Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 17:47, контрольная работа
Учение Маркса вышло на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением. К середине XX века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Несомненно, также значительное воздействие марксизма на науку, культуру, искусство, на обыденное сознание практическую жизнь людей.
Путаница,
которая все еще имеет место
в вопросе об отношении общественного
бытия и общественного
То обстоятельство, что общественное бытие (общественная жизнь) включает в себя и общественное сознание (духовную жизнь общества), которую оно определяет, постепенно выявляется в конкретных исследованиях Маркса и Энгельса. Так, характеризуя возникновение и развитие классового общества, Энгельс указывает: «Низкая алчность была движущей силой цивилизации с ее первого до сегодняшнего дня: богатство, еще раз богатство и трижды богатство, богатство не общества, а вот этого отдельного жалкого индивида, была ее единственной определяющей страстью»10. Разве не ясно, что речь здесь идет не только о сознании, но и о бытии, общественной жизни классового общества?
Здесь обнаруживается внутренне присущая материалистическому пониманию истории двойственность, противоречивость. С одной стороны, утверждается, что общественное бытие, т.е. вся совокупность общественных отношений определяет, обусловливает общественное сознание. С другой стороны, вопреки этому основополагающему тезису, утверждается, что общественное сознание, или, выражаясь словами Энгельса, «все юридические, политические, философские, религиозные и тому подобные представления людей в конечном счете определяются экономическими условиями их жизни, их способом производства и обмена продуктов»11.
Плеханов говорил, что: «Нет ни одного исторического факта, который своим происхождением не был бы обязан общественной экономии, но не менее верно и то, что нет ни одного исторического факта, которому не предшествовало бы, которые не сопровождало бы и за которым не следовало бы известное состояние сознания»12. Это значит, что общественное сознание, определяемое общественным бытием, в свою очередь, предшествует последующему состоянию общественного бытия, и не только предшествует, но и в какой-то мере вызывает его к жизни.
Французское
Просвещение XVIII в., несомненно, возникло
вследствие разложения феодальных экономических
отношений, но не будет преувеличением
сказать, что оно стало одной из причин
Великой французской революции. Не следует,
поэтому абсолютно противопоставлять
общественное бытие и общественное сознание.
И то и другое находятся в единстве, которое
представляет собой не статическое состояние,
а взаимодействие, которое при известных
условиях становится коррелятивным отношением.
Это диалектическое отношение между общественным
сознанием и общественным бытием не укладывается
в рамки материалистического понимания
истории, если ограничивать его рассмотрение
высказываниями Маркса и Энгельса, которые
настаивают на том, что общественное сознание
изменяется вслед за общественным бытием,
оставляя вне рассмотрения те исторические
коллизии, когда общественное бытие изменяется
вслед за изменением общественного сознания.
Нетрудно понять, что игнорирование этого
двойственного отношения умаляет роль
общественного сознания, которое иной
раз фактически сводится к эпифеномену
общественного бытия.
Гегелевскую диалектику, как самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии, Маркс и Энгельс считали величайшим приобретением классической немецкой философии. Всякую иную формулировку принципа развития, эволюции, они считали односторонней, бедной содержанием, уродующей и калечащей действительный ход развития в природе и13 в обществе. «Мы с Марксом были едва ли не единственными людьми, поставившими себе задачу спасти» (от разгрома идеализма и гегельянства в том числе) «сознательную диалектику и перевести ее в материалистическое понимание природы». «Природа есть подтверждение диалектики, и как раз новейшее естествознание показывает, что это подтверждение необыкновенно богатое, накопляющее ежедневно массу материала и доказывающее, что дела обстоят в природе в последнем счете диалектически, а не метафизически»14.
Великая основная мысль, – пишет Энгельс, – что мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мысленные их снимки, понятия, находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются, – эта великая основная мысль со времени Гегеля до такой степени вошла в общее сознание, что едва ли кто-нибудь станет оспаривать ее в ее общем виде. Но одно дело признавать ее на словах, другое дело – применять ее в каждом отдельном случае и в каждой данной области исследования. «Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед нею, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу». Таким образом, диалектика, по Марксу, есть «наука об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления»15.
