Марксистская философия. Диалектика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 19:04, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа по "Философии"

Содержание

I. Марксистская философия, ее роль в философской мысли.
1. Понятие марксизма, общие положения
2. Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния
3. Философские идеи К. Маркса и Ф. Энгельса
4. Первые последователи марксизма (конец XIX — начало XX в.)
а) интернационалы
б) западный марксизм
в) неомарксизм
5. Материализм из Марксизма
6. Диалектический материализм
7. Ошибки марксизма в практическом его применении
а) Из статьи И.Ф.Балашова «Принципиальные ошибки марксизма»
8. Моральный аспект Марксистской теории
II. Диалектика
1. Понятие диалектики
2. Диалектика бытия: принцип развития
а) Гегелевская диалектика
б) Законы диалектики
- Закон отрицания отрицания
- Закон перехода количественных изменений в качественные
- Закон взаимодействия противоположностей
Диалектические противоречия
3. Диалектика общественного и индивидуального сознания
III. Выводы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Марксистская философия.docx

— 76.29 Кб (Скачать)

Надо сказать, что природа  исторического материализма и деятельность человека являются у марксистов предметом бесконечных жарких споров. Единственный пункт, по которому разногласий между ними, видимо, не существует, — это вопрос о том, что исторический материализм — концепция не фаталистская, а детерминистская. Она не освобождает человека от необходимости бороться и является действенной только благодаря человеческим усилиям. И все же из чтения сочинений марксистов следует, что диалектика материально-исторического процесса не только обеспечивает необходимые условия для борьбы человека за "светлое коммунистическое будущее", но и является глубинной тенденцией, которой невозможно противостоять и которая ведет к триумфу коммунистической революции, бесклассовому обществу и раю на земле, к конечной победе и торжеству коммунистической нравственности.

О колоссальной силе мысли  и влиянии Маркса, Ленина, Сталина, Хрущева и их последователей говорит  то, что они смогли вдохновить миллионы людей нескольких поколений на борьбу, страдания и смерть во имя обещанного рая.

Печальная реальность такова, что многие из этих энтузиастов погибли, а рай, ради которого преданные борцы за коммунизм шли на лишения, боль и смерть, так и не наступил. А поскольку, согласно марксизму, не существует Бога, воскресения и жизни после смерти, то они никогда не воспользуются плодами своей жертвы.

Каким же образом обосновывается марксистская этическая система, побуждающая, вдохновляющая и принуждающая людей жертвовать собой, страдать и умирать ради рая, который им не суждено увидеть? Почему люди видят свой моральный долг в борьбе, страданиях и смерти за будущие поколения, которых они никогда не узнают и которые никогда не узнают их? И что может быть источником этого морального долга? Просто материализм?

5. Человек устанавливает  моральный закон сам.

Коротко рассмотрим точку  зрения на мораль светских гуманистов. Термин "светский гуманист" относится  к очень многим людям, концепции которых существенно различаются между собой. Единственное, что их объединяет, — это убеждение в том, что Бог не существует и человек должен сам контролировать свое поведение, стремясь вести себя в соответствии с моралью.

Все гуманисты, как мы уже  говорили выше, являются сторонниками атеизма. Все они разделяют ту или иную версию атеистической эволюции. В отличие от социал-дарвинистов, социобиологов или сторонников диалектического и исторического материализма, они не всегда строят свои этические концепции на биологии или истории. Но все они согласны в том, что, когда речь идет о морали, правила устанавливает человек, а не Бог.

Профессор Пол Курц (Государственный  университет штата Нью-Йорк, Буффало), один из главных авторов и редактор "Гуманистического манифеста":

"Гуманизм в любом  прямом смысле этого слова не может быть применен к тому, кто все еще верит в Бога как в источник мира и его создателя". Профессор Макс Хокатт:

"Фундаментальный вопрос  этики заключается в том, кто  создает правила: Бог или человек? Согласно теистам, их создает Бог, согласно гуманистам, — люди. Различие между теизмом и гуманизмом — фундаментальное различие в этической теории"

Позиция гуманистов совершенно ясна, но, по их собственному признанию, она наталкивается на целый ряд проблем.

 

 

    1. Диалектика «Общественного бытия» и «общественного сознания»

1. Понятие диалектики

ДИАЛЕКТИКА (греч. διαλεκτική – искусство вести беседу, спор) – логическая форма и всеобщий способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия его мыслимого содержания.

