Личность и её социальные роли в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:10, реферат

Описание работы

Многое из того, что окружает человека, он впускает в собственную душу безотчетно, без какой - либо критической оценки, принимая окружающий мир таким, как он есть, не задумываясь о его природе. Обычно человек старается жить просто и не испытывает потребности в последовательном размышлении. Но человеку присуще и иное состояние души, и он открывает в себе способность продвигаться к истине, открывать тайны реальности, открывать тайны реальности, пытается ответить на вопросы, которые как - будто не имеют значения для него лично.

Содержание

Введение
Человек, Индивид, Личность
Импульсы развития Личности
Виды и типы Личности
Три социальных типа Личности по Марксу
Свобода и ответственность Личности
Личность и социальный статус
Социальные роли Личности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат философия.docx

— 68.02 Кб (Скачать)

Процесс разложения типа социальности, сфокусированного в личной зависимости, детально исследован К.Марксом в "Критике политической экономии" и "Капитале", где  развиты идеи его "Экономическо-философских  рукописей 1844 года".

  • При переходе к капитализму формируется принципиально новый тип социальности - отношения вещной зависимости. Процесс его формирования носит двусторонний характер. 
  • С одной стороны, капитализм нуждается в лично свободном труженике, который мог бы свободно мигрировать туда, куда этого требуют развивающиеся производительные силы, свободно выбирать профессию и т.д. Такой рынок свободной рабочей силы возникает в результате ликвидации крепостных отношений.
  • С другой стороны, капитализм нуждается в том, чтобы эти лично свободные труженики "свободно" продавали им свою рабочую силу как вещь, как товар в обмен на другие вещи, необходимые им для личного потребления. Но для этого труженик должен быть свободен от средств производства. Такое "освобождение", отторжение массы мелких производителей от принадлежавшей им собственности составляло одну из определяющих сторон процесса первоначального накопления капитала. Так сложился исторически новый социальный тип личности.

Анализируя  этот феномен ("рабочий стал товаром"), отмечая его существенные отрицательные  последствия для труженика ("счастье  для него, если ему удастся найти  покупателя"), Маркс в то же время  характеризует его как великое  завоевание на пути к свободе. Придав вещным отношениям всеобщий характер, освободив человека от пут личной зависимости, капитализм привел к атомизации индивида. А это и есть необходимая объективная предпосылка для развития личности. Такова была великая гуманистическая миссия капитализма как новой, более прогрессивной общественно-экономической формации.

Но тут же отметим, что реализоваться в  полной мере, во всеобщих размерах эта  миссия смогла только с совершением  промышленной революции, с утверждением нового технологического способа производства, то есть в условиях индустриальной волны цивилизации. 

  • Между тем  развитие капитализма исподволь  подготавливает переход к новому историческому типу социальности, для которого характерны отношения свободных индивидуальностей.

Понятие свободная индивидуальность предполагает личность, располагающую невиданными на предыдущих исторических этапах возможностями для раскрытия своих способностей и для удовлетворения своих здоровых, в том числе творческих, потребностей. Именно в этом направлении и идет многовековое развитие капитализма.

  • С одной стороны, разрушение всех сословно-кастовых пут, развитие средств массовых коммуникаций, интернационализация экономической и всей общественной жизни создают возможность для появления таких индивидуальностей в массовом масштабе.
  • С другой же стороны, общественный прогресс, начиная с технологического, порождает необходимость их появления и расширенного воспроизводства. В особенности эта необходимость дает себя знать по мере перехода к новой, информационно-компьютерной волне цивилизации.

    Современному  цивилизованному  обществу для нормального  функционирования в  возрастающих масштабах  требуются "свободные  индивидуальности", то есть индивиды, высокоразвитые в умственном, нравственном и физическом отношении.

    СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЛИЧНОСТИ 

И прежде всего  нам предстоит ответить на вопрос: что такое свобода?

Хотелось  бы сразу предостеречь от соблазна сводить свободу только к тому, о чем чаще всего говорят и  пишут средства массовой информации - к свободе политической. В действительности же свобода личности есть понятие  многоплановое, многогранное. 

Речь идет прежде всего о свободе экономической, то есть в значительной степени о  свободе от  эксплуатации, которая в свою очередь тоже не может быть сведена только к неравноправным отношениям между владельцами средства производства и лишенными таковых собственниками рабочей силы. Неэквивалентный обмен был и остается характерным для взаимоотношений между регионом развитых стран и третьим миром сегодня, зачастую он встречается и в отношениях между городом и деревней. Переход к патриархату, означавший всемирно-историческое поражение женщин, свидетельствовал о появлении еще одного вида эксплуатации - дискриминации половины человечества, ограничения прав женщин в обладании собственностью, в получении образования и профессии, в оплате труда и т.д. 

Но экономическая  свобода по своему объему значительно  превышает свободу от эксплуатации, включая в себя, в частности, такой  важный момент, как свободу принятия экономических решений, свободу  экономического действия.

Индивид (и только он) вправе решать, какой вид  деятельности для  него предпочтительнее (предпринимательство, труд по найму и  т.д.), какая форма  собственнического  участия ему представляется наиболее целесообразной, в какой отрасли  и в каком регионе  страны он проявит  свою активность. 

Крайне важна  свобода политическая, то есть такой  набор гражданских прав, который  обеспечивает нормальную жизнедеятельность  индивида. При этом политическая свобода  не может рассматриваться только как средство реализации других свобод - экономический, идеологической и т.д.