Эту, революционную, сторону философии Гегеля воспринял и развил Маркс. Диалектический материализм «не нуждается ни в какой философии, стоящей над прочими науками». От прежней философии остается «учение о мышлении и его законах – формальная логика и диалектика»16. А диалектика, в понимании17 Маркса и согласно также Гегелю, включает в себя то, что ныне зовут теорией познания, гносеологией, которая должна рассматривать свой предмет равным образом исторически, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от незнания к познанию.
В
наше время идея развития, эволюции,
вошла почти всецело в
4. Марксистско-ленинский этап как деятельный тип философской мысли
Главная
задача философии марксизма –
ленинизма как подлинной
Марксизм – ленинизм – учение о революционном преобразовании общества, о строительстве социализма и коммунизма20.
Его
составными частями являются: теория
научного социализма, изучающая закономерности
социалистической революции, социалистического
и коммунистического
Научное
название марксистско-ленинской
Название «диалектический материализм» подчеркивает, что это философское учение дает материалистический ответ на основной вопрос философии и применяет диалектический метод при обсуждении и решении всех сложных философских, мировоззренческих, методологических, идеологических и гносеологических проблем. Этим оно в корне отличается от всех предшествующих форм и видов философии, а также от других немарксистских философских учений, существующих в наши дни.
Материалистическая философия возникла еще в глубокой древности. Однако материализм распространялся лишь на понимание взаимосвязи природы и мышления; во взглядах же на общество, вплоть до возникновения диалектического материализма, господствовали идеалистические взгляды. Мыслители прошлого независимо от того, как они решали основной вопрос философии в целом, сходились на том, что в общественной жизни решающим фактором являются идеи, сознание, те или иные взгляды людей, а материальная деятельность, общественные отношения и производство материальных благ целиком зависят от этих идей и взглядов, являются лишь средством их осуществления. Именно поэтому общественные деятели и общественные группы, стремившиеся изменить несправедливый общественный строй, пытались начать свои преобразования с изменения идей, сознания, взглядов людей и при этом каждый раз терпели поражение. Так как главной задачей философии марксизма-ленинизма является не просто объяснение мира, а обоснование путей его преобразования, то создатели этой философия К. Маркс и Ф. Энгельс учли неудачный опыт своих предшественников и пошли иным путем. Они распространили материалистическое понимание не только на природу и мышление, но и на всю историю человеческого общества, на все формы общественной деятельности. Поэтому диалектический материализм является вместе с тем и историческим материализмом. Его коренное отличие от всех предшествующих материалистических учений заключается в том, что он, образно говоря, «достроил» материализм до материалистического понимания истории и общественной жизни.
Неверно
думать, что диалектический и исторический
материализм — две различные
философские системы или два
самостоятельных раздела
Марксистско
– ленинская философия
Марксистско – ленинская философия имеет сложную структуру, тем более что жизнь выявляет новые объекты исследования, не известные ранее проблемы, вызывает изменение предмета философии, выдвигает на первый план то одну, то другую его сторону.
В
настоящее время марксистско
– ленинская философия
Марксистско-ленинская философия это очень мощное здание в отличие от других философских систем и школ. Теоретические ошибки можно было бы легко обнаружить, если бы Западная философия имела столь же мощные, но правильные основы. Увы, но это не так.
Единство, целостность, последовательность марксизма – ленинизма, признаваемые даже его противниками, органически связаны с единым для всех его составных частей мировоззрением и методом. Нельзя глубоко понять марксизм – ленинизм, не усвоив его философские основы.
Философы прошлого, так же как и современные буржуазные философы адресовали свои ограниченному кругу людей и излагали их зачастую в труднодоступной для понимания форме. Поэтому и о самой философии сложилось мнение как о чем – то туманном и недоступном пониманию. Это оценка совершенно неприменима к философии марксизма – ленинизма – подлинной философии современного мира, живо откликающейся на все его острые вопросы и выражающей коренные и глубинные интересы широких трудящихся масс. «Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, - писал К. Маркс, - так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие…»22. Вот почему изучение основных положений марксистско-ленинской философии необходимо для каждого активного и сознательного борца за мир и социализм, за интересы трудящихся, за справедливое и разумное преобразование мира.