Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:10, реферат
Многое из того, что окружает человека, он впускает в собственную душу безотчетно, без какой - либо критической оценки, принимая окружающий мир таким, как он есть, не задумываясь о его природе. Обычно человек старается жить просто и не испытывает потребности в последовательном размышлении. Но человеку присуще и иное состояние души, и он открывает в себе способность продвигаться к истине, открывать тайны реальности, открывать тайны реальности, пытается ответить на вопросы, которые как - будто не имеют значения для него лично.
Введение
Человек, Индивид, Личность
Импульсы развития Личности
Виды и типы Личности
Три социальных типа Личности по Марксу
Свобода и ответственность Личности
Личность и социальный статус
Социальные роли Личности
Заключение
Список литературы
Говоря о воздействии
социальной среды на человека, необходимо
учитывать ее многослойность. При
крупномасштабном подходе такими слоями
будут:
Мегасреда - огромный социальный мир вокруг нас, испускающий мощные импульсы, которые кровно затрагивают интересы всего человечества и определяют - в условиях интернационализации информационного пространства - духовную, социально-психологическую атмосферу эпохи;
макросреда - большое общество, страна, к которой мы принадлежим по рождению, воспитанию, месту проживания;
микросреда - наше непосредственное социальное окружение в лице трех основных референтных групп: семьи, первичного коллектива (учебного, трудового, армейского и т.д.) и приятелей.
Воссоздавая образ
того или иного исторического
деятеля (полководца, мыслителя, законодателя,
народного вождя, художника) исследователь
обязан учитывать воздействие на
личность каждого из этих слоев среды.
В противном случае образ получается
искаженным, а многие очень важные
моменты, связанные с ним, остаются
непонятыми. Как объяснить, например,
тот факт, что в событиях русской
истории XIX века мы встречаем и Муравьева-вешателя
и тех Муравьевых, которых вешали
либо ссылали на каторгу за участие
в восстании декабристов? Ведь все
они были вскормлены одной и той
же макросредой и принадлежали к
ней по своему социальному положению.
Помочь в "дифференциальной диагностике"
здесь может только обращение
к микросреде, то есть выяснение
специфических особенностей, в которых
проходило их семейное воспитание,
влияние приятельского
Обратное активное воздействие личности на каждую из сред, разумеется, не равнозначно. Наибольшими возможностями для непосредственного воздействия личность располагает по отношению к микросреде. Что же касается ее воздействия на макро- и мегасреду, то в подавляющем большинстве случаев здесь приходится говорить о воздействии опосредованном - через включенность индивида в различного рода объединения в национальном и международном масштабе.
В
то же время по степени
индивидуального вклада
личности в развитие
каждой из сфер судят
о ее масштабности. В
этом смысле говорят
о личностях рядовых,
талантливых, выдающихся,
гениальных.
ВИДЫ
И ТИПЫ ЛИЧНОСТИ.
В учебнике “Философия”
под редакцией доктора
Итак, выделяют физическую, социальную и духовную личности.
Физическая личность или физическое Я – это тело, или, телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый “предмет” для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности можно также отнести одежду, домашний очаг, произведения ручного и интеллектуального труда – украшения его быта, коллекции, письма, рукописи. По данным элементам можно много сказать о человека, о его увлечениях. Сразу распознать творческую личность. Защита себя, своего тела, своей идентичности, равно как и своего ближайшего окружения, относится к числу древнейших личностных качеств человека и в истории общества, и в истории индивида.
Как сказал Г. Гейне: каждый человек есть “целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним”.
Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которым он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности.
Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель – наши притязания.
При увеличении числителя и уменьшении знаменателя, дробь будет возрастать.
По этому поводу Т. Карлейль говорил: “Приравняй твои притязания к нулю и целый мир будет у ног твоих”.
И, наконец, духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего “Я”, на котором все и держится. Это внутренние духовные состояния, отражающие стремление к определенным духовным ценностям и идеалам. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, она не приобретается путем образования или подражания даже лучшим примером.
Зачастую духовность не только “держит” личность, но и является высшим благом, верховной целостностью, во имя которой иногда жертвуют своей жизнью.
В знаменитом выражении Б. Паскаля о человеке, как “мыслящем тростнике” подчеркивается сила духа, даже при самых суровых условиях бытия.
Более того,
история дает массу примеров,
когда интенсивная духовная
Выделение физической, социальной и духовной личности носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности.
Вместе с тем, болезни, тяжелые испытания, возраст и прочее могут изменить структуру личности, привести к своеобразному её “расщеплению” или деградации.
Также, выделяют несколько крупных социальных типов личности:
Для них главное – активное действие, изменение мира и других людей, а также самого себя. Они живут работой, находя в этом высшее удовлетворение, даже если её плоды и не столь заметны. Потребность в таких личностях была всегда – эти люди активны, знают себе цену, обладают чувством собственного достоинства, осознают меру своей ответственности за себя, за свою семью, за свой народ.
Ещё Евангелист Лука приводил слова Христа: “Жатвы много, а делателей мало”.
Возможно, многие люди видят красоту природы, но описать её так, как это делает поэт очень трудно. Поэт, словно волшебник описывает, например, кленовый лист, как живого человека, чувствующего и живущего.
А как художник, подбирая палитру красок, творит чудеса на холсте, и показывает, что как, например, море живет, радуется, грустит.
Действительно, этот тип личности творит чудеса!!!
Каждый знает, что Иисус Христос, не знал всех людей, но знал, что они веруют, был распят во имя человечества, жертвуя собой.
Евангельская заповедь: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”, находит в их деятельности непосредственное воплощение. “Спешите делать добро”, - этот жизненный девиз русского врача – гуманиста XI века Ф. П. Гааза символизирует степень таких личностей.
В современном
обществе встречаются все
Нельзя
утверждать, что определенный
человек не относится
ни к одному из типов,
это неправильно,
ведь, возможно в
каждом человеке есть
деятель, мыслитель,
эмоциональный, чувственный,
гуманист и подвижник.
ТРИ
СОЦИАЛЬНЫХ ТИПА ЛИЧНОСТИ
по Марксу.
Характеристика основных исторических типов социальности личности была дана К.Марксом: "Отношения личной зависимости (вначале совершенно первобытные) - таковы те первые формы общества, при которых производительность людей развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах. Личная независимость, основанная на вещной зависимости, - такова вторая крупная форма, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций".
Свободная
индивидуальность, основанная на
универсальном развитии
Субъект зависимости при этом может быть различен:
Во всех этих случаях человек подавлен как личность не только классовым гнетом (там, где он существует), но и коллективом, в который он включен. Функцию рода в этом отношении унаследовали каста и сословие, цех ремесленников и купеческая гильдия, а на макроуровне - тоталитарное общество. Проявляется эта зависимость-подавление не только в поведении индивида, которое "обложено" со всех сторон соответствующими нормами, запретами, традициями, но и в его сознании, в неспособности вычленить себя из коллектива, атомизироваться.
Причину такого
низкого социального статуса
индивида надо видеть в специфике
тех технологических способов производства,
на базе которых он произрастал. Сначала
это - доцивилизационный
Информация о работе Личность и её социальные роли в обществе