Будучи  средством, политическая свобода в то же время обладает самоценностью, ибо немыслимо  цивилизованное общество (тем  более современное) без всеобщего  и равного избирательного права, справедливого  национально-государственного устройства, прямого  участия народа в  решении кровно затрагивающих  его вопросов. Потребность в политическом комфорте, обеспечиваемом демократией, является неотъемлемой чертой менталитета современного цивилизованного человека. 

Весьма специфической  является такая грань свободы  человека, которую условно можно  назвать свободой гносеологической. Напомним, что гносеология есть теория познания, и, таким образом, гносеологическая свобода может быть определена как способность человека все более масштабно и успешно действовать в результате познания закономерностей окружающего природного и социального мира.

 В литературе  нередко встречается идущее от  Гегеля положение, согласно которому  "свобода есть осознанная необходимость", причем зачастую оно трактуется расширительно, распространяется на все грани свободы, а не только на свободу гносеологическую.

!!!И тогда  мы попадаем в царство нонсенса!!!

 Скажем, человек  находится в совершенно невыносимых  политических условиях, но если  он осознал их как необходимость  - он... свободен? Впрочем, можно вспомнить,  что в ключе подобного нонсенса  ведут свое доказательство представители  некоторых уже рассмотренных  философских течений, например, экзистенциалисты. В действительности же гегелевское  положение применимо только к  свободе гносеологической: чем глубже и полнее мы познаем, тем большие перспективы открываются перед нами в нашей деятельности по овладению природой и нашими собственными общественными отношениями. Заметим, что в каждом конкретном случае индикатором того, что необходимость осознана адекватно, служит выбор нами оптимального варианта личного или коллективного действия. Максимализм же, равно как и минимализм, отражает поверхностность наших знаний либо их игнорирование в процессе практики

И все-таки свобода  является лишь одной  стороной, характеризующей  социальный статус индивида. Она не может являться абсолютной, поскольку  индивид не Робинзон: он живет в обществе подобных ему, а посему его свобода должна быть "притерта" к свободе других индивидов, коррелироваться  с ними. Таким образом, свобода является относительной, и  из этой относительности  исходят все демократически ориентированные  правовые документы.

Так, в Декларации Организации Объединенных Наций  о правах человека подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Законодательством многих стран запрещена пропаганда расовой и национальной неприязни, а тем более ненависти; преследуется деятельность изуверских религиозных сект, способных нанести вред физическому и психическому здоровью верующих. 

Относительный характер свободы  находит свое отражение  в ответственности  личности перед другими  личностями и обществом  в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этими свободами. В противном случае наступает разъедающая общество анархия. Это ежечасно и ежеминутно должны помнить все мы.

Как говорил  Гете, "не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать  стоящее над нами. Потому что такое  уважение возвышает нас самих; нашим  признанием мы показываем, что носим  внутри себя то, что выше нас, и тем  самым достойны быть ему равными". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИЧНОСТЬ  И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС. 

Личность  – единственный социальный субъект, который  по уровню функциональной сложности сопоставим с обществом в  целом.

Социологическое видение личности предполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни. В ролевой теории личности основными аналитическими единицами являются собственное Я (единица личности), социальный статус (единица социальной структуры) и социальная роль (единица культуры).  

     Социальный  статус 

     Структура общества, неоднородность выполняемых  людьми функций предопределяет неравнозначность их социальных позиций. Каждый человек  занимает определенную социальную нишу в зависимости от своего пола, возраста, образования, жизненного опыта, образа жизни. Все эти характеристики определяют его статус.

     Взаимоотношения и связи людей в социальной структуре описываются при помощи понятий «роль» и «статус». Социальная роль и социальный статус являются очень близкими понятиями.

     Но  если термин «роль» применяется к  тому, как себя ведет  человек, т. е. к его  поведению, то термин «статус» соотносится  с социальной системой и тем положением, которое занимает в ней человек.

     Статус  – определенное положение  человека в обществе. Обычно у человека несколько статусов, которые характеризуют его с разных сторон. Главным статусом, определяющим положение человека в обществе, является его профессия, точнее, занимаемая им должность (например, учитель, профессор).

     Различают следующие виды статусов:

  • Предписанный (прирожденный) статус – пол, национальность, раса, место рождения, социальное происхождение (из служащих, из рабочих и т. д.). Этот статус, полученный не по своей воле.
  • Достигаемый статус (приобретенный) – это статус, который человек приобретает благодаря собственным усилиям. Это статусы президента, студента, супруга и т. д.
  • Формальный статус – официально, документально оформленный и закрепленный (директор, пенсионер, студент и т. д.).
  • Неформальный статус – не требующий формального закрепления (друг, лидер группы).
  • Генеральные (всеобщие) статусы. Первый из них – это статус человека, его права и обязанности, другой статус – член общества, государства (статус гражданина). Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности.

     Все статусы человека находятся в  определенной иерархии по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Чаще всего особое значение имеет  статус, связанный с профессией и  работой. Иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации  общества. Ранжирование статусов связано  с социальным престижем функций, закрепленных за тем или иным статусом. Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом  и закрепленную в культуре и общественном мнении. Социальный престиж статуса  притягивает людей активных, амбициозных, от которых общество ожидает осуществления  типичного набора действий, типичного  набора качеств для исполнения определенных функций.

     Ожидаемое поведение, норма  поведения личности определенного статуса  представляет собой  социальную роль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОЦИАЛЬНЫЕ  РОЛИ ЛИЧНОСТИ 

Информация о работе Личность и её социальные роли в обществе