Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 02:01, контрольная работа
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии.
1) группа людей,
которые создают организацию,
основанную на общих для них
интересах,
2) группа людей,
формально не организованная, но
имеющая общие интересы и
В научной литературе
существует немало дефиниций общества.
Простейшее из них звучит так: общество
- это совокупность людей и их взаимоотношений.
В западной литературе обществом чаще
всего называют географическое образование,
связанное воедино правовой системой
и имеющее определенное "национальное
лицо" (Смелзер Н.Д. Социология \\ Социологичес-
кие исследования.1991. N2. С.115). Возможно
и еще одно определение: "Общество -
это, прежде всего, такие особого рода
отношения между людьми, которые дают
им возможность возвыситься всем вместе
над своейчисто животной, биологической
природой и творить собственно человеческую
надбиологическую реальность" (Очерки
социальной философии. М.,1994. С.48.).
В философской,
как, впрочем, и в социально-гуманитарной
литературе, а также в периодической
печати и средствах массовой информации
нередко различают так
Термин "открытое
общество", введенный в словарь
современной социальной философии
известным английским философом
К.Р.Поппером, служит своеобразным паролем
либерал-демократического и социалдемократического
реформизма и употребляется как синоним
демократии, сложившейся к середине ХХ
столетия в странах Западной Европы и
Северной Америки.
По свидетельству
самого Поппера, термин "открытое общество"
был заимствован из широко известной
в 30-е годы книги А.Бергсона "Два источника
морали и религии" (1932 г.). Но К.Р. Поппер
не ограничился только использованием
этого термина: он посвятил изучению "открытых"
и "закрытых" обществ одно из своих
самых значительных и всемирно известных
произведений - "Открытое общество и
его враги"
. "Закрытое
общество", по А. Бергсону, это
общество, члены которого в своем
жизненном поведении
"Закрытость"
общества порождает механизмы формирования
и передачи всевозможнейших страхов, а
отсюда - враждебного или настороженного
отношения ко всему исходящему от другого
человеческого общества, от чужой культуры,
религии. На определенных стадиях эволюции
общества такие механизмы работают на
сплочение людей, благоприятствуют успеху
их коллективных усилий. При определенных
природных и социокультур- ных обстоятельствах
"закрытое общество" может существовать
достаточно долго, не подвергаясь заметным
изменениям.
"Открытость"
общества - характеристика многоаспектная.
Это возможность активного
Cовременная
философия рассматривает
Представление
об обществе как о едином организме
- результат длительного развития философской
мысли. Его зачатки появляются в античной
Греции, где общество понимали как упорядоченное
целое, состоящее из отдельных частей.
Причина появления подобных взглядов
проста: "часть" и "целое" - одни
из самых разработанных категорий диалектического
способа мышления, основы которого были
заложены в Древней Греции. Однако понятие
"система" - более позднего происхождения
и сложнее для понимания.
Под "элементом"
или "частью" обычно понимают мельчайшую
частицу системы. Понятно, что части
системы весьма многообразны, многокачественны
и имеют иерархическую структуру. Иначе
говоря, каждая система, как правило, имеет
под- системы, тоже состоящие из определенных
частей.
Проблему системности
общественной жизни разрабатывали
О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, Э.Дюркгейм,
М.Вебер, П.А.Сорокин,многие другие философы
и социологи XIX - XX веков. В понятии общества
выделяют обычно два основных аспекта
- это структура общества и изменение общества.
Современная социальная
философия выделяет четыре основных
характеристики общества: самодеятельность,
самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность.
Самодеятельность, самоорганизация и
саморазвитие в той или иной мере присущи
не только всему обществу в целом, но и
отдельным элементам. Но самодостаточным
может быть только общество в целом. Ни
одна из систем, в него входящих, самодостаточной
не является. Только совокупность всех
видов деятельности, все вместе взятые
социальные группы, институты (семья, образование,
экономика, политика и т.п.) создают общество
в целом как самодостаточную систему.
Общество всегда
находится в состоянии
Базовую структуру
общества образуют основные типы общественной
деятельности, которые в нем постоянно
воспроизводятся. Это:
• материальная
деятельность,
• духовная деятельность,
• регулятивная
или управленческая деятельность,
• деятельность
обслуживания, которую иногда называют
гуманитарной или социальной в узком
смысле.
