Личность и её социальные роли в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:10, реферат

Описание работы

Многое из того, что окружает человека, он впускает в собственную душу безотчетно, без какой - либо критической оценки, принимая окружающий мир таким, как он есть, не задумываясь о его природе. Обычно человек старается жить просто и не испытывает потребности в последовательном размышлении. Но человеку присуще и иное состояние души, и он открывает в себе способность продвигаться к истине, открывать тайны реальности, открывать тайны реальности, пытается ответить на вопросы, которые как - будто не имеют значения для него лично.

Содержание

Введение
Человек, Индивид, Личность
Импульсы развития Личности
Виды и типы Личности
Три социальных типа Личности по Марксу
Свобода и ответственность Личности
Личность и социальный статус
Социальные роли Личности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат философия.docx

— 68.02 Кб (Скачать)

В общем, настораживает  не столько количество разводов, сколько  два других, имеющих  непосредственное отношение  к исследуемому сюжету обстоятельства:

  • во-первых, нежелание значительной части молодежи вступать в брак
  • во-вторых, уменьшение числа повторных браков. Если иметь в виду все три фактора в совокупности, то кризис современной семьи, несомненно, налицо.
 

А между тем семья  призвана и сегодня  оставаться основополагающей ячейкой общества, реализуя такие функции, которые за нее  никакая другая структурная  единица социума  выполнять не в  состоянии. 

К этим функциям прежде всего относится функция  воспроизводства человека. Конечно, биологическое воспроизводство  человека в определенных размерах происходит и вне семьи, в условиях внебрачных отношений, но последние по "замыслу" своему не ориентированы, как правило, на воспроизводство человека.

!!!!!И если сегодня мы фиксируем в России уже не просто тревожащее снижение рождаемости, но и начавшийся процесс депопуляции, то причину сего надо видеть не только в общей социально-психологической атмосфере неуверенности, царящей в обществе; причина и в кризисе семьи, прогрессирующем вытеснении семейно-брачных отношений внебрачными отношениями между полами!!!!!

Напомним банальную истину: чтобы человек стал существом общественным, требуется длительный процесс его социализации. И исторический опыт убеждает, насколько велика в этом процессе, в особенности на его начальном, самом трудном этапе, роль семьи.

Здесь перед нами функция  социализации индивида, или иначе - функция  социального воспроизводства  человека.

Говоря о соответствующем  историческом опыте, мы имеем в виду опыт не только позитивный, но и негативный, добытый по методу "доказательства от противного". Ведь установка на "стерильно" общественное воспитание ребенка, на отрыв его от семьи  уже в состоянии грудного младенца, из области спекулятивных, схоластических рассуждений то и дело прорывалась  в нашу практику (вспомним хотя бы массовое движение за создание школ-интернатов в первой половине 60-х годов). Доза социализации, которую призвана дать вновь появившемуся на свет человеку семья, не может быть восполнена никакими яслями, детскими садами, интернатами  и т.п., способными осуществить в  лучшем случае лишь грубую, общестандартную, не учитывающую индивидуальные особенности  воспитуемого притирку индивида к обществу.

И только малый, интимный коллектив близких  людей, каковым является семья, способен сочетать социализацию ребенка  с его индивидуализацией, осуществляя этот процесс в соответствующей  эмоциональной и  эстетической форме.

Конечно, речь идет о семьях нормальных, здоровых. Но задача преодоления кризиса семейно-брачных  отношений и состоит в том, чтобы сделать именно такие семьи  явлением массовидным и преобладающим.

Сохраняется, хотя и не в прежнем  объеме, хозяйственно-бытовая  функция семьи, связанная с ведением домашнего хозяйства и организацией быта членов семьи. В особенности велика значимость этой функции на селе в связи с необходимостью сохранения личного подсобного хозяйства и неразвитостью социально-бытовой инфраструктуры.

