Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 02:01, контрольная работа
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии.
Философия – это
рефлексия, а это значит, что она имеет
дело не с самим предметом бытия, а с мыслью
о бытии, с определенным, уже сложившимся
сознанием бытия. Философия – это анализ
наших представлений о бытии, поэтому
чрезвычайно высока степень ее абстракции.
Рефлексия – взгляд внутрь, взгляд в себя.
По высказыванию Н. Бердяева, философское
мировоззрение – результат не праздного
любопытства не занятых в какой-либо деятельности
людей, а плод трудных и долгих размышлений.
[ 8, С.23].
Философия выражала
появившуюся потребность разбираться
с помощью разума (т.е. рационально) в понятиях,
в тех проблемах, которые возникали в ходе
исторического процесса, поэтому отличительной
особенностью философского мировоззрения
является отражение мира в системе понятий.
Кроме того, философское мировоззрение,
в отличие от мифологического и религиозного,
больше оперирует научными фактами, больше
делает опору на данные конкретных наук.
Мифологическое
и религиозное мировоззрение
– это групповое, коллективное сознание.
Философия же возникает тогда, когда
появляется необходимость индивидуального,
личностного осмысления.
Каждая философская
концепция сугубо индивидуальна. Философия
всегда ориентирует человека на самостоятельный
анализ тех или иных проблем.
Цель теоретической
философии, представленной в ее истории,
– расширить информационное поле для
такой деятельности. У самого человека
всегда остается право выработать собственную
позицию, но на основе философских знаний
она будет более весома и значима.
Философия и
религия являются близкими по ряду
оснований:
Они близки по предмету
отражения. И та, и другая направлены
на поиски смысла бытия, выражают потребности
в гармонизации отношений.
Они близки по форме
отражения. Они обе – духовное
отношение человека к действительности,
выраженное в наиболее общей, абсолютной
форме, ибо и Бог, и философия – определенные
абсолюты.
Они близки и
тем, что это ценностные формы
духовной деятельности (не научная
истина конкретного знания является
их целью, а формирование духовной жизненной
концепции в соответствии с важными
для человека ориентирами жизнедеятельности).
И, тем не менее,
это различные формы духовной
деятельности. Их различия заключается
как по предмету, так и по способам
отражения человеком мира:
Философия как
рефлексия, как размышление исходит
в своих позициях из естественной реальности
бытия, бытия самого по себе, имеющего
какие-то внутренние, собственные причины
развития. Религия ориентирует на сверхъестественное,
на потусторонний мир, на запредельное
бытие, только на трансцендентность.
Бог для философии
является понятием бытия, которое также
требует своего анализа, как и любое другое
понятие, поэтому к философским дисциплинам
можно отнести философию религии. Для
религиозного мировоззрения Бог – не
понятие, а реальный, конкретный объект
поклонения и веры.
Философия пытается
обосновывать свои концепции посредством
системы понятий, подкрепляемых
логикой научного знания.
Она черпает
свой материал из разных сфер этой деятельности,
пытаясь осмыслить их своим специфическим
языком, с помощью разума, логики
философского анализа. Рациональное изложение
касается и иррациональных (в том числе
и религиозных) философских концепций.
Религия – сфера
чувств, мистики, благовейного трепета.
С религией связано особое психологическое
состояние человека: состояние экстаза,
отрешенности от внешнего мира, определенная
потеря своей самости, погружение в мир,
где сам мало что значишь. Философия выступает
как самосознающая себя культура, которая
критически определяет свой смысл, свою
сущность и свое предназначение.
Религия ориентирует
человека на безусловную веру ("Верую,
даже если это нелепо" – Тертуллиан).
Философия направляет на разум, на сомнение,
на свою собственную позицию, а не только
на позицию, пусть и признанных, авторитетов.
Религия посредством
Бога претендует на абсолютную истину.
Философия подходит к этому вопросу "скромнее",
скептичнее, предоставляет выбор позиций.
Религия говорит
о спасении души в потустороннем
мире. Философия ориентирует человека
на совершенствование души, на "труд
души", а значит, и на ее спасение,
в земном бытии, через мирскую созидательную
деятельность.
