Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 19:04, контрольная работа
Контрольная работа по "Философии"
I. Марксистская философия, ее роль в философской мысли.
1. Понятие марксизма, общие положения
2. Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния
3. Философские идеи К. Маркса и Ф. Энгельса
4. Первые последователи марксизма (конец XIX — начало XX в.)
а) интернационалы
б) западный марксизм
в) неомарксизм
5. Материализм из Марксизма
6. Диалектический материализм
7. Ошибки марксизма в практическом его применении
а) Из статьи И.Ф.Балашова «Принципиальные ошибки марксизма»
8. Моральный аспект Марксистской теории
II. Диалектика
1. Понятие диалектики
2. Диалектика бытия: принцип развития
а) Гегелевская диалектика
б) Законы диалектики
- Закон отрицания отрицания
- Закон перехода количественных изменений в качественные
- Закон взаимодействия противоположностей
Диалектические противоречия
3. Диалектика общественного и индивидуального сознания
III. Выводы
Список литературы
Надо сказать, что природа исторического материализма и деятельность человека являются у марксистов предметом бесконечных жарких споров. Единственный пункт, по которому разногласий между ними, видимо, не существует, — это вопрос о том, что исторический материализм — концепция не фаталистская, а детерминистская. Она не освобождает человека от необходимости бороться и является действенной только благодаря человеческим усилиям. И все же из чтения сочинений марксистов следует, что диалектика материально-исторического процесса не только обеспечивает необходимые условия для борьбы человека за "светлое коммунистическое будущее", но и является глубинной тенденцией, которой невозможно противостоять и которая ведет к триумфу коммунистической революции, бесклассовому обществу и раю на земле, к конечной победе и торжеству коммунистической нравственности.
О колоссальной силе мысли и влиянии Маркса, Ленина, Сталина, Хрущева и их последователей говорит то, что они смогли вдохновить миллионы людей нескольких поколений на борьбу, страдания и смерть во имя обещанного рая.
Печальная реальность такова, что многие из этих энтузиастов погибли, а рай, ради которого преданные борцы за коммунизм шли на лишения, боль и смерть, так и не наступил. А поскольку, согласно марксизму, не существует Бога, воскресения и жизни после смерти, то они никогда не воспользуются плодами своей жертвы.
Каким же образом обосновывается марксистская этическая система, побуждающая, вдохновляющая и принуждающая людей жертвовать собой, страдать и умирать ради рая, который им не суждено увидеть? Почему люди видят свой моральный долг в борьбе, страданиях и смерти за будущие поколения, которых они никогда не узнают и которые никогда не узнают их? И что может быть источником этого морального долга? Просто материализм?
5. Человек устанавливает моральный закон сам.
Коротко рассмотрим точку зрения на мораль светских гуманистов. Термин "светский гуманист" относится к очень многим людям, концепции которых существенно различаются между собой. Единственное, что их объединяет, — это убеждение в том, что Бог не существует и человек должен сам контролировать свое поведение, стремясь вести себя в соответствии с моралью.
Все гуманисты, как мы уже говорили выше, являются сторонниками атеизма. Все они разделяют ту или иную версию атеистической эволюции. В отличие от социал-дарвинистов, социобиологов или сторонников диалектического и исторического материализма, они не всегда строят свои этические концепции на биологии или истории. Но все они согласны в том, что, когда речь идет о морали, правила устанавливает человек, а не Бог.
Профессор Пол Курц (Государственный университет штата Нью-Йорк, Буффало), один из главных авторов и редактор "Гуманистического манифеста":
"Гуманизм в любом прямом смысле этого слова не может быть применен к тому, кто все еще верит в Бога как в источник мира и его создателя". Профессор Макс Хокатт:
"Фундаментальный вопрос
этики заключается в том, кто
создает правила: Бог или
Позиция гуманистов совершенно ясна, но, по их собственному признанию, она наталкивается на целый ряд проблем.
1. Понятие диалектики
ДИАЛЕКТИКА (греч. διαλεκτική – искусство вести беседу, спор) – логическая форма и всеобщий способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия его мыслимого содержания.
Диалектика – умение познающего мышления вести спор с собой в диалоге мыслящих – была осознана именно в качестве метода поиска общего родового начала для частных противоположных смыслов одного понятия. Так, Сократ, по свидетельству Ксенофонта, считал тех, кто владеет «методом разделять в теории и на практике предметы по родам... очень счастливыми и весьма способными к диалектике» (Ксенофонт Афинский. Сократические соч. М., 1935, с. 167).
Диалектика была унаследована теми, кто оставался верен поиску единства противоположностей в мыслимом. Диалогическая мысль в античности мощным потоком влилась в менталитет эпохи эллинизма.
В восточной мудрости теоретическое мышление прошло тот же путь: опора на парность категорий мышления, поиск единого основания у различных, до прямой противоположности дозревших понятий и идей, образов и символов как в эзотерических, так и в известных всем философских направлениях и школах.
Наиболее
развернутое изложение
Рассматривая соотношение идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути перехода от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе.
