Медиа и социальная активность молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:20, реферат

Описание работы

Повышенное внимание к проблемам молодежи объясняется ее особой ролью в общественном воспроизводстве. Молодежь всегда была и остается наиболее активной и динамичной социально-возрастной группой, реализующей себя во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, социальной, культурной, экономической. Данная социально-демографическая группа в большей степени, чем другие, нацелена на повышение своего социального статуса и освоение новых социальных ролей.

Работа содержит 1 файл

Медиа и социальная активность молодежи.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

     Однако  надо иметь в виду, что концепция  молодежи ООН возникла в конце 60-х годов после известных «молодежных революций», потрясших ряд стран Западной Европы и Северную Америку.

     В то время понятие молодежь ассоциировалось  с понятиями «радикал» и «бунтарь» и напрямую связывалось со студенческим возрастом.

     В рамках международного научного сообщества уже давно ведутся дискуссии  о том, что рамки, казалось бы, утвердившейся  в ООН периодизации понятия «молодежь» должны быть значительно расширены - от 13-14 лет до 30-35 лет. В большинстве европейских стран, США и Японии они составляют от 14 до 30 лет. При этом в Великобритании и Нидерландах молодежь не выделяют в особую группу, и объединяют вместе в детьми в возрастных рамках от 0 до 25 лет. В Испании молодежь - это люди в возрасте от 14 до 32 лет.

     В «Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации» сказано, что «государственная молодежная политика проводится в отношении граждан  Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет» (Ст.3). Законопроект «Об основах государственной молодежной политики» определяет молодежь как лиц в возрасте от 14 до 30 лет» (Ст.1).

     В проекте «Стратегии государственной  молодежной политики Российской Федерации» 2005 года планировалось установить верхнюю  границу молодежного возраста в возрасте 25 лет.

     Однако  распоряжением Правительства РФ №1760-р от 18 июня 2006 г. утверждена «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации», согласно которой молодежью считаются  граждане в возрасте от 14 до 30 лет.

     В настоящее время численность  молодых россиян в возрасте от 14 до 30 лет составляет около 35 млн. человек (или 24 % населения страны).

     Значительную  часть молодежи составляет учащаяся молодежь (35%) – студенты ВУЗов, учащиеся ПТУ и школьники. При этом около пятидесяти процентов молодежи работает. Это означает, что материальное положение данной социальной группы таково, что еще не получив образования, молодые люди уже вынуждены зарабатывать себе на жизнь.

     Структура занятости молодежи показывает, что лишь 1/5 часть молодых людей сегодня занята в производственном секторе. Большинство работающих в России молодых людей являются промышленными рабочими. Почти у половины из них заработная плата ниже официального уровня бедности. Часть молодых работников, как наиболее мобильная возрастная группа, в поисках более высокого заработка оставляют свою работу. Из-за хронических вынужденных простоев происходит дисквалификация части наиболее перспективных, с профессиональной точки зрения, молодых промышленных рабочих. Кризис в промышленном производстве не только ведет к сокращению молодых квалифицированных рабочих, но и сокращает потенциал трудовых ресурсов для этой отрасли.

     Все больше учащейся молодежи ориентируется  на работу в будущем в непроизводственной сфере. Отчасти это связано с падением престижности труда в производственной сфере и отчасти с уменьшением возможностей для получения профессионального образования. За 5 лет численность занятых в промышленности сократилось на 30%, в сельском хозяйстве - на 23,5%, в строительстве - 28,3%. Данные ряда исследований свидетельствуют: низкая потребность молодых людей в труде непосредственно связана с низкой квалификацией молодежного труда. Российские социологи полагают, что существование подобной тенденции в молодежной среде приведет к дальнейшему разрушению трудовой мотивации, без которой немыслим цивилизованный рынок.