Диалектика – умение познающего мышления вести спор с собой в  диалоге мыслящих – была осознана именно в качестве метода поиска общего родового начала для частных противоположных  смыслов одного понятия. Так, Сократ, по свидетельству Ксенофонта, считал тех, кто владеет «методом разделять в теории и на практике предметы по родам... очень счастливыми и весьма способными к диалектике» (Ксенофонт Афинский. Сократические соч. М., 1935, с. 167).

Диалектика была унаследована теми, кто оставался верен поиску единства противоположностей в мыслимом. Диалогическая мысль в античности мощным потоком влилась в менталитет эпохи эллинизма.

В восточной мудрости теоретическое  мышление прошло тот же путь: опора  на парность категорий мышления, поиск  единого основания у различных, до прямой противоположности дозревших  понятий и идей, образов и символов как в эзотерических, так и в известных всем философских направлениях и школах.

2. Диалектика бытия: принцип развития (6)

А) Гегелевская  диалектика

 

Наиболее  развернутое изложение диалектики развития бытия представлено в философии  Гегеля. Большинство последующих  теоретических концепций, базирующихся на диалектике, в той или иной мере опирается на выдвинутые Гегелем  идеи и принципы, дополняя и развивая выработанный им понятийный аппарат, но никогда не отвергая его.

Рассматривая  соотношение идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути перехода от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе.

"В  природе, - писал Гегель, - мы не  познаем ничего другого, кроме  идеи, но идея существует здесь  в форме овнешнения (EntauBerung), внешнего  обнаружения точно так же, как  в духе эта же самая идея  есть сущая для себя и становящаяся  в себе и для себя" [1].

1 Гегель  Г. В. Ф. Энциклопедия философских  наук. М., 1974. Т. 1. С. 103-104.

Гегелевская диалектика оказала огромное влияние  на все последующее развитие философии, привела к становлению особой диалектической культуры мышления, давшей блестящие результаты. Философский  анализ проблем с позиции диалектики является одной из наиболее эффективных  форм философского понимания бытия, так как позволяет рассматривать  мир как особую целостную систему, развивающуюся по специфическим  универсальным законам.

Б) Законы диалектики

В русле  отечественной философской традиции, сложившейся в XX в., принято выделять три всеобщих закона диалектики: закон  отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные и закон единства и борьбы противоположностей. Последний точнее можно было бы именовать законом взаимодействия противоположностей, учитывая, что противоположности бытия могут и не "бороться" друг с другом, а гармонично друг друга дополнять и обогащать.

Законы  диалектики не существуют в отрыве друг от друга. Напротив, они реализуются  как грани (аспекты) единого процесса развития, давая возможность постигать этот процесс во всем богатстве его содержания. Единство этих законов проявляется в том, что любой предмет или явление есть некоторое качество, представляющее собой единство противоположных тенденций и сторон. В результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества возникает противоречие, требующее своего разрешения, преодоления. Развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением в образовавшемся новом качестве некоторых прежних свойств. И характер качества, и форма разрешения противоречий, и направленность развития целого довольно сильно разнятся, в зависимости от того, имеем ли мы дело с неорганической природой или сферой человеческого духа. Однако эти различия вовсе не исключают принципиального номологического единства между ними. Таким образом, диалектический подход к исследованию развития заключается в поисках источника и движущих сил этого развития (закон взаимодействия противоположностей); в объяснении механизмов развития (закон перехода количественных изменений в качественные) и, наконец, в выявлении направленности развития (закон отрицания отрицания).

  • Закон отрицания отрицания. Данный закон утверждает, что в процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через "снятие", отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой - отрицанием самого этого отрицания, так как на новой ступени и в новом качестве воспроизводит в изменившемся предмете некоторые свойства и качества ступени, подвергшейся отрицанию ранее. Иными словами, в любом развитии (регрессивном или прогрессивном) на любом уровне бытия всегда диалектически сочетаются моменты разрушения старой системы и моменты преемственности, т. е. сохранения свойств старой системы в рамках вновь возникшей при обогащении их новым качеством.

Ибо он обеспечивает, с одной стороны, преобразование систем, появление качественно  новых предметов и явлений, а  с другой - сохраняет их генетическую связь с предшествующими явлениями  и предметами.

Прежде  всего, данный закон говорит об онтологической и гносеологической несостоятельности  любого крайнего радикализма, нигилизма, любого грубого разрыва с традицией, всякого огульного отрицания  предыдущих ступеней развития. История  нашей страны полна подобными  примерами, и правы те, кто в  таком радикалистско-нигилистическом  отношении к собственной истории  видит один из источников многих трудностей, с которыми периодически сталкивается наша страна. И понятно почему, всякий нигилизм тенденциозен, ему несвойственно  видеть в объекте отрицания никаких  положительных сторон. Но последующее  поколение неизбежно захочет  восстановить попранную историческую справедливость, и сделает это  тем масштабнее, чем одностороннее  было предыдущее отрицание.