Кроме этого
подхода существует и другой, более
традиционный для отечественной
философской мысли, выделяющий следующие
сферы общества:
• материально-экономическую,
• социальную,
• политическую,
• духовную
Не трудно заметить,
что эти подходы во многом схожи,
однако первый является для современного
уровня развития социально-философской
мысли более обоснованным, почему мы и
остановимся на нем более подробно. Хотя
следует отметить, что оба подхода имеют
право на существование, ибо в какой-то
мере дополняют друг друга.
Во всякой человеческой
деятельности можно выделить четыре
составляющих ее элемента. Это сами
люди, физические вещи, символы и
связи между ними.
Существует несколько
определений деятельности. Воспользуемся
тем из них, что дается в учебнике
"Социальная философия": деятельность
- это специфически человеческая форма
активного отношения к окружающему миру,
содержание которой составляет целесообразное
осмысление, изменение и преобразование
данного мира.
В любой деятельности,
активной стороной, без которой никакой
деятельности просто быть не может, является
человек. Деятельность человека может
быть направлена на другого человека (например,
в ситуации "преподаватель - студент"),
на вещи (орудия труда, орудия духовного
производства) и символы или знаки, каковыми
являются устная и письменная речь, информация
на различных носителях (дискетах, лазерных
дисках, магнитных лентах), книги, картины,
искусственные языки и т.д.
Однако человек
сам по себе, как и вещи без
человека, еще не образуют социального
действия. Для такого действия необходимы
связи между ними. Элементы человеческой
деятельности: сами люди, физические вещи,
символы и связи между ними - должны постоянно
воспроизводиться. Этим и порождают основные
типы общественной деятельности.
Четырем названным
элементам простейшего социального действия
соответствуют указанные выше четыре
типа (или сферы) общественной деятельности.
При этом каждая сфера имеет собственную
специфику, вследствие чего играет свою,
только ей присущую роль в жизни общества.
Подробнее мы остановимся на этом в следующих
разделах учебного пособия.
8888888888888888
Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве его регуляторов и ориентиров его поведения.
Компоненты мировоззрения:
a) Познавательный (цельные знания).
b) Ценностно-нормативный
(ценность – та или иная
значимость реальности для
c) Эмоционально-волевой
(совокупность суждений, которые
определяют готовность
d) Практический
(реализация убеждений в
Мировоззрение функционирует на двух уровнях:
I. Жизненно-практический.
II. Теоретический.
Исторические типы мировоззрения:
1. Мифологическое.
Возникает в глубокой древности и характеризуется следующими свойствами: образность (образное освоение реальности) и синкретизм (слитность и нерасчленённость мифологии, знаний, ценностей). В мифе человек неразрывно сливается с природой. Мифологическое представление – это не столько знания, а реальность, в которой живёт человек.
Особенность мифологического мировоззрения – хаосоцентризм. Основной способ и принцип решения мировоззренческих вопросов – генетический.
Мифологический мир включает два аспекта:
• Де хронический (рассказ о прошлом).
• Синхронический (объяснение настоящего и будущего).
Мифология обеспечивает связь человека с прошлым и будущим. Главная функция и значение – обеспечение гармонии и единства человека с миром, природой, обществом.
2. Религиозное.
Религия возникла на очень ранних этапах развития человечества вместе с мифологией.
Для религиозного мировоззрения характерен геоцентризм (в центре мировоззрения - Бог).
Особенности религиозного мировоззрения:
Наличие культовой
системы (системы обрядовых
Основная функция религии - помочь человеку преодолеть приходящую, изменчивую сторону реальности и приобщиться к неизменному и абсолютному. Мифология и религия носят духовно-практический характер, они ориентированы на регламентацию духовно-практической деятельности человека, на определение жизненного пути человека.
3. Философское.
Философия –
это не только духовно-практическая,
но и теоретическая форма решения
мировоззренческих проблем: на смену
символу и образу приходит логос
или разум. Философия возникла, когда
появилась необходимость в
( понимания с позиции знания).
Философское мировоззрение появилось в античной Греции, когда в 6 в. до н. э. Пифагор впервые употребил термин "философия”.
У Платона
и Аристотеля философия – это
совокупность теоретических
Философия
– это особая форма