Медиа и социальная активность молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:20, реферат

Описание работы

Повышенное внимание к проблемам молодежи объясняется ее особой ролью в общественном воспроизводстве. Молодежь всегда была и остается наиболее активной и динамичной социально-возрастной группой, реализующей себя во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, социальной, культурной, экономической. Данная социально-демографическая группа в большей степени, чем другие, нацелена на повышение своего социального статуса и освоение новых социальных ролей.

Работа содержит 1 файл

Медиа и социальная активность молодежи.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

     Г. Алмонд и С. Верба предложили следующую  типологию политических культур  в зависимости от принятой в обществе модели политического участия:

    1. патриархальная, где политическая личность ограничена 
      непосредственными, простейшими интересами и взаимодействиями;
    2. подданническая, в которой возможности личности влиять на принятие политических решений ограничены существующими политическими институтами;
    3. партиципарная, или культура участия3.

     С. Верба и Н. Най выделяют следующие  разновидности политического участия:

  • совершенно пассивные формы политического поведения граждан;
  • участие граждан только в выборах представительных органов;
  • вовлеченность индивидов только в решение местных проблем;
  • поведение политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики;
  • политическое поведение активных участников предвыборных кампаний;
  • участие как форма профессиональной деятельности политика4.

     По  мнению Даунса, политическое участие  возможно при выполнении условия  максимальной выгоды. Данная концепция  рассматривает соотношение выбираемых средств и выбранной цели в  политическом поведении граждан  и позволяет определить зависимость форм политической активности от доступных индивиду средств.5

     Формирование  концепции рационального выбора Э. Даунса было продолжено в работах  М. Фиорины, но ученый пересмотрел влияние  идеологии на избирательские предпочтения граждан. Автор акцентирует внимание на влиянии экономических и социальных условий на политическое поведение, по его мнению, избиратель голосует за «партию власти», если удовлетворен своей жизнью, а если нет - то за оппозицию.6

     А. Марш и М Каазе выделили пять типов политического поведения граждан с учетом принятия или неприятия ими существующей политической реальности:

    1. неактивные - лица, которые вообще не участвуют в политике, а также те, которые изредка могут читать политическую прессу или время от времени участвовать в выборах;
    2. конформисты - большинство из них избегает непосредственного политического участия, однако некоторые принимают активное участие в конвенциональных формах и даже в политических кампаниях;
    3. реформисты - более активно принимают участие в конвенциональных формах, а также используют законные формы политического протеста;
    4. активисты - наиболее активные участники политической жизни общества, которые демонстрируют и конвенциональные и неконвенциональные формы;
    5. протестующие - активные участники политического процесса, которые используют неконвенциональные формы участия. 7

     Ж.Т. Тощенко рассматривает участие  молодежи в политической жизни общества как «особую форму консолидации ее групповых интересов, отражающих осознанные особенности собственного социального положения, роли и места в обществе и способ их реализации»8. По его мнению, в зависимости от уровня самоидентификации молодежи с различными структурами власти, а также степени проявления активности в политической жизни общества различают «формальное» и «реальное» политическое участие. Реальная политическая деятельность характеризуется волеизъявлением молодыми людьми своих политических прав различными способами и в различных формах. Причем выражение политического интереса и реализация прав молодыми гражданами должны осуществляться постоянно, а не только единовременно. В противном случае политическое участие следует рассматривать как формальное.

     Некоторые исследователи выделяют «автономное» и «мобилизованное» политическое участие. Мобилизованное участие рассматривается как вовлечение людей в политику помимо их воли: «Индивид включается в политическую жизнь, становясь заложником воли лидеров, властей и их искусства манипулировать людьми».9 Такое участие исключает возможность граждан повлиять на действия политических сил для разрешения своих индивидуальных проблем. Мобилизационный тип управления - один из эффективных способов поддержания и реализации власти в авторитарных и тоталитарных режимах. Однако проявление мобилизованного политического участия не редкость и в демократиях, когда мобилизация носит более мягкий характер, не ограничивает физическую свободу граждан, а направляет их действия в нужное (для власти) политическое русло.10

     По  нашему мнению, политическая активность молодежи проявляется в следующих формах:

    • предвыборная и избирательная активность, т.е. деятельность, целью которой выступает стремление повлиять на результаты выборов: участие в избирательных компаниях, агитация за определенных кандидатов, голосование на выборах и др.;
    • организованная активность - участие в деятельности молодежных политических организаций, а также участие в общественных движениях, целью которых является очевидное влияние на процесс принятия правительственных решений;
    • активность по организации групп воздействия - усилия, направленные на создание и последующее развитие молодежных групп и организаций, использующих в своей деятельности политические методы борьбы или направленных на решение политических вопросов;
    • протестная активность конвенционального и неконвенционального характера, выражающая политические ориентации протестной направленности.

     На  уровень вовлеченности граждан  в общественно-политическую жизнь  действует достаточно сложная система  факторов. В качестве объективных выделяются возрастные особенности (лабильность политического сознания, высокая подверженность манипулированию), неустойчивое материальное положение (отсутствие работы у учащейся молодежи, низкие доходы на старте профессиональной карьеры у работающей ее части), авторитарный тип политического режима (бюрократизм, непрозрачность системы государственной власти), фаза социально-экономического развития.

     К субъективным факторам относятся доверие (не-) к институтам государственной власти, уверенность (не-) в завтрашнем дне, удовлетворенность (не-) своей жизнью, наличие или отсутствие интереса к политике и т.д.