     Сохранение  тенденций падения уровня профессиональной подготовленности молодых работников, составляющих больше 1/3 трудоспособного  населения, на протяжении 10-15 лет в условиях глобальной научно-технической революции превратит Россию в сырьевую, экономически зависимую страну, молодежь которой будет составлять основной ресурс для пополнения низкоквалифицированных работников. Данную возможность косвенно подтверждает и рост численности занятых в «сырьевых» отраслях, который продолжается в течение всех 90-х годов прошлого века. А также сокращение работающих в наукоемких отраслях российской экономики. Доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в российских регионах последние 5 лет колеблется в пределах 20-57%. В настоящее время среди безработных молодежь составляет более 600 тыс. человек (32,2%). Из них с неполным среднем образованием - 17,7%, средним образованием - 35,5%, с высшем образованием 10%. Свыше 15% молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет вообще никогда не работали.17

     Значительная  часть молодежи оценивает свое материальное состояние как низкое.При этом разрыв между обеспеченной молодежью, имеющей доступ к качественным образовательным  ресурсам, которой меньшинство, и всей остальной молодежью постоянно увеличивается. В последние годы в структуре молодежи появилась еще одна группа - молодежью из регионов и стран бывшего СССР, которая даже с трудом поддается учету.

      Современные молодые люди имеют более низкий уровень здоровья, чем их сверстники несколько десятилетий назад. По данным Минздрава России, общая заболеваемость подростков за последние годы увеличилась в среднем на 20 %. В среднем каждый молодой человек имеет до трех заболеваний. Растет и уровень психических заболеваний, что связано с постоянным стрессом, увеличением психическим нагрузок.

     Существует  очень серьезная проблема алкоголизма  и наркомании в молодежной среде. По данным Росстата, их доля составляет 4% - это свыше одного миллиона человек. Постоянно растет число регулярно курящих молодых людей: среди подростков их до 20 %, студентов - до 60 %.

     Исследователи отмечали в последние 10 лет доминирование  потребительского индивидуализма, а  также низкого уровня нравственных ориентаций. Среди значимых в молодежной среде ценностей отсутствуют скромность, правдивость, мужество, коллективизм, альтруизм, самоотверженность, а среди предпочитаемых – постоянная работа и материальное благополучие.18  

Отношение молодежи к общественной работе и опыт участия 

     Понятие общественной деятельности, общественной работы имеет в России глубокие корни, и обусловлено, прежде всего, спецификой различных периодов в ее истории.

     Во-первых, это советский период, когда общественная деятельность была важным элементом социального имиджа человека, признаком его «благонадежности», инструментом повышения социально-профессионального статуса, при этом для большинства носила пресловутый «добровольно-принудительный» характер и строго регламентировалась.

     Во-вторых - первые годы «новой России», когда для большинства россиян общественная работа утратила признак обязательности и люди с облегчением отодвинули ее на периферию своих жизненных целей и стратегий, сосредоточившись на решении личных задач в противовес общественным.  Наконец, нынешний период отличается особым вниманием общества и государства к этой сфере, происходит некий ренессанс, своеобразная реабилитация общественной работы массовым сознанием, она приобретает если не новый смысл, то, во всяком случае, новые черты. И отражением этого процесса являются взгляды на общественную работу среди молодежи, особенно в сравнении с отношением к ней представителей старшего поколения.

     Молодое поколение чаще, чем поколение  отцов, воспринимает общественную работу в прагматическом ключе – как способ улучшить свое материальное положение, завести полезные связи и знакомства, как возможность профессионального роста и повышения квалификации (15-19% при 4-9% среди 55-летних и старше).

     Таким образом, на понятийном уровне, молодежь, в противовес старшему поколению, акцентирующему в общественной жизни идеалистическое начало, начинает более активно осваивать ее рационалистическую составляющую, за которой – широкие возможности самореализации и социальной мобильности.

Такое смещение акцентов в понимании смысла общественной работы отражается и на отношении молодежи к людям, занимающимся общественной работой. Видя за усилиями активистов не только стремление решить декларируемую задачу (помочь беженцам, инвалидам, сиротам, улучшить экологическую ситуацию и т.д.), но и мотивы сугубо личного, «шкурного» свойства, молодежь доверяет им несколько меньше, чем представители старшего поколения.