Религия, хотя и
постулирует свободу воли человека,
все же ограничивает ее рамками соотношения
с Богом, поэтому, так или иначе,
в религиозном сознании присутствует
элемент страха, подчиненности. Философия
полностью опирается на свободу человеческой
личности. Философия сама только и возможна
на основе свободы мысли.
Заключение
Подытоживая вышесказанное,
хотелось бы отметить, что в данной
работе не ставилась задача умалить
или принизить религиозное сознание
и "выпятить", возвеличить – философское.
Думается, что здесь вернее оставить за
философией и религией (по примеру средневековой
концепции "двойственной истины"),
каждой – свой путь постижения истины.
Обобщая вышеизложенный
материал, а также имея ввиду современное
состояние философского знания, можно
выделить следующие особенности философского
мировоззрения:
Оно строится на
фундаменте непротиворечивого
В нем мир
снова обретает единство как “жизненный
мир человека”.
Оно развивается
само и создает предпосылки для
развития научного знания.
Философское мировоззрение
является основанием для практической
деятельности человечества и для существования
культуры в широком смысле этого слова
(как разнообразных форм человеческой
деятельности и ее результатов).
Оно является единственной
формой мировоззрения, способной решить
проблемы выживания человечества.
В мировоззрении
находит свое завершение целостность
духовности человека. Философия как
едино-цельное мировоззрение
Список использованной
литературы
1. П.В. Алексеев,
А.В. Панин. Философия: Учебник. - 3-е
изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2006. - 608 с.
2. Высказывания
великих. М.:”Мысль”, 1993, - 244с.
3. История
философии в кратком изложении.
4. А.Ф. Малышевский.
Введение в философию: Учеб. пособие.
/ Под ред. А.Ф. Малышевского. –М.: Просвещение,
2005, - 256с.
5. Н.Н. Смирнова.
Конспект лекций по философии;
СПб.: ООО «Издательство “Альфа”»,
2000.
6. А.Г. Спиркин
– Философия: Учебник. – М.:
Гардарики, 2007.- 816с.
7. Семинарские
занятия по философии: Учебник. / Под ред.
К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 2001. - 297с.
8. Е.М. Удовиченко.
Философия: конспект лекций и
словарь терминов. Учебное пособие.
– Магнитогорск: МГТУ, 2004. – 197 с.
9. Философия.
Учебник. / Под общей редакцией Г.В.
Андрейченко, В.Д. Грачева – Ставрополь:
Изд-во СГУ, 2001. – 245 с.
10. Философия:
Учебник / Под ред. проф. В.Н.
Лавриненко. — 2-е изд., испр. и
доп. — M.: Юристъ. 2004.
11. Философия
в вопросах и ответах. Учебное
пособие для вузов / Под ред.
проф. Е.Е. Несмеянова. – М.: Гардарики,
2000. – 351 с.
12. Философский
словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.:
Книжный Дом. 2003.
13. Фролов
И.Т. Введение в философию:
88888888888888888888888
Теоцентризм.
Это философское
понятие отражает упрощенную форму
предыдущих верований. Создатель Вселенной
приобрел человеческий облик. Служители
культа «приблизили» Творца к одной только
планете и наделили его чертами благообразного
старца, восседающего на облачке и контролирующего
поведение человечков, плод своего творения.
Под лозунгом: « Не судите, да не судимы
будете!» отдали на волю Всевышнего контроль
за земными делами и определили Ему право
распоряжаться судьбой каждого конкретного
человека после его смерти. Для живущих
придумали вариант Страшного Суда или
Судный день. Каждому живущему предоставили
шанс еще при жизни избавиться от багажа
грехов через покаяние или искупление.
Искупление плавно перешло в банальный
откуп через взятку чиновнику от церкви
в форме церковных пожертвований или передачи
имущества в управление церковью.
Наиболее яркими
представителями здесь являются
христианство с сотнями течений на любой
вкус, ислам, религиозные учения нового
времени. В этих конфессиях на первое место
вышло почитание племенного бога с приданием
ему функций Единого, что фактически является
язычеством или унижением Создателя.
Особо здесь
отмечу язычество. «Языки» - народы, иноверцы.
«Язычество» - народные представления
о божественной иерархии. Язычество явилось
переходной фазой к теоцентристским понятиям.
