Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:36, доклад
Более двух тысяч лет люди читают поэму «О природе вещей», созданную человеком, сумевшим так много увидеть и понять в этом мире, так полно и вдохновенно высказать все самые трудные вопросы и самые бескомпромиссные ответы в извечном диалоге между индивидуальной человеческой личностью и всеобъемлющим мирозданием природы, но не сумевшим или не пожелавшим оставить в историческом предании память о себе самом, о своем происхождении и внешнем облике, об обстоятельствах своей жизни, о своих привязанностях, поступках, жизненно важных решениях. «Проживи незаметно!» — говорил восторженно прославленный в этой поэме греческий философ Эпикур.
19
Стих 138. …к новым словам…
— В поэме Лукреция
20
Стих 148. …природа сама своим видом и внутренним строем… — «Вид природы» — это та картина мироздания, которую Лукреций рисует средствами эпической поэзии. В системе эпикурейской философии вид природы есть явление случайное, вторичное и серьезного внимания не заслуживающее. Для Лукреция созерцание вида природы — наиболее важное из предоставленных человеку переживаний, волнующее и возвышающее душу. «Внутренний строй» — рациональное истолкование видимого и невидимого мира — терминологически отвечает греческому понятию логоса. Соотношение вида и смысла природы занимало всех греческих философов, но до Аристотеля картина мира строилась как идеализированный образ рациональных представлений (тем же путем идеальной типизации шло и пластическое искусство классической Греции). Послеаристотелевская эпоха обнаруживает сильную тенденцию к натурализму, к фиксации всех индивидуальных особенностей предмета изображения и осмысления. Лукреций, как поэт эллинистической эпохи, строит свою картину мира из несистематизированных частностей (в отличие, скажем, от математически выверенной модели космоса в платоновском «Тимее» или логически безупречной и физически непрерывной картины вселенной у Аристотеля), но частности выбираются прежде всего такие, через которые природа выявляется во всем своем величии, красоте и неистощимом разнообразии.
21
Стих 150. Из ничего не творится
ничто по божественной воле. —
К основному положению
22
Стих 174. …почему распускается роза весною… — Порядок смены времен года поэт изображает как череду прекрасных явлений, каждое из которых имеет, если можно так сказать, собственное материальное наполнение, подчеркивая их собственный жизненный ритм, а не отношение к движению Солнца или Земли.
23
Стих 251. Родитель-эфир — здесь: синоним неба, предпочтительный в данном контексте, поскольку по-латыни, как и по-русски, слово «небо» среднего рода.
24
Стих 264. И ничему не дает без смерти другою родиться. — Говоря о сплочении элементов и о последующем расторжении временных связей, Эмпедокл учил, что нет ни смерти, ни рождения, ошибочно измысленных людьми по их неразумию. Для Лукреция рождение и смерть — остро ощущаемые реальности, они безусловно есть в природе, и связаны единым законом они только в космических масштабах, для индивидуальной вещи их противоречие непримиримо.
25
Стихи 418 слл. — См.: Эпикур, «Письмо к Геродоту», 39-41.
26
Стих 464. Тиндаровой дщери —
Елены (ср. ниже в стихе 473 —
Тиндариды), похищенной Парисом,
второе имя которого —
27
Стих 477. Пергам — Троя. Знаменитый
эпизод с троянским конем
28
Стих 657. «Музы». — По сообщению
Диогена Лаэртского (IX, 12), «Музами»
некоторые называли сочинение
Гераклита, известное также
29
Стих 705. …кто считал, что все
вещи возникли… — Огонь
30
Стих 714. …принимает четыре стихии… — Речь идет об Эмпедокле.
31
Стих 716. Эмпедокл Акрагантский. — Акрагант — город в Сицилии, родина Эмпедокла.
32
Стих 717. …на берегах треугольных…
— Греческое название Сицилии
— Тринакрия, что значит «
33
Стих 722. Дикая здесь и Харибда… — Пролив между Сицилией и Апеннинским полуостровом считался обиталищем двух чудовищ — Сциллы и Харибды, грозящих гибелью мореплавателям.