Впрочем, сегодня  роль этой функции возрастает и в  городе:городская семья становится производителем картофеля, овощей и  фруктов, а непрекращающийся рост цен  заставляет ее вернуться к внутрисемейному  способу удовлетворения бытовых  потребностей, отказываясь во многих случаях от услуг общественной сферы  обслуживания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

«Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя!

Напротив, она достигает  в коллективе

  высшей степени  сознания и совершенства»

Анри  Бабюс   

После ознакомления с темой «Личность и социальные роли» можно придти к следующим  выводам:

  • Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально-значимые черты.
  • Личность является механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни, вырабатывать смысл своего существования.
  • Черты складываются и проявляются только в процессе социального взаимодействия, поэтому главным понятием для описания личности является понятие социальной роли.
  • Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.
  • Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.
  • Статус подчеркивает сходство людей, а роль – их различие. Роль – индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом.

                 ***

Возможно, каждый философ понимает личность по-своему, но все они сходятся в одном. Личность – это сформировавшийся человек, который имеет свою жизнь, свои убеждения, свои взгляды, свой индивидуальный характер, свои принципы и т.д.

Хотелось бы привести несколько примеров высказываний различных философов о личности.

Епископ Августин Блаженный (354 – 430)

  • решает две важнейшие проблемы: динамику личности и динамику общечеловеческой истории.
  • Он описывает внутренний мир личности с младенческих лет и до утверждения человека как христианина. Ему претит всякое насилие над личностью: о насилия в школе над ребенком до государственного насилия.
  • Августин выдвигает проблему свободы личности. Он считал, что субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него  Бог. А бытие Бога можно вывести из самосознания человека, из самодостоверности человеческого мышления.
  • Августин показал роль самосознания для личности.

Ведь  Я – это закрытое, интимное существо, которое отделяется от внешнего мира и  даже “закрывается”  от него.

Заслушивают внимания социально-философские воззрения  Фомы Аквинского, которого считают  создателем католической теологии и  систематизатором схоластики.

  • Он утверждал, что личность – это “самое благородное во всей разумной природе” явление. Она характеризуется интеллектом, чувством и волей. Интеллект обладает превосходством над волей. Однако познание Бога он ставит ниже, чем любовь к нему, т.е. чувства могут превосходить разум, если они относятся не к обычным вещам, а к Богу.
  • Важная часть творчества А.И. Герцена – тема личности. Ценность любой личности заключена в разумном и нравственно-свободном “деянии”, в котором человек достигает своего действительного существования. Но личность не только венец природы, но и “вершина исторического мира”. Существует взаимодействие между личностью и социальной средой: личность создается средой и событиями, но последствия несут на себе её отпечаток.
  • В центре социально-философской концепции Михайловского находится идея личности, развитие и целостность которой является мерилом, целью и идеалом исторического прогресса. Для него личность является “мерой всех вещей”, поэтому отчуждение личности превращающее нё в придаток общества необходимо должно быть преодолены.
  • Леонтьев К. Н. выступает за яркий тип личности. Для него крайности важнее середины и серости. На однородной почве, на равенстве, на упрощении, пишет он, не рождаются гении и оригинальные мыслители.

Кроме этих высказываний существует множество других, ведь каждый философ  старается объяснить  любой вопрос возникающий  у человека. Да и  все люди, даже не философы, стараются  объяснить для  себя все, что так  или иначе можно  объяснить. 

«Личность…это способность человека

быть  господином самому себе

благодаря добровольно выбранным

твердым принципам».

Иммануил  Кант 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Философия: Учебник /Под редакцией доктора  философских наук, профессора В. И. Лавриненко – 2-е издание – Москва:, Юрист’ъ, 1998 г.
  2. Философия: Учебник /Под редакцией доктора философских наук В. П. Кохановского – Ростов – на – Дону: Феникс, 1997 г.
  3. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для Вузов – 3-е издание – Москва: Издательская корпорация “Логос”, 2000 г.
  4. Конспекты по социологии и политологии.

Информация о работе Личность и её социальные роли в обществе