Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:36, доклад
Более двух тысяч лет люди читают поэму «О природе вещей», созданную человеком, сумевшим так много увидеть и понять в этом мире, так полно и вдохновенно высказать все самые трудные вопросы и самые бескомпромиссные ответы в извечном диалоге между индивидуальной человеческой личностью и всеобъемлющим мирозданием природы, но не сумевшим или не пожелавшим оставить в историческом предании память о себе самом, о своем происхождении и внешнем облике, об обстоятельствах своей жизни, о своих привязанностях, поступках, жизненно важных решениях. «Проживи незаметно!» — говорил восторженно прославленный в этой поэме греческий философ Эпикур.
68
Стихи 730 слл. — Тезис о
том, что первоначала лишены
окраски, а следовательно,
69
Стихи 871 слл. Такая теория зарождения жизни была в ходу во времена Лукреция и даже значительно позже. Вергилий в поэме «Георгики» (IV, 283 слл.) подробно описывает технологию получения пчелиной семьи из разлагающейся бычьей туши.
70
Стих 926. …вновь к заключенью приходим… — См. II, 871-873.
71
Стих 991. Семени мы, наконец, небесного все порожденья… — Лукреций ограничивает здесь природу околоземными пределами; вообще отождествление Матери-земли и Матери-природы встречается у него часто. По отношению к Земле Небо (Эфир) выступает порождающим началом, по отношению к Природе такого начала Лукреций указать не может, а что для объяснения мира он в нем нуждается, это заметно во многих рассуждениях.
72
Стихи 1023 слл. См.: Эпикур, «Письмо к Геродоту», 45.
73
Стих 1047. …ум… в пареньи свободном.
— Здесь в латинском тексте
стоит выражение, буквально
74
Стих 1049. …и вверху и внизу… — Здесь вполне очевидно, что верх и низ вселенной мыслятся по отношению к нашему миру.
75
Стих 1102. …храмы порой разносить… — Античные писатели сообщают, что молнии нередко ударяют в храмы богов, в частности это неоднократно случалось с храмом Юпитера на Капитолии.
76
Стих 1121. …природа узду налагает. — Картина мира, изображенная Лукрецием, предполагает понятие меры и предела, которых не было в эпикурейской физике. Однако для обыденного сознания они не нуждались в расшифровке: достаточно было указать на любой живой организм, что Лукреций и делает.
77
Стих 1150. …сокрушился наш век…
— Под «веком» здесь
78
Стих 1153. …цепь золотая… — В начале VIII книги «Илиады» Зевс предлагает всем богам Олимпа спустить с неба золотую цепь и, повисши на ней всем вместе, попытаться совлечь на землю его, владыку богов, уверяя, что не одолеть им его даже всеобщими усилиями. Этот образ не раз привлекал внимание философии. Стоическая интерпретация усматривала здесь аллегорию причинно-следственных связей. Даже если Лукреций имеет в виду эту стоическую цепь необходимости, он предлагает здесь не аллегорию, но вполне материально ощутимый образ: если бы люди упали с небес, они разбились бы, следовательно, нужен какой-то мост между небом и землей, к примеру гомеровская золотая цепь.
КНИГА ТРЕТЬЯ
79
Стихи 1 слл. — Здесь прославляется
Эпикур. Примечательно, что в его
учении Лукреций восхищается
рациональным истолкованием
80
Стихи 28-29. …восторг… и священный ужас… — Вряд ли Эпикур признал бы эти чувства совместимыми с идеалом бестревожности, который он проповедовал. Но Эпикур не имел пристрастия к поэзии и отвергал ее даже более решительно, чем Платон. Лукреций погрешал против правоверного эпикуреизма уже тем, что писал поэму. Многие другие его отступления от буквы эпикурейской доктрины явились лишь следствием этого первого отступления.
81
Стихи 59 слл. — Это одно из немногих мест поэмы, где поэт обращается к общественной жизни человека, причем, вероятно, к проблемам злободневным и неотвлеченным.
82
Стих 70. …кровью сограждан себе
состояния копят… — Сулланскне
проскрипции позволяли
83
Стих 84. …извращает… благочестье.
— Благочестием, в отличие от
религии, римские мыслители
84
Стихи 94 слл. — См.: Эпикур, «Письмо к Геродоту», 03-08.
85
Стих 100. …греки зовут «гармонией»…
— Представление о душе как
о некотором состоянии тела, подобно
здоровью или болезни, в
86
Стих 371. …Демокрита священное мненье… — Этот момент учения Демокрита известен только по изложению Лукреция. Тезис о пределах ощущения развивается в пассаж, изобилующий тончайшими наблюдениями и совершенно неожиданными для эпоса предметами, как прикосновение каждой ноги комара к человеческой коже.
