Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:55, курс лекций
Философия, её сущность и предназначение. Философия Древнего Востока. Античная философия. Средневековая европейская и арабоязычная философия. Философия эпохи Возрождения. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия. Русская религиозная философия 19-20 в. в. Западная философия XIX в. Западная философия XX в.
Авиценну называли «князем философов» и «князем врачей». Авиценна отрицал творение мира во времени. Он рассматривал сущее как вневременную эманацию Бога; миру как вечной длительности во времени соответствует вечный Бог, а душа человека есть нечто бессмертное — она есть духовная форма тела (в аристотелевском смысле).
Аверроэс — арабский философ Ибн Рущд (1126—1198), представитель восточного аристотелизма, автор и "медицинских трудов. В трактате «Опровержение опровержения» он отвергал нападки теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Им проведено разграничение рациональной религии, доступной немногим образованным, и образно-аллегорической религии, доступной всем, что явилось одним из источников теории двойственной истины. Идеи Аверроэса оказали большое влияние на развитие европейской средневековой философии.
Философия суфизма. Суфизм (от арабского слова «суф» — шерсть) — общее название мистико-аскетического Г направления в Исламе. Религиозное учение суфизма проповедовало отвращение к богатству, созерцательность, бескорыстную любовь к Аллаху. Позже появляется суфийская философия, в которой основными идеями стали примат божественного откровения над разумом и веры над наукой. К суфиям примыкали не только мыслители, но и поэты мирового значения, например — Руми, Джами и другие. Наиболее известным представителем философии суфизма был Аль-Газали.
Лекция № 7 Философия эпохи Возрождения.
«Ренессанс»
или «Возрождение» — важный
этап в истории философии,
Главная особенность философии
Ренессанса — антропоцентризм. Теперь
не Бог, а человек поставлен в центр
исследований. Место человека в мире, его
свобода, его судьба волнуют таких мыслителей,
как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм
Роттердамский, Макиавелли, Томас Мор,
Мишель де Монтень и других. Выражая восхищение
человеком, они отмечают его телесную
и духовную красоту, универсализм, творчество.
Н.Кузанский развивал мистический пантеизм, утверждая, что Бог растворяется в природе, Бог теряет свои антропоморфные черты, превращаясь в безликий принцип. Эманация Бога представляет диалектический процесс единства противоположностей: минимума и максимума, конечного и бесконечного. Парацельс перевёл идеи Кузанца в русло алхимии. Он рассматривал природу как живой организм и в каждом природном явлении присутствует дух, с которым можно войти в контакт с помощью магических средств(сера, ртуть, углерод) и научиться управлять им. Таким образом, Теофраст фон Гогенгейм развивал организмический подход к природе. Научная реализация идей Кузанца осуществилась в гелиоцентрической модели Вселенной Бруно, Коперника, Галилея.
Общественно-правовые идеалы, первые
утопии создавали Т.Мор,Т.Кампанелла,
Лекция № 8 Философия Нового времени.
Философия Нового времени занимает 16—18 вв. Это время становления и оформления многих естественных наук, отпочковавшихся от философии.
Итак, мы видим, что, в отличие от эпохи Ренессанса, в философии Нового времени появляется ряд специфических проблем и установок.
1. Полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом — невозможен. Никакие авторитеты (античность и т. д.) не признаются, кроме авторитета самого разума.
2. Выдвижение
науки в ранг важнейшего
3. Развитие
наук и конечное подчинение
человеком природы возможно
Разумеется, другие проблемы философии никуда не исчезают, а развиваются дальше. В том числе проблемы, связанные с религией, моралью, проблемы человека и т. п. Но они оттесняются на периферию интересов ученых.
Линию объективного идеализма в истории философии развивал в этот период немецкий философ Г.Лейбниц (1646-1716). Он поставил вопрос о самодвижении материи и выдвинул принцип живой силы, благодаря которой каждое тело является самостоятельно существующей психической субстанцией – монадой.
Живая сила, согласно Лейбницу, есть проявление самодеятельности материи и отождествляется с нематериальной сущностью душой каждой вещи. Душа составляет сущность каждой субстанции - монады, а высшей монадой является Бог.
Епископ Беркли противопоставлял свои взгляды материализму и стремился опровергнуть его, видел в материалистических представлениях теоретическую основу атеизма и безбожия. Он настойчиво стремился доказать, что понятие "материя" является фикцией, что материя - это только совокупность ощущений.
Еще дальше по указанному пути пошел Давид Юм (1711—1776). Не только «субстанция», «материя», но и такие понятия науки, как «причина», «следствие», «необходимость», «случайность» — есть «фикции» нашего ума.
На самом деле эти понятия обозначают связь впечатлений опыта. Предметы или процессы есть совокупность восприятий Ума (у Беркли «совокупность ощущений»). Ум людей активен, ум имеет «энергию», или способность «рассматривать» явления мира через призму причинно-следственных связей.
Т.Гоббс (англ.фил.) формулирует концепцию естественного равенства всех людей и на этой основе закладывает учение о правах и обязанностях человека как гражданина. В понимании государства и его политики, функций и задач Гоббс, по словам Б.Рассела, является одним из первых современных политических мыслителей, опиравшихся на здравый смысл и общественно-политический опыт.
Подобно тому, как в общей философии Дж.Локк явился выразителем позиции здравого смысла, в политической философии - он классический выразитель правовых представлений буржуазного общества. В работе "Два трактата о правлении" Локк продолжает развивать идеи Гоббса о договорном характере государства, о формах наилучшего его устройства, о его целях и функциях. В отличие от Гоббса он не отождествляет государство с гражданским обществом, признавая уже в так называемом естественном состоянии существование частной собственности, свободы личности и других социальных установлений и признаков. Переход к государству, по Локку, был обусловлен необходимостью более эффективной регуляции отношений собственности, личных свобод и т.д.