Это – тот этап, когда отдельные народы
стали обожествлять природные процессы,
культ природных сил вышел на первое место
в понимании ими процессов Мироздания.
У многих народов появились свои покровители
(у разных народов ранее звавшиеся пенатами,
гениями, асами и т.д.), получившие статус
бога, ответственного за определенные
природные процессы. Читателю известны
многие имена таких божеств: Посейдон
(посей-вода) – божество якобы греческого
пантеона, бог воды и морей, хотя достаточно
четко прослеживаются арийские корни
в этом слове. В данном случае просьба
к Отцу небесному: «Дай воды!» в старом
выражении « Посей дон!» перешло в имя.
Перун (пер руну) – посылал молнию Создатель
в знак одобрения при обращении к нему
за советами. Он же дал нашим предкам письменность,
начертав на небесах руны-молнии, названные
руницей или перуницей. Наши и зарубежные
«ученые» по сей день не разберутся, чьи
руны «самые-самые», называя руническое
письмо «письменностью черт и резов» или
«тайной», изобретенное нашими недавними
предками для письма зубилом и ножами
по камню и дереву.
Кратким словом
«Ра» наши пращуры обозначали понятия
Бог, Свет, Солнце и т.д. ИсТОРЫки внесли
в нашу науку сведения о египетском боге
солнца Ра, при этом без стеснения используют
в своих работах имена Атон-Ра, Амон-Ра,
означающие Атон-Бог, Амон-Бог. В противовес
дневному Свету и светилу, называемыми
«Этот Свет» существовало понятие «Тот
свет» и ночное светило. В Египте его называли
Тот-Ра, соответственно Тот стал богом
Луны. Данная трактовка непонятых ими
событий и имен привела к чудовищным извращениям
истории наших предков. Само Солнце –
лик Создателя наши предки называли «Бо
Ог», в современном звучании «Божественный
Огонь», все остальное пространство величалось
«не Бо», в современном правописании «небо».
Введение новых имен создало прецедент
для утверждения, что существовал политеизм,
а значит и язычество. Правда, «тал-мудисты»,
не сумев разобраться в ситуации «кто
есть ху» в окружении их бога (ангелы, архангеллы,
архистратиги и т.д.) с уверенностью говорят
о христианском монотеизме или единобожии.
Ни сколько не смущаясь, произносят, что
Бог – един, поэтому у него триединая Сущность:
Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, изображая
при этом Отца, Сына и Богородицу, оставляя
за кадром Святого Духа или четвертую
составляющую.
Крупнейшие конфессии
в Теоцентризме: христианство, ислам,
иудаизм.
Эгоцентризм или
антропоцентризм.
Антропоцентризм
начал развиваться в период распространения
иудаизма, когда в одном лице был
светский и духовный правитель или
первосвященник. Он же назначал себе наместников
в отдельные провинции (колена Израилевы)
по духовной линии (патриархов) и по военно-хозяйственным
делам кнесов или кнезов. В современном
Израиле место заседания кнесов – одномандатный
Парламент – Кнессет.
После развала
империи Александра Македонского, большая
ее часть со столицей в Александрии
досталась в управление одному из
полководцев Александра, основателю новой
династии Птолемея. Его сумели убедить
еврейские мудрецы в принятии нового верования.
После долгих колебаний Птолемей выслушал
чтение Библии (Торы или Ветхого Завета).
Основная мысль, которая его устраивала,
была возможность получить наследственную
передачу власти и пожизненно обеспечить
всех своих потомков. «Мудрецы» обещали
полную поддержку в обмен на ряд свобод
и возможностью управлять делами государства.
Спустя несколько лет Птолемей собрал
в покоях своего дворца 70 еврейских мудрецов
с Библиями на иврите. Представляли они
общины евреев-язычников, которых в то
время и сейчас зовут «эллинами». Этих
мудрецов изолировали в отдельные комнаты
и предложили каждому сделать перевод
этой книги. Тексты переводов были очень
близки по смыслу, что позволяет их и сейчас
считать каноническими. Носит название
такая Библия – Септуагинта или Семидесятница
(от 70 мудрецов). В 304 году до н.э. Птолемей
принимает эти религиозные верования
в качестве государственных. С этого периода
идет отсчет эпохи эллинизма.