Мировоззрение и его сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 02:01, контрольная работа

Описание работы

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии.

Работа содержит 1 файл

Эльвина.doc

— 284.50 Кб (Скачать)

аксиологический (греч. – axia - ценность, logos - учение) –  формирующий учение о ценностях  мира, бытия самого человека; 

праксиологический (греч. – praktikos - деятельность, logos - учение) – конкретизирующий специфику практической деятельности людей; 

логический (греч. – logos - слово, мысль, учение) – представляющий законы человеческого мышления. 

Имеются ещё  и этический, эстетический, эвристический, культурологический, историко-философский аспекты. Они не менее рельефны и важны, но их конкретизация значительно затруднит усвоение темы. Каждый из этих аспектов представлен большим количеством исследований, позиций, направлений, идей, школ, точек зрения. Подобного разнообразия не может продемонстрировать ни одна конкретная наука, так как не имеет столь широкого предметного поля. Его сложность и многогранность предопределяют различные позиции в отношении вопроса – является ли философия наукой? 

Авторы, считающие  философию наукой, базируются на следующих  её особенностях: 

1.     Это знание имеет теоретический  характер. 

2.     Имеет, как и другие науки,  свой предмет, объект и функции. 

3.     За историю своего развития  она выработала систему понятий, категорий, законов, гипотез, идей, теорий и систем теорий. 

4.     Базируется на данных конкретных  научных дисциплин. В свою очередь,  как самая общая из всех  наук, вырабатывает для них систему  методов (способов действия). 

Но существует и другое мнение, что философия не наука, и выступает лишь как гуманитарное знание, так как: 

1)  не имеет  собственной практической базы, длительно проверяет свои выводы  в конкретных процессах жизни; 

2)    имеет  большое количество противоположных  направлений. Например, материализм и идеализм, гносеология и агностицизм, метафизика и диалектика, монизм и дуализм и т.д.; 

3)    в  ней существует большое количество  сведений, которые не могут быть  как полностью доказанными, так  и опровергнутыми; 

4)    несёт  на себе печать личностных черт её создателей, что снижает ценность открытий в научном плане, так как наука должна быть максимально приближена к объективной (реальной) оценке действительности. 

И, наконец, философию  иногда относят к сфере искусства, мотивируя: 

1)    наличием эмоционального элемента в философском познании (например, при рассмотрении проблем жизни и смерти, судьбы человека и т.д.) ввиду близости данной проблематики каждому человеку; 

2)    анализом  не только закономерных, часто  повторяющихся явлений, но и  уникальных, неповторимых, что больше свойственно художественному познанию и творчеству. 

3)    многогранностью,  многоаспектностью смыслов её  основных понятий. 

На удивление  все эти аргументы и позиции  правомерны, они действительно выявляют многообразные свойства философского знания, чем еще в большей мере демонстрируют ее самобытность. Это интегрированное, универсальное, теоретическое знание, которое формулируется рационально (лат. rationalis - разумный), надо опытным путем и сориентировано на вечное накопление и постижение мудрости. 

Предназначение  философии в обществе представлено большим количеством функций ( от лат. functio - исполнение, свершение, внешнее  проявление свойств какого-либо объекта  в системе отношений). 

Основные среди  них: 

1.       Гносеологическая ( теоретико-познавательная) – философия как система знания помогает познавать мир, систематизировать знание о нем, проникать в сущность его процессов и явлений. 

2.       Мировоззренческая - способствует  формированию системы взглядов  на мир и место человека в нем, создавая и ориентируя его смысложизненные установки. 

3.       Методологическая (греч.methodos - путь, logos - учение, т.е. учение о способах  и путях познания ) — состоит  в обобщении и синтезировании (синтез - соединение элементов в  единое целое) результатов конкретных наук. На данной основе философия формулирует универсальные (всеобщие) методы познания для всех видов знания, способствуя этим совершенствованию и установлению наиболее эффективных путей дальнейшего исследования объектов. Но, в свою очередь, философия базируется на выводах специальных наук, делает их объектом анализа для последующего развития своих положений. Существовать вне этой системы связей не смогут ни философия, ни частные науки. 

4.       Социокультурная - как особая  форма накопления духовного опыта человечества, философия осмысливает состояние культуры, сопоставляет различные типы ее функционирования, обнаруживает и формулирует ее проблемы, тем самым осуществляет теоретический подход к новым культурным системам. 

5.      Идеологическая - философские положения могут быть использованы для создания идеологических доктрин, прежде всего, для защиты позиций властвующих структур. 

6.       Праксеологическая - ее положения  помогают взаимодействию человека  с окружающей действительностью, преобразованию ее, использованию законов мира. 

7.       Прогностическая - как и любое  знание, философия на основе познанных  закономерностей мира (принципа  всеобщей связи и развития, причинно-следственной  зависимости всего происходящего,  системности и т.д.) может давать предположительные прогнозы на будущее. Однако они носят вероятностный, многовариантный характер. 

Таким образом, философия выступает полифункциональным ( греч. роlу - много) образованием, особым видом знания. По своей роли - феноменом духовной культуры, демонстрирующим единство мира, человека, бытия. Она, как интегративное (совокупное) знание формирует и во многом направляет сознание и деятельность общества, оказывает воздействие на мышление и познание отдельного человека. 

В связи с  этим правомерно вести речь о роли философии в формировании мировоззрения. Мировоззрение - система обобщённых взглядов человека на мир и  его собственное место в нем. 

