Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:36, доклад
Более двух тысяч лет люди читают поэму «О природе вещей», созданную человеком, сумевшим так много увидеть и понять в этом мире, так полно и вдохновенно высказать все самые трудные вопросы и самые бескомпромиссные ответы в извечном диалоге между индивидуальной человеческой личностью и всеобъемлющим мирозданием природы, но не сумевшим или не пожелавшим оставить в историческом предании память о себе самом, о своем происхождении и внешнем облике, об обстоятельствах своей жизни, о своих привязанностях, поступках, жизненно важных решениях. «Проживи незаметно!» — говорил восторженно прославленный в этой поэме греческий философ Эпикур.
139
Стих 320. …как считают иные…
— Подобные учения
140
Стих 326. …до Фиванской войны и падения Трои… — У Горация (Оды, IV, 9, 25-28) есть любопытное возражение Лукрецию:
Не мало храбрых до Агамемнона
На свете жило, вечный, однако, мрак
Гнетет их всех, без слез, в забвеньи:
Вещего не дал им Рок поэта.
(Перевод П. С. Гинцбурга)
141
Стихи 338 слл. — Представление
о пережитых миром катаклизмах
— достаточно древнее.
142
Стих 364. …доказал я уже… — в первой книге (329 слл.).
143
Стихи 397-406. — Этот эпизод
принято сопоставлять с
144
Стих 476. …как бы живые тела…
— Здесь у Лукреция это
145
Стих 507. Понт. — В древности считали, что Понт (Черное море) имеет непрерывное течение в Пропонтиду (Мраморное море).
146
Стих 521. …по Суммановым областям неба… — Сумман — древнеримский бог ночного неба и ночных молний.
147
Стих 576. …светом присвоенным…
— Мнение, что луна заимствует
свет от солнца, высказывалось
уже Фалесом, Пифагором,
148
Стих 644. …долгие годы… по долгим орбитам… — Лукреций, возможно, имеет в виду так называемый «Великий год» — время, в которое все светила возвращаются в то положение, из какого начали свой путь (ср.: Цицерон, «О государстве», VI, 24).
149
Стих 656. Матута — древнеиталийская богиня утра.
150
Стих 663. …с Иды вершины…
— Здесь имеется в виду горный
хребет в Малой Азии. Явление,
которое Лукреций описывает «
151
Стих 687. Года узел — точка
пересечения эклиптики с
152
Стихи 737-745. …Весна и Венера
идет… — Комментаторы давно
заметили, что картина появления
весны, изображенная здесь
153
Стих 794. …из заводей выйти соленых… — Анаксимандру приписывалось учение о том, что первые животные возникли из воды.
154
Стих 808. …вырастали утробы…
— Эмпедокл считал, что на Земле
вырастали сначала отдельные
члены живых тел, которые
155
Стих 905. …лев головою… —
Стих целиком перенесен
156
Стих 941. Арбута ягоды — это растение по-русски называется также «земляничник».
157
Стих 1063. Молосские псы — сторожевые собаки, выведенные в Эпире.
158
Стих 1156. Богов и людей — ходячее словосочетание; эпикуровские боги не занимались делами людей.
159
Стих 1198. …с покрытой главою… — Этот римский обычай становится у Лукреция символом жизни во мраке невежества.
160
Стих 1233. …сокровенная некая
сила… — Комментаторы выделяют
это выражение, считая, что для
эпикурейца оно не вполне
161
Стихи 1241-1257 были переведены Ломоносовым для его сочинения «Первые основания Металлургии, или рудных дел».
Железо, злато, медь, свинцова крепка сила,
И тягость серебра тогда себя открыла:
Как сильный огнь в горах сжигал великой лес;
Или на те места ударил гром с небес;
Или против врагов народ, готовясь к бою,
Чтоб их огнем прогнать, в лесах дал волю зною;
Или чтоб тучность дать чрез пепел древ полям,
И чистой луг открыть для пажити скотам;
Или причина в том была еще иная,
Владела лесом там пожара власть, пылая.
