Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:20, реферат
Повышенное внимание к проблемам молодежи объясняется ее особой ролью в общественном воспроизводстве. Молодежь всегда была и остается наиболее активной и динамичной социально-возрастной группой, реализующей себя во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, социальной, культурной, экономической. Данная социально-демографическая группа в большей степени, чем другие, нацелена на повышение своего социального статуса и освоение новых социальных ролей.
Характерными
чертами массового
Исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), посвященное кумирам российской молодежи (100 населенных пунктов 39 областей, краев и республик России), показало, что кумиры современной российской молодежи это прежде всего поп- и рок-звезды, представители «золотой молодежи» (47%), успешные бизнесмены, олигархи (38%), герои телесериалов (30%), спортсмены (22%)21.
Современная молодежь почти полностью перестала относиться к политической деятельности как к социально значимому явлению. Большинство молодых людей не знает основ государственного устройства России, не слышало о принципе разделения властей, не знает своих гражданских прав. Молодежь не следит за изменением законодательства и принятием жизненно важных для нее решений в сфере молодежной политики, она также индифферентна по отношению к деятельности властных структур. У нее практически отсутствует стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления. Выборные общественные институты не пользуются ее доверием.
Во мнениях молодых людей все чаще проявляется политический нигилизм, выражающийся в большом недоверии к существующим ныне аппаратам тех или иных институтов власти, в пренебрежительном отношение к ним и принимаемым ими решениям. Полагают, что в стране реальная власть принадлежит мафии - 31% юношей и девушек, Президенту - 24%, Правительству - 7%, Парламенту - 4%. Степень доверия институтам власти коррелируется с присутствием в их деятельности элементов государственной молодежной политики. В наименьшей степени на федеральном уровне внимание молодежным проблемам уделялось пока российским парламентом.
Недоверие к органам власти, критическое отношение к политической системе общества обуславливают социально протестное поведение молодых людей. Формой политического протеста молодежи в современных условиях становится ее социальная апатия при ожидании полной или частичной смены политической системы. Все в меньшей степени молодым людям становится свойственно участие в работе каких-либо общественных организаций.
Весьма
незначительна вовлеченность
Результаты социологических исследований показывают, что молодые люди с большим недоверием относятся к любой идеологии. На смену бывшей ранее коммунистической идеологии в процессе макроэкономической трансформации фактически ничего не пришло, кроме провозглашения приверженности довольно расплывчатым и поверхностным в массовом сознании представлениям о демократии, свободном рынке, цивилизованном обществе. Декларируемые демократические ценности в основном заимствованы у Запада и не пользуются пониманием и широкой поддержкой молодежи. Вследствие всего этого среди молодежи отсутствует какая-либо база для формирования массовых политических движений и партий. Молодые люди привыкают ориентироваться только на лидеров и их обещания. Ценностные ориентации и убеждения молодежи и возможная политико-экономическая ситуация в ближайшие 10-15 лет дают возможность предположить прихода к власти харизматического лидера, способного установить авторитарную систему правления.
Тем не менее, низкая социально-политическая активность молодежи вовсе не означает того, что они не имеют своей точки зрения по политическим вопросам. По мере увеличения социальных связей (институт, армия, работа и т.д.) происходит перераспределение жизненных интересов.
Так, по результатам исследований, проведенных Институтом социологии, в младшей возрастной группе молодежи (17-20 лет) в целом интерес к политике в той или иной степени демонстрируют 41%, в средней (21-23 года) – 48%, в старшей (24-26 лет) – 57%. Причем, в старшей группе доля интересующихся политикой превосходит число тех, кто ею не интересуется (57% против 42%)22.
В ходе всероссийского исследования (опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России), проведенного Фондом Общественное мнение в июне 2005 г.,23 лишь 33% молодых респондентов (до 35 лет) заявили, что интересуются политикой, тогда как среди граждан среднего возраста – 40%, а среди тех, кто старше 55, – 45%.
Желание вступить в какую-либо политическую организацию среди молодежи в возрасте от 18 до 25 лет изъявили 16% и 74% - сказали, что у них такого желания нет; 96% никогда не состояли ни в какой политической организации или партии.
Среди молодежи в возрасте от 26 до 35 лет больше людей, состоявших в прошлом в политической организации (преимущественно, в пионерской организации), однако 87% заявляет, что такого желания у них на сегодняшний день нет.
Тот факт, что подавляющее большинство молодых людей не хотят даже думать о сотрудничестве с партиями, говорит об преобладающих установках на дистанцирование от политики.
В целом отношение молодежи к выборам носит скорее формальный характер, лишь небольшая часть молодых людей полагает, что путем голосования можно повлиять на результаты выборов. Так, 7,5 % молодых людей указали на ответ «да, от меня зависит успех кандидата или неудача его конкурента», 27,5% - «да, если я не проголосую, то мой голос уйдет в пользу другого кандидата», 45% - «нет, результаты выборов обычно прогнозируются, кандидат известен», 10% никому не доверяют, и столько же затруднились с ответом.
Сегодня в России многие политические партии имеют свои молодежные партийные организации: «Молодая гвардия», «Молодежное «Яблоко», «Российский аграрный молодежный союз», «Соколы Жириновского», «Молодежная организация «Союза правых сил» и др.
В
последнее время некоторые
Нельзя отрицать, что молодежные отделения при политических партиях дают возможность заинтересованным молодым людям приобрести опыт партийной работы и даже сделать карьеру по партийной линии, однако мобилизовать молодое поколение на решение важных задач, стоящих перед обществом, им пока не удалось.
