Марксистская философия. Диалектика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 19:04, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа по "Философии"

Содержание

I. Марксистская философия, ее роль в философской мысли.
1. Понятие марксизма, общие положения
2. Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния
3. Философские идеи К. Маркса и Ф. Энгельса
4. Первые последователи марксизма (конец XIX — начало XX в.)
а) интернационалы
б) западный марксизм
в) неомарксизм
5. Материализм из Марксизма
6. Диалектический материализм
7. Ошибки марксизма в практическом его применении
а) Из статьи И.Ф.Балашова «Принципиальные ошибки марксизма»
8. Моральный аспект Марксистской теории
II. Диалектика
1. Понятие диалектики
2. Диалектика бытия: принцип развития
а) Гегелевская диалектика
б) Законы диалектики
- Закон отрицания отрицания
- Закон перехода количественных изменений в качественные
- Закон взаимодействия противоположностей
Диалектические противоречия
3. Диалектика общественного и индивидуального сознания
III. Выводы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Марксистская философия.docx

— 76.29 Кб (Скачать)

3. Диалектические  противоречия могут разрешаться  различными путями. Возможна победа  одной из противоположностей  над другой, что, впрочем, никогда  не оставляет неизменной и  саму победившую противоположность,  ибо вся система переходит  в новое качество. Типичный пример - победа в военном конфликте  какой-то одной из сторон. Другой  весьма типичный способ разрешения  противоречий - диалектическое снятие  обеих сторон противоречия в  рамках новой системы (или нового  качественного состояния системы), возникшей в результате разрешения  противоречия. Борьба рабов и  рабовладельцев завершилась крахом  рабовладельческой системы и  появлением новых субъектов исторического  творчества в рамках феодальных  отношений. Волновая и корпускулярная  теории света, долгое время  боровшиеся друг с другом, оказались  снятыми в рамках единой корпускулярно-волновой  теории.

4. Опосредствование  противоположностей заключается  не только в появлении конкретных (материальных или идеальных)  третьих членов, в которых сочетались  бы характеристики обеих противоположных  сторон. Важный эвристический смысл  идеи опосредствования диалектических  противоречий состоит в том,  что функцию третьего члена  часто выполняет другое диалектическое  противоречие, разрешение (или неразрешение) которого способствует (или препятствует) разрешению основного противоречия.

5. Существует  особый тип противоречий, который  выдающийся российский ученый  С. С. Аверинцев назвал "дьявольскими  дилеммами". Этот термин Аверинцев  ввел, анализируя знаменитое высказывание  Ф. М. Достоевского о том,  стоит ли всеобщая гармония  человечества слезинки хотя бы  только одного замученного ребенка.  К такому же типу противоречий  относится нелепая постановка  вопроса: "Кого надо больше  любить - жену или мать?" Существуют  и более прозаические варианты  дьявольской дилеммы, как, например: "Что предпочесть - сохранение  девственно чистой природы Горного  Алтая с низким уровнем благосостояния  его населения или же экономический  расцвет региона, связанный со  строительством ГЭС на реке  Катунь, но с неизбежным ущербом  природе?" Эти дилеммы потому  и названы дьявольскими, что словно  бы сам дьявол подталкивает  нас к совершению выбора там,  где выбирать ни в коем случае  нельзя. Любой выбор здесь будет  безнравственным и разрушительным. Нужно или устранить порочные  условия, приведшие к возникновению  дьявольских дилемм, или радикально  изменить исходную точку зрения.

При анализе диалектических противоречий и путей их разрешения необходимо иметь в виду творческий характер диалектики, отсутствие в ней раз  и навсегда данных решений. Все, что  было изложено выше, представляет собой  общую диалектическую схему, а вот  ее приложение и наполнение - это  уже бесконечный процесс, ибо  никакие скачки и противоречия, никакие  отрицания никогда не повторяются  буквально, а каждый раз требуют  самостоятельного творческого анализа  и волевых усилий со стороны познающей  и действующей личности.

3. Диалектика общественного и индивидуального сознания(7)

Наиболее общим основанием структурирования сознания является выделение в нем  общественного и индивидуального  сознания, возникающих как отражение  разных типов бытия. Как известно, сознание зарождается в глубинах психики конкретного человека. Здесь  происходит оформление системы понятий, определенных форм мышления, свойственных сознанию как таковому. Но деятельность сознания порождает и феномены сознания – мир ощущений человека, его  восприятий, эмоций, идей и т.д., которые  в свою очередь формируются под  воздействием многих факторов. К ним  относятся природные данные, условия  социальной среды, личная жизнь человека, обстановка трудовой деятельности, возраст  и др. Кроме того, в процессе деятельности люди постоянно обмениваются мнениями, суждениями, опытом. В результате этого  вырабатываются общие для определенных социальных групп взгляды, понимание, оценки явлений, а также общие интересы и цели. Они влияют и на сознание отдельных людей.

