Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:10, реферат
Многое из того, что окружает человека, он впускает в собственную душу безотчетно, без какой - либо критической оценки, принимая окружающий мир таким, как он есть, не задумываясь о его природе. Обычно человек старается жить просто и не испытывает потребности в последовательном размышлении. Но человеку присуще и иное состояние души, и он открывает в себе способность продвигаться к истине, открывать тайны реальности, открывать тайны реальности, пытается ответить на вопросы, которые как - будто не имеют значения для него лично.
Введение
Человек, Индивид, Личность
Импульсы развития Личности
Виды и типы Личности
Три социальных типа Личности по Марксу
Свобода и ответственность Личности
Личность и социальный статус
Социальные роли Личности
Заключение
Список литературы
Если верно, что индивид есть отражение всей совокупности общественных отношений своего общества, то неизбежная многоплановость социальных ролей, которые он выполняет, становится предельно понятной.
Характеристика
этих ролей важна и сама
по себе, но еще большую значимость
она приобретает в контексте
задач их совершенствования. В
этом контексте следует
Сохраняя избранную
в учебнике логику, начнем рассмотрение
социальных ролей личности с базисной,
с его роли как труженика независимо
от того, в какой сфере общественного
разделения труда эта деятельность
совершается.
Личность как труженик!
Проблема совершенствования личности как труженика обнаруживает ряд аспектов (профессиональный, нравственный и т.д.), причем реализация каждого из них идет успешно лишь при одновременном включении двух только что упомянутых каналов. Общество должно стимулировать, экономическими, правовыми, идеологическими и иными средствами побуждать труженика к совершенствованию, но как сработают эти импульсы (и сработают ли они вообще) в решающей степени зависит от индивида - его психологической установки, волевых качеств, общей культуры.
<Совершенствование личности как труженика - процесс системный, и, пожалуй, наиболее рельефно эта системность вырисовалась сегодня, в связи с переходом к новому, информационно-компьютерному, технологическому способу производства и соответственно к новой ступени в развитии цивилизации>
От труженика
требуются, в частности, не только невиданный
ранее уровень
Правильные ответы на эти вопросы возможны только при учете специфики современного труда, который все больше наполняется творческим содержанием. В этих условиях дисциплина, поддерживаемая извне (надсмотрщиком, инспекцией по приему продукции) все больше принуждена сменяться самодисциплиной, самоконтролем, и главным контролером при этом выступают совесть, другие моральные качества личности.
Личность как собственник!
Начиная с середины 80-х годов, с провозглашения так называемой "перестройки", в эпицентре наших общественных баталий находится проблема личности как собственника.
Дискуссии эти не обходятся без крайностей - без утверждений, согласно которым человек, "свободный" от собственности, вообще не может быть личностью. Выходит, не был личностью раб Спартак, как и многие видные философы и общественные деятели прошлого, не обладавшие ни наследственной, ни благоприобретенной собственностью.
Не надо быть профессиональным историком, чтобы понять, насколько ошибочно такое понимание. Равно как ошибочно полагать, будто превращение всех в собственников решит проблему превращения всех в личностей.
Исторически именно
мелкий собственник (в особенности
сельский), задавленный каждодневными
заботами, хозяйствующий отнюдь не
при самых прогрессивных
В чем же тогда состоит проблема совершенствования личности как собственника?
Дело в том, что обладание собственностью в любом ее виде в потенции способно оказывать не только позитивное, но отрицательное, разлагающее воздействие на личность, вести к ее распаду. Ведь отчуждение своим сатанинским крылом касается не только отверженных от собственности: оно бьет и по представителям противоположной стороны, лишая их того удовлетворения, которое дает физический и умственный труд (если они и таковым тоже не занимаются), развивая паразитические потребности и аномальные способы их удовлетворения, вызывая зачастую полную апатию к жизни, а то и добровольный уход из нее.
Собственник, если
он хочет оставаться личностью, не может
не обуздывать в себе каждодневно
и ежечасно эти зловещие потенции,
используя свою собственность во
благо себе - для своего духовного
развития, сохранения психофизического
и нравственного здоровья, во благо
своим ближним и во благо всего
общества (путем спонсорской и
иной благотворительной
Но у проблемы
совершенствования личности как
собственника есть и другой поворот.
В зависимости от того, как достигается
прибыль (юридически и нравственно
допустимыми способами или
В
свое время И.Ильф
и Е.Петров вложили
в уста незабвенного
Остапа Бендера призыв
чтить уголовный
кодекс. К сожалению,
в наше время весомая
часть доморощенных
предпринимателей не
внемлют этому
призыву, наплевательски
относясь и к кодексу
уголовному, и к
кодексу моральному.