С великим шумом огнь коренья древ палил;
Тогда в глубокий дол лились ручьи из жил,
Железо, и свинец, и серебро топилось,
И с медью золото в пристойны рвы катилось.
(Сочинения М. В. Ломоносова, т. II, АН, 1893, с. 256).
162
Стих 1294. …из меди серпа… — Серпы из меди применялись в сакральном обиходе (Вергилий, «Энеида», IV, 513).
163
Стих 1302. Луканские волы — так называли слонов, которых римляне впервые увидели в войсках царя Пирра, когда тот вступил на территорию Лукании (юг Италии) в III в. до н. э., однако свежее в памяти римлян были события второй Пунической войны, когда слонов провели на Апеннинский полуостров через Альпы, поэтому Лукреций и приписывает пунам (карфагенянам) первое применение слонов на войне.
164
Стих 1310. …львов… выпускали могучих… — обычай египетских царей.
165
Стих 1356. …искусней гораздо
мужчины. — Подобного рода
рассказы встречаются у
166
Стих 1362. …природою, все создающей… — ср. V, 234, I, 7. Природа в этих стихах именуется Созидательницей вещей.
167
Стихи 1409-1457. …нисколько не
больший плод наслаждений… —
Лукреций в целом сочувственно
следит за материальным и
168
Стихи 1452-1453. — Ср.: Эпикур, «Письмо к Геродоту», 75.
КНИГА ШЕСТАЯ
169
Стихи 1-2. …злак… даровали Афины… — По преданию, богиня Деметра (Церера) научила сеять хлеб Триптолема, легендарного героя Аттики.
170
Стих 3. …законы для всех учредили… — Имеется в виду деятельность афинских законодателей: Дракона (VII в. до н. э.) и Солона (VI в. до н. э.).
171
Стих 5. …мужа родивши… —
Эпикура, заслуги которого
Стихи 68-79. — Ср.: Эпикур, «Письмо к Менекею», 123 слл.
Стих 86. …на участки разбив небосвод… — Этрусские авгуры (жрецы-гадатели) делили небо на шестнадцать частей и замечали, в каком участке блеснет молния.
Стихи 96-101. Прежде всего, небеса лазурные гром сотрясает… — Ученые-комментаторы проделали колоссальную работу по выяснению источников, которыми мог пользоваться Лукреций при изложении естественнонаучных причин величественных и грозных явлений природы, внушающих особенно сильное беспокойство людям и обращающих их умы к религиозным суевериям. Прежде всего поэт опирался на сочинения своего учителя Эпикура, взгляды которого на проблемы метеорологии (науки о небесных явлениях) излагаются в дошедшем до нас «Письме к Пифоклу». Эпикур в основание своей метеорологии кладет утверждение о том, что небесные явления могут представлять для философии интерес ни в коем случае не самостоятельный, а лишь применительно к проблеме достижения безмятежности духа. В свете этого принципа эпикурейская физика ищет не единственно верного объяснения тому или иному явлению, но допускает несколько вероятных. Лукреций следует этому обыкновению и приводит по нескольку возможных гипотез, заимствуя их порой из противоречивых источников, однако при этом поэт обнаруживает и горячий интерес к физической сущности мощных стихийных явлений, и незаурядную эрудицию, приводя концепции и досократических мыслителей, и классических школ Академии и Лицея, и позднейших авторов, близких его времени. Высказывались предположения о сильной зависимости поэта в этой книге от работ Посидония, уже упоминавшегося учителя Цицерона. Во всяком случае, в описаниях великолепных явлений природы проявляется собственный талант Лукреция, здесь он от дробных рассуждений и миниатюрных изображений предшествующих книг переходит к картинам более крупного масштаба и создает уникальные в античной литературе образы природных стихий во всей их разрушительной мощи и устрашающей красоте.