Недоверие молодежи к политическим партиям связано еще и с тем, что последние, как правило, не имеют четкой разработанной молодежной политики, а используют молодых людей в качестве резерва для пополнения партийных рядов или «боевого крыла» для уличных действий и радикальных выступлений. Деятельность молодых людей в таких организациях зачастую заключается в том, чтобы ходить на митинги, расклеивать листовки, но не участвовать в руководстве и принятии решений. Лидеры политических партий и влиятельные политики осознают, что контроль над политическим сознанием молодежи позволяет сформировать значительный политический капитал и контролировать постоянно расширяющийся сегмент поля политики.
В целом среди причин низкой политической активности молодежи следует обозначить следующие:
Медиа как инициатор, организатор,
канал
социальной активности
молодежи
В CCCР средства массовой информации были «рупором» партии и правительства. Приоритет идеологической корректности перед профессиональной компетентностью в оценке работы журналиста, практика утверждения на ключевые должности высшими партийными органами, специальными комиссиями региональных и городских комитетов партии приводила к тому, что люди, формировавшие общественное мнение, неизбежно транслировали определенную идеологию.
С распадом Советского Союза государство отказалось от любых форм идеологического и морального воспитания. В начале 90-х годов прошлого века российское общество открылось для свободного информационного обмена. Это имело как положительные, так и отрицательные последствия. Если прежде человек опирался на идеологически обработанную, «вычищенную», централизованно распределенную информацию, то сегодня в большинстве своем он получает субъективно переработанную информацию, попадая в зависимость от того, кто ее предоставляет, от тех целей и задач, которые ставит перед собой конкретный источник информации. Результатом такого воздействия является разнообразие политических позиций граждан, но, в то же время, и отсутствие общественного консенсуса по ряду наиболее значимых социальных задач.
Никакие
средства общения в прошлом ни
по оперативности сообщений, ни по широте
охвата аудитории не могут идти ни
в какое сравнение с
Современные СМИ одновременно и отражают действительность, и конструируют ее образ - ценностную «картину мира» - в сознании массовой аудитории. Особенно велика роль СМИ в конструировании ценностных ориентаций молодежи. Под воздействием СМИ формируются жизненные стратегии и сценарии успешного продвижения, но также и негативные ценностные образцы. Социализирующее значение СМИ, особенно телевидения, трудно переоценить, учитывая, специфику его образного воздействия: телевидение предоставляет готовые для усвоения ценностно-смысловые, поведенческие модели и постепенно меняет аксиологическую картину социума.
Одним из примеров использования технологий телевизионных реалити-шоу, может служить проект «Молодой гвардии Единой России» «Политзавод». Цель проекта заключается в публичном провозглашении лозунга «Молодежь - в политику!», активизации молодежи, привлечении к политической деятельности молодых талантливых специалистов различных сфер. Реализация данной цели позволит, по мнению организаторов, привлечь внимание общественности к участию молодого поколения в политических процессах, сформировать волонтерские молодежные группы (агитаторы, наблюдатели, члены избирательных комиссий и т.д.), деятельность которых будет способствовать проведению честных выборов, а также группы молодых людей, готовых принять участие в предвыборной кампании в рамках «Молодой гвардии Единой России».
Структура конкурса напоминает телевизионную «Фабрику звезд» и проходит в три тура:
1) видеообращение к народу,
2) проведение публичных акций и встреча с избирателями,
3)
подготовка к депутатской
По итогам проекта «Политзавод» в списки девяти российских регионов на декабрьских выборах 2007 г. были представлены молодые кандидаты в депутаты региональных Законодательных Собраний. В течение всего периода действия проекта продолжался рост числа молодых депутатов представительных органов власти всех уровней. Таким образом, можно говорить об эффективности этого проекта. Однако опять возникает тот же вопрос: «Что это? Работа на повышение политической активности молодежи или поиск партийных кадров?» При поиске ответа на этот вопрос важно обратить внимание на тот факт, что бюро Высшего совета и президиум Генсовета «Единой России» вынесли решение о 20-процентной квоте для молодежи в списках партии на выборах всех уровней.
Можно предположить, что данный механизм политической мобилизации молодежи, которая является главным ресурсом избирательного процесса, с одной стороны, направлен на обеспечение наполнения партии парламентского большинства, а с другой - на обновление провластной политической элиты, несмотря на то, что высокий образовательный уровень молодых политических кадров не гарантирован, а их интеграция в политику, скорее всего, будет происходить по примеру старшего поколения, с применением тех же методов работы и поведенческих стереотипов.
Однако не стоит преувеличивать роль СМИ. Исследования свидетельствуют, что «полностью доверяют ТВ» - 36,9% опрошенных, доверие к радио и информации из сети Интернет составило 20.9% и 20.7%, газетам доверяют 12,5% респондентов, а журналам только 7% опрошенных24. Недостаточно высокий уровень доверия молодежи к СМИ внушает надежду на достаточно критичное отношение к тем ценностям, которое сегодня продвигаются по этим каналам коммуникации.
Значительно серьезнее дело обстоит с так называемыми цифровыми медиа. Обозначаемые этим понятием новые информационные и коммуникационные ресурсы появились во второй половине XX столетия. Многие зарубежные и отечественные исследователи связывают перспективы развития демократии с распространением информационной техники и информационных технологий. Особое значение «технологические оптимисты» придают Интернету.