ЛИЧНОСТЬ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ!
В проблеме "личность как потребитель" можно выделить три основных аспекта.
В одних случаях
держатся под прессингом потребности
нездоровые (потребность в алкоголе,
порнографической продукции и т.п.)
и всячески поощряются здоровые (занятия
спортом и туризмом, художественная
самодеятельность); в других - сдерживаются
потребности здоровые (скажем, потребность
в оснащении быта современной
техникой) и в разных целях, прежде
всего, в политических (для отвлечения
граждан от политики) и экономических
(с целью увеличения прибылей) поощряются
потребности нездоровые; в третьих
- могут поощряться и те, и другие.
ЛИЧНОСТЬ КАК ГРАЖДАНИН!
Понятию "гражданин"
в нашем сознании противостоит понятие
"обыватель" - человек, далекий
от животрепещущих проблем своего общества.
И дело чаще всего не в том, что
индивид не осведомлен об этих проблемах:
он может о них быть достаточно
"наслышан" и в целом неплохо
разбираться. Беда в другом - он не считает
для себя необходимым вмешательство
в ход общественных дел, личное участие
в решении этих проблем, тем более
если это связано с риском для
его материального
Обыватели вредны и опасны для общества не только сами по себе, но и тем, что заражают своим пассивным отношением к общественным делам многих из окружающих их людей. И это закономерно, ибо существует, как мы уже видели, социально-психологический рефлекс подражания.
В определенных социальных условиях обывательщина может превратиться в феномен, охватывающий большинство членов общества. Подобные условия, похоже, сложились у нас в последние годы. Судя по результатам проводимых в различных регионах социологических исследований, все больше падает уверенность опрашиваемых в возможности улучшения своего положения за счет решения общественных проблем и соответственно все более возрастает установка "опоры на собственные силы", включающая в себя наряду с интенсификацией трудовых усилий использование протекционистских связей, спекулятивную деятельность и т.п. Массы становятся индифферентными по отношению к политической практике - а это тоже чрезвычайно важный показатель.
Есть еще один феномен, без которого наше представление о гражданине становится неполным, - феномен законопослушания. Многим, очевидно, уже известен классический пример законопослушания, преподанный Сократом и своим современникам, и грядущим поколениям. Приговоренный афинскими властями к смерти, Сократ тем не менее отвергает предложение своих учеников организовать его побег из тюрьмы. Свой выбор он мотивирует примерно так: "Нельзя нарушать законы, даже если в данном конкретном случае они тебя не устраивают. Лучше претерпеть несправедливость, чем несправедливо поступить".
Итак, нарушение
законов гражданами -несправедливо.
В менталитете разных народов
отношение к законопослушанию настолько
различно, что в литературе (и
в научной, и в художественной)
мы встречаем во многом справедливые
рассуждения о народах
На первый взгляд
может показаться, что законопослушание
сродни конформизму. В действительности
же конформизм есть приспособление к
существующему порядку вещей
без какого-либо активного стремления
к его изменению. Законопослушание
же личности не исключает критического
отношения к законам и
!Престижность социальной роли личности, связанной с функционированием семьи, за последний век претерпевала зримые метаморфозы, но, описав солидный виток, сегодня вроде бы возвращается "на круги своя"!
В начале века получили распространение взгляды, так или иначе исходившие из предрешенности судьбы семьи, доселе выступавшей в качестве незыблемой ячейки общества. Аргументация была различной:
В этих пессимистических
прогнозах отразились многие объективные
процессы, действительно
А. Тоффлер вспоминает, что когда он со своей будущей женой учился в школе, она была единственной ученицей в классе, родители которой находились в разводе. А сегодня, продолжает Тоффлер (и это относится к середине 80-х годов), наша дочь единственная в классе ученица, родители которой не развелись.
Кстати, само по
себе количество разводов еще не свидетельствует
о деградации семейных отношений. В
определенных исторических ситуациях
(демократизация общества и уравнивание
женщин в правах с мужчинами) "девятый
вал" разводов может выступать
индикатором формирования нового, более
прогрессивного типа семьи. Сошлемся на
опыт отечественной истории. В дореволюционной
России женщина не обладала правом
бракоразводной инициативы, она получила
его после революции. И уже
это одно изменение юридического
статуса женщины должно было значительно
(гипотетически - вдвое) увеличить количество
разводов. Женщина получила равный
с мужчинами доступ ко всем ступеням
общего и профессионального
Информация о работе Личность и её социальные роли в обществе