Стих 155. …Феба Дельфийского лавры. — Лавр посвящен был Аполлону, как маслина — Афине, дуб — Зевсу, виноградная лоза — Дионису, а колос — Деметре, о чем любила вспоминать поэзия в эпитетах, ставших издавна устойчивыми.
Стих 364. Года… перебой — равноденствие.
Стих 381. …в Тирренских вещаньях… — в книгах этрусских гадателей.
Стих 398. Отца — Юпитера. Римское
имя бога-громовержца в
Стих 486. …как я говорил… — I, 992 сл., и II, 142 сл.
Стих 585. — Землетрясение в Сидоне было в V в. до н. э., а в Эгии — в 372 г. до н. э.
Стихи
639-702. — Извержения сицилийского вулкана
Этны в древности случались часто
и производили сильные
Стих 660. …«священный огонь»… — можно перевести и как «проклятый огонь» — болезнь, именуемая также «антоновым огнем» или «гангренозной рожей».
Стихи 712-737. — Разливы Нила считались в древности уникальным явлением (см.: Геродот, II, 19-26
Стих 716. …название носят «годичных»… — пассатные ветры (см. V, 472 и VI, 730).
Стих 738 слл. Авернское озеро — близ города Кумы в Кампании, считалось преддверием Аида (Вергилий, «Энеида», VI, 337 слл.), в этимологии его названия видели указание на то, что там не водятся птицы.
Стих 750. Тритонида — одно из культовых имен богини Афины.
Стих 754. …за непотребный донос… — Этот миф рассказывается у Овидия («Метаморфозы», II, 552 слл.). Афина передала трем дочерям Кекропа, легендарного основателя Афин, корзину с младенцем Эрихтонием (полузмеем, получеловеком, рожденным Землей), запретив в нее заглядывать. Девушки нарушили запрет, донесла об этом богине ворона, но ее слишком громкий донос не был угоден Афине (в деле, которое лучше было оставить без огласки), и птица была изгнана из свиты богини.
Стих 807. Земляная смола — асфальт.
Стих 810. Скаптенсула — город, который, по сообщению Геродота, находился во Фракии, а по другим источникам — в Македонии.
Стихи 848 слл. — Описывается так называемый «Источник Солнца» в Ливии (см.: Геродот, IV, 181).
Стихи 879-889. — Речь идет об источнике в Додоне (Эпир).
Стих 890. …в море Арадском. — Арад — остров у берегов Финикии.
Стих 908. …камень, который… «магнитом» зовут… — О «камне» магните, способном притягивать железные кольца и даже вкладывать в них силу делать то же самое с другими кольцами, пишет также Платон со ссылкой на Еврипида («Ион», 533 D).
Стих 1045. Самофракийские кольца — были золотыми, но оправленными в железо. Самофракия — остров в Эгейском море.
Стих 1108. Гадес — Кадикс, город, основанный в Испании финикийцами.
Стихи 1138-1286. Этого рода болезнь… — какая именно болезнь поразила осажденных жителей Афин во время Пелопоннесской войны в 430 г. до н. э., по описаниям древних авторов современные медики установить не могут. Традиционно ее именуют чумой, возможно, это был сыпной тиф или корь. Источником Лукреция была скорее всего II книга «Истории» Фукидида (47-52).
Стих 1139. Кекроповы земли — Аттика, по имени царя Кекропа.
Стих 1143. Пандионово племя — афиняне. Пандион — афинский царь, сын Кекропа.
Стих 1286. …чем с телами родными расстаться. — Поэма считается незаконченной на том основании, что здесь отсутствует заключение в формальном смысле. Однако последний стих «Илиады» — «Так погребали они необорного Гектора тело» — был на слуху у всей античности. Последний стих шестой книги поэмы Лукреция вполне мог восприниматься как достойное эпического произведения заключение.
Т. Васильева