Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:13, реферат
1. Причины и начало «великой Смуты»
2. Кризис власти и специфика её организации в 1605–1612 гг.
Проблема самозванства
3. Роль внешнего фактора в национальном кризисе начала века.
Проблема выбора альтернатив политического развития России
4. Итоги и уроки Смутного времени
РОССИЯ В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
XVII
век
Проблема самозванства
Проблема выбора альтернатив политического развития России
Причины и начало «великой Смуты»
Смутное время – период в истории российского государства с 1598 г. по 1613 г., ознаменованный стихийными бедствиями, польско–шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.
К концу XVI века Московское царство стало централизованным государством, объединившем в своем составе значительные территории. В ХVI столетии к России были присоединены Казанское и Астраханское ханства, Западная Сибирь. Создание единого Русского государства благоприятно сказалось на хозяйственном развитии России. До середины XVI века экономика России была на подъеме.
Иван IV способствовал социально–экономическим процессам, которые развивались при Иване III и Василии III. Шел процесс расширения территории страны, укреплялись границы русского государства, увеличивалось население страны: к концу XVI века оно составляло 9 миллионов человек. Экономика основывалась на традиционных феодальных отношениях. Господствующей формой землевладения была боярская вотчина, но росло поместное землевладение. Крестьяне окончательно стали крепостными. Главным моментом в социальной сфере этого времени было появление казачества, сообщество которых складывается на Дону. Происходит рост городов, ремесла продолжают играть значительную роль в развитии государства. Зарождается мануфактурное производство, появляются казенные предприятия – Оружейная палата, Пушечный двор, Монетный двор.
Но во второй половине XVI века положение меняется к худшему. Длительная Ливонская война, эпидемии, политика властей, связанная с разорительной опричниной серьезно подорвали экономику страны, привели к обеднению населения, уходу его с насиженных мест. Многократное повышение налогов стало сказываться на состоянии крестьян и трудовых слоев населения города. Помещики также усилили свой нажим на зависимое население. Все это привело к хозяйственному кризису в России второй половины XVI века. Пустели города и селения, забрасывались пашни и луга. Мобилизации в армию сократили трудоспособное население. Бесчинства и грабежи царских служителей усугубляли бедственное положение страны. В конце XVI века окончательно устанавливается крепостное право для крестьянства России. В 90–х годах XVI века правительственными указами крестьяне лишаются права перехода от одного владельца к другому, прикрепляются к своим земельным участкам и владельцам. Это отрицательно сказалось на положении крестьян, что усилило тенденцию к самовольному уходу сельского населения в малозаселенные местности на юг, в Поволжье, или на Дон и Яик в казаки. Ухудшение положения крестьян грозило общественными конфликтами.
В начале XVII века увеличивается количество мануфактур, к середине столетия их число увеличилось до 30. Появляется первая частновладельческая мануфактура – Ницинский медеплавильный завод на Урале, построенный в 1631 году. Государство оказывало владельцам предприятий помощь землей, лесом, деньгами. На рубеже веков возрастают роль и значение купечества в жизни страны. Большое значение приобрели постоянно собиравшиеся ярмарки: Макарьевская (район Нижнего Новгорода), Свенская (в районе Брянска), Ирбитская (в Сибири), в Архангельске и другие, где купцы вели крупную по тем временам оптовую и розничную торговлю.
Наряду с развитием внутренней торговли росла и внешняя. До середины века огромные выгоды из внешней торговли извлекали иностранные купцы, вывозившие из России лес, меха, пеньку. Английский флот был построен из русского леса, а канаты для его кораблей были сделаны из русской пеньки. Центром русской торговли с Западной Европой являлся Архангельск, где имелись Английский и Голландский торговые дворы. Тесные связи устанавливались через Астрахань со странами Востока. В начале XVII века значительно расширился обмен товарами между отдельными регионами страны, что говорило о начале складывания всероссийского рынка. Началось слияние отдельных земель в единую экономическую систему.
Однако ведущей отраслью экономики государства по–прежнему оставалось сельское хозяйство. Рост объемов производства достигался за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых земель: Черноземья, Среднего Поволжья, Сибири. В конце XVI века – начале XVII веков происходил дальнейший рост феодальной земельной собственности, передел земель внутри господствующего класса, использовалась раздача земель дворянам. В центральных районах страны практически исчезло землевладение черносошных крестьян. Запустение центральных уездов в результате длительного кризиса и оттока населения на окраины явилось одной из причин усиления крепостного права.
