по мнению Гердера, является язык. Разум начинается с языка (общение). Благодаря языку человек не только разумное, но и деятельное существо. При ответе на третий вопрос Гердер считает, что смысл культуры в гуманизации человека и общества, в сферы культуры нельзя включать войны. Смысл культуры – добиваться пользы для человека
Гердер показал путь развития культуры от древнейших обществ до XVIII в. В отличие от сторонников европоцентризма считал, что человеческий род возник в Азии, так как отсюда пошли языки, письменность. Европа не является единственным и первым образцом культуры. Развитие культуры Гердер пытается представить как естественный ход вещей и необходимостью удовлетворения насущных потребностей человека (а не божественным началом). В концепции Гердера понятие “культура” применима ко всему человечеству. Становление культуры Гердер именовал вторым рождением человека: “Мы может при желании дать этому второму рождению человека, происходящему сквозь всю его жизнь, название, связанное либо с обработкой земли – “культура”, либо с образом света – “просвещение”. Эта цепь культуры и просвещения охватывает всю землю, от края до края” (Гердер И. Идеи к философии… С. 244).
Традицию
Гердера в понимании культуры
продолжили немецкие романтики –
Шиллер, Шлегель, поздний Шеллинг, представители
немецкой классической философии. Пытаясь
найти выход из существующих противоречий
своего времени, Кант обращается к сфере
«духа», сфере морального, Шиллер –
эстетического, Гегель – философии
сознания. Культура с их точки зрения
предстает как область духовной
свободы человека. Они признавали
существование множества