Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 02:01, контрольная работа
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии.
Введение
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса. По своей сущности мировоззрение - общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.
1. Мировоззрение
и его методологические
Различают понятия «мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная взаимосвязь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира - это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественно-научную картину мира, а общественных - социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира - задача всех областей знания.
С помощью мировоззрения человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Мировоззрение - это комплексное воззрение о том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени. Например, мировоззрение западноевропейцев считается активным, рациональным и линейным (культура «мужского типа»), а мировоззрение народов Востока - созерцательным, иррациональным и нелинеаризированным (культуры «женского типа»). Мировоззрение - способ построения картины мира.
Картина мира - это обобщенное знание о строении, устройстве мира, закономерностях его развития. Картина мира является исходным пунктом и результатом деятельности мировоззрения.
Картина мира задается человеку (или сообществу) извне (т.е. внешними условиями существования) сразу после рождения в «свернутом» виде, а затем, в процессе реальной жизнедеятельности, на основе получаемого опыта жизни, она дешифруется, корректируется и видоизменяется в соответствии с новыми объективными условиями и субъективными желаниями человека. Картина мира, таким образом, в определенной степени произвольна, а в определенной степени - обусловлена объективными обстоятельствами.
Чем системней, шире и глубже мировоззрение, тем точнее картина мира, тем успешней жизнедеятельность личности или сообщества людей, потому что точнее и адаптивней становится программа человеческой жизнедеятельности, т.е. ее мировоззренческая стратегия. Это - основная функция мировоззрения. Она называется методологической (метод - способ; логос - учение; функция исполнение), поскольку именно мировоззрение личности или общества определяет какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели. Дело в том, что люди, осуществляя любую деятельность, живут не только в Настоящем (как животные), но, одновременно, и в Прошлом, и в Настоящем, и в Будущем. Поэтому, кроме инстинктов и безусловных рефлексов, им требуются особые мыслительные конструкции, позволяющие людям уверенно чувствовать себя и в самооценке, и в своих прогнозах на будущее. Помимо цели, люди обычно руководствуются в своем поведении и более или менее общими установками, общими правилами действия, запретами, предписаниями и ограничениями. Именно эти общие установки и составляют методологию в широком смысле.
Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения. Для мировоззрения же характерна еще более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.
Мировоззрение у огромного количества совершенно разных людей имеет множество общих черт в различных отношениях. Так, мировоззрение может быть научным или антинаучным, религиозным или атеистическим, обыденным или философским, но оно всегда стремится к целостности и успешности относительно совершенно конкретных обстоятельств. Однако достигаются эта целостность и эта успешность разными способами. Художественное, мифологическое, религиозное мировоззрение формируются при преимущественном значении мироощущения; научное мировоззрение действует в основном на уровне миропонимания; философское осуществляет попытку системно гармонизировать оба уровня; а обыденное мировоззрение - это произвольное смешение мироощущения с миропониманием.
Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, мировоззрение играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренческое начало.
Понятие мировоззрения
соотносится с понятием «идеология»,
но они не совпадают по своему содержанию:
мировоззрение шире идеологии. Идеология
охватывает лишь ту часть мировоззрения,
которая ориентирована на социальные
явления. Мировоззрение же в целом относится
ко всей объективной действительности
и к человеку.
888888888888888888
Структура мировоззрения
состоит из: 1) мироощущение - сенсорная
и эмоциональная сторона, где представления
об окружающей действительности формируются,
как на основе образов, полученных при
помощи пяти чувств, так и тех переживаний,
настроений, эмоций, которые вызывает
у человека объект или ситуация; 2) мировосприятие
- категориально-
Отметим, что данные элементы структуры мировоззрения неразрывно взаимосвязаны, представляют целостный процесс, влияют на течение друг друга, и, в определённом виде, запечатлеваются друг в друг
8888888888888
Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека.
Мировоззрение - это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей.
Все типы мировоззрения
выявляют некоторое единство, охватывая
определенный круг вопросов, например,
как дух соотносится с
Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.