Таким
образом, несмотря на некоторые положительные
моменты в экономике
Кризис власти и специфика её организации в 1605–1612 гг.
Проблема самозванства
Анализируя характерные черты сословного слоя Московского государства, можно отметить, что все слои общества обязаны были служить государству и отличались один от другого лишь характером возложенных на них повинностей. Часть населения, служилые люди, несли непосредственно боевую службу; другая часть, тяглые люди, несли «тягло» в пользу государства и служилых людей.
Высшим сословием в стране было боярство – потомки бывших великих и удельных князей. Они владели обширными вотчинами и пользовались большим влиянием в государстве; они входили, по назначению государя, в состав Боярской думы и занимали все высшие должности в военном и гражданском управлении. Однако опричнина Ивана Грозного, тяжелый хозяйственный кризис конца ХVI века расшатали экономическую силу боярства и ослабили его социальное влияние, начинается л процесс возвышения дворянства.
Дворяне составляли верхний слой государевых служилых людей в отечестве. Они владели поместьями на основании наследственного права в случае продолжения службы детьми после их родителей. Этот слой феодалов включал в себя лиц, служивших при царском дворе, а также провинциальных дворян. Кроме поместного «жалованья» государство давало своим служилым людям денежное жалованье как пособие для снаряжения в поход или как вознаграждение за службу.
Раздача в поместья огромного количества государственных земель в центральных, южных и западных областях государства привела в начале XVII века к недостатку таких земель и к тому, что среди государевых служилых людей образуются группы «беспоместных» или «малопоместных» дворян. Некоторые из них имели под своей властью 2–3 крестьянских двора, другие вовсе не имели крестьян и сами или их семьи должны были обрабатывать землю.
К низшему слою служилых людей относились служилые люди по «прибору». Они включали в себя стрельцов, пушкарей, ямщиков, служилых казаков, казенных мастеров.
Основную массу, главную производительную силу составило крестьянство. Существовало несколько категорий крестьянского населения. Владельческие или частновладельческие крестьяне жили на земле вотчин или поместий. Они несли тягло – комплекс повинностей в пользу феодала. Помещик помимо того, что был ответственен за сбор казенных податей с его крестьян, имел судебную и административную власть над крестьянами. В Московском государстве владельческие крестьяне не были освобождены от государственных податей и должны были «с живущие пашни государевы всякие волостные подати платити» или « тягло государское всякое тянути с волостью вместе». Таким образом, помещичьи крестьяне должны были тянуть двойное тягло, и помещичье и государево, а помещик, сделавшись «инспектором крепостного труда», стал вмешиваться в хозяйственную жизнь своих крестьян и руководить ею.
Положение крестьян государевых (черносошных) в Московском государстве было гораздо более благоприятным, чем положение владельческих крестьян. Прежде всего, они несли только одно тягло государево, а не двойное тягло как крестьяне помещичьи. Они сохраняли свое самоуправление и все свои личные гражданские права, но с одним существенным ограничением. Крестьяне – дворохозяева, составляющие тяглые крестьянские общества и записанные в податные списки, были прикреплены к своим обществам и не могли покидать свои дворы и земельные участки, не найдя себе заместителей. В.О. Ключевский отмечает, что таким образом, государственные и дворцовые крестьяне были прикреплены к земле и образовали замкнутый класс. Такое прикрепление, разумеется, не имело ничего общего с крепостным правом.
Среднее положение между владельческими и черносошными крестьянами занимали крестьяне дворцовые, обслуживающие хозяйственные нужды царского дворца и его многочисленных отделений. Дворцовые крестьяне управлялись дворцовыми приказчиками, но сохраняли своих выборных старост и свое самоуправление.
Верхушку городского населения составляли купцы, но основная масса городского населения назывались « посадскими людьми». Они объединялись в тягловую общину, выбирали своих старост. По своему имущественному положению посадские люди делились на «лучших», или «больших», «средних» и «меньших» людей.
Сбор пошлин таможенных и проездных (на мостах и перевозках) и разных натуральных платежей, заведование казенными промыслами, торговля казенными товарами и их сбор, сортировка, распределение и продажа – все это требовало огромного штата служащих и рабочих. Таким образом, московская буржуазия была весьма далека от положения «господствующего класса», а ее организации служили не ее собственным, а государственным интересам. Поэтому в Московском государстве в отличие от стран Европы не было сильной и влиятельной, самостоятельно организованной буржуазии.