34
Стих 739. Пифия — жрица храма
Аполлона в Дельфах,
35
Стих 830. Анаксагора… «гомеомерию»… (букв. «подобочастие»). — Анаксагор — древнегреческий философ V в. до н. э. Учение Анаксагора «все состоит из всего» было своеобразным подготовительным этапом накануне демокритовского атомизма: идея всеобщего единства здесь отождествляется с идеей мирового многообразия, однако качество созидается здесь из набора качеств, а не из бескачественных элементов, как у Эпикура.
36
Стихи 881 слл. — Критика
Анаксагора здесь скорее
37
Стих 926. Пиэриды — Музы; Пиэрия (область во Фракии) была местом поклонения Музам.
38
Стихи 951 слл. — См.: Эпикур, «Письмо к Геродоту», 41-42.
39
Стихи 1021 слл. — Теперешняя совокупность вещей случайна, но, замечает Лукреций, это такая случайность, которая, раз возникнув, много бесконечных лет сохраняется, обновляется и поддерживается нужными движениями (стих 1029). Каков принцип этой устойчивости, философ Лукреций не знает, но поэт Лукреций убежден, что в природе заключена творческая сила и всякое природное создание должно достичь определенного ему совершенства, прежде чем разрушиться естественным, а не насильственным путем.
КНИГА ВТОРАЯ
40
Стих 20. …телесной природе… — Здесь: в смысле физической природы человека в отличие от его общественной природы.
41
Стихи 75-79. — Образ факельного
бега как символ
42
Стих 94. …как я… доказал. — См. I, 984-1007.
43
Стих 112. Образ… и явленье… —
Здесь Ф. А. Петровский
44
Стих 167. — Считается, что здесь пропущено два стиха. Возможно, за иллюстрацией тезиса о скорости движения первоначал следовало предвосхищение возражения о противоречии между такой скоростью элементарных движений и видимой неторопливостью природных процессов, состоящее в том, что материя состоит из атомов, но не сводится к ним и творческая сила материи сложнее элементарного движения атомов — сравним II, 308 слл.
45
Стих 180. …не для нас и отнюдь
не божественной волею создан…
— Эпикурейская концепция
46
Стихи 185 слл. — Этот пассаж
направлен против концепции
47
Стих 257. Свободная воля. — Это
словосочетание следует
48
Стих 325. Прямая реминисценция из Гомера («Илиада», II, 457, и XIX, 362).
49
Стих 334. — Различие атомов
по формам — идея Демокрита,
а не Эпикура, однако аналогия
атома и человеческой личности
внятно выражена в
50
Стих 381. — Физические свойства тел связывал с формами своих геометрических элементов даже и Платон в «Тимее» (61Е -68Е).
51
Стихи 398 слл. — Следует
череда антитез в духе
52
Стих 416. …киликийским шафраном…
— Киликия — страна на юго-
53
Стихи 417-418. …благовоньем панхейским… — Сказочный восточный остров Панхея известен только из литературы. Описание относится к греческому, а не к римскому театру.
54
Стих 472. …в Нептуновом теле
соленом… — риторический
55
Стих 499. …как уж я доказал… — I, 615 слл.
56
Стих 500. …мелибейский пурпур… — Мелибея — прибрежный город в Фессалии, расположенный у подножия Пелиона и Оссы.
57
Стих 528. …как я доказал уж… — I, 1008-1051.
58
Стих 537. …змееруких слонов…
— Сложный эпитет в духе
гомеровского эпоса,
59
Стихи 601 слл. — Связанные
с культом Великой Матери
60
Стих 606. Увенчали венком крепостным — короной, изображающей городскую стену.
61
Стих 611. «Матерь Идэя» — одно
из прозваний Великой Матери,
произведенное от названия
62
Стих 614. Галлы — евнухи, служители Кибелы.
63
Стих 620. …ритмом фригийским…
— Фригийский музыкальный лад
считался в античном мире
64
Стих 629. Куреты — критские служители Реи, заглушавшие шумом и грохотом младенческий крик Зевса; у фригийцев они назывались корибантами.
65
Стих 633. Диктейские — от названия критского города Дикты.
66
Стих 638. Сатурн — римское божество, отождествлявшееся с греческим богом Кроносом.
67
Стихи 646-651 звучат здесь с
несколько иной интонацией, нежели
после вступления к первой
книге (I, 44-49), поскольку приводятся
в опровержение мифологических
представлений, а не в