Развитие мировоззрения  зависит от социального происхождения  человека, социальных условий жизни, его воспитания, образования, опыта, возраста. Оно носит исторический характер, т.е. меняется с течением времени, совершенствуясь и усложняясь (например, качественно различны мировоззрения средневекового и современного человека ). 

Существуют исторические типы мировоззрения: миф, философия и религия. Миф (греч. muthos - сказание ) - фантастическое отражение действительности, присущее людям первобытного общества. В нем одухотворялась природа, Боги не всегда были вершителями судеб людей. Довольно часто Боги изображались пренебрежительно, отягощенные пороками: мстительностью, сварливостью, злостью, кровожадностью и т д. 

Функции мифа как  мировоззрения не исчерпались до сих пор. Мифы целенаправленно создаются  и распространяются в современных  условиях для достижения политических целей, особенно в кризисных ситуациях общественной жизни. 

Философия, как  тип мировоззрения, стремится выработать не только теоретическую, но и практическую мудрость, помочь человеку обрести  себя, осознать свое назначение, найти  применение своим способностям. Она сравнивает, осмысливает процессы действительности, выявляет их первооснову, причины возникновения и роль в окружающем мире: что общезначимо, а что - временно, преходяще. Философия анализирует познанное частными науками и как практическая мудрость трактует непосредственные и опосредованные изменения реального бытия. 

Религия возникает  позже мифа и философии на основе первобытных верований. Ее мировоззренческие  ориентиры: человек находится в  полной власти Бога, регулирует свою жизнь через божественные заповеди и должен безоговорочно верить им. 

Соответственно  историческим типам существуют разновидности  мировоззрения, классифицируемые по своему содержанию на- вненаучные, научные  и антинаучные. 

Вненаучное —  обыденное, обслуживающее каждодневные потребности людей. Оно всегда находится во власти расхожих стереотипов и обыденного мнения. Основывается на здравом смысле, носит поверхностный характер, непоследовательно, опирается на традиции, тяготеет к статичности. 

Научное - ориентируется на познание сущности предметов и процессов, т.е. - на постижение истины. Систематизировано, ему присущи доказательность и развитие собственных положений. 

Антинаучное - религиозное  и мистическое, отрицает науку Не ставит перед собой задачу познания истины, руководствуется догматами (неизменные положения веры ). 

Классификация может быть осуществлена и по иному  критерию - отношению мировоззрения  к общественному процессу. 

Соответственно: 

-         прогрессивное - отвечающее передовым  тенденциям своего времени, способствующее осуществлению прогресса; 

-         консервативное - ориентирующееся на  неизменность общественного устройства  и отсутствие необходимости преобразований; 

-         реакционное -  имеющее в своей  основе регрессивные тенденции,  помогающее движению вспять. 

Кроме того, необходимо отметить разноуровневость мировоззрения. 

Существует: 

- мировоззрение  личности; 

- мировоззрение  социальных групп, социальных  общностей; 

- мировоззрение  общества. 

Мировоззрение человека – система обобщённых взглядов на взаимодействие с миром, продуманное воззрение по вопросам мироустройства, определённая позиция в осознании своего предназначения, обоснованность жизненных установок, представлений о добре и зле: что представляют собой эти явления? Можно ли подняться над злом? Наполнить добром все свои жизненные проявления? 

Мировоззрение социальных групп, социальных общностей  включает в мировоззренческие системы  всех людей, входящих в их состав, аккумулируя  самое существенное. 

Мировоззрение общества содержит в себе обобщенные направления в устоявшихся взглядах социальных групп, которые составляют данное сообщество в определенный исторический период. 

Указанные уровни, взаимодействуя, взаимовлияя друг на друга, демонстрируют взаимосвязь  сложных мировоззренческих процессов. 

При всем разнообразии типо- и видообразований мировоззрения  можно вычленить его структурные  части: 

1. Знания специальных  наук. Они могут носить систематизированый (получаемый в процессе образования)  или несистематизированный (хаотический)  характер. Содержание конкретных знаний помогает человеку ориентироваться в мире, познавать себя и свои связи с обществом, природой, принимать оптимальные решения. 

2. Нормы –  социальные общепринятые правила,  которые являются образцами поведения.  Наиболее значительными системами нормативной регуляции выступает мораль и право. Они выработаны обществом в процессе его исторического развития, рассчитаны на всех, носят безличный характер, не учитывают конкретных условий протекания действия и индивидуальность характера его участников. 

Следование нормам осуществляется: 

1) путем превращения  внешних требований общества  во внутреннюю потребность, в  привычку; 

2) через применение  обществом мер социального контроля, если чье-либо поведение отклоняется  от общепринятого. 

3. Принципы – внутренние регуляторы мышления, поведения, деятельности, общения и отношений человека. Вырабатываются личностью самостоятельно в процессе жизни на базе ее социального опыта с учетом общезначимых социальных норм. Мировоззренчески развитая личность руководствуется своими принципами, меньше нуждаясь в нормативной поддержке общества. 

4. Ценности –  социально значимые явления. Они  направляют деятельность и отношения  как отдельного человека, так  и всего общества. Конкретное  содержание и степень их системной организации зависят от уровня культуры общества, социальных групп, отдельного человека. В процессе жизни личность формирует свою систему ценностей из выработанных обществом, составляя собственную ценностную ориентацию. Она необходима в связи с тем, что человек постоянно стоит перед проблемой жизненного выбора в различных вопросах, оценкой происходящего, перед конкретизацией своей позиции. 

Информация о работе Мировоззрение и его сущность