87
Стихи 670 слл. — Душа воспринимается
Лукрецием лишь как
88
Стих 751. …гирканские псы… —
Гирканским называлось в
89
Стихи 777 слл. — Картина, которая Лукрецию кажется смешной, а потому абсурдной, у Платона рисуется тоже иронически, но без недоверия: охота душ за телами смешна, поскольку ничтожно мелки заботы о временном перед лицом вечности («Государство», 620 А -Е).
90
Стих 830. Значит, нам смерть — ничто… — Это эпикурейское положение двусмысленно: смерть — ничто для нас, поскольку мы не придаем ей значения, и смерть — ничто, поскольку в смерти нас ожидает не страдание и не блаженство, а ничто, полное уничтожение нас самих и всего того, что мы сознавали вне себя. Для Эпикура оба смысла говорят об одном: смерть не может беспокоить нас, ибо никакого беспокойства по смерти не будет. Для Лукреция мысль о предстоящем уничтожении личности сама по себе не исключает беспокойства перед смертью, а, напротив, побуждает его к всестороннему обсуждению проблемы смертности души и ценности человеческой жизни ввиду ее временности (Эпикур, «Письмо к Менекею», 124-127, «Главные мысли», II).
91
Стих 833. …при нападении… пунов… — Лукреций имеет в виду вторую Пуническую войну (в конце III в. до н. э.), когда карфагенские войска во главе с Ганнибалом вторглись в Италию и угрожали гибелью Риму.
92
Стих 842. …даже коль море с
землей и с морями смешается
небо. — Выражение, ставшее
93
Стихи 847-865. — Атомисты с
большим основанием, чем какая-либо
другая философская школа,
94
Стих 868. …совсем бы на свет
не родиться… — Лукреций
Лучшая доля для смертных — на свет никогда не родиться
И никогда не видать яркого солнца лучей.
Если ж родился, войти поскорее в ворота Аида
И глубоко под землей в темной могиле лежать.
Так передает ее греческий
поэт Феогнид (перевод В.
95
Стихи 870 слл. — Собственно,
только отсюда начинается
Первое: страшно, что будет со мной, когда я не смогу уже никак себя защитить.
— Ты беспокоишься о судьбе
своего трупа — как бы его
не растерзали дикие звери!
Но ведь ты не хотел бы
остаться без обычного
Второе: смерть прерывает нити жизни и любви, которые составляют существо человека, смерть лишает их смысла, и самая мысль о смерти лишает человека мужества жить.
— Разве вольность и покой — не замена счастью любви, ее беспокойствам и ее оковам?
Третье: смерть прерывает все наслаждения — зачем тогда стремиться к ним и не должно ли беспокоиться о том времени, когда наслаждения оборвутся?
— Разве сон — не одно
из глубочайших наслаждений?
Четвертое: страшна не сама смерть, а безвременно оборвавшаяся жизнь, смерть, так сказать, до срока.
— Срок в этой жизни
не имеет значенья: в жизни
все вечно одно и то же, ничего
нового не будет, а разве
хотел бы ты пережить
Пятое: но даже в старости жизнь все равно дорога нам самым ощущением жизни.
— Что же, исчерпав все возрасты жизни, следует уйти с сознанием того, что ты взял свое и должен дать место и материю другим существам, еще не прошедшим путей жизни и не познавшим ее наслаждений.
Шестое: так хочется продлить свою жизнь, чтобы заглянуть в будущее: что станется со всем этим миром, в котором мы живем.
— Желать продлить свою жизнь в будущее — это все равно что желать продлить ее в прошлое. Ты же не страдаешь от того, что не родился раньше, что же жалеть о том, что будущее пройдет без тебя. Как до рождения не знал ты беспокойства, так не будет для тебя беспокойства и в будущем. А ежели ты будешь безмятежен в настоящем, то переход в будущее останется для тебя незаметным.
Седьмое: жизнь хороша, я знаю,
а смерть тревожит
— Это жизнь-то хороша! Разве не видишь ты в ней на каждом шагу такие муки, каких не измыслили даже грешникам в Аиде?
Восьмое: но в смерти я
теряю не только жизнь, я
теряю самого себя, а я-то для
себя безусловно хорош и
— Но согласись, что были люди и не хуже тебя, но все умерли. Хочешь ли ты для себя исключения?
Девятое: я знаю, что я умру, я не против смерти, но все равно хочется прожить как можно дольше.
— Это правда, и я тоже
чувствую привязанность к