Лекция 9-10 Немецкая классическая философия.
Важная
роль в истории философии
И.Кант (1724-1804) является родоначальником немецкой классической философии.
В теории познания Кант по существу совершает "коперниканский переворот". Если до него материалисты считали, что человек пассивно отражает внешний мир, то Кант процесс познания рассматривает как активный, творческий процесс своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта. Наши представления о вещах всегда отличаются от "вещи в себе", вернее, "самой по себе", хотя бы в силу относительности нашего знания. Таким образом, "вещь для нас", т.е. воспринимаемый нами "объект", есть всегда лишь сторона "вещи самой по себе", объекта.
Заслугой Канта является и то, что он, в частности, в работе "Критика практического разума" преодолевает концепцию европейских просветителей (Руссо, Локка) о естественноприродном человеке и пытается раскрыть специфику человеческой сущности. В соответствии со своей критической философией он разделяет мир человека и человеческих отношений на сферу явлений, где человек под влиянием чувственных воздействий и склонностей проявляет себя как природно-чувственное существо, и сферу умопостигаемых процессов и отношений, где человек рассуждает и совершает поступки в соответствии с высшими принципами разума. Последняя сфера, по Канту, и есть специфически человеческая сфера моральности, культуры, самой социальности. Именно в мире умопостигаемых отношений свободная воля практического разума принуждает действовать индивида не в силу эгоистически-себялюбивых стремлений к чувственному удовольствию, а в соответствии с так называемым категорическим императивом, по требованиям долга и адекватно выдвигаемым свободным разумом целям.
Г.Гегель (1770-1831), считал, что все существующее есть лишь покров, под которым скрывается понятие. В гегелевском учении понятие есть форма движения Мирового духа, Абсолютной идеи, которая сначала развивается сама в себе как логический процесс, затем переходит в природное бытие и там повторяется пройденное в духовной форме развитие; затем, наконец, в человеческом познании через раскрытие законов действительности. Абсолютная идея познает самое себя в виде Абсолютной истины.
Раскрывая движение Абсолютной идеи как объективный процесс диалектического развития, Гегель по существу в диалектике понятий угадал диалектику объективного мира и таким образом пришел к обоснованию той основной мысли, что мир состоит не из законченных, готовых предметов, а представляет собой совокупность процессов развития, сущность которого выражается в законах диалектики.
Важную роль в преодолении идеализма Гегеля сыграл его ученик Л.Фейербах (1804-1872) - философ-материалист, выступивший против объективного гегелевского идеализма и официальной религии в главном своем произведении "Сущность христианства". Материализм Фейербаха, как и диалектика Гегеля, сыграли роль основных теоретических источников философии марксизма.
Утверждая
и обосновывая первичность
Философия марксизма (представители К. Маркс и Ф.Энгельс). Ценным вкладом в развитие философии, сделанным Марксом, является не только открытие факта о приоритете экономики над духовным фактором, тайны прибавочной стоимости, механизма порабощения и эксплуатации человека в системе товарно-денежных отношений, но и открытие экономической формы отчуждения. Соглашаясь и воспринимая идею Л. Фейербаха о религиозном отчуждении, К. Маркс считает его одним из аспектов общего отчуждения капитализма. По мнению К. Маркса, наиболее всеобщей формой отчуждения в условиях капитализма является экономическое отчуждение. Снять эту форму отчуждения возможно только посредством революции и последующих социально-экономических преобразований. В результате каждый человек становится сознательным, свободным и творческим, так как снимаются овеществление и отчуждение. А сам человек становится активным и сознательным субъект собственной жизнедеятельности, способный полностью реализовать себя. Социум и человек в новых социально-экономических условиях становятся «рациональными, просвещенным и рационально-управляемым».
Идею Маркса о том, что труд является материальным основанием формирования и развития человеческого сознания, а также о приоритете экономики в развитии человеческого общества будет творчески продолжено Ф. Энгельсом (1820-1895) в ряде его работ "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", "происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884). Так, Ф. Энгельс в работе "происхождение семьи..." 1вяталея показать, что семья и статус женщины в обществе и семье значительно претерпели трансформацию в ходе исторического развития под влиянием эволюции способа производства и форм собственности. Ф. Энгельс показал, как и каким образом происходит эволюция формы семьи и брака, усиливается эксплуатация и маргинализация женщины замыкание ее приватной сферой. Ф. Энгельс способствовал формированию дискуссий об экономической основе различия гендерных (мужских и женских) ролей, постановки вопроса о статусе женщины и ее эмансипации, об изменении института традиционного брака и снятии зависимости женщины от мужчины.
Ф. Энгельс
разработал идеи о диалектике природы,
о материи как субстанции сущего,
разработал классификацию форм движения
материи, положение о пространстве
и времени как атрибутах
Лекция № 11 Русская религиозная философия 19-20 в. в.
Западники и славянофилы - две ведущие противоборствуюшие силы в идеологии и философии России в середине XIX в.
К числу виднейших западников принадлежали П. Я. Чаадаев, Н. В. Станкевич (1813-1840), В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870). В основе убеждений западников лежало представление о едином общечеловеческом пути развития. Они считали, что в этом развитии западноевропейские народы опередили все остальные народы. Россия идет по тому же пути, но отстает на нем. Поэтому Россия должна учиться у Запада. должна усвоить европейскую науку и плоды просвещения.