  • Закон перехода количественных изменений в качественные. Данный закон проясняет механизмы развития, утверждая, что в процессе развития количественные изменения при определенных условиях приводят к качественным изменениям.

Качественное  изменение есть, в сущности, возникновение  нового объекта, предмета, явления. Качество, как отмечал Гегель, "есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определенность... Нечто есть благодаря  своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает  быть тем, что оно есть" [1]. Поэтому  понятие "качество" следует отличать от свойств предмета, которых может быть бесконечно много. Качество - это внутренняя определенность предмета, некоторая совокупность существенных свойств, без которых предмет перестает быть данным предметом, тогда как свойство представляет собой одну из сторон качества.

1 Гегель  Г. В. Ф. Энциклопедия философских  наук. Т. 1. С. 228.

Изменения свойств в пределах данного качества называются количественными изменениями. Количество - это внешняя определенность по отношению к бытию предмета. Это может быть определенность предмета с точки зрения его пространственно-временных характеристик. Это может быть его различенность по степени интенсивности каких-то свойств (яркость цвета, насыщенность звука и т. д.). Количество не выражает сущности предмета, оно лишь характеризует его свойства. Если качество предмета принадлежит только одному предмету, то количественные параметры различных предметов и явлений могут совпадать. Например, у разных предметов могут быть одинаковые размеры, окраска, набор элементов и т. д. Мы можем сравнить, например, такое живое существо, как слон, с неодушевленным предметом - постройкой, сараем, констатировав, что у них одинаковые длина, высота и ширина. Но такое сравнение будет сделано лишь по их внешним количественным характеристикам, которые безразличны в данном случае к качеству объектов, т. е. к тому, что один из них есть живое существо, а другой нет.

В мире существуют различные типы скачков-переходов  к новому качеству: регрессивные и  прогрессивные, быстрые и постепенные, связанные с сохранением существования  данной системы и с появлением принципиально новой системы  на месте старой и т. д..

  • Закон взаимодействия противоположностей. Этот закон выражает самую суть процесса развития. Даже самое поверхностное рассуждение на обыденном уровне показывает, насколько непреходящую существенную роль играют противоположные свойства, тенденции и аспекты окружающего нас мира: свет и тьма, рождение и смерть, высокое и низкое, правое и левое, прошлое и будущее, любовь и ненависть, свое и чужое.

Философская мысль всегда обращала внимание на значение взаимодействия противоположностей в бытии и в познании. Начиная  с Платона, философский разум  характеризовался способностью к диалектическому  мышлению, исследующему различные взаимоотношения, в которых могут находиться противоположности  мировой жизни. Не только борьба противоположностей, но и их ритмическое чередование и взаимный переход друг в друга постепенно выдвигаются в центр философского познания.

Наконец, с XIX в., когда предметом научного изучения стали сложноорганизованные развивающиеся системы, сделалось  понятно, что их теоретическое познание невозможно без выявления источников и движущих сил их развития в виде тех или иных конституирующих противоположных сторон и тенденций.

 

Диалектические противоречия

В настоящее  время существуют многочисленные классификации  противоречий в бытии и в познании. Выделяются внешние и внутренние; формально-логические (от которых надо избавляться, ибо из них следует все, что угодно) и диалектические (которые надо всесторонне анализировать и конструктивно разрешать); основные и производные; антагонистические и неантагонистические противоречия и т. д. Однако главным в исследовании противоречий развития являются не классификации, которых может быть огромное количество, а прежде всего сами механизмы разрешения противоречий.

Сформулируем  в этой связи несколько ключевых тезисов относительно сущности и  механизмов разрешения диалектических противоречий, опираясь на те результаты, которые были получены в различных  диалектических построениях XX в.:

1. Под  диалектическим противоречием следует  понимать взаимодействие противоположных  свойств, сторон, процессов в системе,  которые выступают источником  и движущей силой ее развития.

2. Противоречия действуют на всех структурных уровнях бытия, как в его материальных, так и в духовных измерениях, причем нигде и никогда не существуют в единичном виде (разве что в голове познающего субъекта!), а представляют собой генетическое и функциональное единство, где разрешение одних противоречий может быть средством-основанием для разрешения других, более общих системных противоречий.

Информация о работе Марксистская философия. Диалектика