Курс лекций по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:55, курс лекций

Описание работы

Философия, её сущность и предназначение. Философия Древнего Востока. Античная философия. Средневековая европейская и арабоязычная философия. Философия эпохи Возрождения. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия. Русская религиозная философия 19-20 в. в. Западная философия XIX в. Западная философия XX в.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 75.95 Кб (Скачать)

Нравственная  философия Абая носит в значительной мере дидактический характер и нацелена на то, чтобы освободить простого казаха от моральных пороков, аморального  и править ему стремление к знаниями и культуре, к благородству, честности, трудолюбию и т.д.

Шакарим Кудайбердиев (1858-1931) – общепризнанный поэт, выдающийся композитор, крупный религиозный деятелем и эрудированный философ. Философия Шакарима формировалась на основе сопоставления истинной веры и науки, знания и религии. Тщательнейшим образом изучив историю философии и науки, Шакарим в своей работе «Три истины» приходит к своей истине о признании создателя всего сущего, бессмертия души  и совести, как её бестелесной субстанции.

С одной стороны  не вызывает сомнений, что Шакарим оказывает большое доверие науке, естествознанию и философскому материализму. С другой стороны, он считает, что тот же материализм уделяет очень мало внимания проблеме души человека. Философия Шакарима представляет собой нравственно-этическое обоснование необходимости очеловечивания человека. «…Сердце человека, так и не поверившего в дальнейшую жизнь души, не поверившего в то, что совесть и душа – это одинаково необходимая опора для обеих жизней, не сможет очистить ни одна наука, никакое искусство, ни один путь и ни один закон». И наоборот «…если человек в полной мере уверует в посмертную жизнь души и в то, что совесть – это её первейшая потребность, тогда ничто не сможет сделать его сердце черным и черствым». Центральная категория философии Шакарима – совесть. «Человеческую скромность, справедливость, доброту в их единстве я называю мусульманским словом уждан, русским – совесть». «…По моему разумению – утверждает Шакарим – основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искренне сердце».

Ахмет Байтурсынов – выдающийся казахский просветитель-демократ, поэт, писатель, известный общественный деятель, ученый, философ. Основная сфера его научных изысканий – это литературное творчество, исследование языка и закономерностей его функционирования в обществе, его роли в организации общественной жизни и деятельности людей. Он одним из первых в Казахстане занялся серьезным углубленным исследованием творческого наследия Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, Абая Кунанбаева, содержания жанров, форм, значения устного словесного искусства казахов, казахского фольклора.

Ахмет Байтурсынов родился 25 января 1873 г. в Тосынской волости Тургайского уезда.

В центре научных  интересов ученого был казахский  язык и языкознание, как основа языковой практики. Естественно, что теоретический  анализ истории литературы и законов  развития языка и словесного искусства  потребовал от нег решения ряда сложных  проблем философии слова, словообразования, языка, его функций и значения для организации человеческих форм бытия. Поэтому не удивительно, что  в научно-теоретическом наследии А. Байтурсынова большое место занимают разработка философско-теоретических проблем языка и художественного творчества.

 Неоценимый  вклад в дело обогащения культуры  казахов внес М. Дулатов – выдающийся общественно-политический деятель, поэт, писатель, ученый-историк и философ. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за свободу и славу своего народа и оставил глубокий след в истории своей страны.

Бесконечно  много внимания уделял он исследованию тюркских народов – казахов, узбеков, киргизов и др. Он тщательно собирал  исторические факты из жизни этих народов, сопоставлял их, анализировал, чтобы как можно глубже разобраться  в сущности их исторического и  научного значения.

Он выступает  как профессиональный и хорошо эрудированный  теоретик исторической науки, социальный мыслитель, ищущий в прошлом дорогу в будущее. Особое место в творчестве М .Дулатова занимает стремление дать предельно объективный анализ искажений исторических фактов и событий. Он превосходно понимал, что любое искажение трактовки истории в интересах каких бы то ни было социальных сил могут иметь плачевные последствия. Именно поэтому он старался всюду, где замечал подобного рода явления, восстановить историческую правду, обосновать объективную истину, которая существует не в сознании познающего объекта, а в связи и во взаимодействии самих исторических событий.

Главной проблемой  своего времени он считал отношения  зависимого от России Казахстана с  независимым и всесильным царским  правительством. Критика несостоятельной, бездумной, реакционной политики царизма  по отношению к колониально зависимым  народам была, по существу, кредом его политического мышления. В процессе критического анализа царской колониальной политики он ввел в оборот ряд новых понятий политической и социальной мысли, которые дали ему возможность предельно точно охарактеризовать закономерности экономического и социально-политического развития казахского общества на рубеже двух веков. Это такие понятия, как «сатрапия», «самосознание», «самодеятельность», «самоуправление», «представительство», «объективное», «активное» и т.п. Колониальная политика царизма, представляющая собой безжалостный грабеж трудящихся масс Казахстана, по мнению М. Дулатова, привела край к полному упадку. Не ограничиваясь экономическим порабощением казахской бедноты, царская бюрократия повела повальное наступление и на культуру казахского народа. Она запрещала, где только могла, проявления национальных обычаев и обрядов, старалась подорвать влияние исламских традиций на общественную жизнь казахов. На место всего этого заступила политика русификации и насильственной ассимиляции народов, проживающих на территории Казахстана. К сожалению, эта политика, быть может, в скрытом виде и под разными лозунгами проводилась и в советское время.

 

 

 

 

 


Информация о работе Курс лекций по "Философии"