     Анализ  отношения молодежи к общественной работе и самооценки молодыми людьми своего личного опыта показали, что  молодежь в своем большинстве слабо вовлечена в общественную жизнь. Это подтверждают и данные о конкретных формах участия молодых россиян в жизни общества. В четырех социологических опросах, проведенных разными центрами по сходному инструментарию, значительная часть молодых респондентов (46-62%) заявляли, что за последний год не принимали участия в общественной и политической жизни страны.

     Полученные  данные, с учетом всех различий, позволяют  сделать общий вывод, что среди  наиболее распространенных в России форм общественного участия нет ни одной, которая представляла бы интерес для значительной части молодежи, могла бы вобрать в себя и локализировать потенциал ее социальной активности.

     Что касается других форм участия в жизни  общества, то российской молодежью  наиболее распространены две^

  • участие в выборах в органы власти различного уровня, представляющее собой форму политической активности;
  • коллективное благоустройство подъездов, домов и прилегающих территорий, характеризующее включенность в собственно общественную деятельность.

     Среди других форм общественной активности, распространенной среди не менее чем 5-7% молодежи, оказалась благотворительная деятельность – сбор средств, вещей для людей, попавших в тяжелую ситуацию. А по данным всероссийского опроса ЦИРКОН показатель участия молодежи (в возрасте 16-24 лет) в благотворительности еще выше – 13%.

     Другая  проблема – в целом низкая актуализация среди молодежи установок на совместные действия в рамках каких-либо организаций, что подтверждается и данными  об участии в деятельности общественных и политических организаций. На наш взгляд, результаты исследований свидетельствуют о склонности молодежи к участию в разовых формах активности, носящих характер акций. В то же время к регулярному участию, к проявлениям социальной активности в виде работы, а не мероприятий, молодые россияне стремятся реже. 

Представления молодежи о гражданском  обществе в целом 

     По  мнению ряда экспертов, социальная активность молодежи во многом зависит от представлений  молодого поколения о гражданском обществе, от отношения к его идеям и идеалам, от соответствующих ценностных ориентиров и установок на проявление гражданской активности, от отношения к структурам гражданского общества (например, к некоммерческим организациям).

     В рамках исследования «Российская молодежь: потенциал политической мобилизации», проведенного группой ЦИРКОН в 2006 году, молодым респондентам (в возрасте 16-24 лет) был задан вопрос об их восприятии нескольких «ценностно окрашенных» понятий.

     Положительную реакцию у подавляющего большинства (двух третей и более) опрошенных молодых респондентов вызывают такие понятия как Россия, Родина, порядок, справедливость, безопасность, стабильность, законность, сильное государство, традиция, Президент, патриотизм, мировая держава, мораль.

     Данный ряд понятий можно отнести к традиционным или «государственническим» ценностям, довольно распространенным не только среди молодежи, но и среди представителей старшего поколения. Так, по данным опроса Института социологии РАН, в 2007 году большинство представителей как молодого, так и старшего поколений согласились с суждениями «великодержавного» толка («возрождение мощи и величия России

невозможно  без укрепления государственной  власти» – 64% и 73%, соответственно; «необходимо  восстановить мощь России как великой сверхдержавы» – по 57%).

     На  сегодняшний день более трети  молодых россиян (в возрасте от 18 до 35 лет) не знакомы с понятием «некоммерческая  организация» - 29% в рамках всероссийского опроса Фонда «Общественное мнение» заявили что «слышат впервые» выражение «некоммерческая организация», еще 8% затруднились с ответом.

     Как показывает опыт массовых опросов, реальная информированность молодежи об этом понятии, скорее всего, еще ниже, чем  декларируемая. Лишь примерно каждый четвертый  участник опроса в возрасте до 35 лет твердо заявил, что знаком с выражением «некоммерческая организация». 19 

Особенности политического сознания российской молодежи 

     Определяющую  роль в формировании типа политического  поведения молодого человека играют ценности, усвоенные им в процессе политической социализации. Поскольку переход от советского к капиталистическому типу общества был достаточно резким, политическое сознание большинства россиян, в особенности, молодых россиян, можно охарактеризовать как раздвоенное. К. Манхейм справедливо отмечает: «Конфликтное самосознание нашей молодежи является лишь отражением хаоса, существующего в нашей общественной жизни»20.

Информация о работе Медиа и социальная активность молодежи