Городские ремесленники объединились по профессиональному признаку в слободы и сотни. Они несли повинности в пользу государства, выбирали своих старост.
В городах и сельской местности жило значительное число рабов– холопов. Вольные и гулящие люди (вольные казаки, дети священников, наемные рабочие, нищие, бродяги, скоморохи) не попадали в вотчины, поместья и не несли государственных повинностей.
Таким образом, в процессе формирования централизованного Московского государства с начала XVI столетия складывается особая, присущая именно российской государственности социальная система военно–служилых сословий, на которые опиралась великокняжеская власть в процессе «собирания русских земель», а затем их политического объединения. Социальная структура Российского государства становилась все более сложной. На протяжении ХVI– XVII веков сформировались две основные группы класса феодалов – боярство и дворянство, а самую многочисленную часть населения Московского государства составляло крестьянство, делившееся на владельческих, черносошных и дворцовых.
Указанная военно–политическая обстановка требовала сильной централизованной власти во главе государства. Носителем этой власти и был московский царь, который стоял во главе государства с 1547 года. Изменение титула было важной политической реформой, имевшей целью укрепление власти монарха, ликвидацию основы для притязаний на престол со стороны различных княжат, бывших удельных князей. Царский престол обычно передавался по наследству. В конце XVI века сложился порядок утверждения (избрания царя на Земском соборе), что должно было способствовать упрочению авторитета монаршей власти. В руках царя была сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, законодательной, исполнительной и судебной. Но правил он не единолично, а вместе с Боярской думой и Земскими соборами.
Боярская дума по–прежнему являлась высшим органом государства, разделявшим с царем прерогативы верховной власти. Необходимость царской власти опираться на думу свидетельствовало о незавершенном развитии абсолютизма и живучести остатков сословно–представительного строя.
Наиболее важные вопросы обсуждались на совместных заседаниях думы с царем, менее важные – без него. Без согласия царя Боярская дума не могла принимать постановления.
Права и полномочия Боярской думы не были определены специальными законами. Сфера ее компетенции определялась старым обычаем или волею государя. По мнению В.О.Ключевского, дума ведала очень обширным кругом дел судебных и административных, но это было законодательное учреждение. Законодательное значение думы было даже прямо утверждено царским Судебником 1550 года. Статья 98 Судебника гласила: « А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр пригороду вершатся, и те дела в сем Судебнике приписывати».
По мере надобности из общего состава Боярской думы выделились особые комиссии – «ответные» (для переговоров с иноземными послами), «уложенная» (для составления проекта нового Уложения), судная и расправная. Служба бояр окольничьих и думных людей не ограничивались их заседанием в думе. Они назначались послами к иностранным государям, начальниками важнейших приказов, полковыми воеводами и городовыми воеводами.
Социальный состав Боярской думы изменился в сторону усиления представительства дворянства. В число думных дворян и дьяков стали вводиться представители верхушки городского населения – торговая знать, гости. Но дума продолжала оставаться прежде всего органом родовитой боярской аристократии. При Боярской думе были созданы специальное делопроизводство, канцелярия с дьяками и подьячими. Для подготовки поступавших в нее дел образовывались комиссии из бояр, других думных членов и дьяков, не имевшие четкой компетенции. Таким образом, можно сделать вывод о создании при думе некоторого чиновничье– бюрократического аппарата, дававшего ей возможность более реально решать вопросы управления и иметь постоянные контакты с приказами.
Большую роль в управлении государством в рассматриваемый период играли Земские соборы. Они начали созываться с середины XVI века, наиболее регулярно действовали в первой половине XVII века, а последние Земские соборы состоялись в 1648 – 1649 годах, 1651 и 1653 годах. Какого– либо специального закона относительно Земских соборов принято не было. На практике в них входили Боярская дума, высшее духовенство («Освященный собор») и выборные представители дворянства и городов. О том, как происходил созыв Земского собора, свидетельствует «приговор» одного из них (1613год), в котором говорится о приглашении духовенства, бояр, дворян, гостей, посадских людей « изо всех городов всего великого Российского царства… к Москве, для земского совета и для государственного опиранья, лучших и разумных людей».