Таким образом, индивидуальное сознание существует только во взаимосвязи с  сознанием общественным. При этом они образуют противоречивое единство. Действительно, источником формирования как общественного, так и индивидуального  сознания является бытие людей. Основой  их проявления и функционирования выступает практика. Да и способ выражения – язык – тоже один. Однако это единство предполагает существенные различия. Во-первых, индивидуальное сознание имеет «границы» жизни, обусловленные жизнью конкретного человека. Общественное же сознание может «охватывать» жизнь множества поколений. Во-вторых, индивидуальное сознание находится под воздействием личных качеств индивида, уровня его развития, личного характера и т.д. А общественное сознание в каком-то смысле надличностно. Оно может включать в себя то общее, что характерно для индивидуального сознания людей, определенную сумму знаний и оценок, передающихся из поколения в поколение и изменяющихся в процессе развития общественного бытия. Другими словами, общественное сознание свойственно обществу в целом или входящим в него различным социальным общностям, но оно не может быть суммой индивидуальных сознаний, между которыми имеются существенные различия. И в это же время общественное сознание проявляется только через сознание отдельных индивидов. Поэтому общественное и индивидуальное сознание взаимодействуют между собой, взаимно обогащают друг друга.

Уже в античной философии начало зарождаться мнение о том, что  сознание существует в обществе не только в индивидуальных, но и в  общественных формах. Так, Платон предполагал, что в основе общественного сознания лежат вечные надкосмические идеи, а Геродот и Фукидид высказали  предположение о психических  особенностях, нравах, разном складе мышления народов и племен. И в дальнейшем общественный феномен сознания был  предметом интереса мыслителей разных эпох. В современной литературе существуют три точки зрения на проблему сущности и природы общественного сознания: 1) общественное сознание функционирует  только посредством индивидуальных сознаний; 2) существует независимо от сознания индивида и предшествует ему; 3) проявляется как в личной, так  и в надличностной форме в  виде культуры, отделенной от человека. В основе различий данных точек зрения лежат разные подходы к пониманию  природы идеального.

Под общественным сознанием следует  понимать совокупность существующих в  обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия  их жизни.

 

 

 

III. Выводы:

Марксизм  возник как попытка решить проблемы общества того времени. Угнетение и бесправность рабочего класса, подчас несправедливость со стороны правящей интеллигенции породили обратную крайность, где управление было передано рабочим, а так же была предпринята попытка уничтожить классовость как таковую. Для этого требовались достаточно централизованные действия большого количества людей, что и осуществил Ленин через революцию. Централизованность и сплоченность в коммунистическом обществе как раз и была достигнута с помощью общей идеи Марксизма, для слаженной работы которой был подключен так же гуманизм, дарвинизм, и др. соответствующие идей. Однако такая продуманность всего происходящего свидетельствует о существовании тех, кто управляет работой этой идеи, что противоречит самой идее об отсутствии классов.

Были  так же и другие ошибки в теории Маркса – такие как:

- моральное подавление людей, отличающихся философскими взглядами (без которого не возможно было бы воплощение Марксизма в реальность),

- продвижение теории марксизма как единственно верной для существования идеального общества,

- неправильно построенный самый образ идеального общества, который не учитывал реального положения вещей и характеров людей, и, наконец,

- отсутствие надежного идеологического основания (вместо него самой высокой ценностью считалась идея коммунизма, а значение отдельной личности сводилось к минимуму).

Заслугой  же Марксистской философии является попытка создания решения экономических проблем общества; хотя и тут присутствовали недочеты со стороны Марксизма, но сама идея до сих пор успешно работает в некоторых странах и обязана существованием Марксу, Энгельсу и др.

 

 

 

Список литературы:

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42
  2. Миронов В.В., Философия: учебник для вузов Год издания2005
  3. http://mirozdanie.nm.ru/marks.htm - Мнение представлено И.Ф.Балашовым
  4. http://iph.ras.ru/elib/0957.html - Новая философская энциклопедия
  5. Дэвид Гудинг и Джон Леннокс; «Мировоззрение», 2000/2010
  6. В. В. Миронов. Философия: учебник для ВУЗов
  1. http://www.philosophyday.ru/philos-724-1.html


Информация о работе Марксистская философия. Диалектика