Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:55, курс лекций
Философия, её сущность и предназначение. Философия Древнего Востока. Античная философия. Средневековая европейская и арабоязычная философия. Философия эпохи Возрождения. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия. Русская религиозная философия 19-20 в. в. Западная философия XIX в. Западная философия XX в.
К числу виднейших славянофилов относились И. В. Киреевскйй ( 1806-1856), A. C. Хомяков (1804-1869), К. С. Аксаков (1817-1860). Для славянофилов была характерна идеализация исторического прошлого России. Они считали, что русская культура и политическая жизнь развиваются по собственному пути, отличному от западного. Они видели историческую миссию России в том, чтобы оздоровить Запад духом православия и русских общественных идеалов, помочь Европе в разрешении ее внутренних и внешних политических проблем в соответствии с христианскими принципами
Достоевский Ф.М. (1821-1881) - великий русский писатель, публицист . философ. Особое влияние на мировую культуру и философию оказало исследование Достоевским « бездны » мятущейся человеческой души, с ее противоречиями и страстями, художественный анализ глубин подсознания. Философские воззрения Достоевского можно в целом охарактеризовать как христианский гуманизм. в котором до предела доведена идея ценности каждой человеческой личности. Спасение человечества он видит в христианских идеалах любви, добра и красоты («красота спасет мир»):
Замечательный писатель, Лев Толстой был еще и глубоким, проницательным мыслителем. Основной вопрос Толстого: как разорвать замкнутый круг насилия - вечный принцип человеческого существования. Толстой пришел к мысли, что надо возродить основной принцип христианской религии - непротивление злу насилием. Насилие порождает только насилие и ничего больше. Единственный выход - моральное самоусовершенствокание. Начните с себя.
Вершиной
русской идеалистической
Начало XX в. (1901-1917) гг. характеризуется продолжающимся расцветом русской философии. Религиозный смысл истории анализировался и по своему интерпретировался в работах И. А. Ильина. Работы Н. А. Бердяева и Льва Шестова (Л.И.Шварцмана) заложили основа экзистенциализма ( или предэкзистенциализма). С. Л. Франк создал концепцию «живого знания» - обращенную к человеку «философию жизни» ; его иде получили дальнейшее развитие в учении Н. И. Лосского. На базе пришедшего из Византии еше в эпоху средневековья исихазма в начале XX в. в России возникло такое интересное и своеобразное течение, как имяславие (П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, А. Ф. Лосев). В XX в. получил развитие « русский космизм».
Философия № 12 Западная философия XIX в
Конец 19 – нач. 20 вв. – эпоха неклассической философии – дали плеяду замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями. Философия этой эпохи носила в основном иррациональный характер.
Иррационализм в широком смысле учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведенческих актов людей, в мировоззрении, в ходе исторического процесса играют роль не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (от латинского неразумный, бессознательный), что предлагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувства, словом, тех срезов духовного начала, которые противопоставляются разуму, рассудку, мудрости.
Артур Шопенгауэр -1788—1860. Основная его работа «Мир как воля и представление». Мир, по Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума. В мире есть «воля». Волю надо понимать широко — не как качество человеческой души, а как «порыв», существующий в природе и в обществе. Если основа мира — «воля» неразумна, то и мир, по сути дела, — неразумен. История лишена смысла, в ней нет никакого разумного обоснования. Наука постоянно заходит в тупик, когда пытается обосновать мир из законов разума.
Фридрих Ницше (1844—1900) считал себя учеником А. Шопенгауэра и разделял его иррационалистический взгляд на мир. В мире действует слепая воля, но эта «воля к жизни» на человеческом уровне выглядит как «воля к власти». Проявлением «воли к власти» надо считать тягу к самоутверждению в формах искусства, морали, религии и науки. «Воля к власти» — движущая сила человеческой культуры.
В работах «Так говорил Заратустра», «Воля к власти», «Человеческое слишком человеческое», Ницше дает оригинальное понимание человеческой морали. Мораль предельно относительна. Истин морали нет. Сократ был «первым декадентом» в философии, человеком, который пытался найти «общую» мораль — правила нравственности, которых должны придерживаться все люди без исключения. Но главным искажением морали стало христианское учение, которое восторжествовало в европейской культуре. Христианская мораль стала «...суммой условия сохранения бедных, полу удачных и полностью неудачных видов человека», — писал Фр. Ницше.
Основные идеи прагматизма высказывали Ч.С. Пирс (1839-1914), У. Джеймс (1862-1952). Прагматизм обвинял всю прежнюю философию в отрыве от жизни, в абстрактности и созерцательности. Философия должна способствовать не осмыслению первых начал бытия, а созданию общего метода решения тех проблем, которые встают перед людьми в жизненных различных ситуациях, в потоке постоянно меняющихся событий. Задача философии, с точки зрения прагматизма, заключается в такой организации жизненного опыта, прежде всего уклада социального бытия, который способствовал бы улучшению образа жизни людей, их бытия в мире.
С именем З. Фрейда связанно основание психоанализа как философской концепции (1856-1939). Несомненная заслуга Фрейда и всей его школы психоанализа – открытие и исследование бессознательного как качественного специфического состояния человеческой психики. Предметом изучения прежней философии был, разум, сознание человека. Признавая важность сознания, тем не менее, Фрейд придавал исключительное значение в человеческой психике бессознательному, либидо (половое влечение), влечение к жизни, влечение к смерти (инстинкты жизни и агрессии). Фрейд считал, что культура и человек находятся в антагонизме. Культура подавляет человека, навязывая ему ценности, уменьшая счастье (удовольствие) человека, поэтому она должна быть изменена.