     Результаты  исследований, проведенных Институтом социологии РАН, показывают, что доля молодежи, непосредственно участвующей в политической деятельности, равна примерно 2%. Примерно на том же уровне, что и 10 лет назад, остается число молодых россиян, активно интересующихся политикой (14%). Но одновременно почти на 20% сократилась доля молодежи, которая «факультативно» интересуется политикой («от случая к случаю») и с трети почти до половины – не интересуются вовсе11.

     Невысокий интерес современной российской молодежи к политике и сложность  современного состояния проблемы низкой политической активности, возможно объяснить  следующими противоречиями.

     Во-первых, стремлением молодых россиян  повысить свой социальный статус, обрести более престижные социальные позиции и перспективы социальной мобильности.

     Во-вторых, уровнем противоречий современной российской молодежи с властью и с социальными институтами.

     В-третьих, социокультурными конфликтами, связанными с особенностями молодежных субкультур (масс-культуры, рок-культуры и др.).  

Молодежь  как субъект социальной активности 

     Для того чтобы дать определение понятию «молодежь», необходимо вначале обозначить некие универсальные характеристики, которые существуют независимо от конкретно-исторических условий разных стран.12

     Рассмотрим  основные из этих универсальных характеристик

     1. Молодежь - это часть общества. Не поняв общества, в котором живет молодежь, невозможно понять саму молодежь и ее специфические проблемы. И наоборот, не поняв молодежи данного общества, не постигнуть всех его, в том числе общих, противоречий и проблем, а тем более не раскрыть будущее этого общества. Молодежные проблемы являются проблемами всего общества. Однако неверным является утверждение, что никаких особых проблем молодежи не существует, а есть проблемы общества в целом, которые и надо решать.

     У молодежи есть свои специфические, обусловленные  возрастом проблемы, которых нет  у зрелого человека:

     (а)  В любом обществе молодежь  тесно связана с идеей зависимости. Пока человек не самостоятелен экономически, пока он зависит от родителей - он в глазах окружающих все еще «дитя», недоросль, ребенок.

     (b) В любом обществе большая часть  молодежи (учащиеся, студенты и т.п.) еще не включена в процесс  производства и поэтому исключена из процесса распределения основных благ, живет «в кредит», не имеет своего жилья, получает меньшую зарплату и т.п. Следствием этого является острота социальных проблем молодежи, которая сравнима только с социальными проблемами стариков.

     (c) В любом обществе большинство  молодых людей не обладает  личной самостоятельностью в  принятии решений, касающихся  их жизни. Будучи зачастую несогласным  с мнением и волей родителей,  родственников, существующими в  обществе законами, традициями и нравами, молодой человек существенно ограничен в своих действиях этими самыми факторами.

     (d) Молодежь находится в положении  объекта социализации, осуществляемой  путем обучения и воспитания. Ощущение себя «второстепенным», «неполноценным» членом общества  рождает в душах молодых людей обостренное чувство социальной несправедливости, социальной ущемленности, болезненность мироощущения, повышенную готовность к протесту, агрессивность, «усиливающиеся в обществах, где социальная справедливость регулярно нарушается в массовых масштабах, а «нищета» положения молодежи усугубляется нищетой общества в целом»13.

     (e) Во всех обществах молодежь  находится в состоянии поиска  ответов на два жизненно важных  вопроса: «кем быть?», то есть, какую выбрать профессию, и «каким быть?», то есть проблему нравственного и духовного самоопределения. Когда миллионы молодых людей находятся в состоянии неопределенности, возникает огромная общественная проблема, которая является в своей сущности проблемой стратегической.

     (f) В любом обществе молодые люди решают проблему выбора спутника жизни, а также вопрос о том, сколько иметь в семье детей.

     «Вечными» молодежными являются проблемы социально-психологического плана: половое созревание, повышенная тяга к общению со сверстниками, чувство одиночества, агрессивность, подростковая жестокость и т.п.

     2. Молодежь имеет двойственную природу, то есть выступает одновременно как явление биологическое и социальное, что определяет связь ее психофизического и социального развития.

     В биологии, медицине, психологии, педагогике, юриспруденции, социологии понятия «молодость» и «молодежь» трактуются по-своему и изучаются с совершенно разных позиций. Между тем обобщенный, синтезированный взгляд на проблему молодости и молодежи с учетом всех этих точек зрения позволяет более адекватно оценивать положение молодежи в современном мире и разрабатывать комплексные пути решения проблем молодежи.

     3. Молодежь - это часть населения, которая в силу своих социальных и возрастных психологических особенностей легко становится объектом манипуляций организованных представителей бизнеса и политики.

     Одно  из первых определений понятия «молодежь» было дано В.Т. Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет».14

     Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».15

     Определение, данное И.М. Ильинским, звучит так: «Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим обстоятельствами социально-психологических свойств, которые определяются уровнем социально-экономического и культурного развития, особенностями социализации в данном обществе. Современные возрастные границы понятия «молодежь» лежат в интервале от 13-14 до 29-30 лет».16

     В дискуссиях по поводу возрастных границ понятия «молодежь» в различных странах обычно апеллируют к позиции Организации Объединенных Наций, как наднациональной и надгосударственной структуры, которая рассматривает границы молодежного возраста в интервале от 15 до 24 лет.

Информация о работе Медиа и социальная активность молодежи