Медиа и социальная активность молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:20, реферат

Описание работы

Повышенное внимание к проблемам молодежи объясняется ее особой ролью в общественном воспроизводстве. Молодежь всегда была и остается наиболее активной и динамичной социально-возрастной группой, реализующей себя во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, социальной, культурной, экономической. Данная социально-демографическая группа в большей степени, чем другие, нацелена на повышение своего социального статуса и освоение новых социальных ролей.

Работа содержит 1 файл

Медиа и социальная активность молодежи.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

     Результаты  данного исследования показывают, что  интернет-пользователи чаще всего выбирают коммуникативную активность, которая максимально эффективна в интернете. И только небольшая часть пользователей предпочитает более активные формы политического участия.29

     А.А. Киселев вводит понятие «политическое Интернет-участие», под которым понимаются «все действия с использованием ИКТ, которые предпринимают граждане с целью влияния или прямого участия в принятии политических решений на разных уровнях политической системы».30

     Среди специфических факторов, влияющих на политическую активность в Интернете, очевидным условием ее осуществления является наличие у молодежи доступа в интернет, время, проводимое онлайн и наличие навыков интернет-навигации. Следует отметить, что под навыками интернет-навигации подразумевается даже не столько умение пользоваться интернет-браузерами, сколько навык обрабатывать полученную информацию, отсортировывать ненужную и извлекать нужную из огромного объема информации.

     Политическая  онлайн-активность молодежи отчасти  определяется также и тем, требуется  ли информация политического характера  человеку в его повседневной деятельности.

     В Интернете также присутствует такой фактор, как мода на определенные темы.

     Всплески  активности интернет-пользователей  зачастую носят ситуативный характер. Какой-либо политический вопрос может  обсуждаться пользователями Рунета на протяжении нескольких недель или даже месяцев, но вскоре интерес угасает, и блоггеры переключаются на другую тему – не обязательно политическую.

     В этом смысле Интернет ничем не отличается от традиционных СМИ – печати, телевидения. Вспомним недавние события, нашедшие широкий отклик в Интернете, - историю 22-летнего гражданина г. Новосибирска Артема Лоскутова, прославившегося организацией неординарных демонстраций («монстраций»), арестованного по подозрению в хранении наркотиков в мае 2009 г., или журналистки Натальи Морарь, которая в феврале 2009 г. провела несколько дней в аэропорту Домодедово, так как пограничные службы запрещали ей въезд на территорию России.

     В свете молодежной проблематики следует  отдельно остановиться на сайтах экстремистской направленности.

     В Интернете представлены абсолютно все типы террористических организаций: там действуют марксисты, маоисты, исламисты, националисты, сепаратисты, расисты, анархисты и проч. Существуют сотни русскоязычных сайтов, на которых размещены экстремистские и террористические материалы. Среди таких сайтов – «Русское национальное единство», «Союз русского национального возрождения», «Черная сотня», «Народное коммунистическое движение», «Воскресенское православное братство» и др.

     Типичный  террористический интернет-сайт, как правило, содержит историю организации, обзор политических, экономических и социальных факторов, которые неизбежно должны были повлечь за собой возникновение данной организации. На этой информации базируется программа действий, принятая экстремистами.

     Несмотря  на то, что многие пользователи Интернета  посещают сайты экстремистского  и протестного толка из любопытства, вполне очевидно, что эти сетевые  ресурсы наносят немалый вред и способны не только распространять идеи сепаратизма в массовое сознание, но и рекрутировать новых членов террористических организаций. 

Вместо  заключения 

     Таким образом, можно констатировать, что  на сегодняшний в политическом сегменте Интернета параллельно происходят два процесса:

    1. его расширение за счет увеличения количества молодежных организаций федерального и регионального уровня, органов исполнительной власти по делам молодежи различной направленности в Интернете;
    2. формирование политических сообществ в рамках форумов, блогов, онлайн-дневников, где пользователи могут обмениваться мнениями по политическим вопросам.

     Рассчитывать на то, что только дальнейшее развитие и распространение информационных технологий на территории РФ способно сформировать политически активное общество - большая иллюзия. Ошибочно возлагать подобные надежды на Сеть – якобы с ростом информированности граждан сама собой возрастет их политическая активность. Разнообразные исследования, как в России, так и за рубежом, показывают, что Интернет для этих целей использует в основном та часть общества, которая уже имеет четкую гражданскую позицию и политически активна изначально. Поэтому следует воспринимать Интернет лишь как средство, инструмент коммуникации, обладающий определенными достоинствами и особенностями в сравнении с традиционными медиа, который можно активно использовать хотя бы ввиду его дешевизны и популярности.