Психоанализ рассматривает ряд проблем: человек и общество, «невротическая культура», «невроз», «психология масс» и т.д.
Следующее направление западной философии – позитивизм. Первая историческая форма позитивизма сложилась в 30-40 годы XIX в. Основателем его был французский философ О.Конт (1798-1857).
Удел науки, по Конту, не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не способна ответить на вопрос "почему?", она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать лишь на вопрос "как?" Лишь в таком случае наука может стать позитивной. И это должно касаться не только частных наук, но и философий. Философия не может быть наукой о самом бытии, как это было типично для ее метафизической стадии. Задача положительной философии должна состоять в систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.
Вторая историческая
форма позитивизма - эмпириокритицизм
- возникла на рубеже Х1Х-ХХ вв. Его ведущими
представителями выступили
Неопозитивизм как третья историческая форма позитивизма попытался обосновать тезис о том, что философия вообще не имеет своего самостоятельного предмета исследований. Неопозитивизм зарождается почти одновременно в Австрии, Англии, Польше в 20-е годы XX в. (М. Шпик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах, Л. Витгенштейн). Неопозитивизм часто называют на Западе аналитической философией. Она представлена логическим позитивизмом и лингвистической философией.
Философия путем анализа языка должна очищать научные знания от предложений, которые не имеют смысла.
Процедура проверки предложений на предмет их осмысленности получила название "верификация" (от лат. "verus" -истинный и "facio" -делаю). Согласно принципу верификации, только те предложения имеют смысл, которые допускают (хотя бы косвенным образом) опытную проверку.
На арене появляется постпозитивизм, который пересматривает проблематику философии, ее роль в науке и обществе, методы научного исследования. К числу виднейших представителей постпозитивизма относятся К. Поппер, И. Лакатос, Т.Кун, С. Тулмин, П. Фейерабенд, Дж. Агацци и др.
Главной проблемой постпозитивизма является развитие, динамика научного знания. Такая переориентация привела к изменению всего круга вопросов в философском исследовании науки. Постпозитивизм интересуют, прежде всего, социокулътурная детерминация научного знания, возникновение новых теорий, их принятие сообществом ученых, критерии сравнения и выбора конкурирующих научных концепций и т.п.
Лекция № 13 Западная философия XX в.
В современной западной философии существуют несколько направлений религиозного типа. К ним, прежде всего, относятся неотомизм, персонализм.
К числу признанных представителей неотомизма относятся Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция), И. Бохеньский, И. де Фриз, К. Ранер (ФРГ), Г. Веттер (Австрия), К. Войтыла (Польша), Б. Лонерган (Канада).
Неотомизм представляет собой обновленную философию средневекового схоласта Фомы Аквинского (Томаса Аквината), которая возведена в ранг официальной доктрины католической церкви в последней трети XIX в.
Характерной особенностью современной томистской философии является ее усиленный интерес к проблеме человека. Это в значительной степени отличает ее от традиционной схоластики, где первенствующее значение играла космология.
Католическая церковь ставит во главу угла духовные ценности.
Доминирование материальных ценностей над духовными - поражение человека, тогда как духовные, нравственные ценности свидетельствуют о его совершенстве. Человек должен совершить значительные усилия, которые обеспечивают победу духовных ценностей (это называют аскезой).
Среди духовных ценностей католическая церковь особо выделяет долг, бескорыстие, смирение, милость, любовь и справедливость.
Неотомизм считает, что сегодня великие мировые идеологии на Востоке и Западе переживают глубокий кризис, поэтому необходим новый диалог между церковью и обществом. Много говорится и о потребности утверждения таких фундаментальных человеческих ценностей, как солидарность, единение всех рас и культур, справедливость и забота об отверженных. Отмечается при этом необходимость возрождения национального самосознания народов, установления диалога между различными религиями на принципах экуменизма, объединения.
Хотя разговоры об этих и других подобных общедемократических, общечеловеческих ценностях и ведутся под углом зрения утверждения религиозной веры, они идут в русле процессов формирования нового мышления.
Экзистенциализм - "философия существования" - в середине XX в. был одним из самых модных философских течений. Его наиболее крупные представители: М.Хайдеггер, К.Ясперс в Германии, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю во Франции, Н.Абанъяно в Италии, У.Баррет в США. Основная его тема - духовный мир человека, судьба личности в современном мире.
Различают экзистенциализм светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс, Марсель), хотя это различие достаточно условно. Его родоначальниками являются немецкие философы Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Карл Ясперс (1883-1969). Именно появление в 1927 г. книги Хайдеггера "Бытие и время" ознаменовало становление нового философ-ского направления. Основные идеи этой книги были дополнены и развиты в других его работах, где в систематизированном виде изложены основные идеи философии существования.
Хайдеггер утверждает,
что объективный метод
Экзистенциализм стал складываться после
первой мировой войны, в обстановке
озлобления и уныния, вызванной крахом
кайзеровского милитаризма. Не оправившись
еще от потрясений войны, человечество
столкнулось с новым
Философская антропология — это достаточно влиятельное течение современной философской мысли, в центре внимания которого — проблема человека, а главная идея — создание интегральной концепции человека; его основные представители — М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер, Э. Ротхаккер. В противовес рационалистическим учениям философская антропология вовлекает в сферу исследования душевно-духовную жизнь человека — эмоции, инстинкты, влечения, что зачастую приводит к иррационализму: представители данного направления абсолютизируют эту сторону внутреннего мира человека, умаляя разумное начало. При всех различиях внутри этого течения его основная линия — поиски антропобиологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов.
У истоков
антропологической философии