888888888888888888888888888888
1. Понятие мировоззрения
и его связь с философией
Человек живет,
осмысливая себя и окружающую действительность.
Он познает и оценивает мир, вырабатывая
осознанное отношение к нему, определяет
свои возможности и место в мире, создает
собственные программы действия.
Происхождение
философии как особой интеллектуальной
деятельности и формы знания относится
к концу VII - началу VI вв. до н. э. Событие
это происходит исторически независимо
и одновременно в трех регионах Земли
— Индии, Китае и Древней Греции, причем
философские традиции, берущие начало
в трех названных культурных центрах,
оказались чрезвычайно важными.
Философия составляет
теоретическую основу мировоззрения,
или его теоретическое ядро, вокруг
которого образовалось своего рода духовное
облако обобщенных обыденных взглядов
житейской мудрости, что составляет
жизненно важный уровень мировоззрения.
Однако это вовсе
не означает, что всякое мировоззрение
является также философией. Понятие «мировоззрение»
шире понятия «философия». Это означает,
что первое включает в себя второе. Подобно
тому, как понятие «плод» подразумевает,
например, не только яблоко, но и грушу,
вишню и т. д., так и понятие «мировоззрение»
нельзя свести только к философии. Оно
включает в себя и другие виды мировоззрения
– мифологическое, художественное, религиозное
и т. д. [10, С.14].
Философия - это
такая форма общественного и
индивидуального сознания, которая постоянно
теоретически обосновывается, обладает
большей степенью научности, чем просто
мировоззрение, скажем, на житейском уровне
здравого смысла, наличествующего у человека,
порой даже не умеющего ни писать, ни читать.[6,
С.8].
В целом мировоззрение
можно было бы определить следующим образом:
это обобщенная система взглядов человека
(и общества) на мир в целом, на свое собственное
место в нем, понимание и оценка человеком
смысла своей жизни и деятельности, судеб
человечества; совокупность обобщенных
научных, философских, социально-политических,
правовых, нравственных, религиозных,
эстетических ценностных ориентации,
верований, убеждений и идеалов людей.
[6, С.8].
В зависимости
от того, как решается вопрос о соотношении
духа и материи, мировоззрение может
быть идеалистическим или материалистическим,
религиозным или атеистическим. [6, С.9].
Материализм есть
философское воззрение, признающее
субстанцией, сущностной основой бытия
материю. Согласно материализму, мир
есть движущаяся материя. Духовное же
начало, сознание есть свойство высокоорганизованной
материи - мозга.
Идеализм есть
философское мировоззрение, согласно
которому истинное бытие принадлежит
не материи, а духовному началу -
разуму, воле. Материальное и духовное
- это совечно единое сущее. Вне этого
принципа мы не можем понять смысл сущего,
его регулятивные принципы, объективную
целесообразность и гармонию в мироздании.
В рамках только материализма мы в принципе
не в состоянии ответить на вопрос: кто
в универсуме так мудро формообразует
все и вся и осуществляет регулятивную
функцию.
Материализм несовместим
с признанием объективной целесообразности
в мире, а это неоспоримый факт
в бытии сущего.
С нравственно-психологической
точки зрения мировоззрение может
характеризоваться как оптимистическое
или пессимистическое.
В практике общения,
в литературе понятие мировоззрения
употребляется и в более узком
смысле, например говорят: "философское
мировоззрение", "политическое мировоззрение"
или "художественное мировоззрение",
или даже в еще более узком понимании
- "врачебное мировоззрение", "физическое
мировоззрение" и т.п. [6,С.10].
Итак, обобщенная
система представлений о мире
и о себе, ценностных ориентаций
и волевых побуждений, определяющая
жизненную позицию субъекта, называется
мировоззрением. [12, С.87]
Мировоззрение
и философия есть результат отражения
мира, но глубина этого отражения
может быть различной. Первый элементарный
вид отражения происходит на уровне
ощущений. Применительно к мировоззрению
он связан с мироощущением или
миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь
отдельные, внешние проявления бытия,
мир явлений, а не сущностей.