     Анализ  показал, что в современной России политическая активность молодежи обусловлена сложной системой объективных и субъективных факторов.

     К объективным следует отнести, прежде всего, социально-экономические условия: низкая оплата труда, низкий уровень доступности образовательных услуг, призыв в армию, отсутствие жилья и др.; политический режим: практика подавления оппозиционных настроений, значимость административного ресурса для осуществления политической деятельности, недостаточное внимание к проблемам молодежи со стороны государства и политических партий; «размытость» идеологии основных политических сил; отсутствие единой системы политического образования и воспитания молодежи. Существенным фактором, влияющим на уровень доверия молодежи к власти является то, что молодежь рассматривается политическими силами лишь как «вторичный» политический ресурс, а не полноправный субъект политической деятельности. Особенностью современной российской политики выступает контроль за политическим поведением молодого поколения и использование ее политического потенциала в интересах правящей элиты либо оппозиции.

     К субъективным факторам можно отнести  возрастные особенности, неуверенность  в завтрашнем дне, рост инициативности, амбициозности, индивидуализма в среде молодежи, первостепенность желания заработать и сделать карьеру.

     Сегодня инициатива молодежи возникает по решению административных структур, что вытесняет креативный потенциал молодежи за пределы молодежных организаций и политических партий. Несмотря на то, что в рамках реализации сегодняшней государственной молодежной политики ведется работа по развитию полноценной личности молодого поколения, организации досуга, спортивному и оздоровительному воспитанию и проч., положение большей части российской молодежи можно охарактеризовать как обособленное.

     Интересы  молодежи недостаточно представлены в  молодежной политике, так как молодежная политика строится преимущественно в отношении молодежи, участвующей в работе общественных организаций, то есть меньшей ее части. Приоритетная позиция крупных молодежных организаций в вопросах получения государственной поддержки тормозит развитие инициатив небольших групп, представляющих вариативные интересы молодого населения.

     Молодежные общественные организации охватывают лишь небольшую часть молодых людей. Подавляющее большинство молодых людей сегодня не находит себе применения в рамках существующих молодежных общественных организаций и объединений. Политика поддержки исключительно крупных и средних молодежных объединений оставляет за бортом большую часть молодежи.

     Кроме того, большинство общественных объединений  в силу своей организационной  и финансовой слабости не могут в  должной мере защищать интересы молодых  людей и организовывать эффективную работу в молодежной среде.

     Информированность молодежи о деятельности молодежных и детских общественных объединений  остается крайне низкой. Большинство  молодых людей не знакомо с  программными установками политических партий, плохо осведомлено о работе кандидатов, что во многом объясняет низкий уровень участия в молодежи в парламентских выборах.

     Реальное  воспитательное воздействие на молодого человека сегодня оказывает информационная среда, которая порой демонстрирует  культурные образцы и примеры поведения, не совместимые с понятием социальной ответственности.

     Таким образом, сегодня необходимо уделять  самое пристальное внимание не только работе с молодежью на уровне общественных объединений, политических партий, государства, но также и работе с молодежными СМИ. Необходимость формирования и развития профессиональной культуры журналистов, работающих в молодежных СМИ, организация данного рода специализации на факультетах журналистики и повышения квалификации для практиков очевидна.

     Информационную политику надо менять в двух направлениях: во-первых, работать с лидерами мнений в молодежной среде, стараться активно задействовать их в работе третьего сектора; во-вторых, параллельно необходимо организовать медиаобразование детей, подростков и их родителей. Здесь можно воспользоваться опытом европейских стран.

     Целесообразно сформировать общенациональную молодежную медиа-инфраструктуру, включая общественное телевидение (контент которого определялся бы не коммерческими интересами владельцев, а пользователями, в том числе молодежью) и мощный молодежный интернет-портал.

     В условиях достаточно высокой популярности среди населения печатных СМИ представляется целесообразным использование и ресурсов печатных СМИ, которые должны активнее освещать молодежную проблематику.

     Необходимо  создать возможности для участия молодежных организаций в контроле за качеством избирательного процесса, а также деятельности политических партий.

     Важно предоставить молодежным парламентам (правительствам) реальную возможность принятия политических решений в вопросах, касающихся молодежи.

Информация о работе Медиа и социальная активность молодежи