Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:20, реферат
Повышенное внимание к проблемам молодежи объясняется ее особой ролью в общественном воспроизводстве. Молодежь всегда была и остается наиболее активной и динамичной социально-возрастной группой, реализующей себя во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, социальной, культурной, экономической. Данная социально-демографическая группа в большей степени, чем другие, нацелена на повышение своего социального статуса и освоение новых социальных ролей.
Г. Алмонд и С. Верба предложили следующую типологию политических культур в зависимости от принятой в обществе модели политического участия:
С.
Верба и Н. Най выделяют следующие
разновидности политического
По
мнению Даунса, политическое участие
возможно при выполнении условия
максимальной выгоды. Данная концепция
рассматривает соотношение
Формирование концепции рационального выбора Э. Даунса было продолжено в работах М. Фиорины, но ученый пересмотрел влияние идеологии на избирательские предпочтения граждан. Автор акцентирует внимание на влиянии экономических и социальных условий на политическое поведение, по его мнению, избиратель голосует за «партию власти», если удовлетворен своей жизнью, а если нет - то за оппозицию.6
А. Марш и М Каазе выделили пять типов политического поведения граждан с учетом принятия или неприятия ими существующей политической реальности:
Ж.Т. Тощенко рассматривает участие молодежи в политической жизни общества как «особую форму консолидации ее групповых интересов, отражающих осознанные особенности собственного социального положения, роли и места в обществе и способ их реализации»8. По его мнению, в зависимости от уровня самоидентификации молодежи с различными структурами власти, а также степени проявления активности в политической жизни общества различают «формальное» и «реальное» политическое участие. Реальная политическая деятельность характеризуется волеизъявлением молодыми людьми своих политических прав различными способами и в различных формах. Причем выражение политического интереса и реализация прав молодыми гражданами должны осуществляться постоянно, а не только единовременно. В противном случае политическое участие следует рассматривать как формальное.
Некоторые исследователи выделяют «автономное» и «мобилизованное» политическое участие. Мобилизованное участие рассматривается как вовлечение людей в политику помимо их воли: «Индивид включается в политическую жизнь, становясь заложником воли лидеров, властей и их искусства манипулировать людьми».9 Такое участие исключает возможность граждан повлиять на действия политических сил для разрешения своих индивидуальных проблем. Мобилизационный тип управления - один из эффективных способов поддержания и реализации власти в авторитарных и тоталитарных режимах. Однако проявление мобилизованного политического участия не редкость и в демократиях, когда мобилизация носит более мягкий характер, не ограничивает физическую свободу граждан, а направляет их действия в нужное (для власти) политическое русло.10
По нашему мнению, политическая активность молодежи проявляется в следующих формах:
На уровень вовлеченности граждан в общественно-политическую жизнь действует достаточно сложная система факторов. В качестве объективных выделяются возрастные особенности (лабильность политического сознания, высокая подверженность манипулированию), неустойчивое материальное положение (отсутствие работы у учащейся молодежи, низкие доходы на старте профессиональной карьеры у работающей ее части), авторитарный тип политического режима (бюрократизм, непрозрачность системы государственной власти), фаза социально-экономического развития.
К субъективным факторам относятся доверие (не-) к институтам государственной власти, уверенность (не-) в завтрашнем дне, удовлетворенность (не-) своей жизнью, наличие или отсутствие интереса к политике и т.д.
Результаты исследований, проведенных Институтом социологии РАН, показывают, что доля молодежи, непосредственно участвующей в политической деятельности, равна примерно 2%. Примерно на том же уровне, что и 10 лет назад, остается число молодых россиян, активно интересующихся политикой (14%). Но одновременно почти на 20% сократилась доля молодежи, которая «факультативно» интересуется политикой («от случая к случаю») и с трети почти до половины – не интересуются вовсе11.
Невысокий интерес современной российской молодежи к политике и сложность современного состояния проблемы низкой политической активности, возможно объяснить следующими противоречиями.
Во-первых, стремлением молодых россиян повысить свой социальный статус, обрести более престижные социальные позиции и перспективы социальной мобильности.
Во-вторых, уровнем противоречий современной российской молодежи с властью и с социальными институтами.
В-третьих,
социокультурными конфликтами, связанными
с особенностями молодежных субкультур
(масс-культуры, рок-культуры и др.).
Молодежь
как субъект социальной
активности
Для того чтобы дать определение понятию «молодежь», необходимо вначале обозначить некие универсальные характеристики, которые существуют независимо от конкретно-исторических условий разных стран.12
Рассмотрим основные из этих универсальных характеристик
1. Молодежь - это часть общества. Не поняв общества, в котором живет молодежь, невозможно понять саму молодежь и ее специфические проблемы. И наоборот, не поняв молодежи данного общества, не постигнуть всех его, в том числе общих, противоречий и проблем, а тем более не раскрыть будущее этого общества. Молодежные проблемы являются проблемами всего общества. Однако неверным является утверждение, что никаких особых проблем молодежи не существует, а есть проблемы общества в целом, которые и надо решать.
У молодежи есть свои специфические, обусловленные возрастом проблемы, которых нет у зрелого человека:
(а) В любом обществе молодежь тесно связана с идеей зависимости. Пока человек не самостоятелен экономически, пока он зависит от родителей - он в глазах окружающих все еще «дитя», недоросль, ребенок.
(b)
В любом обществе большая
(c)
В любом обществе большинство
молодых людей не обладает
личной самостоятельностью в
принятии решений, касающихся
их жизни. Будучи зачастую
(d)
Молодежь находится в
(e)
Во всех обществах молодежь
находится в состоянии поиска
ответов на два жизненно
(f) В любом обществе молодые люди решают проблему выбора спутника жизни, а также вопрос о том, сколько иметь в семье детей.
«Вечными» молодежными являются проблемы социально-психологического плана: половое созревание, повышенная тяга к общению со сверстниками, чувство одиночества, агрессивность, подростковая жестокость и т.п.
2. Молодежь имеет двойственную природу, то есть выступает одновременно как явление биологическое и социальное, что определяет связь ее психофизического и социального развития.
В биологии, медицине, психологии, педагогике, юриспруденции, социологии понятия «молодость» и «молодежь» трактуются по-своему и изучаются с совершенно разных позиций. Между тем обобщенный, синтезированный взгляд на проблему молодости и молодежи с учетом всех этих точек зрения позволяет более адекватно оценивать положение молодежи в современном мире и разрабатывать комплексные пути решения проблем молодежи.
3. Молодежь - это часть населения, которая в силу своих социальных и возрастных психологических особенностей легко становится объектом манипуляций организованных представителей бизнеса и политики.
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано В.Т. Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет».14
Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».15
Определение, данное И.М. Ильинским, звучит так: «Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим обстоятельствами социально-психологических свойств, которые определяются уровнем социально-экономического и культурного развития, особенностями социализации в данном обществе. Современные возрастные границы понятия «молодежь» лежат в интервале от 13-14 до 29-30 лет».16
В дискуссиях по поводу возрастных границ понятия «молодежь» в различных странах обычно апеллируют к позиции Организации Объединенных Наций, как наднациональной и надгосударственной структуры, которая рассматривает границы молодежного возраста в интервале от 15 до 24 лет.