"В
природе, - писал Гегель, - мы не
познаем ничего другого, кроме
идеи, но идея существует здесь
в форме овнешнения (EntauBerung), внешнего
обнаружения точно так же, как
в духе эта же самая идея
есть сущая для себя и
1 Гегель
Г. В. Ф. Энциклопедия
Гегелевская
диалектика оказала огромное влияние
на все последующее развитие философии,
привела к становлению особой
диалектической культуры мышления, давшей
блестящие результаты. Философский
анализ проблем с позиции диалектики
является одной из наиболее эффективных
форм философского понимания бытия,
так как позволяет
Б) Законы диалектики
В русле
отечественной философской
Законы диалектики не существуют в отрыве друг от друга. Напротив, они реализуются как грани (аспекты) единого процесса развития, давая возможность постигать этот процесс во всем богатстве его содержания. Единство этих законов проявляется в том, что любой предмет или явление есть некоторое качество, представляющее собой единство противоположных тенденций и сторон. В результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества возникает противоречие, требующее своего разрешения, преодоления. Развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением в образовавшемся новом качестве некоторых прежних свойств. И характер качества, и форма разрешения противоречий, и направленность развития целого довольно сильно разнятся, в зависимости от того, имеем ли мы дело с неорганической природой или сферой человеческого духа. Однако эти различия вовсе не исключают принципиального номологического единства между ними. Таким образом, диалектический подход к исследованию развития заключается в поисках источника и движущих сил этого развития (закон взаимодействия противоположностей); в объяснении механизмов развития (закон перехода количественных изменений в качественные) и, наконец, в выявлении направленности развития (закон отрицания отрицания).
Ибо
он обеспечивает, с одной стороны,
преобразование систем, появление качественно
новых предметов и явлений, а
с другой - сохраняет их генетическую
связь с предшествующими
Прежде
всего, данный закон говорит об онтологической
и гносеологической несостоятельности
любого крайнего радикализма, нигилизма,
любого грубого разрыва с традицией,
всякого огульного отрицания
предыдущих ступеней развития. История
нашей страны полна подобными
примерами, и правы те, кто в
таком радикалистско-
Качественное изменение есть, в сущности, возникновение нового объекта, предмета, явления. Качество, как отмечал Гегель, "есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определенность... Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть" [1]. Поэтому понятие "качество" следует отличать от свойств предмета, которых может быть бесконечно много. Качество - это внутренняя определенность предмета, некоторая совокупность существенных свойств, без которых предмет перестает быть данным предметом, тогда как свойство представляет собой одну из сторон качества.
1 Гегель
Г. В. Ф. Энциклопедия
Изменения свойств в пределах данного качества называются количественными изменениями. Количество - это внешняя определенность по отношению к бытию предмета. Это может быть определенность предмета с точки зрения его пространственно-временных характеристик. Это может быть его различенность по степени интенсивности каких-то свойств (яркость цвета, насыщенность звука и т. д.). Количество не выражает сущности предмета, оно лишь характеризует его свойства. Если качество предмета принадлежит только одному предмету, то количественные параметры различных предметов и явлений могут совпадать. Например, у разных предметов могут быть одинаковые размеры, окраска, набор элементов и т. д. Мы можем сравнить, например, такое живое существо, как слон, с неодушевленным предметом - постройкой, сараем, констатировав, что у них одинаковые длина, высота и ширина. Но такое сравнение будет сделано лишь по их внешним количественным характеристикам, которые безразличны в данном случае к качеству объектов, т. е. к тому, что один из них есть живое существо, а другой нет.
В мире
существуют различные типы скачков-переходов
к новому качеству: регрессивные и
прогрессивные, быстрые и постепенные,
связанные с сохранением
Философская мысль всегда обращала внимание на значение взаимодействия противоположностей в бытии и в познании. Начиная с Платона, философский разум характеризовался способностью к диалектическому мышлению, исследующему различные взаимоотношения, в которых могут находиться противоположности мировой жизни. Не только борьба противоположностей, но и их ритмическое чередование и взаимный переход друг в друга постепенно выдвигаются в центр философского познания.
Наконец, с XIX в., когда предметом научного изучения стали сложноорганизованные развивающиеся системы, сделалось понятно, что их теоретическое познание невозможно без выявления источников и движущих сил их развития в виде тех или иных конституирующих противоположных сторон и тенденций.
Диалектические противоречия
В настоящее время существуют многочисленные классификации противоречий в бытии и в познании. Выделяются внешние и внутренние; формально-логические (от которых надо избавляться, ибо из них следует все, что угодно) и диалектические (которые надо всесторонне анализировать и конструктивно разрешать); основные и производные; антагонистические и неантагонистические противоречия и т. д. Однако главным в исследовании противоречий развития являются не классификации, которых может быть огромное количество, а прежде всего сами механизмы разрешения противоречий.
Сформулируем в этой связи несколько ключевых тезисов относительно сущности и механизмов разрешения диалектических противоречий, опираясь на те результаты, которые были получены в различных диалектических построениях XX в.:
1. Под
диалектическим противоречием
2. Противоречия действуют на всех структурных уровнях бытия, как в его материальных, так и в духовных измерениях, причем нигде и никогда не существуют в единичном виде (разве что в голове познающего субъекта!), а представляют собой генетическое и функциональное единство, где разрешение одних противоречий может быть средством-основанием для разрешения других, более общих системных противоречий.